Научная статья на тему 'Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики'

Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / MISSION OF THE UNIVERSITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УНИВЕРСИТЕТА / ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE UNIVERSITY / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / PRIORITY DIRECTIONS / РЕГИОН / REGION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / REGIONAL UNIVERSITY / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамин Анатолий Евгеньевич, Смирнов Александр Николаевич, Касимова Жанна Владимировна, Кирилов Максим Николаевич

Введение: в статье раскрывается интенсивный характер становления современного регионального вуза, показаны особенности его миссии, выявляются детерминанты, определяющие процесс становления. Выделенные в результате теоретического анализа противоречия, детерминанты развития современного регионального вуза создают предпосылки для практического решения проблемы модернизации высшего образования. Материалы и методы: подход, используемый в трактовке значимости региональных вузов для региона как принцип требует не только усиления роли регионального вуза в восходящем воспроизводстве качества жизни в регионе, но и в раскрытии регионально-культурной, социогенетической функций высшего образования. Результаты: университет, имея молодой и квалифицированный коллектив, современное материально-техническое обеспечение, научно-методическую базу, получает уникальную возможность стать драйвером инфраструктурных изменений в муниципальных образованиях области, формировать открытое научно-образовательное пространство, создать условия для опережающего развития муниципальных образований, в том числе развития цифровой экономики в муниципальных образованиях Нижегородской области. Обсуждение: необходимыми условиями развития цифровой экономики сельских территорий являются развитая инфраструктура трансфера технологий, создание научно-методических условий для создания новых производств в муниципальных районах на основе цифровой экономики; обеспечение информационной безопасности деятельности хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных организаций. Задачу обеспечения этих условий вполне могли бы взять на себя региональные вузы. Заключение: развитие института высшего образования России в современном мире невозможно без международного сотрудничества. В условиях глобализации и становлении экономик, основанных на знаниях, необходимо совершенствование и повышение авторитета национальной системы высшего образования. Для этого следует использовать достижения, которые имеются в зарубежной образовательной практике, и интегрировать их с лучшими традициями отечественной высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамин Анатолий Евгеньевич, Смирнов Александр Николаевич, Касимова Жанна Владимировна, Кирилов Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики»

22. Clark C. The Conditions of Economic Progress. London, Macmillan & co LTD, New York: St Martin's press, 1957.

23. Govorovoi N. V .i dr. Promyshlennaya politika evropeiskikh stran [Industrial policy of European countries], Mocow: Institut Evropy RAN, 2010, 214 p.

24. Makarenya T. A., Nazarenko G. P., Sinel'nikov T. T. Evolyutsiya kategorial'nogo apparata i osnovnye etapy razvitiya promyshlennosti v Rossii [Evolution of the categorical apparatus and the main stages of industrial development in Russia], Journal of Economic Regulation, 2017, Vol. 8, No. 3, pp. 36-46.

Submitted 23.05.2018, revised 19.06.2018.

About the authors: Valentina V. Dorzhieva, Ph. D. (Economy), associate Professor, Leading researcher of the Center for innovative economy and industrial policy Address: Institute of Economics RAS, 117218, Russia, Moscow, Nakhimovsky prospect, 32 E-mail: [email protected] Spin-код: 9872-3896

Author have read and approved the final manuscript.

08.00.05 УДК 378.4

РОЛЬ ВУЗА, СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© 2018

Анатолий Евгеньевич Шамин, д.э.н., профессор, ректор Александр Николаевич Смирнов, к.п.н., доцент, первый проректор Жанна Владимировна Касимова, проректор по учебной работе Максим Николаевич Кирилов, профконсультант

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: в статье раскрывается интенсивный характер становления современного регионального вуза, показаны особенности его миссии, выявляются детерминанты, определяющие процесс становления. Выделенные в результате теоретического анализа противоречия, детерминанты развития современного регионального вуза создают предпосылки для практического решения проблемы модернизации высшего образования. Материалы и методы: подход, используемый в трактовке значимости региональных вузов для региона как принцип требует не только усиления роли регионального вуза в восходящем воспроизводстве качества жизни в регионе, но и в раскрытии регионально-культурной, социогенетической функций высшего образования. Результаты: университет, имея молодой и квалифицированный коллектив, современное материально-техническое обеспечение, научно-методическую базу, получает уникальную возможность стать драйвером инфраструктурных изменений в муниципальных образованиях области, формировать открытое научно -образовательное пространство, создать условия для опережающего развития муниципальных образований, в том числе - развития цифровой экономики в муниципальных образованиях Нижегородской области. Обсуждение: необходимыми условиями развития цифровой экономики сельских территорий являются развитая инфраструктура трансфера технологий, создание научно-методических условий для создания новых производств в муниципальных районах на основе цифровой экономики; обеспечение информационной безопасности деятельности хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных организаций. Задачу обеспечения этих условий вполне могли бы взять на себя региональные вузы.

Заключение: развитие института высшего образования России в современном мире невозможно без международного сотрудничества. В условиях глобализации и становлении экономик, основанных на знаниях, необходимо совершенствование и повышение авторитета национальной системы высшего образования. Для этого следует использовать достижения, которые имеются в зарубежной образовательной практике, и интегрировать их с лучшими традициями отечественной высшей школы.

Ключевые слова: академическая мобильность, интеграция, интернационализация, миссия университета, образование, образовательная программа, организационная культура университета, приоритетные направления, регион, региональный вуз, университет, цифровая экономика.

Для цитирования: Шамин А. Е., Смирнов А. Н., Касимова Ж. В., Кирилов М. Н. Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики // Вестник НГИЭИ. 2018. № 8 (87). С. 114-129.

