Научная статья на тему 'Значение и перспективы развития регионального научно-образовательного центра в Нижегородском регионе'

Значение и перспективы развития регионального научно-образовательного центра в Нижегородском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЕГИОН / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенюк И. И., Киселева В. В., Троицкая А. А.

Целью данной работы являются оценка текущего уровня развития и спектра предлагаемых услуг нижегородской системы дополнительного образования и разработка структуры регионального научно-образовательного центра. В статье представлены результаты комплексной оценки потенциала структур дополнительного образования вузов нижегородского региона и приведён обзор предлагаемых ими образовательных продуктов. Обоснована целесообразность создания и развития в регионе научно-образовательного центра, координирующего работу данных структур и взаимодействующего с административными органами и предприятиями региона, предложена подробная схема функционирования такого центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гребенюк И. И., Киселева В. В., Троицкая А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и перспективы развития регионального научно-образовательного центра в Нижегородском регионе»

Значение и перспективы развития регионального научно-

образовательного центра в Нижегородском регионе. The importance and prospective of development of regional research and development center in Nizhny Novgorod region.

И.И. Гребенюк Кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой математики и информатики Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

e-mail: [email protected]

В.В. Киселева Доктор экономических наук, профессор Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики» e-mail: [email protected] А.А. Троицкая Преподаватель

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики» e-mail: [email protected]

Аннотация:

Целью данной работы являются оценка текущего уровня развития и спектра предлагаемых услуг нижегородской системы дополнительного образования и разработка структуры регионального научно-

образовательного центра. В статье представлены результаты комплексной оценки потенциала структур дополнительного образования вузов нижегородского региона и приведён обзор предлагаемых ими образовательных продуктов. Обоснована целесообразность создания и развития в регионе научно-образовательного центра, координирующего работу данных структур и взаимодействующего с административными органами и предприятиями региона, предложена подробная схема функционирования такого центра.

Abstract:

The purpose of this paper is to estimate the current level of development and the range of services of Nizhny Novgorod system of additional education and to develop the structure of the regional research and educational center. The article presents the results of a comprehensive assessment of the capacity of the structures of additional education universities in Nizhny Novgorod region and gives an overview of their proposed educational products. The authors prove the expediency of creation and development of regional research and educational center, which should coordinate the work of these structures and interact with regional administration and companies. The article provides a detailed scheme of functioning for such center.

Ключевые слова:

Нижегородский регион, дополнительное образование, человеческий капитал, инновации, научно-образовательный центр, повышение квалификации

Keywords:

Nizhny Novgorod region, additional education, human capital, innovation, research and educational center, training

Для повышения инновационного развития экономики региона первостепенное значение имеет качество человеческого капитала. Чтобы обеспечить его высокий уровень, требуется постоянная систематическая работа по повышению квалификации кадров, а также улучшение организации этого вида деятельности. Серьёзным тормозом на пути инновационного развития является ограниченность возможности эффективного использования инновационного трудового потенциала. Это обусловлено недостаточным качеством образовательной системы,

неэффективной структурой занятости, не соответствующей прогрессивной технологической структуре экономики со свободной мобильностью кадров [1, с.2]. Для решения данной проблемы необходимо стимулировать взаимосвязь между инновационными предприятиями региона и учреждениями профессионального образования, особенно вузами.

Последнее требует взаимодействия с обучающими организациями, способными обеспечить такую комплексность. В настоящее время на рынке образовательных услуг этот сегмент представлен слабо. Значительное количество образовательных учреждений и тренинговых центров предлагает возможности для обучения сотрудников конкретным знаниям и навыкам, в том числе на рабочих местах с выездом на них преподавателей и тренеров, в виде различных курсов, проведение командных тренингов, консультирование менеджмента. Однако все эти услуги оказываются вне анализа целей и потребностей предприятия-клиента, не способствуют выработке оптимальной программы обучения сотрудников и совершенствования организационной среды с учётом этих индивидуальных потребностей и мониторингом эффективности исполнения программы, а отдельно друг от друга и, как правило, разными обучающими организациями. Это снижает эффективность их деятельности и соответственно привлекательность для заказчиков, а в результате - и объём действий по совершенствованию человеческого капитала. Кроме того, крупная организация, занимающаяся системной и многоплановой работой в данной сфере, могла бы более масштабно заниматься продвижением таких услуг, повышая спрос на них со стороны предприятий.

В связи с указанными проблемами все более возрастает роль региональных институциональных структур, которые могут осуществлять интеграцию науки, образования и производства, особенно в условиях возникновения новых видов экономической деятельности, дальнейшей сегментации рынков, появления кластеров, технопарков и т.п. Именно к

таким институциональным структурам можно отнести региональные научно-образовательные центры (НОЦ).

Такой научно-образовательный центр может учреждаться на базе ресурсов как одного крупнейшего университета региона, так и сразу нескольких вузов. Второй вариант представляется нам более предпочтительным, поскольку, во-первых, позволяет задействовать более широкую и значительную материальную и кадровую базу и во-вторых, способствует обмену опытом и знаниями среди преподавательского состава обучающих организаций, вовлечённых в сотрудничество, повышая тем самым уровень развития человеческого капитала региона.

