Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДНР, ЛНР, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДНР, ЛНР, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ВОЕННОПЛЕННЫЕ / ОБЫЧАИ ВОЙНЫ / ДЕПОРТАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савенко Ирина Алексеевна, Бикмашев Виталий Абдулхаевич

Проводится сравнительный анализ уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны, в законодательстве ДНР, ЛНР, Российской Федерации и Украины. Поднимается ряд проблемных вопросов, требующих разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савенко Ирина Алексеевна, Бикмашев Виталий Абдулхаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL-LEGAL ASPECTS OF THE USE OF PROHIBITED MEANS AND METHODS OF WARFARE IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE DPR, THE LPR, THE RUSSIAN FEDERATION AND UKRAINE

A comparative analysis of the criminal law norms providing for liability for the use of prohibited means and methods of warfare in the legislation of the DPR, the LPR, the Russian Federation and Ukraine is carried out. A number of problematic issues that need to be resolved are raised.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДНР, ЛНР, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ»

Савенко Ирина Алексеевна Бикмашев Виталий Абдулхаевич

Уголовно-правовые аспекты применения запрещенных средств и методов ведения войны в уголовном законодательстве ДНР, ЛНР, Российской Федерации и Украины

Проводится сравнительный анализ уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны, в законодательстве ДНР, ЛНР, Российской Федерации и Украины. Поднимается ряд проблемных вопросов, требующих разрешения.

Ключевые слова: запрещенные средства и методы ведения войны, безопасность человечества, военнопленные, обычаи войны, депортация, вооруженный конфликт.

Criminal-legal aspects of the use of prohibited means and methods of warfare in the criminal legislation of the DPR, the LPR, the Russian Federation and Ukraine

A comparative analysis of the criminal law norms providing for liability for the use of prohibited means and methods of warfare in the legislation of the DPR, the LPR, the Russian Federation and Ukraine is carried out. A number of problematic issues that need to be resolved are raised.

Keywords: prohibited means and methods of warfare, human security, prisoners of war, customs of war, deportation, armed conflict.

Анализ содержания ст. 427 УК ДНР, 439 УК ЛНР, 356 УК РФ и 438 УК Украины свидетельствует, что их видовым объектом выступают мир и безопасность человечества. Раздел ХХ УК Украины, помимо мира и безопасности человечества, предусматривает международный правопорядок.

Непосредственным объектом является установленный соответствующими международными актами порядок ведения войны.

В качестве предмета преступления предусмотрены национальное имущество и национальные ценности.

Объективную сторону комментируемых статей можно определить посредством анализа их содержания.

В ст. 427 УК ДНР «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» в ч. 1 указано, что к таковым относятся «жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; депортация гражданского населения; разграбление имущества». Повышают общественную опасность «применение в военном конфликте средств и методов, запрещенных международ-

Целью войны является мир.

Аристотель

The goal of war is peace.

Aristotle

ным договором; применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором» (ч. 2). В качестве признаков особо квалифицированного состава предусмотрены: применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором, повлекшее гибель 2 или более лиц; применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором, повлекшее гибель 2 или более лиц (ч. 3) [1].

В ст. 439 УК ЛНР «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» в ч. 1 указано, что под такими средствами и методами необходимо понимать: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; депортацию гражданского населения; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международными договорами ЛНР. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения, запрещенного международными договорами ЛНР [2].

Уголовное законодательство Российской Федерации включило в перечень преступле-

6

ний против мира и безопасности человечества ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», в ч. 1 которой указано, что к таковым относятся: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; депортация гражданского населения; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международными договорами Российской Федерации. Часть 2 предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации [3].

В ст. 438 УК Украины «Нарушение законов и обычаев войны» в ч. 1 указано, что к таким деяниям относятся: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; изгнание гражданского населения на принудительные работы; разграбление национальных ценностей на оккупированной территории; применение средств ведения войны, запрещенных международным правом; другие нарушения законов и обычаев войны, предусмотренных международными договорами, которые признаны обязательными Верховной Радой Украины; отдача приказа о совершении вышеуказанных действий. Отягчают ответственность действия, предусмотренные ч. 1, объединенные с умышленным убийством (ч. 2) [4].

Исходя из доктринальных положений уголовного законодательства и опираясь на сравнительный анализ приведенных диспозиций, можно, на наш взгляд, сделать следующие выводы.

1. Объективная сторона ст. 427 УК ДНР, 439 УК ЛНР, 356 УК РФ, 438 УК Украины предусматривает совершение активных действий.

2. К активным действиям следует отнести:

а) жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением;

б) депортацию и изгнание гражданского населения;

в) разграбление национального имущества и ценностей;

г) применение средств и методов ведения войны, запрещенных международным правом.

3. Обязательными признаками объективной стороны анализируемых статей (помимо активных действий) выступают средства, орудия и обстановка совершения перечисленных преступлений.

4. По законодательной конструкции названные статьи относятся к формальным составам, т.е. считаются оконченными с момента совершения любого из действий, перечисленных в их ч. 1. Исключение составляет ч. 2 ст. 438 УК

Украины и ч. 3 ст. 427 УК ДНР, которые относятся к материальным составам, т.е. моментом их окончания считается наступление вредных последствий - смерть потерпевших.