Anatoly Evgenievich Shamin, Dr. Sci. (Economy), Professor, Rector Alexander Nikolayevich Smirnov, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, First Vice-Rector Zhanna Vladimirovna Kasimova, Vice-Rector for Academic Affairs Maxim Nikolaevich Kirilov, professional counselor Nizhny Novgorod State engineering-economic University, Knyaginino (Russian Federation)

Introduction: the article reveals the intensive nature of the formation of a modern regional university, shows the features of its mission, and identifies the determinants that determine the process of becoming. The contradictions identified in the course of the theoretical analysis, the determinants of the development of a modern regional university create the prerequisites for a practical solution to the problem of modernization of higher education. Materials and methods: the approach used in interpreting the significance of regional universities for the region as a principle requires not only strengthening the role of the regional university in the ascending reproduction of the quality of life in the region, but also in revealing the regional-cultural, socio genetic functions of higher education. Results: the University, having a young and qualified team, modern material and technical support, scientific and methodological base, gets a unique opportunity to become a driver of infrastructure changes in the municipal formations of the region, to form an open scientific and educational space, to create conditions for outstripping development of municipalities, including number - the development of the digital economy in the municipalities of the Nizhny Novgorod region. Discussion: necessary conditions for the development of the digital economy of rural areas are the developed infrastructure for the transfer of technology, the creation of scientific and methodological conditions for the creation of new industries in municipal areas based on the digital economy; ensuring information security of business entities, state and municipal organizations. The task of providing these conditions could well be undertaken by regional universities. Conclusion: the development of the institution of higher education in Russia in the modern world is impossible without international cooperation. In the context of globalization and the establishment of knowledge-based economies, it is necessary to improve and enhance the authority of the national system of higher education. To do this, one should use the achievements that are available in foreign educational practice and integrate them with the best traditions of the national higher school.

Keywords: university; educational program; internationalization; integration; regional university; academic mobility; priority directions; region; digital economy; organizational culture of the university; education; mission of the university.

For citation: Shamin A. E., Smirnov A. N., Kasimova Zh. V., Kirilov M. N. The role of the university, the subject of the Russian Federation, in development of regional economy // Bulletin NGIEI. 2018. № 8 (87). P. 114-129.

THE ROLE OF THE UNIVERSITY, THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION, IN DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

© 2018

Abstract

Введение

вятся инновационные знания, технологии, компе-

Сегодня мир стоит на пороге четвёртой технологической революции, которая с большой долей вероятности приведёт к полной автоматизации большинства производственных процессов. Технологические уклады сменяют друг друга, скорость изменений непрерывно растёт. По мнению О. А. Сазыкиной, А. Н. Кошева, М. И. Гомбоевой, О. О. Мартыненко, Н. В. Жуковой, С. А. Мохначева, важнейшим конкурентным преимуществом стано-

тенции [1; 2; 3; 4].

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека президент РФ в мае 2018 года подписал указ, в

котором образование и наука являются одними из ключевых направлений. Правительству при разработке национального проекта в сфере образования до 2024 года необходимо решить задачи в области создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, а также модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].

Для достижения поставленных задач наряду с ведущими вузами страны непосредственное активное участие в этих процессах принимают региональные образовательные организации. Такие организации есть во всех восьми федеральных округах, общее их количество шестьдесят две (8 муниципальных, 54 субъектовых), в том числе - 14 филиалов. В них обучаются около 250 тысяч человек, в том числе по программам высшего образования более 118 тысяч человек (48 %).

Часть региональных вузов имеет отраслевую направленность: два готовят кадры для медицинских организаций, 15 имеют творческую специфику, 10 институтов и университетов относятся к образованию и педагогическим наукам и 15 - к отраслям наук об обществе [13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20].

Часть вузов не имеет ярко выраженной направленности, то есть имеет классическую структуру университета и реализует программы, относя-

щиеся к разным отраслям наук. К таким вузам относится Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, который был создан в декабре 2002 года в г. Княгинино.

Учредитель вуза - Правительство Нижегородской области, функции учредителя выполняет Министерство образования Нижегородской области.

Миссия университета: подготовка кадров для отраслей экономики, направлений социально-экономического развития, имеющих приоритетное значение для муниципальных образований Нижегородской области, региона в целом;обеспечение влияния органов власти и местного самоуправления Нижегородской области на региональный рынок труда и образовательных услуг.

В университете обучается по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам аспирантуры, программам магистратуры, программам бакалавриата, а также по программам подготовки специалистов среднего звена, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным образовательным программам более 5 000 человек.

Особенностью университета является его кластерная структура. В малом моногороде Княгинино с численностью населения семь тысяч человек располагаются Институт экономики и управления, Институт информационных технологий и систем связи и Инженерный институт; в рабочем посёлке Воро-тынец - Институт транспорта, сервиса и туризма.

Рис. 1. Расположение основных структурных подразделений университета Fig. 1. Location of the main structural divisions of the university

С 2011 года в Нижнем Новгороде работает название «Институт пищевых технологий и дизайна

филиал НГИЭУ, созданный путём присоединения к вузу Нижегородского технологического колледжа. С присоединением в октябре 2012 г. Нижегородского колледжа технологии и дизайна филиал получил

- филиал ГБОУ ВПО НГИЭУ» (рис. 1).

Структурными подразделениями университета являются профильные образовательные центры: Институт дополнительного образования, Центр во-

дительской подготовки, Центр сертифицированного обучения пользователей программными продуктами «1С»; Центр энергоаудита; Центр - сетевая академия «Cisco» и другие.

Университет ориентирован на удовлетворение потребностей в образовательных услугах жителей муниципальных районов и малых городов Нижегородской области. Ежегодно в университет поступает более 1 300 абитуриентов из большинства районов Нижегородской области и соседних регионов.

Университет готовит специалистов, способных работать в разных отраслях и сферах деятельности. За время существования университета (института) подготовлено около 2 500 дипломированных специалистов, бакалавров и магистров и более 2 750 специалистов со средним профессиональным образованием.

Все институты реализуют профессиональные образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программы среднего профессионального образования, профессионального обучения.

Приоритетным вектором развития Инженерного института является формирование образовательной платформы подготовки инженерных кадров; научно-методическое и кадровое обеспечение развития цифрового сельского хозяйства в муниципальных образованиях Нижегородской области. Инженерный институт реализует программы в целях подготовки инженерных кадров для хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, систем энергоснабжения и энергораспределения, организаций технического сервиса транспортных и технологических машин, транспортных и логистических компаний. В состав института входит Центр водительской подготовки, реализующий программы профессионального обучения (подготовки трактористов-машинистов разных категорий, подготовки водителей автомобиля разных категорий).

