Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА'

ПУБЛИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1189
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЗАВЕДОМО ЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПУБЛИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ / СООБЩЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бугера Н. Н., Лихолетов А. А., Лихолетов Е. А.

Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32 Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 207.3, предусматривающей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации о деятельности Вооруженных Сил либо исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий. Любое дополнение уголовного закона, связанное с криминализацией деяния, нередко вызывает определенные сложности при установлении содержания его признаков. В данной научной статье предпринята попытка исследования отдельных объективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые, по мнению авторов, способны вызвать определенные дискуссии в теории уголовного права и правоприменительные проблемы. По результатам проведенного анализа уголовно-правовой нормы резюмируется не совсем удачное использование терминологии при законодательном закреплении составообразующих и квалифицирующих признаков, а также формулируются предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства в рассматриваемом аспекте. В частности, предлагается изменить описание деяния ч. 1 ст. 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации путем приведения его в соответствие с положениями Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, а также изменить формулировку квалифицирующего признака в п. «в» ч. 2 ст. 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бугера Н. Н., Лихолетов А. А., Лихолетов Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC SPREADING OF MISLEADING INFORMATION ABOUT THE ACTIVITY OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION: SOME ISSUES OF INTERPRETATION OF THE CRIMINAL LAW

Federal Law No. 32 on 4 March 2022 supplemented Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation that provides for liability for public spreading of misleading information about using the Armed Forces or performing their powers by the state bodies of the Russian Federation. Any addition to the criminal law to be premised on the criminalization of a act causes often certain difficulties while establishing the content of its features. The authors of the given article attempted to study some objective signs of the corpus delicti to be provided by Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation. The mentioned signs can cause, as the authors of the article consider, some discussions in the theory of the criminal law and law enforcement problems. Based on the results of the analysis of the criminal law norm the authors of the article summarize not entirely reasonable usage of terminology in the legislative consolidation of the constituent and qualifying features as well as formulate proposals to improve the current criminal legislation in this aspect. In particular, the authors offer to change the description of the act of Part 1 of Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation by bringing it into line according to the provisions of the Federal Law No. 61-FZ on 31 May 1996 "On Defense", as well as changing the wording of the qualifying feature in paragraph "v" Part 2 of Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА»

УДК 343.34

doi: 10.25724/VAMVD.AAAA

ПУБЛИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА

Наталья Николаевна Бугера*, Александр Александрович Лихолетов**, Евгений Александрович Лихолетов***

* Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, [email protected]

** Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, [email protected]

*** Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Россия, [email protected]

Аннотация. Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32 Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 207.3, предусматривающей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации о деятельности Вооруженных Сил либо исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий. Любое дополнение уголовного закона, связанное с криминализацией деяния, нередко вызывает определенные сложности при установлении содержания его признаков. В данной научной статье предпринята попытка исследования отдельных объективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые, по мнению авторов, способны вызвать определенные дискуссии в теории уголовного права и правоприменительные проблемы. По результатам проведенного анализа уголовно-правовой нормы резюмируется не совсем удачное использование терминологии при законодательном закреплении составообразующих и квалифицирующих признаков, а также формулируются предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства в рассматриваемом аспекте. В частности, предлагается изменить описание деяния ч. 1 ст. 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации путем приведения его в соответствие с положениями Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, а также изменить формулировку квалифицирующего признака в п. «в» ч. 2 ст. 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: Вооруженные Силы, государственные органы, заведомо ложная информация, публичное распространение, сообщения, уголовная ответственность

Для цитирования: Бугера Н. Н., Лихолетов А. А., Лихолетов Е. А. Публичное распространение заведомо ложной информации о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации: некоторые вопросы толкования уголовного закона // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 2 (61). С. 25—30. doi: 10.25724/VAMVD.AAAA

THE PUBLIC SPREADING OF MISLEADING INFORMATION ABOUT THE ACTIVITY OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION:

SOME ISSUES OF INTERPRETATION OF THE CRIMINAL LAW

Natalya Nikolayevna Bugera*, Alexander Alexandrovich Likholetov**, Yevgeny Alexandrovich Likholetov***

* Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, [email protected]

** Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, [email protected] *** Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russia, [email protected]

Abstract. Federal Law No. 32 on 4 March 2022 supplemented Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation that provides for liability for public spreading of misleading information about using the Armed Forces or performing their powers by the state bodies of the Russian Federation. Any addition to the criminal law to be premised on the criminalization of a act causes often certain difficulties while establishing the content of its features.