Возникает закономерный вопрос: как быть в случае, если потерпевшему причиняется вред либо средней тяжести, либо тяжкий?!

Вопрос не праздный, по нашему глубокому убеждению. Как нам кажется, этот юридический пробел необходимо решить на законодательном уровне.

5. Диспозиции ст. 427 УК ДНР, 439 УК ЛНР, 356 УК РФ, 438 УК Украины относятся к бланкетным видам, поскольку отсылают к международным нормам права.

По нашим подсчетам, к действующим международным нормам права, которые устанавливают запрет на применение законов, средств, обычаев и методов ведения вооруженных конфликтов, относятся на сегодняшний день 13(!) общеобязательных правил деятельности и взаимоотношений государств1.

1 См., например: Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 авг. 1949 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/ document/1901038 (дата обращения: 18.08.2022); Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/901739146 (дата обращения: 18.08.2022); Санкт-Петербургская декларация о запрещении употребления разрывных пуль от 29 нояб. (11 дек.) 1868 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/901753623 (дата обращения: 18.08.2022); Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы от 17(29) июля 1899 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/2566462/ (дата обращения: 18.08.2022); Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль от 29 июня 1899 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs.cntd. ru/document/1900891 (дата обращения: 18.08.2022); Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 5(18) окт. 1907 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs. cntd.ru/document/901753259 (дата обращения: 18.08.2022); Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июля 1925 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/901753260 (дата обращения: 18.08.2022); Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 окт. 1980 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/1901225 (дата обращения: 18.08.2022); Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/ document/1900810 (дата обращения: 18.08.2022).

7

Так, в соответствии с Женевской конвенцией об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. к военнопленным относятся лица, попавшие во власть неприятеля, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) личный состав сооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

открыто носят оружие;

соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

3) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой.

Согласно Женевской конвенции обращение с военнопленными должно быть гуманным. Никто из них не может подвергаться физическому насилию и причинению вреда, издевательству, проведению медицинских опытов. Запрещается дискриминация военнопленных по признакам расы, цвета кожи, религии и социального происхождения. Таким образом, нарушения перечисленных требований Конвенции образуют понятие жестокого обращения с военнопленными.

Под гражданским населением в соответствии с Женевской конвенцией о защите гражданского населения следует понимать лиц, не принимающих участия в вооруженных действиях, которые в случае конфликта оказались на оккупируемой территории, во власти стороны или Державы (государства), гражданами которой они не являются.

Под депортацией гражданского населения понимается насильственное перемещение гражданского населения в пределах оккупированной территории или за ее пределы.

В связи с событиями, происходящими на территории ДНР и ЛНР, депортацию следует отличать от разрешаемой нормами международного права полной или частичной эвакуации

населения, которая проводится в том случае, если этого требует его безопасность или особо веские соображения военного характера.

Изгнание гражданского населения на принудительные работы - это принудительное использование гражданского населения с целью выполнения работ гражданского либо военного назначения.

Под разграблением национального имущества и ценностей понимается их разворовывание, присвоение, перемещение на территорию оккупирующей Державы.

Под применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных разд. I ч. III Дополнительного протокола I [5], следует понимать применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или страдания, обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Запрещается убивать, наносить ранения, брать в плен противника, прибегая к вероломству, т.е. к таким действиям, которые вызывают доверие противника и заставляют его поверить, что он имеет право на защиту либо обязан ее предоставить в соответствии с нормами международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.

Запрещается использовать не по назначению отличительную эмблему Красного Креста и Красного Полумесяца, международно признанные защитные эмблемы, знаки или сигналы, включая флаг перемирия и защитную эмблему культурных ценностей.

Запрещается использовать отличительную эмблему Организации Объединенных Наций (ООН).

Запрещается использовать в вооруженном конфликте флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия, форменную одежду нейтральных государств либо государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте.

Запрещается использовать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия, форменную одежду противоборствующих сторон во время нападений либо для прикрытия военных действий.

Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе.

Запрещается повергать нападению лицо, которое признано в данных обстоятельствах лицом, вышедшим из строя.

Согласно ч. 2 ст. 41 Дополнительного протокола I вышедшим из строя считается лицо, которое либо находится во власти противни-

8

ка, либо выражает намерение сдаться в плен, либо находится в бессознательном состоянии, в состоянии болезни, получило ранение и, соответственно, не способно защищаться.

На наш взгляд, представляет интерес ряд законодательных аспектов, согласно которым не запрещено применять методы и средства ведения войны.

Во-первых, не запрещаются военные хитрости, под которыми понимаются действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво с помощью маскировок, ловушек, ложных операций и дезинформации.

Во-вторых, не запрещено использовать отличительную эмблему ООН с разрешения этой организации.

В-третьих, согласно ст. 42 Дополнительного протокола I лицо, покидающее на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие, не подвергается нападению во время своего спуска на землю. Исключением из этого правила являются воздушно-десантные войска, которые не подпадают под защиту данной статьи.

