Научная статья на тему 'Международные стандарты в сфере охраны труда'

Международные стандарты в сфере охраны труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2228
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОХРАНА ТРУДА / БЕЗОПАСНОСТЬ И ГИГИЕНА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РИСК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыганкина Е.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме международному регулированию охраны труда. Цель статьи: рассмотреть международные стандарты, посвященные безопасности и гигиене труда, разработанные на универсальном и региональном уровнях. Особое внимание уделено роли Международной организации труда в создании нормативной базы в сфере охраны труда. На основе проведенного исследования автор указывает на важность продолжения целенаправленной работы по улучшению условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты в сфере охраны труда»

2. Arctic Environmental Protection Strategy - Declaration on the Protection of Arctic Environment. Rovaniemi, Finland, 14th of June 1991.

3. Nuuk Declaration on the occasion of the Seventh Ministerial Meeting of the Arctic Council. May 12, 2011. Nuuk, Greenland.

4. Kiruna Declaration On the occasion of the Eighth Ministerial Meeting of the Arctic Council. Kiruna, Sweden. 15 th of May 2013.

5. Indigenous Peoples' Secretariat Terms of Reference and Procedural Guidelines. Adopted by the IPS Board on November 3, 2001 in Espoo, Finland, with amendments of 21 November 2002 and 05 April 2005.

6. Arctic Council Rules of Procedure, adopted by Arctic Council at the First Arctic Council Ministerial Meeting in Iqaluit, Canada on September 17-18, 1998, Revised by the Arctic Council at the Eighth Arctic Council Ministerial Meeting in Kiruna, Sweden on May 15, 2013.

7. Arctic Council Observer Manual. Adoped by the Arctic Council at the 8th Arctic Council Ministerial Meeting in Kiruna, Sweden on 15.05.2013.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

© Цыганкина Е.А.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - международному регулированию охраны труда. Цель статьи: рассмотреть международные стандарты, посвященные безопасности и гигиене труда, разработанные на универсальном и региональном уровнях. Особое внимание уделено роли Международной организации труда в создании нормативной базы в сфере охраны труда. На основе проведенного исследования автор указывает на важность продолжения целенаправленной работы по улучшению условий труда.

Ключевые слова: международные стандарты, охрана труда, безопасность и гигиена труда, профессиональные заболевания, несчастные случаи, производственный риск, Международная организация труда.

Во всем мире ширится осознание того, что профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве оказывают пагубное влияние не только на жизнь отдельных работников, их семей, на их способность работать в будущем, но и на производительность и доходность предприятий, т.е., в конечном счете, на благосостояние общества, в котором они живут. Важным становится понимание каждым человеком, что охрана труда начинается

* Студент Юридического факультета. Научный руководитель: Малиновский О.Н., доцент кафедры Гражданского процесса и международного права, кандидат юридических наук, доцент.

с сознательного отношения каждого человека к своей собственной безопасности на рабочем месте.

Основные принципы, цели и задачи защиты здоровья и жизни работников нашли свое закрепление в международных актах как универсального, так и регионального уровней, что свидетельствует о достаточно проработанной и последовательной политике государств и международных организаций в сфере охраны труда.

Значительный вклад в разработку международно-правовых актов, в которых нашли закрепление положения об охране труда, внесен ООН.

В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, в ч. 1 ст. 23 которой провозглашается, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы» [1].

В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом ООН, 16 декабря 1966 года был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 7 которого в понятие права на справедливые и благоприятные условия труда включила обеспечение каждому условий работы, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [2, с. 45].

Основные положения, в которых разработаны конкретные международные стандарты, регламентирующие безопасность и гигиену труда, содержатся в конвенциях и рекомендациях МОТ.