© Бугера Н. Н., Лихолетов А. А., Лихолетов Е. А., 2022

25

The authors of the given article attempted to study some objective signs of the corpus delicti to be provided by Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation. The mentioned signs can cause, as the authors of the article consider, some discussions in the theory of the criminal law and law enforcement problems. Based on the results of the analysis of the criminal law norm the authors of the article summarize not entirely reasonable usage of terminology in the legislative consolidation of the constituent and qualifying features as well as formulate proposals to improve the current criminal legislation in this aspect. In particular, the authors offer to change the description of the act of Part 1 of Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation by bringing it into line according to the provisions of the Federal Law No. 61-FZ on 31 May 1996 "On Defense", as well as changing the wording of the qualifying feature in paragraph "v" Part 2 of Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: Armed Forces, government agencies, misleading information, public spreading, messages, criminal liability

For citation: Bugera N. N., Likholetov A. A., Likholetov Ye. A. The public spreading of misleading information about the activity of the armed forces of the Russian Federation: some issues of interpretation of the criminal law. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 25—30, 2022. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.AAAA

В связи с необходимостью отражения «агрессии украинских силовиков, для предотвращения гуманитарной катастрофы и жертв среди мирного населения»1 23 февраля 2022 г. главы Донецкой и Луганской народных республик обратились к Президенту Российской Федерации В. В. Путину с просьбой об оказании содействия в рамках заключенного днем ранее договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Сложившаяся на территории Донбасса ситуация привела к потребности незамедлительной реакции со стороны руководства нашей страны, и уже 24 февраля 2022 г. Верховным Главнокомандующим России принято решение о начале специальной военной операции (далее — СВО) по «демилитаризации и денацификации Украины», а также привлечению к ответственности лиц, совершивших многочисленные «преступления против мирных жителей, в том числе и граждан РФ»2.

После ввода Вооруженных Сил и специальных подразделений Росгвардии на территорию Украины и начала операции в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, участились случаи распространения заведомо ложных сведений относительно действий военнослужащих, участвующих в проведении военной операции, нередко сопровождающихся обвинениями российской стороны в совершении воинских преступлений: убий-

1 Главы ДНР и ЛНР обратились к Путину за военной помощью. URL: https://lenta.ru/news/2022/02/23/pomosh/ (дата обращения: 28.03.2022).

2 Владимир Путин объявил о специальной военной операции в Донбассе. URL: https://rg.ru/2022/02/24/vladiiriir-putin-soobshchil-o-specialnoj-voennoj-operacii-v-donbasse.html (дата обращения: 28.03.2022).

стве мирных жителей, жестоком обращении с военнопленными, мародерстве и др.3

Так, через несколько дней после начала спецоперации в сети Интернет появилось видео якобы об атаке Украины российскими системами «Град», которое, как выяснилось, было сделано год назад во время военных учений Российской Федерации и опубликовано 27 апреля 2021 г.4

Недостоверными также признаны видеоматериалы о проведении российской армией массированного обстрела г. Мариуполь, появившиеся в информационно-телекоммуникационных сетях в конце февраля 2022 г.5

Количество подобных заведомо ложных сообщений, дискредитирующих действия Вооруженных Сил нашей страны, с момента начала СВО на территории Украины возрастает в геометрической прогрессии.

По информации, представленной членом Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Е. М. Мизулиной, по состоянию на 1 марта 2022 г. около 1 310 000 публикаций, содержащих заведомо ложные сведения

3 См.: Минобороны РФ призвало СМИ не публиковать фейки об операции на Украине. URL: https://rg.ru/2022/02/ 26/minoborony-rf-prizvalo-siTii-ne-pubNkovat-fejki-ob-operadi-na-ukraine.html (дата обращения: 28.03.2022).

4 См.: МО РФ заявило о нарастании количества фейков по ситуации на Украине. URL: https://iz.ru/1297404/2022-02-26/mo-rf-zaiavNo-o-narastanii-koNchestva-feikov-po-situatdi-na-ukraine (дата обращения: 28.03.2022).

