Научная статья на тему 'Международная деятельность вуза в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство на примере Нижегородского государственного инженерно-экономического института'

Международная деятельность вуза в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство на примере Нижегородского государственного инженерно-экономического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ACADEMIC MOBILITY / THE BOLOGNA PROCESS / GLOBALIZATION OF EDUCATION / PERSONALITY / EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохов Валентин Александрович, Игнатьева Наталья Николаевна, Лисенкова Елена Владимировна

В статье проведен анализ развития международной деятельности ВУЗа в условиях интеграции в общеевропейское образовательное пространство. Указаны его предпосылки и положительные последствия, сделан прогноз на его дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохов Валентин Александрович, Игнатьева Наталья Николаевна, Лисенкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF INTEGRATION OF RUSSIA INTO A COMMON EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE ON THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD STATE ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE

Article analyses the development of international activities in the university in terms of integration into the European educational space. It Indicates its background and positive effects as well as forecast for its future development.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность вуза в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство на примере Нижегородского государственного инженерно-экономического института»

УДК 001.8

В. А. ГОРОХОВ., Н. Н. ИГНАТЬЕВА., Е. В. ЛИСЕНКОВА.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Ключевые слова: академическая мобильность, Болонский процесс, глобализация образования, личность, общеевропейское образовательное пространство.

Аннотация. В статье проведен анализ развития международной деятельности ВУЗа в условиях интеграции в общеевропейское образовательное пространство. Указаны его предпосылки и положительные последствия, сделан прогноз на его дальнейшее развитие.

Академическая мобильность, как среди студентов, так и для преподавателей, имеет актуальность не только в индивидуальном смысле, но и в глобальном. Таким образом осуществляется диссипация научного знания между государствами. Кроме того, подобные передвижения интеллектуальных ресурсов позволяют тому или иному государству синтезировать фонд научного знания в качестве научных работ, опытов, наблюдений, проделанных не только внутри самого государства, но и за его пределами, обеспечивая его унитарность. То есть на смену дивергентности и индивидуальности научного знания и опыта, имеющих конкретные источники и историю, приходит его унификация и глобальность, распределение всех человеческих научных достижений в мировом информационном пространстве. Знание, изобретение теперь не достояние конкретной личности или государства, но лишь вклад в мировую информационную «копилку». Вызов глобализации университетам имеет характер не метафизический, а онтологический, «перекраивая» не культурный аспект действительности образования как процесса, а, скорее, меняя его роль в жизни личности, государства, планеты [3, с. 15].

© Горохов В. А., Игнатьева Н. Н., Лисенкова Е. В., 2013

Г лобализация, как совокупность всех процессов, посредством которых происходит инкорпорация населения планеты в единое мировое сообщество, глобальное сообщество, дает значительный импульс развитию экономики знаний и системы инновационного образования. Мировая экономика становится глобальной - «под глобальной экономикой мы понимаем такую, которая в реальном времени работает как единое целое в мировом пространстве, все равно касается ли это капитала, менеджмента, труда, технологии, информации или рынков» [3, с. 35]. Мировые тенденции в области развития образования, науки, инновационной деятельности можно охарактеризовать следующим образом:

1. «Болонский процесс»: введение двухцикловой (начиная с Берлинской конференции - трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр - магистр - доктор).

2. «Копенгагенский процесс»: введение единых требований к профессиональному образованию средней ступени, создание европейской рамки квалификаций, развитие образования взрослых (концепция «непрерывного образования»).

3. Абсолютный и относительный рост числа студентов.

4. Глобализация, интернационализация и открытость образования.

5. Рост расходов на высшее образование в государственных бюджетах, расходах корпораций, физических лиц.

6. Рост числа работников сферы высшего образования.

7. Развитие дистанционного обучения.

8. Рост возраста обучающихся в сфере высшего образования и превращение образования в постоянный процесс, сопровождающий всю жизнь человека.

9. Мобильность знаний, инноваций и их носителей.

10. Утрата классическими университетами монополии на единство научных исследований и образовательного процесса. Появление «корпоративных университетов». Воссоздание специализированных академических институтов, решающих стратегические задачи.

11. Углубление специализации звеньев комплекса: наука -образование - инновации [2, с. 173].

Среди важнейших задач высшей школы Российской Федерации, определяемых «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», выделяется задача интеграции образования и науки в общеевропейское образовательное пространство, подготовка специалиста отвечающего мировым требованиям, способного решать актуальные задачи развития гражданского общества. Стратегической це-

лью Национальной доктрины является достижение к 2025 году принципиально нового уровня российского образования, соответствующего запросам высокоразвитого постиндустриального общества. Интеграция системы высшего образования Российской Федерации в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом (ст.2, п.1, п/п. З Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ) [1, с. 41].

Международное сотрудничество непосредственно связано с академической мобильностью, которая является одной из основополагающих Болонского процесса. В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальный» и «горизонтальный». Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под горизонтальной - обучение в зарубежном вузе только в течение ограниченного периода (семестра, учебного года). В научных публикациях, как российских, так и зарубежных, часто отмечается, однако, что расширения мобильности следует ожидать в первую очередь на уровне магистратуры и аспирантуры [5].

Государственная поддержка академической мобильности в России реализуется по двум направлениям:

- заграничные командировки и стажировки студентов, аспирантов и научно-педагогических работников;

- учреждение открытого конкурса на получение президентской стипендии для прохождения учебы вне пределов нашей страны.