Институт информационных технологий и систем связи осуществляет подготовку кадров в сфере информационных технологий, инфокоммуникаций и систем связи. В состав института входит Высокотехнологичный ресурсный центр подготовки кадров в области инфокоммуникационных технологий и систем связи, концентрирующий материально-технические, организационные, кадровые ресурсы в части подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников ведущих телекоммуникационных компаний и операторов связи в Нижегородской области. Приоритетные векторы развития института - это формирование образовательной платформы подготовки кадров в сфере информацион-

ных технологий, инфокоммуникаций и систем связи; научно-методическое и кадровое обеспечение развития систем телекоммуникаций в муниципальных образованиях Нижегородской области, цифровой экономики (в том числе - цифрового сельского хозяйства).

Институт экономики и управления готовит кадры экономического профиля для хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, сферы услуг, органов власти и местного самоуправления в муниципальных районах Нижегородской области. В состав института входит Центр сертифицированного обучения компании «1С». Приоритетным вектором развития является формирование образовательной платформы подготовки кадров экономического профиля; научно-методическое и кадровое обеспечение опережающего развития муниципальных образований, в том числе - развития цифровой экономики в муниципальных образованиях Нижегородской области.

Институт транспорта, сервиса и туризма готовит высоквалифицированные кадры для предприятий и организаций пассажирского и грузового автотранспорта, ремонтных и сервисных предприятий, организаций сферы туризма, гостеприимства, рекреации. Приоритетные векторы развития - формирование образовательной платформы подготовки инженерных кадров; формирование образовательной платформы подготовки кадров в сфере туризма и рекреации на базе специализированных учебно-производственных подразделений (мобильной лаборатории рекреационного туризма, ресурсных центров, центров компетенций).

Институт дополнительного образования реализует дополнительные профессиональные образовательные программы (программы переподготовки и повышения квалификации), программы профессионального обучения; осуществляет содействие трудоустройству выпускников университета. Приоритетный вектор развития - кадровое обеспечение опережающего развития муниципальных образований Нижегородской области, прогнозирование и оценка кадровой потребности муниципальных образований Нижегородской области в отраслях, имеющих приоритетное значение для развития региона.

Приоритетный вектор развития Центра молодёжных инициатив - это создание центра компетенций в сфере рекреационного туризма. Центр функционирует круглогодично. Имеет переменный контингент (однонедельные или двухнедельные смены). Осуществляет комплекс мероприятий по реализации социально ориентированных инициатив

обучающихся, мероприятия в рамках здоровьесбе-регающей программы, семинары-тренинги. На базе ЦМИ осуществляется образовательная деятельность по основным образовательным программам, реализуемым университетом.

Институт пищевых технологий и дизайна -филиал ГБОУ ВО НГИЭУ реализует профессиональные образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования в целях подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для лёгкой промышленности, пищевой промышленности, сферы общественного питания, сферы размещения и гостеприимства. Приоритетный вектор развития филиала заключается в формировании образовательных платформ сферы обслуживания, гостеприимства и размещения; общественного питания, технологии пищевых продуктов; швейной и текстильной промышленности, индустрии моды и красоты на базе учебных и специализированных учебно-производственных под-

разделений (центров коллективного доступа, ресурсных центров, центров компетенций).

Материалы и методы

Основным направлением, на которое ориентирована стратегия развития университета до 2035 года, является цифровая экономика сельских территорий (рис. 2).

Несмотря на положительный эффект от реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года», реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения. Вместе с тем в экономике сельских территорий и малых городов формируются устойчивые тренды, связанные с необходимостью перевода многих операций в производстве и в быту в онлайн-среду, что позволяет повысить экономическую эффективность хозяйствующих субъектов и обеспечить их конкурентоспособность.

Рис. 2. Расположение основных структурных подразделений университета Fig. 2. Location of the main structural divisions of the university

По мнению президента РФ В. В. Путина, с развитием дорожной, транспортной, а также цифровой инфраструктуры дополнительный импульс получат средние, небольшие, малые и, как мы их называем, исторические города. «Качество жизни в таких городах должно отвечать самым высоким стандартам», - добавил Президент. Осуществить эти изменения совместными усилиями, по его словам, должны экономисты, управленцы, архитекторы и урбанисты [23]. По словам президента, поддержка малых исторических городов - это общая задача граждан страны [24].

Так увеличение количества данных о средствах производства, окружающей среде, персонале и производимой продукции ведет к росту уровня автоматизации, повышению эффективности процесса производства; рост количества «подключенной» сельскохозяйственной техники, распространение сервисов по объективному контролю местоположения скота, состояния почвы и посевов, повышение автоматизации производственного процесса ведет к сокращению операционных затрат на производство конечной продукции.

В ближайшее время неизбежно увеличится количество сельхозугодий, оснащенных инфраструкту-

рой У21 (коммуникации агрегат - инфраструктура), технологиями точного позиционирования и дистанционного зондирования земли; широкое распространение получат онлайн-платформы и маркетплейсы сельскохозяйственной продукции; развитие элек-

тронной торговли приведет к устранению посредников и развитию софинансирования производства сельскохозяйственной продукции; будут развиваться технологии умных электросетей, автоматизация их систем мониторинга и диагностики (рис. 3).

Рис. 3. Основные компоненты, составляющие инфраструктуру цифрового сельского хозяйства Fig. 3. The main components that make up the infrastructure of digital agriculture

Для решения перспективных задач необходимы кадры новой генерации, обладающие мульти-дисциплинарными знаниями, широким спектром компетенций, способностью и готовностью работать в условиях динамично меняющейся ситуации в экономике.

Ещё при становлении университета сложилась его структура и образовательные платформы, позволяющие решать задачи на стыке отраслей знания. Так одной из перспективных программ Инженерного института и Института информационных технологий и систем связи является совместно разработанная программа «Агроинформатика».

Расширяется номенклатура образовательных программ, формирующих компетенции в области цифровой экономики, муниципального управления, информатизации, в том числе - обеспечения информационной безопасности организаций, энергоснабжения и энергосбережения, управления объектами ЖКХ. Разрабатываемые институтом экономики и управления образовательные программы «Управление объектами жилищно-коммунального хозяйства», «Муниципальное управление» формируют компетенции по владению сбором и управлением массивами данных о потреблении ресурсов, принятию управленческих решений на основе анализа данных, полученных из социальных приложе-

ний и медиа, применению технологий цифрового моделирования и другими.