При этом необходимо подчеркнуть, что рекомендации МОТ играют принципиально важную роль в дальнейшем развитии международных стандартов по вопросам охраны труда. Содержащиеся в рекомендациях МОТ нормы относятся к нормам так называемого международного «мягкого права» (soft law). Говоря о значении таких норм и отмечая, что они являются одним из важнейших и динамично развивающихся элементов международной нормативной системы, О.Н. Малиновский констатирует, что нормы актов межгосударственных организаций, имеющие рекомендательный характер, непосредственно регулируют международные отношения, способствуют процессу создания договорных и обычных норм международного права, а также воздействуют на совершенствование национальных правовых систем посредством отражения содержащихся в них положений во внутригосударственном законодательстве [3, с. 28]. Рассматривая вопросы влияния рекомендательных норм на правовую систему России, и говоря о том, что большое внимание в деятельности МОТ уделяется повышению эффективности механизма контроля за соблюдением рекомендаций, и что нормы рекомендаций не просто могут, но и должны постоянно находиться в поле зрения законодателя, он обращает внимание на то, что рекомендации МОТ применялись Конституционным Судом РФ и в качестве вспомогательных источников в ходе практики Суда [4, с. 27-29].

Важно отметить, что рекомендательные нормы, как и конвенционные нормы, принимаемые МОТ, представляют собой согласованную волю государств, а также то, что и процедура принятия на Международной конференции труда конвенций и рекомендаций МОТ, и механизм контроля МОТ за их соблюдением государствами во многом имеют сходный характер.

В целом все международные акты МОТ, посвященные безопасности и гигиене труда, можно подразделить на 2 группы: акты, содержащие общие принципы правового регулирования охраны труда (Конвенция № 155 и Рекомендация № 164 от 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде; Конвенция № 161 и Рекомендация № 171 от 1985 г. о службе гигиены труда); и акты о защите от отдельных производственных рисков (Конвенция № 115 и Рекомендация № 114 о защите от ионизирующей радиации от 1960 г.; Конвенция № 139 и Рекомендация № 147 о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях и мерах профилактики [5].

В Конвенции № 155 о безопасности и гигиене и производственной среде 1981 г. отмечается, что цель национальной политики в данной сфере состоит в том, чтобы предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в процессе работы, сведя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде (ст. 4). Для достижения поставленных целей Конвенцией сформирована развернутая система мер. Они подразделяются на меры, осуществляемые как на национальном уровне, так и на уровне предприятия.

К 1 -й группе мер можно отнести определение условий, регулирующих проектирование, строительство и планировку предприятий; ввод их в эксплуатацию, значительное их переоборудование и изменение назначения, а также безопасность используемого в ходе работы технического оборудования, производственных процессов и веществ, контакт с которыми необходимо запретить, ограничить или поставить в зависимость от разрешения или контроля компетентного органа или органов; проведение расследований, когда несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или любое повреждение здоровья свидетельствуют о серьезном положении с безопасностью и гигиеной труда.

Меры, предпринимаемые на уровне предприятия, в свою очередь, направлены на сотрудничество представителей работников предприятия с работодателем в области безопасности и гигиены труда. Работники или их представители, или их представительные организации на предприятии наделяются, в соответствии с национальным законодательством и практикой, полномочиями рассматривать все аспекты безопасности и гигиены труда, связанные с их работой, и работодатели консультируют их по этим аспектам: для этой цели по обоюдному согласию на предприятие могут быть приглашены внештатные советники [6, ст. 4652].

Конвенция № 161 о службах гигиены труда 1985 г. определяет, во-первых, принципы национальной политики по данному вопросу; во-вторых, функции служб гигиены труда; в-третьих, организацию служб охраны труда; в-четвертых, условия их деятельности. В отношении организации служб гигиены труда Конвенция формулирует ряд требований - положения о создании служб гигиены труда устанавливаются посредством законов или правил, заключения коллективных договоров или иным образом по согласованию между заинтересованными работодателями и работниками. Условия деятельности служб определяются в ст. 9-15 Конвенции. Службы гигиены труда осуществляют свои функции в соответствии с национальным законодательством и в сотрудничестве с другими службами предприятия, занимающимися медицинским обслуживанием [7, с. 2071-2076].

Среди актов МОТ о защите от отдельных производственных рисков существенное значение имеет Конвенция № 115 о защите работников от ионизирующей радиации от 1960 г., которая закрепляет систему мероприятий по охране труда работников в данной сфере. Для различных категорий работников устанавливаются максимально допустимые дозы ионизирующей радиации, которые могут излучаться внешними или внутренними по отношении к организму источниками, и максимально допустимое количество радиоактивных веществ, которые могут попадать в организм. Такие максимально допустимые дозы и количество веществ постоянно пересматриваются в свете новых знаний [8, ст. 606].