Ответственности за применение запрещенных средств и методов ведения войны, предусмотренной уголовным законодательством ДНР, ЛНР, Российской Федерации и Украины, подлежит специальный субъект, т.е. лицо, которое, наряду с общими признаками (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста), обладает еще особыми, дополнительными, юридически значимыми признаками. К примеру, как показывают события последних месяцев специальной военной операции (СВО), это должностные лица органов военного управления, командиры воинских формирований, подразделений, наделенные правом отдавать соответствующие приказы, военнослужащие, участники вооруженного конфликта.

Субъективная сторона запрещенных средств и методов ведения войны по законодательству ДНР, ЛНР, Российской Федерации и Украины предусматривает умышленную форму вины в виде прямого умысла. Мотив и цель прямо не указаны в диспозиции этих статей, но, на наш взгляд, ими могут быть: корысть, а также политическая, идеологическая, расовая, национальная, религиозная ненависть или вражда.

Проанализировав содержание объективных и субъективных признаков законодательства ДНР, ЛНР, Российской Федерации и Украины, а также досконально изучив нормы международного права, мы пришли к следующим выводам.

1. Содержание ст. 427 УК ДНР, 439 УК ЛНР, 356 УК РФ, 438 УК Украины в целом идентично и совпадает по объективным и субъективным признакам.

2. Любое действие либо бездействие в рамках объективной стороны анализируемых статей, противоречащее нормам международного права, образует понятие запрещенных средств и методов ведения войны.

3. Вызывает недоумение «гробовое молчание» мировой общественности в ответ на многочисленные факты нарушения норм права со стороны военнослужащих Украины, среди которых:

а) пропаганда нацистской символики и атрибутики;

б) издевательства, пытки, членовредительство, убийство военнопленных;

в) обстрел гражданской инфраструктуры Харьковской и Херсонской областей, ДНР, ЛНР, Курской и Белгородской областей Российской Федерации;

г) нанесение точечных ударов по Запорожской АЭС, что представляет реальную угрозу ядерной безопасности для европейских стран, так как в случае аварии на АЭС из-за атак ВСУ может произойти глобальная техногенная катастрофа, которая превысит масштабы последствий аварий на АЭС в Чернобыле и Фукусиме;

д) уничтожение с помощью американской реактивной системы залпового огня HIMARS украинских военнопленных, находившихся в следственном изоляторе в селе Еленовка на территории ДНР;

е) применение отравляющих веществ, в том числе ботулотоксина типа В против военнослужащих российской армии;

ж) обстрел мирных траурных процессий, связанных с прощанием с усопшими и их погребением;

з) разбрасывание с помощью обстрелов снарядами с противопехотными запрещенными минами «Лепесток» из РСЗО «Ураган» гражданских жилых территорий ДНР, ЛНР, Харьковской, Херсонской областей, городов Макеевки, Горловки;

и) ведение диверсионной войны в отношении глав администраций, представителей правоохранительных органов, учителей, врачей, граждан, сочувствующих российской стороне.

Все вышеизложенное говорит о том, что власти Украины, ее вооруженные силы грубо попирают не только уголовное законодательство, но и общепринятые нормы международного права.

9

1. Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики от 19 авг. 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета - законодательного органа Донецкой Народной Республики. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/dokumenty-verhovnogo-soveta-dnr/ ugolovnyj-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/ (дата обращения: 18.08.2022).

2. Уголовный кодекс Луганской Народной Республики от 14 авг. 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1870/ (дата обращения: 18.08.2022).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. М., 2022.

4. Уголовный кодекс Украины от 5 апр. 2001 г. [Электронный ресурс] // Информационные системы «Параграф». URL: https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=30418109 (дата обращения: 18.08.2022).

5. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Информационная компания «Кодекс». URL: https://docs. cntd.ru/document/901755843 (дата обращения: 18.08.2022).

1. Criminal Code of the Donetsk People's Republic d.d. Aug. 19, 2014 [Web resource]//Official website of the People's Council - the legislative body of the Donetsk People's Republic. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ dokumenty-verhovnogo-soveta-dnr/ugolovnyj-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/ (date of access: 18.08.2022).

2. Criminal Code of the Luhansk People's Republic d.d. Aug. 14, 2015 [Web resource] // Official website of the People's Council of the Luhansk People's Republic. URL: https://nslnr. su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1870/ (date of access: 18.08.2022).

3. Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996. Moscow, 2022.

4. Criminal Code of Ukraine d.d. Apr. 5, 2001 [Web resource] // Paragraph information systems. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30418109 (date of access: 18.08.2022).

5. Additional Protocol I to the Geneva Conventions d.d. Aug. 12, 1949, concerning the protection of victims of international armed conflicts d.d. June 8, 1977 [Web resource]// Joint Stock Company "Information Company "Kodeks". URL: https://docs. cntd.ru/document/901755843 (date of access: 18.08.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Савенко Ирина Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +79184753769;

Бикмашев Виталий Абдулхаевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +79002879555.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

I.A. Savenko, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79184753769;

V.A. Bikmashev, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79002879555.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.