Приоритетными для университета при формировании номенклатуры образовательных услуг, перечня образовательных программ, индивидуальных образовательных траекторий обучающихся являются:

- потребность в кадрах муниципальных образований Нижегородской области;

- заявки органов власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов с государственным участием на целевой приём, целевое обучение.

Содержание образования приводится в соответствие с перспективными потребностями хозяйствующих субъектов, органов власти и местного самоуправления Нижегородской области.

Совершенствуются компетенции выпускников университета в области проектной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности.

Повышается степень индивидуализации обучения, создаются условия для параллельного освоения обучающимися нескольких образовательных программ.

В университете создаются условия для стабильного воспроизводства и закрепления научных и

педагогических кадров, формирования научно-педагогических школ и направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, увеличение количества и повышение качества научных разработок, создания объектов интеллектуальной собственности и внедрения их в производство через малые инновационные предприятия.

Увеличивается количество прикладных научных исследований, выполняемых по заказам хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных организаций, их результаты внедряются в отраслях экономики, сферах деятельности, имеющих приоритетное значение для муниципальных образований Нижегородской области, региона в целом.

Развивается инфраструктура трансфера технологий, создаются научно-методические условия для создания новых производств в муниципальных районах на основе цифровой экономики; обеспечение информационной безопасности деятельности хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных организаций.

Развиваются механизмы вовлечения студентов в исследовательскую и инновационную деятельность.

Создаются механизмы стимулирования научной продуктивности. Университет обеспечивает опережающее развитие муниципальных образований Нижегородской области: осуществляет кадровое и научно-методическое сопровождение инфраструктурных изменений в муниципальных образованиях области; формирует открытое научно-образовательное пространство, консолидирует ресурсы и координирует деятельность научных, профессиональных, общественных, творческих, интеллектуальных сообществ, заинтересованных в развитии Нижегородской области.

Университет осуществляет прогнозирование и оценку кадровой потребности муниципальных районов Нижегородской области в отраслях, имеющих приоритетное значение для развития региона.

Университет создаёт открытую образовательную онлайн-платформу, обеспечивающую доступ широкого круга пользователей к образовательным продуктам, результатам научной деятельности.

В университете создаётся Попечительский совет, к работе которого привлекаются представители

Правительства Нижегородской области, Законодательного собрания Нижегородской области, органов местного самоуправления, ведущих работодателей и их профессиональных сообществ, общественных объединений, успешных выпускников.

Создаётся система централизованного электронного документооборота, вводится процессное управление деятельностью университета. Ведется работа по внедрению в учебный процесс «технологий бережливого производства».

Университет полностью обеспечен кадрами. Непрерывно повышается квалификация профессорско-преподавательского состава. Учёные степени имеют более 100 преподавателей (из них - более 90 штатных), в том числе степень доктора наук -28 преподавателей (рис. 4).

Научная деятельность учёных НГИЭУ ориентирована на реальный сектор экономики, в том числе - на повышение эффективности аграрного производства, его техническую и технологическую модернизацию, решение социальных проблем сельских муниципальных районов. Общий среднегодовой объём финансирования научной деятельности составляет более восьми миллионов рублей, из них более половины - из внебюджетных источников.

Всего за 12 лет преподавателями, в том числе пришедшими в науку из реального сектора экономики, подготовлено и защищено в разных диссертационных советах по разным специальностям более 40 кандидатских и 1 докторская диссертации.

Доля научно-педагогических работников университета, имеющих учёные степени, звания, составляет не менее 75 %, учёную степень доктора наук, звание профессора - не менее 15 %

Формируется резерв научно-педагогических, административно-управленческих кадров и учебно-вспомогательного персонала, средний возраст научно-педагогических работников составляет 37-40 лет.

В университете работает мини-типография. Ежегодно в ней издается около 80 наименований научной и учебно-методической литературы. С 2010 г. выпускается 2 серии научного журнала «Вестник НГИЭИ», в котором публикуют результаты своей научно-исследовательской работы аспиранты и ППС университета.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

прогноз прогноз прогноз

■ Численность ППС, имеющих ученую степень, звание, чел.

■ Общая численность профессорско-преподавательского состава, чел.

Рис. 4. Динамика численности преподавательского состава и количества преподавателей, имеющих ученую степень Fig. 4. The dynamics of the number of teachers and the number of teachers, graduate degree

Результаты

Совместно с органами власти и управления Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований:

- ведётся работа по совершенствованию региональных систем профессиональной ориентации молодежи, профильной подготовки учащихся школ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на основе анализа рынка труда определяется перспективная потребность муниципальных образований, области в целом в кадрах, определяется номенклатура образовательных программ университета;

- формируется план приёма абитуриентов для целевого обучения по направлениям органов власти, управления, местного самоуправления, а также план трудоустройства выпускников, в том числе в сельской местности.

Совместно с организациями - партнёрами университета развиваются новые форматы целевого обучения, предусматривающие реализацию адаптационных модулей по заказу работодателей с целью приобретения обучающимися компетенций, востребованных организациями.

Рис. 5. Расположение основных структурных подразделений университета Fig. 5. Location of the main structural divisions of the university

Представители бизнеса привлекаются к участию в:

- управлении университетом в качестве консультантов, членов попечительского совета;

- развитии системы наставничества;

- реализации образовательных программ (теоретического и практического обучения, мастер-классов, производственных практик);

- контроле качества образования, включая оценку уровня сформированности компетенций обучающихся и выпускников при проведении промежуточной и итоговой аттестации, практики, курсового и дипломного проектирования;

- проведении профессионально-общественной аккредитации;

- финансировании совместных с университетом проектов (оснащение демонстрационных площадок вуза современной техникой, создание базовых кафедр, филиалов кафедр на производстве, комплектование научных лабораторий, инжиниринговых центров, учреждение научных грантов).

Таким образом, университет, имея молодой и квалифицированный коллектив, современное материально-техническое обеспечение, научно-методическую базу, получает уникальную возможность стать драйвером инфраструктурных изменений в муниципальных образованиях области, формировать открытое научно-образовательное пространство, создать условия для опережающего развития муниципальных образований, в том числе - развития цифровой экономики в муниципальных образованиях Нижегородской области (рис. 5).

Обсуждение

Необходимыми условиями развития цифровой экономики сельских территорий являются развитая инфраструктура трансфера технологий, создание научно-методических условий для создания новых производств в муниципальных районах на основе цифровой экономики; обеспечение информационной безопасности деятельности хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных организаций. Задачу обеспечения этих условий вполне могли бы взять на себя региональные вузы.