Следует отметить, что большое значение в данной области имеет также и Конвенция № 139 о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики, в которой определяются обязательства государств. Каждый член МОТ, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется принять меры для обеспечения соответствующей инспекцией контроля за применением положений Конвенции или с тем, чтобы быть уверенным, что соответствующая инспекция осуществляется [9, с. 1717-1720].

Обязательства государств в сфере охраны труда закреплены в Европейской социальной хартии, принятой в рамках Совета Европы в 1966 г. Статья 3 Хартии устанавливает, что государства - участники Хартии берут на себя следующие обязательства: 1) определять, осуществлять и периодически пересматривать последовательную национальную политику по вопросам охраны и гигиены труда, производственной среды; 2) издавать нормативные правовые акты по вопросам охраны и гигиены труда; 3) обеспечить контроль за применением таких нормативных правовых актов; 4) способствовать прогрессивному развитию служб охраны и медицины труда для всех работников, прежде всего с консультативными и профилактическими функциями [10, с. 17].

На постсоветском пространстве также предприняты шаги по разработке общих мер в сфере охраны труда работников. Между участниками Содруже-

ства Независимых Государств в 1994 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, в соответствии с которым участники Соглашения осуществляют согласованную деятельность в области охраны труда по следующим направлениям: установление требований охраны труда к машинам, механизмам, другой продукции производственного назначения, новым веществам, материалам, технологиям и проектируемым объектам; создание более эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, осуществление обязательной сертификации оборудования и средств защиты; разработка и реализация межгосударственных программ и технических проектов, совместное проведение важнейших научно-исследовательских работ; разработка системы показателей и государственной отчетности в области охраны труда на согласованной методологической основе; проведение межгосударственных выставок, симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, совещаний по проблемам, представляющим взаимный интерес; содействие регулярным контактам и консультации между органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля в этой области и др. [11, с. 3-5].

Для привлечения внимания мировой общественности к масштабам проблемы, а также к вопросу о том, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда может способствовать снижению ежегодной смертности на рабочем месте, МОТ объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. Впервые этот день был отмечен в 2003 году. Идея проведения Всемирного дня охраны труда берет начало от Дня памяти погибших работников, впервые проведенного американскими и канадскими трудящимися в 1989 году в память о работниках, пострадавших или погибших на рабочем месте. По информации МОТ, во всем мире профессиональные заболевания -главная причина смертности, связанная с производственной деятельностью. По оценке МОТ, ежегодно из 2,34 млн. смертей на рабочем месте лишь 321 тысяча происходит вследствие несчастного случая. Причина остальных 2,02 млн. смертельных случаев (5500 смертей в день) - различные виды профессиональных заболеваний. Это свидетельство неприемлемого дефицита достойного труда [12].

Таким образом, проведение целенаправленной работы по улучшению условий труда требует:

- совершенствования системы профилактики профессиональных заболеваний;

- проведения различных мероприятий, направленных на привлечение внимания к вопросам охраны труда: семинаров, конкурсов и т.д.;

- привития работодателю и работнику уважения к правилам и инструкциям, разработанным для защиты труда.

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - 5 апр.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Кар-ташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М., 2002.

3. Малиновский О.Н. Нормы актов межгосударственных организаций о правах человека в международной нормативной системе // Международное публичное и частное право. - М., 2009. - № 5.

4. Малиновский О.Н. О влиянии актов межгосударственных организаций о правах человека на правовую систему России // Философия права. Научно-теоретический журнал. - Ростов н/Д, 2009. - № 6.

5. Международное трудовое право: учеб. пособие / Н.Л. Лютов, П.Е. Морозов; под общ. научн. ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011.

6. Конвенция N 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 50. - Ст. 4652.

7. Конвенция N 161 Международной организации труда «О службах гигиены труда» (Заключена в г. Женеве 26.06.1985) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда, 1991.

8. Конвенция N 115 Международной организации труда «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (Заключена в г. Женеве 22.06.1960) // Ведомости ВС СССР. - 1967. - № 45. - Ст. 606.

9. Конвенция N 139 Международной организации труда «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (Заключена в г. Женеве 24.06.1974) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда, 1991.

10. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 4.

11. Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (принято в г. Москва 09.12.1994) // Бюллетень международных договоров. - 1996. - № 1.

12. http ://www. calend. ru/holiday s/0/0/907/ (дата обращения: 10.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.