5 См.: «Обстрел» Мариуполя Вооруженными Силами России оказался фейком. URL: https://iz.ru/1296705/2022-02-25/obstrel-mariupolia-vooruzhennymi-silami-rossii-okazalsia-feikom (дата обращения: 28.03.2022).

(фейки) относительно ситуации на Украине и в Донбассе, распространено в средствах массовой информации, в том числе сети Интернет1.

Лавинообразное распространение клеветнической информации о противоправных и аморальных действиях российских Вооруженных Сил на территории Украины, подрывающих авторитет власти, вызвало общественный резонанс, повлекший проведение различного рода публичных мероприятий (в большинстве случаев несанкционированных), направленных против политики руководства страны и сопряженных с выдвижением призывов о прекращении СВО.

В интернет-пространстве появились массовые призывы к проведению антивоенных акций. В то же время, по данным Генеральной прокуратуры России, источником большинства таких лозунгов являются объединения, запрещенные решением суда на территории Российской Федерации как экстремистские2.

Например, сразу же после начала спецоперации 24 февраля 2022 г. в Москве состоялось несанкционированное публичное мероприятие, в ходе которого сотрудниками правоохранительных органов за различные правонарушения было задержано около 600 участников3.

Сложившаяся ситуация привела к необходимости соответствующей реакции со стороны государства. В частности, активизировалась деятельность по блокировке интернет-ресурсов, содержащих заведомо недостоверную информацию о действиях российских военнослужащих, со стороны Роском-надзора на основании требований Генеральной прокуратуры. Так, 4 марта 2022 г. ведомство сооб-

1 См.: Каждые 20 минут появляются 100 новых фей-ков о Донбассе. URL: https://rg.ru/2022/03/01/kazhdye-20-minut-poiavliaiutsia-100-novyh-fejkov-o-donbasse.html (дата обращения: 28.03.2022).

2 См.: МВД: Участники несанкционированных акций будут привлечены к ответственности. URL: https://rg.ru/ 2022/03/03/reg-cfo/mvd-uchastniki-nesankcionirovannyh-akcij-budut-privlecheny-k-otvetstvennosti.html (дата обращения: 01.04.2022).

3 См.: Официальная информация. URL: https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/28715978 (дата обращения: 01.04.2022).

Несмотря на то что в источнике не указаны причины и требования, озвученные участниками мероприятия, с учетом даты его проведения, совпадающей с началом специальной военной операции, можно обнаружить связь несанкционированных действий с принятыми руководством страны решениями, касающимися внешней политики в отношении Украины.

щило о блокировке сайтов ряда средств массовой информации, признанных в нашей стране иностранными агентами, таких как «Голос Америки», «Радио Свободная Европа / Радио Свобода», Би-би-си, Deutsche Welle, а также других информационных ресурсов4. В этот же день было принято решение о закрытии доступа к сети Facebook5. 11 марта 2022 г. поступила информация о блокировке социальной сети Instagram6.

Деятельность заблокированных ресурсов, содержащих недостоверную информацию, способствовала созданию в обществе отрицательного мнения о Вооруженных Силах России и власти в целом, подрыву их авторитета.

Глобальный характер информационно-телекоммуникационной сети Интернет обеспечил возможность ознакомления с фейками практически любому жителю планеты, что привело к эскалации напряженности в международных отношениях и формированию негативного отношения к действиям российских военных в рамках проводимой операции со стороны мирового сообщества.

Бесконтрольное распространение подобной информации вызвало обострение националистических настроений в зарубежных странах, русофобии и неприемлемого отношения к гражданам России, находящимся на территории иностранных государств.

Несмотря на предпринимаемые меры, сведения, содержащие откровенную ложь о ходе спецоперации, продолжают наполнять интернет-пространство. По данным Общественной палаты России, частота появления новых фейков составляет 100 сообщений за 20 минут7.

В таких условиях возникла необходимость в применении более эффективных механизмов противодействия рассматриваемому негативному явлению, в связи с чем законодателем было принято решение

4 См.: Роскомнадзор объяснил блокировку сайтов ряда СМИ-иноагентов. URL: https://iz.ru/1300501/2022-03-04/roskomnadzor-obiasnil-blokirovku-saitov-riada-siTii-inoagentov (дата обращения: 01.04.2022).