Университет выступает с инициативой создания Регионального информационно-инжинирингового Центра содействия фермерам для оказания мер поддержки при создании и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства на принципах цифрового сельского хозяйства.

Предполагается сопровождение проекта от идеи до выпуска продукции: взаимодействие с органами государственной власти, документы, раз-

решения; проектирование, инфраструктура; организация «бережливой фермы» и «умного поля», объективный контроль за техникой, животными, растениями и их системами; оптимизация расходов в процессе ведения деятельности; содействие в реализации продукции, организация маркетплей-сов (платформ электронной коммерции) органической продукции, онлайн-площадок, взаимодействие с сетями; разработка гастрономического тура на ферму, создание франшизы здорового питания fast-food, содействие в разработке упаковки и другое.

В университете учатся граждане Украины, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана. Подписаны договоры о сотрудничестве в сфере образования, науки и культуры с 16 зарубежными учебными заведениями и учебно-производственными учреждениями, в т. ч. с 9 образовательными учреждениями стран дальнего зарубежья. В рамках данных договоров по различным международным программам в 2010-2017 гг. более 380 студентов и преподавателей побывали за рубежом на практиках и стажировках. Ведется плодотворное сотрудничество с ДААД (Немецкой службой академических обменов). Долговременные партнёрские связи установлены с германским учебным центром «Дойла-Нинбург», Государственной высшей профессиональной школой г. Калиш (Польша), Университетом Вайнштефан и университетом Гумбольта (Германия), Аграрным университетом в Пловдиве (Болгария), университетом «ОВИДИУС» (Румыния), Текстильным университетом г. Ухань КНР, Шихэцзийским университетом КНР, Университетом естественных наук г. Люблин (Польша), Технологическим университетом (Греция).

Развитие института высшего образования России в современном мире невозможно без международного сотрудничества. В условиях глобализации и становления экономик, основанных на знаниях, необходимо совершенствование и повышение авторитета национальной системы высшего образования. Для этого следует использовать достижения, которые имеются в европейской образовательной практике, и интегрировать их с лучшими традициями отечественной высшей школы [6].

Проводятся ежегодные международные студенческие научно-практические конференции, совмещаемые с путешествием на теплоходе. В них участвуют делегации из Германии, Болгарии, Румынии, Сербии, Польши, Абхазии, США.

Создаются условия для экспорта образовательных услуг за пределы региона, в том числе - в страны ближнего и дальнего зарубежья, доля ино-

странных студентов университета составляет от 3 до 7 % от общего контингента обучающихся (рис. 6).

Развивается академическая мобильность студентов и научно-педагогических работников университета.

Научно-педагогические работники университета участвуют в международных исследователь-

• Кыргызстан/ Kyrgyzstan

• Украина/ Ukraine

• Молдова/ Moldova

• Абхазия/ Abkhazia

• Казахстан/ Kazakhstan

• Узбекистан/ Uzbekistan

• Таджикистан/ Tajikistan

• Туркменистан/ Turkmenistan's

• Дальнее зарубежье/ Far zarun-beige

67

29

42

ских программах, конференциях, проводимых за рубежом, университет проводит ежегодные международные научные форумы.

Создаются международные научно-исследовательские коллективы и консорциумы для осуществления совместных исследований в области фундаментальных и прикладных проблем; формируются совместные проблемные лаборатории.

200

181

140

156

165

170

180

109

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

прогноз прогноз прогноз

Рис. 6. Динамика численности иностранных студентов Fig. 6. Dynamics of the number of foreign students

3

Для обеспечения устойчивого развития университета, достижения им основной стратегической цели и решения модернизационных задач совершенствуется материально-техническая база в части:

- приведения материально-технического оснащения образовательного процесса оборудованием, приборами, программным обеспечением в соот-

ветствии с современным уровнем развития техники и технологий, требованиями, предъявляемыми работодателями;

- создания комфортной социальной среды университета: обеспечение безопасного и комфортного пребывания обучающихся, максимальной реализации их личностного потенциала в ходе образовательного процесса, внеаудиторной деятельности.

Таблица 1. Основные показатели деятельности университета Table 1. Main indicators of the University activities

Общие Княгинино/ Knyaginino Н. Новгород/ N. Novgorod р. п. Воротынец/ Vorotinets р. п. Васильсурск/ Vasil'sursk

Показатель / Indicator показатели/ General indicators Головной ВУЗ / Head HS Филиал / Branch Структурное подразделение/ Structural subdivision Центр молодежных инициатив/ Center youth initiatives'

1 2 3 4 5 6

Штат, чел. / Staff 615 273 237 81 24

Штатных НПР, чел. / 254 147 70 37

Full-time research and teaching staff

Контингент (бюджет), чел. / Contingent (budget) 3 059 1 650 1 087 272 50

в том числе СПО (очная форма), чел. / including SVE (full-time) 1 122 307 670 145

в том числе ВО (очная форма), чел. / 1 352 816 409 127

including Higher Education (full-time)

в том числе ВО (заочная форма), чел. / 562 527 35

including higher Education (correspondence)

Окончание таблицы 1 / End of table 1

1 2 3 4 5 6

в том числе детей-сирот, чел. / including orphans 106 34 53 19

Расходы на содержание, млн руб. / Maintenance costs 366,3 191,29 127,49 42,04 5,48

в том числе / including:

Налоги, млн руб. / Taxes 6,5 08 0,37 5,74 0,38 0,0 18

Зарплата, млн руб. / Salary 275,48 149,24 89,98 31,55 4,71

Прочие расходы, млн руб. / Other expenses 85,04 42,42 31,77 10,1 0,75

Объем платных услуг, млн руб. / The volume of paid services 66,71 37,4 21,5 4,5 3,31

Площадь зданий, кв. м. / 23 913 13 600 6 046 3 455 812

Территории всех структурных подразделений университета трансформируются в студенческие кампусы с развитой инфраструктурой (таблица 1). Формирование студенческих кампусов органы местного самоуправления включают в перспективные планы развития муниципальных образований.

