Козаев Нодар Шотаевич Табакова Наталья Александровна
Особенности уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий (ст. 207.3 УК РФ)
Анализируются новеллы уголовного законодательства об ответственности за распространение недостоверной информации, закрепленные в ст. 207.3 УК РФ, в части установления признака заведомости ложного сообщения. Рассматриваются основания включения в уголовное законодательство России нормы, закрепляющей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий.
Ключевые слова: преступление, публичное распространение, ложная информация, заведо-мость, интересы Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, тяжкие последствия.
Peculiarities of criminal liability for public dissemination of knowingly false information about the use of the Armed Forces of the Russian Federation, the execution by state bodies of the Russian Federation of their powers (art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation)
The article analyzes the novelties of the criminal legislation on responsibility for dissemination of false information, enshrined in art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation in terms of establishing the sign of knowingly false information. The need for inclusion in the criminal legislation of Russia of a norm that provides for liability for public dissemination of deliberately false information about the use of the Armed Forces of the Russian Federation, the execution of their powers by public authorities of the Russian Federation is justified.
Keywords: crime, public dissemination, false information, knowingly, interests of the Russian Federation, the Armed Forces of the Russian Federation, grave consequences.
24 февраля 2022 г. Вооруженные Силы РФ начали проведение специальной военной операции на территории Украины, целью которой Президент РФ назвал защиту населения Донецкой и Луганской народных республик (далее - ДНР, ЛНР), подвергающегося издевательствам и геноциду, а также денацификацию и демилитаризацию Украины. На фоне сложившейся ситуации российские граждане и военнослужащие, которые принимают участие в боевых действиях, стали подвергаться необоснованным обвинениям в разжигании войны и уничтожении граждан Украины. Также резко увеличилось число публичных оскорблений, сообщений и ложной информации в адрес Вооруженных Сил РФ. В связи с этим по-
явилась острая необходимость в разработке и принятии законодателем соответствующих мер противодействия распространению ложной информации, в частности в установлении оснований уголовной ответственности за совершение указанных деяний.
Глава Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев в ходе выступления 28 февраля 2022 г. затронул тему множества недостоверных новостей о ходе специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР. Он считает, что данные «новости» формируются на Украине, где функционируют специальные центры, которые создают постановочные кадры, фальшивые новости о «преступных действиях
48
российских Вооруженных Сил, о применении ими запрещенных средств и методов ведения войны». Как следствие, такую информацию используют в своих публикациях отдельные российские СМИ, которые деморализуют общество и подрывают доверие к российским силовым структурам [1]. Сегодня фиксируется множество ложных новостей о ходе специальной военной операции: о количестве потерь Вооруженных Сил РФ, массовых обстрелах гражданских объектов, жестоком обращении с украинскими военнопленными и др. К сожалению, указанные сведения с большим энтузиазмом распространяются не только некоторыми российскими СМИ, но и рядовыми пользователями в социальных сетях. По мнению В. Писка-рева, уголовный закон как никогда нуждается во внесении дополнений об ответственности за оскорбления, искажение цели, роли и задач Вооруженных Сил РФ.
В этих условиях появилась необходимость в правовой оценке новых деяний, которые ранее в ней не нуждались. Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [2] Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 207.3 «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации», устанавливающей ответственность за публичное распространение под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами России своих полномочий за пределами территории России в этих же целях.
Основной состав данного преступления предусматривает наказание до 3 лет лишения свободы. А при наличии квалифицирующих признаков, т.е. когда дезинформация осуществляется лицом с использованием своего служебного положения, в группе или организованной группой лиц, с искусственным созданием доказательств обвинения либо из корыстных побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, ответственность наступит в соответствии с ч. 2 ст. 207.3 УК РФ, согласно которой совершенное деяние относится к категории тяжких преступлений и
за него предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. В тех случаях, когда распространяющее ложную информацию лицо заведомо знает, что она не соответствует действительности и действия по ее распространению привели к тяжким последствиям, наказание может достигать 15 лет лишения свободы.