5 См.: Приняты ответные меры на ограничение доступа к российским СМИ. URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/ news74156.htm (дата обращения: 01.04.2022).

6 См.: РКН: блокировка Instagram нужна для психологического здоровья граждан. URL: https://rg.ru/2022/03/12/rkn-Nokirovka-instagram-nuzhna-dlia-psihologicheskogo-zdorovia-grazhdan.html (дата обращения: 01.04.2022).

7 См.: Каждые 20 минут появляются 100 новых фейков о Донбассе. URL: https://rg.ru/2022/03/01/kazhdye-20-minut-poiavliaiutsia-100-novyh-fejkov-o-donbasse.html (дата обращения: 28.03.2022).

об установлении уголовной ответственности за создание и публикацию подобных сведений.

Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32 Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) дополнен ст. 207.3, предусматривающей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил России1.

Однако внесенные изменения в УК РФ обеспечили уголовно-правовую охрану исключительно отечественных вооруженных сил от дискредитирующих ее деятельность проявлений, оставив без внимания общественные отношения, связанные с выполнением функций по защите интересов России другими государственными органами, в частности Федеральной службой войск национальной гвардии.

Указанный пробел был в кратчайшие сроки устранен путем внесения очередных изменений в уголовное законодательство. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 марта 2022 г. № 63-ФЗ были криминализированы и действия по распространению заведомо ложной информации об исполнении российскими государственными органами своих полномочий за пределами территории нашей страны в целях защиты ее интересов2.

Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что в результате его совершения нарушаются права граждан на получение достоверной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и исполнении государственными органами своих полномочий за пределами ее территории, направленных на защиту интересов нашей страны и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности, подрывается авторитет войск и государственных органов России, дестабилизируется их деятельность, снижается их результативность и эффективность. Совершаемое деяние способно подорвать политическую обстановку в обществе, сформировать негативное мнение и породить недоверие граждан к Вооруженным Силам Российской Федерации и в целом органам государственной власти, показать их неспо-

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 25 марта 2022 г. № 63-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

собность обеспечить безопасность и в итоге спровоцировать отдельных граждан на противоправные действия.

В связи с расположением ст. 270.3 УК РФ в разделе «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», а также рядом со ст. 207, 207.1, 207.2 УК РФ имеются основания полагать, что родовым объектом данного преступления является общественная безопасность и общественный порядок, видовым объектом — общественная безопасность.

Непосредственный объект — общественные отношения в области получения достоверной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и исполнении государственными органами нашей страны своих полномочий за ее пределами, направленных на защиту интересов отечества и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Дополнительный объект — общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование вооруженных сил, государственных органов, а также честь и достоинство как отдельно взятого военнослужащего, так и лица, представляющего государственные органы.

Предметом преступления выступает информация, которая содержит данные об использовании Вооруженных Сил и исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории нашей страны в обозначенных в диспозиции целях, т. е. заведомо ложные сведения (фейки), примеры которых были приведены выше.

Заведомо ложная информация — это информация, которая не соответствует действительности (об этом осведомлено распространяющее лицо). В том случае, если распространяющее лицо добросовестно убеждено в истинности информации, уголовная ответственность исключается. Но если информация распространяется под видом достоверной (например, лицо указывает на компетентные источники, ссылаясь на них, но они имеют отношение абсолютно к другим событиям), то состав преступления имеет место.

Объективная сторона состава (чч. 1 и 2) сконструирована по типу формального. Преступление считается оконченным с момента публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации. В части 3 состав является материальным, преступление окончено с момента наступления тяжких последствий.

Предусмотренное деяние (действие) выражается в публичном распространении заведомо ложной

информации об использовании Вооруженных Сил и исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий.

Термин «публичный», указанный в диспозиции рассматриваемой статьи, означает, что ложная информация адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме (например, в устной (путем выступления на собрании, митинге и т. п.), письменной (распространения листовок, вывешивания плакатов и т. п.), с использованием технических средств (информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, зачастую посредством мессендже-ров (WhatsApp, Viber и др.). Публичность является оценочным признаком и должна разрешаться правоприменителем с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств.

Распространение информации — это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или ее передачу таковым1.