Формируется фонд развития университета с долей бюджетного финансирования не менее 70 %. Привлекаются внешние инвестиции (не менее 10 % от фонда развития университета). В фонд развития университета направляются средства, полученные от приносящей доход деятельности (не менее 20 % от фонда развития университета).

Большинство обучающихся НГИЭУ - выпускники школ муниципальных районов Юго-Востока Нижегородской области, не пожелавшие и не имеющие возможности уехать в город для обучения в федеральных вузах. Именно они намерены остаться после завершения обучения на своей малой Родине. В расчёте на них строится кадровая политика хозяйствующих субъектов, государственных организаций, органов местного самоуправления в муниципальных районах. Уже работающие выпускники университета подтверждают высокий уровень квалификации, проявляют социальную активность. Качество их образования, его соответствие образовательным и профессиональным стандартам подтверждено в процессе государственной аккредитации НГИЭУ осенью текущего года. Эффективность работы университета также подтверждена результатами ежегодного мониторинга эффективности работы организаций высшего образования.

В районах имеется текущая и перспективная потребность в экономических и инженерных кадрах (в сфере инфокоммуникаций, информационных технологий, транспорта и организации перевозок, механизации, автоматизации и электрификации сельскохозяйственного производства, технического обслуживания и ремонта автотранспорта и сельскохозяйственных машин), работниках социально-культурной сферы, высококвалифицированных бухгалтерах, организаторах общественного питания, организаторах и работниках пищевых производств.

Заключение

Наличие в регионе вуза, нацеленного на решение кадровых проблем, выполняющего социальную миссию, создающего условия для получения сельскими детьми качественного доступного образования без отрыва от привычной для них социальной среды, благоприятно влияет на формирование позитивного социального фона муниципальных районов, снижает социальный дискомфорт жителей, минимизирует риск неконтролируемой миграции молодых семей, обеспечивает относительную социальную стабильность (рис. 7).

Кроме того, университет для муниципальных районов, в которых он расположен, является бюджетообразующей организацией: налог на доходы физических лиц - работников университета поступает в районный бюджет, составляя весомую его часть; расходы студентов на транспорт, продукты питания, услуги и др. также опосредованно пополняют бюджет других районов, стимулируют товарооборот, способствуют росту малого и среднего предпринимательства в районах.

Рис. 7. Важнейшие компоненты социальной миссии университета Fig. 7. The most important components of the social mission of the university

Но самое главное наше достижение и богатство - наши студенты. Большинство обучающихся НГИЭУ - выпускники школ муниципальных районов Юго-Востока Нижегородской области, не пожелавшие и не имеющие возможности уехать в город для обучения в федеральных вузах. Именно они намерены остаться после завершения обучения в родном краю. В расчёте на них строится кадровая политика хозяйствующих субъектов, государственных организаций, органов местного самоуправления в муниципальных районах. Уже работающие выпускники университета подтверждают высокий уровень квалификации, проявляют социальную активность. Качество их образования, его соответствие образовательным и профессиональным стандартам подтверждено в процессе государственной аккредитации НГИЭУ осенью прошлого года. Эффективность работы университета также подтверждена результатами ежегодного мониторинга эффективности работы организаций высшего образования.

Институт дополнительного образования проводит периодический мониторинг трудоустройства сво-

их выпускников, в форме личного контакта, посредством телефонного разговора с выпускниками или их родителями, а также в процессе проведения ежегодного дня встречи выпускников. В процессе мониторинга охват выпускников составил 99 %, что позволяет сделать объективные выводы об их занятости.

Результат мониторинга трудоустройства за 2015-2017 гг. показал, что уровень трудоустройства наших выпускников составляет - 94 %, уровень трудоустройства в соответствии с направлением подготовки - 88 %, уровень закрепляемости выпускников в сельской местности - 96 %. Что позволяет говорить о том, что наши выпускники востребованы на рынке труда, а ВУЗ в целом выполняет свою миссию и поставленные учредителем задачи.

Выпускники университета конкурентоспособны, социально и профессионально активны. Они, как правило, после окончания обучения работают по специальности, многие - на своей «малой Родине». Мы уверены в наших выпускниках. Их молодость, знания, профессиональные качества, жизненный оптимизм - основа современной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сазыкина О. А., Кошев А. Н. Организационная культура регионального вуза: особенности и возможности развития // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 522-527.

2. Гомбоева М. И. Управление эффективностью НИР в региональном вузе: публикационная активность и грантовая деятельность ППС // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1.С. 172-178.

3. Мартыненко О. О., Жукова Н. В. Академическая мобильность в России: сегодняшние проблемы и ближайшие перспективы (взгляд из регионального вуза) // Интеграция образования. 2008 №2. С. 3-10.

4. Мохначев С. А. Управленческие аспекты конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг // Интеграция образования. 2007. № 3-4. С. 14-16.

5. Бабаева Э. С. Диалектика становления современного регионального вуза // ИСОМ. 2013. № 3. С. 72-76.

6. Рогачева Е. Ю., Слепухин А. Ю. Региональные вузы и международная интеграция образования // Интеграция образования. 2015. №1 (78). С. 6-12.

7. Киреева О. А., Игнатова В. С. Педагогические условия организации инновационной среды в региональном вузе // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 84-89.

8. Скрипкина А. В. Концепция формирования имиджа региональных вузов социокультурной сферы // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12 (107). С. 266-270.

9. Борликов Г. М., Салаев Б. К., Ботова С. Н. Формирование инновационной инфраструктуры регионального вуза как фактор устойчивого развития региона // Интеграция образования. 2013. № 1 (70). С. 12-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Гарусова Л. Н., Пигинешева А. П. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 177.

11. Рогачева Е. Ю. Реализация новых моделей развития вузов в современных условиях на примере регионального вуза // Власть. 2014. № 6. С. 104-107.

12. Фролов С. Ю. Тенденции реформирования российского высшего образования на региональном уровне: проблемы и перспективы // Вестник ЧелГУ. 2014. № 24 (353). С. 81-84.

13. Удовик Е. Э., Брикота К. Ю. Разработка и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития региона // Экономика устойчивого развития. 2016. № 1 (25). С. 373-386.

14. Гневашева В. А. Образование как фактор производства в информационном обществе // Almamater (Вестник высшей школы). 2009. № 4. С. 5-15.

15. Мартышенко Н. С. Оценка перспектив решения проблемы качества жизни Приморского края в студенческой среде // Almamater (Вестник высшей школы). 2014. № 12. С. 39-44.

