Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Вооруженный конфликт / военные действия / международное гуманитарное право / международные документы / международно-правовые меры защиты / гражданское население / мирное население / гражданские лица

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрашитов В.М., Сафронова К.В.

В настоящей статье рассматриваются основные меры защиты гражданского населения и гражданских лиц в период вооруженных конфликтов, содержащиеся в отдельных международных документах, приведен статистический анализ, а также обращено внимание на роль международного гуманитарного права в охране мирного населения в период военных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдрашитов В.М., Сафронова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ»

УДК 341

Абдрашитов В.М.

доктор юридических наук, профессор кафедры философии и теории права, «Волгоградский государственный университет»

г. Волгоград, Россия Сафронова К.В.

студент, «Волгоградский государственный университет»,

г. Волгоград, Россия

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются основные меры защиты гражданского населения и гражданских лиц в период вооруженных конфликтов, содержащиеся в отдельных международных документах, приведен статистический анализ, а также обращено внимание на роль международного гуманитарного права в охране мирного населения в период военных действий.

Ключевые слова:

Вооруженный конфликт, военные действия, международное гуманитарное право, международные документы, международно-правовые меры защиты, гражданское население, мирное население, гражданские лица.

Введение:

Основной целью международного гуманитарного права является защита жертв вооруженных конфликтов, а также установление ответственности за нарушение правил военных действий, в период проведения которых права и свободы человека становятся наиболее уязвимы, что часто несет за собой непоправимые трагические последствия и вынуждает мирных граждан покидать место своего проживания. Как показывает статистика, большую часть потерь в условиях вооруженных конфликтов составляет гражданское население - обычные люди, не участвующие в военных действиях, но ставшие их невольными участниками, чей правовой статус регулируется такими международными документами, как Женевская конвенция IV о защите гражданского населения во время войны и двумя Дополнительными протоколами 1977 года к ней. По определению ст. 50 Дополнительного протокола I, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года, гражданским лицом является любое лицо, не претендующее на статус комбатанта, а также не относящееся к населению неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно, по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска. Следует добавить, что в случае сомнения, является ли лицо гражданским, оно считается таковым [1].

Основная часть:

Обращает на себя внимание то, что гражданское население на протяжении многих лет не было ограждено от эскалации нарушения прав, о чем свидетельствует исторический опыт ведения вооруженных конфликтов по всему миру. В 1907 году была принята Гаагская конвенция, впервые установившая нахождение не только воюющих, но и населения под охраной и действием международного права. Более 40 лет Гаагская конвенция оставалась единственным договорным

источником международного права, относящимся к защите гражданского населения, т.к. содержала ряд важных положений, разграничивающих во время войны армию и гражданское население, устанавливающих иммунитет последнего от военных действий и определяющих правовой режим военной оккупации [2]. Опыт пренебрежения фашистской Германией правами гражданских лиц во время Великой Отечественной войны являлся одним из шагов ко принятию вышеуказанной Женевской конвенции VI, конкретизировавшей правовое положение мирного населения в период вооруженного конфликта.

Статистика Организации Объединенных Наций (далее ООН) свидетельствует о том, что в 2021 году было зарегистрировано по меньшей мере 13842 смерти, связанных с 12 самыми кровопролитными вооруженными конфликтами, из которых 11 075 человек являлись гражданскими лицами и каждый восьмой — женщиной или ребенком. Между тем связанная с конфликтами смертность среди гражданского населения снизилась на 17 % по сравнению с 2020 годом и на 69 % по сравнению с 2015 годом. Обращает на себя внимание то, что количество человек, вынужденных бежать по причине конфликтов, насилия, нарушений прав человека и преследований, в мае 2022 года превысило 100 миллионов. Представленные ООН данные 2021 года откровенно говорят нам о том, что примерно 41 % насильственно перемещенных лиц во всем мире являются детьми, т.е. наиболее уязвимой группой населения ввиду своей неокрепшей психики и невозможности удовлетворить свои базовые потребности без помощи взрослых [3].

Одним из недавних примеров, подтвердивших высокую степень уязвимости гражданского населения в период военных действий, является палестино-израильский конфликт, стороны которого, по мнению ООН, не принимают эффективных мер предосторожности, чтобы избежать жертв среди гражданского населения, что усугубило затянувшийся кризис, усилило разногласия и разожгло ненависть со всех сторон. Об этом говорится в опубликованном 16 октября 2023 года докладе Независимой международной комиссии ООН по расследованию ситуации на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим и в Израиле [4].

Хотелось бы отметить, что к общим мерам защиты гражданского населения, перечисленным в Женевской конвенции IV, Дополнительном протоколе I и Дополнительном протоколе II, относятся:

- создание санитарных и безопасных зон и местностей, организованных таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста (статья 14 Женевской конвенции IV) [5];

- эвакуация из осажденной или оккупированной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц (статья 17 Женевской конвенции IV) [6];

- защита от нападения гражданских больниц, организованных для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам (статья 19 Женевской конвенции IV) [7];

- защита детей до 15 лет, осиротевших или разлученных с родителями вследствие войны (статья 24 Женевской конвенции IV) [8];

- общие меры по защите детей, включая положение о том, что стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях (статья 77 Дополнительного протокола I) [9];

- общие меры по защите женщин, например защита от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств (статья 76 Дополнительного протокола I) [10];

- запрет на использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (статья 14 Дополнительного протокола II) [11].