Считаем, что сегодня в сложившихся условиях такие изменения необходимы для противодействия распространению недостоверной информации о деятельности Вооруженных Сил РФ и направлены на исключение публикаций заведомо ложных сведений, которые дискредитируют военнослужащих и дестабилизируют ситуацию в России, а также негативно отражаются на родных и близких военнослужащих, участвующих в специальной операции. Данные изменения, по мнению депутатов Государственной Думы, объясняются информационной войной, направленной на российских граждан, государственные органы и военнослужащих, и призваны бороться с появляющимися в публичном поле сообщениями, которые носят ложный характер, чем дестабилизируют обстановку в стране и причиняют вред интересам России и ее гражданам. Речь идет именно о заведомо ложных сообщениях. Однако реакция юристов, политологов и общественности на эти изменения на сегодняшний день неоднозначна, так как в указанной уголовно-правовой норме ими усматривается нарушение права на свободу слова, гарантированного Основным законом нашего государства. По их мнению, возникает противоречие между положениями Уголовного кодекса РФ, ст. 29 Конституции РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» [3].
Тем не менее следует отметить, что свобода слова на конституционном уровне имеет некоторые ограничения. В частности, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, также запрещается пропаганда превосходства по указанным признакам. Кроме того, предоставленная свобода слова не должна нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому она может быть ограничена федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Исходя из этого, нельзя оправдать ложь, в том числе когда она допускается лицом, рас-
49
пространяющим заведомо не соответствующие действительности сведения об использовании Вооруженных Сил РФ. Введенная статья размещена следом за ст. 207, 207.1, 207.2 УК РФ, что свидетельствует об опасении со стороны государства по поводу возможности зарождения паники среди населения из-за появления недостоверной информации. Очевидно, что контроль за информацией об использовании Вооруженных Сил РФ стал носить политический характер. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» [4] сведения в военной области, в том числе касающиеся дислокации, организационной структуры, вооружения, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также военно-политической и (или) оперативной обстановки, составляют государственную тайну. Эти сведения нельзя ни собирать, ни распространять под угрозой ответственности за государственную измену. Публичное распространение ложной информации в указанной области следует рассматривать как содействие иностранному государству, на территории которого проводится специальная военная операция. Остается лишь вопрос: каким образом правоприменитель будет устанавливать «заведомую ложность» распространяемой информации, если информация об использовании Вооруженных Сил РФ всегда находится в тайне, охраняемой государством, как узнать истину, если речь идет о «заведомой лжи»? Нам представляется, что распространяемая информация не должна противоречить той информации, которая подтверждается Министерством обороны РФ и официальными государственными СМИ.
Важно отметить, что речь идет о распространении заведомо недостоверной, ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, о чем известно ее распространителю. Такая информация получила в СМИ название «Fake news». Оппозиционно настроенные представители гражданского общества пристально следят за всеми фактами привлечения к уголовной ответственности по ст. 207.3 УК РФ, так как закрепленные в указанной уголовно-правовой норме запреты воспринимаются как несущие угрозу праву на свободу мысли и слова, а неясность их содержания связывается с неограниченным усмотрением в процессе правоприменения.
По данным Следственного комитета РФ, на сегодняшний день в России уже возбуждено более 60 уголовных дел по вновь введенной ст. 207.3 УК РФ. Однако ряд юристов полагает, что
судебно-следственная практика по применению норм, предусматривающих уголовную ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, будет построена по принципу объективного вменения, который, как известно, в соответствии со ст. 5 УК РФ запрещен [5]. Речь идет о случаях, когда, например, лицо делится на своей странице в социальных сетях публикацией другого автора, но размещенная информация будет расходиться с официальной позицией Министерства обороны РФ (например, о количестве жертв со стороны российских военнослужащих), при этом следственные органы при привлечении к уголовной ответственности не будут устанавливать, насколько это лицо верило в правдивость распространяемой им информации. Такие опасения возникают из-за уже существующего правоприменительного опыта в отношении распространения ложной информации в связи с коронавирусной инфекцией, когда имело место массовое возбуждение административных и уголовных дел с целью формирования в обществе неких ограничений на распространение подобных сведений. В дальнейшем количество дел стремительно уменьшалось, в том числе в связи с прекращением уголовных дел по различным основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РФ [6].