16. Мартышенко Н. С. Роль ценностных оринтиров студентов в формировании человеческого капитала региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 223-228.

17. Багутдинов Р. А. Исследование новейших информационно-коммуникативных технологий в среднем профессиональном образовании // В сборнике: Научный поиск в XXI веке. Материалы I Международной научной конференции по евразийскому научному сотрудничеству. Под редакцией В. А. Должикова. 2014. С. 39-42.

18. Алексеев Г. В., Егошина Е. В., Боровков М. И., Егорова Г. Н. Применение сегментного анализа для разработки стратегии развития образовательного учреждения // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 3. С. 224-227.

19. Шмыгина О. Н. Кадровое обеспечение АПК: проблемы и перспективы развития // Агрофорсайт. 2017. № 3 (9). С. 4.

20. Беляева Л. Н. Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования (на примере регионального вуза) // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 341-349.

21. Ташкинов А. А., Петров В. Ю., Макаревич В. И. Приоритеты и перспективы развития регионального инженерного вуза как национального исследовательского университета // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 42-50.

22. Комлева А. С. Механизмы финансового обеспечения региональных высших учебных заведений // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 152-155.

23. Информационный портал «Лента.ру»: «Путин анонсировал преобразование городов России» [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2018/07/18/gorod/?utm_source=smi2 (дата обращения: 20.06.2018).

24. Информационный портал «РИА Новости»: «Путин назвал Гороховец исторической жемчужиной России» [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20180721/1525061984.html (дата обращения: 20.06.2018).

Дата поступления статьи в редакцию 24.05.2018, принята к публикации 15.06. 2018.

Информация об авторах: Шамин Анатолий Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов», ректор

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 4772-3987

Смирнов Александр Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки», первый проректор

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 6388-3109

Касимова Жанна Владимировна, ст. преподаватель кафедры «Организация и менеджмент», проректор по учебной работе

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино,

ул. Октябрьская, 22а

E-mail: [email protected]

Spin-код: 5169-6521

Кирилов Максим Николаевич, ст. преподаватель кафедры «Организация и менеджмент», профконсультант

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино,

ул. Октябрьская, 22а

E-mail: [email protected]

Spin-код: 2287-1121

Заявленный вклад авторов:

Шамин Анатолий Евгеньевич: концепция и инициация исследования, формулирование основной концепции исследования.

Смирнов Александр Николаевич: общее руководство проектом, проведение критического анализа материалов и формирование выводов.

Касимова Жанна Владимировна: сбор и обработка материалов, статистическая обработка эмпирических данных.

Кирилов Максим Николаевич: визуализация, представление данных в тексте, подготовка литературного обзора, верстка и форматирование работы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Sazykina O. A., Koshev A. N. Organizatsinnaya kultura regionalnogo vuza: osobennosni i vozmozhnosti razvitiya [Organizational Culture of a Regional Higher Educational Institution: Features and Possibilities of D e-velopment], Izvestiya PGU im. V. G. Belinskogo [Proceedings of the PSU by V. G. Belinsky], 2012. No. 28. pp.522-527.

2. Gomboeva M. I. Upravlenie ehffektivnost'yu NIR v regional'nom vuze: publikacionnaya aktivnost' i granto-vaya deyatel'nost' PPS [Managing the effectiveness of research in a regional university: the publication activity and grant activities of the PPP], Gumanitarnyj vektor. Seriya: Pedagogika, psihologiya [Humanitarian vector. Series: Pedagogy, psychology], 2012, No. 1, pp. 172-178.

3. Martynenko O. O., Zhukova N. V. Akademicheskaya mobil'nost' v Rossii: segodnyashnie problemy i blizhaj-shie perspektivy (vzglyad iz regional'nogo vuza) [Academic mobility in Russia: current problems and immediate prospects (view from a regional university)], Integratsiya obucheniya [Integration of education], 2008. No. 2, pp. 3-10.

4. Mohnachev S. A. Upravlencheskie aspekty konkurentoustojchivosti regional'nogo vuza na rynke obrazova-tel'nyh uslug [Administrative aspects of competitiveness of a regional higher educational institution on the market of educational services], Integratsiya obucheniya [Integration of education], 2007, No. 3-4, pp. 14-16.

5. Babaeva E. S. Dialektika stanovleniya sovremennogo regional'nogo vuza [Dialectics of the formation of a modern regional university], ISOM [ISOM], 2013, No. 3, pp. 72-76.

6. Rogacheva E. Yu., Slepukhin A. Yu. Regional'nye vuzy i mezhdunarodnaya integraciya obrazovaniya [Regional Universities and International Integration of Education], Integraciya obrazovaniya [Integration of Education], 2015, No. 1 (78), pp. 6-12.

7. Kireeva O. A., Ignatova V. S. Pedagogicheskie usloviya organizacii innovacionnoj sredy v regional'nom vuze [Pedagogical conditions of the organization of the innovation environment in the regional university], Vysshee obrazo-vanie v Rossii [Higher education in Russia], 2012, No. 2, pp. 84-89.

8. Skripkina A. V. Koncepciya formirovaniya imidzha regional'nyh vuzov sociokul'turnoj sfery [The concept of forming the image of regional universities of the socio-cultural sphere], Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumani-tarnye nauki [Scientific statements of BelGU. Series: The humanities], 2011, No. 12 (107), pp. 266-270.

9. Borlikov G. M., Salaev B. K., Botova S. N. Formirovanie innovacionnoj infrastruktury regional'nogo vuza kak faktor ustojchivogo razvitiya regiona [Formation of innovative infrastructure of a regional university as a factor of sustainable development of the region], Integraciya obrazovaniya [Integration of education]. 2013, No. 1 (70), pp. 12-17.

10. Garusova L. N., Pigineshova A. P. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo sovremennogo regional'nogo universi-teta v kontekste internacionalizacii obrazovaniya [International cooperation of a modern regional university in the context of the internationalization of education], Internet-zhurnal Naukovedenie [Internet-journal Naukovedenie], 2013, No. 6 (19), pp. 177.

11. Rogacheva E. Yu. Realizaciya novyh modelej razvitiya vuzov v sovremennyh usloviyah na primere regional'nogo vuza [Realization of new models of the development of universities in modern conditions on the example of a regional university], Vlast' [Power], 2014, No. 6, pp. 104-107.