Женевская конвенция IV в статье 3 регламентирует, что лица, не принимающие участия в военных

действиях, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без какой-либо дискриминации [12]. Дополнительный протокол I в статье 51 конкретизирует положение данной Конвенции, устанавливая следующие нормы, обеспечивающие защиту гражданского населения и отдельных гражданских лиц от опасностей, возникающих в связи с военными операциями:

- гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений, также запрещаются акты насилия и угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

- гражданские лица пользуются защитой, предусмотренной настоящим Разделом, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях;

- запрещаются нападения неизбирательного характера;

- запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных лиц в порядке репрессалий;

- присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий [13].

Необходимо добавить, что также существуют меры по ограничению свободы гражданских лиц, носящие исключительный характер, например, в статье 78 Женевской конвенции IV указано, что если по настоятельным соображениям безопасности оккупирующая Держава сочтет необходимым принять меры предосторожности в отношении покровительствуемых лиц, то самое большее, что она может предпринять, - это принудительно поселить их в определенном месте или интернировать их [14]. В соответствии с положениями вышеуказанного документа интернированным лицам должно быть предоставлено полноценное пищевое продовольствие (статья 89 Женевской конвенции IV) [15], все возможности запастись одеждой, обувью и сменами белья в момент их задержания и приобретать таковые впоследствии, если это потребуется (статья 90 Женевской конвенции IV) [16], соответствующая медицинская помощь (статья 91 Женевской конвенции IV) [17], а также полная свобода для выполнения обрядов их религии (статья 93 Женевской конвенции IV) [18].

Выводы:

В заключение отметим, что защита гражданского населения в период вооруженного конфликта является ответственностью обеих сторон, участвующих в нем, поскольку уважение прав и свобод человека относится к принципам международного права, закрепленным в Уставе ООН. Мирное население, как показывает вышеуказанная статистика, становится наиболее уязвимым в условиях военных действий, т.к. чаще всего в данную группу входят дети, женщины, инвалиды, пожилые люди, которые, не имея оружия, не способны защитить себя и по этой причине претерпевают огромные потери и страдания, связанные с ведением конфликта. С сожалением стоит признать, что правовое положение гражданского населения долгое время игнорировалось до принятия соответствующих документов, что, в свою очередь, привело к невосполнимым потерям ни в чем не повинных людей. Основанный в 1863 году Международный Комитет Красного Креста (далее МККК) являет своей целью предоставление защиты пострадавшим в вооруженных конфликтах и столкновениях, восстановление разрушенных семей и уход за ранеными, розыск пропавших во время войны людей, а также помощь гражданскому населению в условиях военных действий. Деятельность данной организации внесла огромный вклад в развитие международного гуманитарного права, поскольку в настоящее время эксперты МККК являются членами Независимой комиссии по гуманитарным вопросам, работающей над проблемой совершенствования данной отрасли права.

Таким образом, следует отметить, что международно-правовая защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов требует пристального внимания ученых и практиков, военных и социологов, поскольку стороны конфликта для достижения своих целей временами игнорируют положения Женевских конвенций.

Список использованной литературы:

1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года / [Электронный ресурс] // КОНСОРЦИУМ КОДЕКС: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901755843 (дата обращения: 20.11.2023).

2. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия [Текст] / И. Н. Арцибасов, С. А. Егоров. — 1989 — 131 с.

3. Организация Объединенных Наций. Доклад о целях в области устойчивого развития, 2022 год [Текст] / Организация Объединенных Наций. — 2022 — 64 с.

4. Комиссия ООН: мирное население - главная жертва насилия в Израиле и на оккупированных палестинских территориях / [Электронный ресурс]// Организация Объединенных Наций: [сайт]. — URL: https://news.un.org/ru/story/2023/10/1445817 (дата обращения: 20.11.2023).

5. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны / [Электронный ресурс] // КОНСОРЦИУМ КОДЕКС: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1901071?section= text&marker=7DC0K7 (дата обращения: 20.11.2023).

6. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны / [Электронный ресурс] // КОНСОРЦИУМ КОДЕКС: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1901071?section=text&marker =7DC0K7 (дата обращения: 20.11.2023).

7. Там же.

8. Там же.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года / [Электронный ресурс] // КОНСОРЦИУМ КОДЕКС: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901755843 (дата обращения: 20.11.2023).

10. Там же.

11. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 года / [Электронный ресурс] // КОНСОРЦИУМ КОДЕКС: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901739146? ysclid=log3vk7165868842904 (дата обращения: 20.11.2023).

12. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны / [Электронный ресурс] // КОНСОРЦИУМ КОДЕКС: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1901071?section= text&marker= 7DC0K7 (дата обращения: 20.11.2023).

13. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года / [Электронный ресурс] // КОНСОРЦИУМ КОДЕКС: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901755843 (дата обращения: 20.11.2023).

14. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны / [Электронный ресурс] // КОНСОРЦИУМ КОДЕКС: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1901071?section=text&marker =7DC0K7 (дата обращения: 20.11.2023).

15. Там же.

16. Там же.

17. Там же.

18. Там же.

© Абдрашитов В.М., Сафронова К.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.