Принятые законодательные поправки имеют достаточно четкие и понятные формулировки, поэтому с целью снижения возможности рисков привлечения к уголовной ответственности, как указывалось выше, следует опираться лишь на официальные источники. Кроме того, следует отметить, что уголовная ответственность наступает не за мнение, убеждение и критику, а только за распространение заведомо ложной фактической информации под видом достоверных сведений. Иначе говоря, распространитель информации понимает, что она ложная, и умышленно распространяет ее под видом достоверной.
Вместе с тем следует указать, что рассмотренные законодательные новеллы направлены в первую очередь на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, а это в настоящее время является важным вопросом национальной безопасности страны. Подобные изменения необходимы в сложившихся условиях для защиты от распространения недостоверной информации о деятельности Вооруженных Сил РФ и направлены на исключение публикаций заведомо ложных сведений, которые дискредитируют военнослужащих и дестабилизируют ситуацию в России.
50
Подводя итог, отметим, что данные новеллы положили начало активному противодействию, в том числе и уголовно-правовыми средствами, недостоверным новостям, выступлениям против России и проводимой ею внешней политики,
1. В Госдуме заявили об огромном количестве фейков о военной операции России//РИА Новости, 28.02.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220228/feyki-1775625394. html (дата обращения: 06.03.2022).
2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ // Рос. газ. 2022. 9 марта.
3. О средствах массовой информации: закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164247/ (дата обращения: 20.04.2022).
4. О государственной тайне: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2481/b6a297f676cd64a5eea 867c45fb375fcb1dee3a5/ (дата обращения: 06.06.2022).
5. Адвокаты проанализировали поправки об ответственности за «фейки» о действиях вооруженных сил. URL: https:// www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/advokaty-proanalizirovali-popravki-ob-otvetstvennosti-za-feyki-o-deystviyakh-vooruzhennykh-sil/ (дата обращения: 18.04.2022).
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Рос. газ. 2001. 22 дек.
а также неконтролируемой травле граждан России, которая активно происходит на сегодняшний день с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет.
1. In the State Duma stated a huge number of fakes about Russia's military operation - RIA Novosti, 28.02.2022 [Web resource]. URL: https:// ria.ru/20220228/feyki-1775625394.html (date of access: 06.03.2022).
2. On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and articles 31 and 151 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: fed. law d.d. March 4, 2022 No. 32-FL // Rossiyskaya gazeta. 2022. March 9.
3. On the mass media: law of the Russian Federation d.d. Dec. 27, 1991 No. 2124-1 [Electronic resource]. URL: https://base.garant. ru/10164247/ (date of access: 20.04.2022).
4. On state secrets: law of the Russian Federation d.d. July 21, 1993 No. 5485-1 [Web resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2481/b6a297f676cd6 4a5eea867c45fb375fcb1dee3a5/ (date of access: 06.06.2022).
5. Lawyers analyzed amendments on responsibility for "fakes" about the actions of armed forces. URL: https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/advokaty-proanalizirovali-popravki-ob-otvetstvennosti-za-feyki-o-deystviyakh-vooruzhennykh-sil/ (date of access: 18.04.2022).
6. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation d.d. Dec. 18, 2001 No. 174-FL // Rossiyskaya gazeta. 2001. Dec. 22.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Козаев Нодар Шотаевич, доктор юридических наук, доцент, заместитель начальника Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России по учебной и научной работе; тел: +79194209245;
Табакова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +79186565222.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
N.Sh. Kozaev, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Deputy Chief of the branch for Educational and Scientific Work, Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79194209245;
N.A. Tabakova, Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79186565222.
51