12. Frolov S. Yu. Tendencii reformirovaniya rossijskogo vysshego obrazovaniya na regional'nom urovne: prob-lemy i perspektivy [Tendencies of reforming Russian higher education at the regional level: problems and perspectives], Vestnik CHelGU [Bulletin of the CSU], 2014, No. 24 (353), pp. 81-84.

13. Udovik E. Eh., Brikota K. Yu. Razrabotka i realizaciya strategii ustojchivogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya regiona [Development and implementation of a strategy for sustainable socio-economic development of the region], Ehkonomika ustojchivogo razvitiya [Economics of sustainable development], 2016. No. 1 (25). pp. 373-386.

14. Gnevasheva V. A. Obrazovanie kak faktor proizvodstva v informacionnom obshchestve [Education as a factor of production in the information society], Almamater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Vestnik vysshei shkoly)], 2009. No, 4. pp. 5-15.

15. Martyshenko N. S. Ocenka perspektiv resheniya problemy kachestva zhizni primorskogo kraya v studen-cheskoj srede [Assessment of prospects for solving the problem of quality of life in Primorsky krai among students], Almamater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Vestnik vysshei shkoly)], 2014. No. 12. pp. 39-44.

16. Martyshenko N. S. Rol' cennostnyh orintirov studentov v formirovanii chelovecheskogo kapitala regiona [The role of students ' value orientations in the formation of human capital in the region], Azimut nauchnyh issledova-nij: ehkonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management], 2018. Vol. 7. No. 2 (23). pp.223-228.

17. Bagutdinov R. A. Issledovanie novejshih informacionno-kommunikativnyh tekhnologij v srednem profes-sional'nom obrazovanii [Explore the latest information and communication technologies in secondary vocational education], V sbornike: Nauchnyj poisk v XXI veke. Materialy i Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po evrazijskomu nauchnomu sotrudnichestvu [In the book: Research in the twenty-first century. Proceedings of the I International scientific conference on Eurasian scientific cooperation], In V. A. Dolzhikov (ed.), 2014. pp. 39-42.

18. Alekseev G. V., Egoshina E. V., Borovkov M. I., Egorova G. N. Primenenie segmentnogo analiza dlya ra-zrabotki strategii razvitiya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Application segment analysisfor the development strate-gyeducational institution], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2015, No. 3, pp. 224-227.

19. Shmygina O. N. Kadrovoe obespechenie APK: problemy i perspektivy razvitiya [Staffing of agroindustrial complex: problems and prospects of development], Agroforsajt [Agroforsajt], 2017. No. 3 (9). pp. 4.

20. Belyaeva L. N. Strategii razvitiya sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (na primere regional'nogo vuza) [Strategies for the development of the system of additional vocational education (on the example of a regional university)], Sibirskijpedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2008, No. 7, pp. 341-349.

21. Tashkinov A. A., Petrov V. Yu., Makarevich V. I. Prioritety i perspektivy razvitiya regional'nogo inzhener-nogo vuza kak nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta [Priorities and prospects of development of a regional engineering university as a national research university], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2013, No. 11, pp. 42-50.

22. Komleva A. S. Mekhanizmy finansovogo obespecheniya regional'nyh vysshih uchebnyh zavedenij [Mechanisms of financial support of regional higher educational institutions], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2010, No. 6, pp. 152-155.

23. Informacionnyj portal «Lenta.ru»: «Putin anonsiroval preobrazovanie gorodov Rossii» [Information portal «Lenta.ru»: «Putin announced the transformation of Russian cities»] [Elektronnyj resurs]. Available at: https://lenta.ru/news/2018/07/18/gorod/?utm_source=smi2 (accessed: June 20, 2013).

24. Informacionnyj portal «RIA Novosti»: «Putin nazval Gorohovec istoricheskoj zhemchuzhinoj Rossii» [Information portal «RIA Novosti»: «Putin called Gorokhovets a historical pearl of Russia»] [Elektronnyj resurs]. Available at: https://ria.ru/society/20180721/1525061984.html (accessed: June 20, 2018).

Submitted 24.05.2018; revised 15.06.2018.

About the authors:

Anatoly E. Shamin, Dr. Sci. (Economy), Professor of the chair of Economics and Automatization of Business Processes, Rector

Address: Nizhny Novgorod State engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino,

October str., 22a

E-mail: [email protected]

Spin code: 4772-3987

Alexander N. Smirnov, Ph. D. (Pedagogy), the associate professor of the chair «Humanities», the first vice-rector

Address: Nizhny Novgorod State engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino,

October str., 22a

E-mail: [email protected]

Spin code: 6388-3109

Zhanna V. Kasimova, Vice-Rector for Academic Affairs

Address: Nizhny Novgorod State engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino,

October str., 22a

E-mail: [email protected]

Spin code: 5169-6521

Maxim N. Kirilov, professional counselor

Address: Nizhny Novgorod State engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino,

October str., 22a

E-mail: [email protected]

Spin code: 2287-1121

Contribution of the authors: Anatoly E. Shamin: developed the concept, initiated the research, developed the theoretical framework. Alexander N. Smirnov managed the research project, critical analysis of materials; formulated conclusions. Zhanna V. Kasimova: performed statistical processing of empirical data.

Maxim N. Kirilov: visualization, presentation of the data in the text, reviewing the relevant literature, made the layout and the formatting of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

08.00.05 УДК 338.45

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ

© 2018

Татьяна Витальевна Малышева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Логистика и управление» Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань (Россия) Алексей Иванович Шинкевич, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Логистика и управление» Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань (Россия)

Аннотация

Введение: в современном мире высокоактуальна проблема экологической безопасности производств и снижения антропогенной нагрузки на природную среду. Обострение экологической ситуации и возрастание экологических требований к субъектам экономики привели к усилению природоохранных функций. Экономический механизм формирования экологической устойчивости выражается через экологизацию производства. В основе обеспечения экологической безопасности лежит концепция устойчивого развития.

Материалы и методы: рассматривается экономический подход к концепции устойчивого развития с использованием теории совокупного дохода Хикса-Линдаля. Выделены пять принципиальных факторов процесса экологизации промышленного производства. Предложена концептуальная модель мониторинга системы ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.