В рамках вузов практикуются следующие мероприятия, направленные на развитие мобильности:

- получение студентами двух дипломов (отечественного и зарубежного) в тех случаях, когда студент изучает часть учебной программы в иностранном вузе, а часть в своем;

- совместное курирование дипломных работ и диссертационных исследований российскими и зарубежными научными руководителями;

- написание совместных учебников, монографий и др.;

- обмен преподавателями для чтения лекций и проведения научных исследований;

- преподавание некоторых дисциплин в российских вузах на иностранных языках [4, с. 67].

Нижегородский государственный инженерно-экономический

институт (НГИЭИ) (г. Княгинино) является молодым вузом, но по многим показателям он идет в ногу с вузами, имеющими значительный стаж работы. Он активно интегрируется в систему профессионального образования Нижегородской области и России, позволяя эффективно решать проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций региона.

С 2010 года вуз перешел на двухуровневую подготовку - бакалавриат и магистратуру. Одним из решающих факторов деятельности института является развитие в вузе академической мобильности. Ввиду того, что наш институт имеет в основном сельскохозяйственный профиль, большое внимание уделяется прохождению студентами в рамках учебного процесса зарубежных сельскохозяйственных практик.

На сегодняшний день уже 50 студентов нашего института прошли производственную практику в Г ермании по программам «ЛОГО», «АПОЛЛО» в учебном центре «Дойла» г. Нинбург и на заводе «Гримме».

В качестве преимуществ зарубежной производственной практики можно назвать следующие:

- получение новых знаний и опыта;

- специализация в определенных областях сельского хозяйства;

- использование теоретических знаний на практике;

- налаживание международных контактов;

- возможность написания выпускной работы с использованием данных фирмы или фермерского хозяйства;

- перспектива обучения в магистратуре Университета прикладных наук «Вайенштефан» по программе Международный аграрный менеджмент (МВА).

Между Университетом прикладных наук «Вайенштефан» (ФРГ) и нашим вузом подписан договор о сотрудничестве по академическому обмену студентами и профессорско-преподавательским составом, а главное - о внедрении в нашем вузе Международного магистерского курса МВА «Аграрный менеджмент». Реализация данной программы планируется совместно с Университетом прикладных наук «Вайенштефан». Данный проект на сегодня охватывает 17 стран. С некоторыми из них мы уже налаживаем сотрудничество. Например, 8 преподавателей в рамках данного проекта прошли повышение квалификации в г. Сумы (Украина).

Наш институт активно взаимодействует с Немецкой службой академических обменов (ДААД). Четыре студента вуза получили фи-

нансовую поддержку для обучения в немецком университете «Вайен-штефан», а преподаватели НГИЭИ участвуют в научно-исследовательских грантах для прохождения стажировки в немецких вузах.

Международная мобильность профессорско-преподавательс -кого состава обеспечивается за счет того, что организуется обмен преподавателями для чтения лекций и проведения семинарских занятий. Так, с 2009 года в нашем вузе читают лекции профессора немецких, польских университетов. Для развития академической мобильности на вузовском уровне организуются курсы иностранного языка, которые способствуют улучшению языковых умений и преодолению языкового барьера как у студентов, так и у преподавателей. Занятия на этих курсах проводят не только преподаватели нашего института, но и немецкие студенты, которые приезжают в вуз в рамках сотрудничества по программе «АПОЛЛО» для подготовки наших студентов к производственной практике в Германии.

На основе проведенного нами анализа можно сделать вывод о том, что академическая мобильность способствует интеграции нашего вуза в общеевропейское образовательное пространство, а международный отдел и ректор НГИЭИ проводят значительную организационно-методическую работу по развитию академической мобильности, благодаря которой вуз идет в ногу со временем. Необходимость активизации международной деятельности вуза обусловлена задачей интеграции образования и науки в общеевропейское образовательное пространство, возросшей потребностью общества и государства в подготовке специалиста, отвечающего мировым требованиям, способного решать актуальные задачи развития гражданского общества и, в связи с этим, потребностью совершенствования международной деятельности в системе высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

2. Байденко В. И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. С. 4-9.

3. Смирнов С. А. Болонский процесс: перспективы развития /

С. А. Смирнов // Высшее образование в России. 2004. № 1-4.

4. Перспективы развития сельского хозяйства: наука, образование и практика: Матер. российско-германской науч.-практ. конф. -Воронеж, 2009. С. 142.

5. Glossary on the Bologna Process. English - German - Russian:

INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF INTEGRATION OF RUSSIA INTO A COMMON EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE ON THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD STATE ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE

Keywords: academic mobility, the Bologna process, globalization of education, personality, European educational space.

Annotation. Article analyses the development of international activities in the university in terms of integration into the European educational space. It Indicates its background and positive effects as well as forecast for its future development.

ГОРОХОВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ - к. филос.н., професор кафедры «Гуманитарные науки», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

GOROKHOV VALENTIN ALEKSANDROVICH - candidate of phy-losophic sciences, professor of the chair «Human sciences» Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia, Knyaginino. ([email protected]).

ИГНАТЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - преподаватель кафедры «Иностранные языки», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

IGNATIEVA NATALIA NIKOLAEVNA - senior lecturer of the chair «Foreign Languages» Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia Knyaginino, ([email protected]).

ЛИСЕНКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - к.п.н., доцент кафедры «Иностранные языки», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

LISENKOVA ELENA VLADIMIROVNA - candidate of pedagogicals sciences, docent of the chair «Foreign languages» of Nizhni Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia, Knyaginino ([email protected])._________________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.