Выражение, указанное в диспозиции «об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации» (здесь и далее курсив наш. — Н. Б., А. Л., Е. Л.), вызывает возражение относительно корректности термина «использование».

Согласно п. 2.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне» «в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться...»2. В соответствии с п. 1 ст. 10 «Вооруженные Силы РФ — это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации»3.

В связи с этим корректней в названии статьи и диспозиции говорить «об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации».

В части 2 ст. 207.3 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак п. «в» с искусственным созданием доказательств обвинения. Аналогичный признак предусмотрен и в других статьях, например ч. 3 ст. 306, п. «г» ч. 2 ст. 354.1 УК РФ.

1 См.: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2 Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ

(ред. от 11.06.2021).

Если заведомо ложная информация о преступном поведении определенного лица или лиц доводится до сведения правоохранительных органов, то это влечет ответственность по ст. 306 УК РФ. Именно сведения в части факта совершения преступления, причастности лица к этому деянию и должны сообщаться в компетентные органы, правомочные принимать решение о возбуждении уголовных дел. Эти действия могут сопровождаться предоставлением искусственно созданных доказательств обвинения. Поэтому рассматриваемый признак не вызывает возражений. Цель виновного состоит в желании привлечь другое лицо (лиц) к уголовной ответственности, к чему он и стремится путем совершения активных действий по фальсификации объективных данных.

Однако в ст. 207.3 УК РФ речь идет не о привлечении к уголовной ответственности, и виновный не обращается в компетентные органы с искусственно созданными доказательствами, а лишь распространяет неопределенному кругу лиц заведомо ложную информацию об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

Доказательство — это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже установлена4.

С одной стороны, можно допустить тот факт, что виновный распространяет неопределенному кругу лиц заведомо ложную информацию, например об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, и при этом предоставляет искусственное доказательство такого использования. Но возникает вопрос: кого и в чем обвиняет распространитель данной информации?

Обвинением называют: 1) высказанное в устной или письменной форме утверждение о совершении лицом правонарушения или же причинении кому-либо вреда, обиды, оскорбления путем действий или в словесной форме и т. п.; 2) заключение о виновности кого-либо в совершении преступления, основанное на фактах, установленных в результате следствия по уголовному делу5.

На наш взгляд, словосочетание «доказательства обвинения» имеет юридическое значение (т. е. заключение о виновности кого-либо в правонарушении). Поскольку в ст. 207.3 УК РФ речь

4 См.: Словари и энциклопедия на Академике. Философская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_philosophy (дата обращения: 01.04.2022).

5 См.: Словари и энциклопедия на Академике. Философская энциклопедия.

идет о распространении неопределенному кругу лиц заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, то считаем более корректным изложение п. «в» в следующей редакции (редакция примерная): «с искусственным созданием доказательств, подтверждающих достоверность таких сообщений».

Таким образом, меры по обеспечению общественной безопасности государства в целом, а также интересов Вооруженных Сил и государственных органов России в условиях сложившейся внешне-

политической ситуации следует признать своевременными. Реакция законодателя на негативные последствия распространения заведомо ложной информации, выразившаяся в криминализации отдельных деяний, способна минимизировать потенциальный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Результаты законотворчества, выражающиеся в дополнении УК РФ новыми статьями, нередко вызывают правоприменительные проблемы, которые рано или поздно должны быть решены.

Бугера Наталья Николаевна,

доцент кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; [email protected]

Лихолетов Александр Александрович,

доцент кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; [email protected]

Лихолетов Евгений Александрович,

доцент кафедры экономической безопасности Волгоградского государственного аграрного университета, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент; [email protected]

Bugera Natalya Nikolayevna,

associate professor at the department of criminal law,

of the educational and scientific complex

on preliminary investigation

in the internal affairs bodies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences, docent;

[email protected]

Likholetov Alexander Alexandrovich,

associate professor at the department of criminal law

of educational and scientific complex

on preliminary investigation

in the internal affairs bodies

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences, docent;

[email protected]

Likholetov Yevgeny Alexandrovich,

associate professor at the department of economic security

of the Volgograd State Agrarian University, candidate of agricultural sciences, docent; [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.04.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022; принята к публикации 18.05.2022.

The article was submitted 13.04.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 18.05.2022.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.