В настоящее время в России имеется ряд функционирующих научно-образовательных центров при университетах в различных регионах. Однако их деловые связи с бизнесом не развиты и масштабный спрос на их услуги отсутствует. НОЦ, способный развить такие связи, должен проводить исследования потребностей возможных клиентов в сфере инноваций и развития человеческого капитала и ориентироваться на них, иметь чёткую стратегию собственной работы и систему продвижения своих услуг. Кроме того, как указывалось ранее, широкий спектр услуг по развитию человеческого капитала на предприятиях может оказывать обучающая организация, созданная на базе крупного многопрофильного вузов. Деятельность большинства ныне существующих НОЦ, напротив, является узконаправленной по причине узкой специализации вузов, при которых они базируются. Потребность экономики в структурах, системно и масштабно занимающихся развитием человеческого капитала в организациях, не удовлетворена, и эту нишу ещё только предстоит занять тем университетам, которые смогут разработать соответствующую стратегию.

Основной целью деятельности НОЦ является расширение образовательного поля университета, взаимодействие с

предпринимательской средой и предпринимательскими структурами. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

о установление связей университета с предпринимательской средой; о коммерциализация дополнительных образовательных услуг; о разработка методического обеспечения новых образовательных услуг;

о внедрение современного программного обеспечения в учебный процесс;

о создание структурных подразделений по обмену инновационными

технологиями; о развитие информационной базы консультирования.

Нами была произведена сравнительная оценка потенциала структур дополнительного образования вузов нижегородского региона. В качестве критериев оценки выступали показатели уровня инновационного развития вуза: качество материально-технической базы, преподавательского состава и организационной составляющей научно-технического потенциала. Расчёт этих трёх показателей производился с использованием метода анализа иерархий Т. Л. Саати и шкалы желательности Е. Харрингтона. Затем вычислялся интегральный уровень (индекс) качества инновационного потенциала вуза по формуле:

ТЕ = 7к * 7 * 7° (1)

^П ^П ^П ^П (1)

г

где П - индекс качества материально-технической базы; /

П - индекс качества кадров; ^П - индекс качества организационного капитала.

По результатам проведённой оценки мы считаем возможным рекомендовать для интеграции в региональный научно-образовательный центр следующие вузы.

№ п/п Название вуза

1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ им. Лобачевского)

2 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ)

3 Нижегородский филиал Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НФ НИУ ВШЭ)

4 Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

5 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)

6 Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)

7 Нижегородская государственная медицинская академия (НижГМА)

8 Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

9 Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ)

10 Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (НГСА)

11 Нижегородский государственный инженерно-экономическом институт (НГИЭИ)

12 Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса (НИМБ)

Таблица 1. Вузы, рекомендованные для включения в структуру регионального НОЦ.

Ниже представлен краткий обзор систем дополнительного образования перечисленных вузов.

Национальный исследовательский университет ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

В ННГУ возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки предоставляют две структуры:

- Центр дополнительного профессионального образования

- Центр подготовки кадров в сфере инновационного менеджмента

В рамках первого ведутся различные курсы в области английского языка, бизнес-образования, компьютерных навыков, психологии, корпоративного обучения, повышения квалификации преподавателей, а также особый курс европейского производственного менеджмента. Второй предлагает двухлетнюю программу профессиональной переподготовки для ведения предпринимательской деятельности в научно-технической сфере.

Следует отметить развитую систему взаимодействия университета с государственными структурами, научными организациями и предприятиями региона.

Значимым «потребителем» выпускников университета, и в особенности его гуманитарных факультетов, являются органы государственной власти. Взаимодействие с органами государственной власти разворачивается в нескольких направлениях: подготовка и переподготовка кадров для государственных и муниципальных структур, повышение их квалификации, проведение по заданиям государственных и муниципальных органов научных исследований социально-экономических процессов в регионе, экспертиза и участие в подготовке решений государственных и муниципальных органов через различного рода советы при администрациях и др. [2, с.5]} .

Нижегородские институты РАН: Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт химии высокочистых веществ, Институт металлоорганической химии - "генетически" связаны с университетом - все они в свое время сформировались на основе лабораторий ННГУ и его НИИ, имеют постоянную кадровую поддержку со стороны университета [2, с.4]} .

Университет активно сотрудничает и с крупными промышленными предприятиями, с рядом из них заключаются договора о целевой подготовке кадров.

Тем не менее, несмотря на столь широкое сотрудничество с различными партнёрами, работа по повышению квалификации персонала организаций-клиентов на долговременной основе, особенно - на рабочих местах, в столь же масштабной степени не ведётся. Характерным является тот факт, что данной сфере работы не уделяется большого внимания в соответствующих буклетах и изданиях университета и данных на сайте. В основном услуги по повышению квалификации ограничиваются предлагаемыми курсами, нередко не отличающимися от аналогичных услуг обычных частных образовательных центров. Меж тем значительный научно-образовательный потенциал ННГУ и обширная материальная база являются основой для возможного развития данного направления повышения качества человеческого капитала в значительных объёмах.

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.

НГТУ не имеет системы общих курсов повышения квалификации, однако следует отметить другое его преимущество в области взаимодействия с бизнесом - целевую подготовку кадров для промышленности, в области которой он опережает даже ННГУ. По данным ректора университета, вуз сотрудничает практически со всеми крупными предприятиями Нижегородской области. В частности в атомной отрасли ведётся совместная работа с четырьмя предприятиями. В области ТЭК крупными партнёрами являются «Гипрогазцентр» и «Лукойлволганефтепродукт»; по просьбе первого в 2013 г. было открыто направление «Нефтегазовое дело». В числе прочих партнёров - такие известные предприятия, как Горьковский автомобильный завод, Нижегородский машиностроительный завод, «Красное Сормово», «Буревестник», «Красный якорь», НИИРТ, энергетическая компания «МРСК Центра и Поволжья» и многие другие. Университет открыл базовые кафедры практически на всех крупных промышленных предприятиях области и вместе с ними готовит специалистов под конкретные

компетенции предприятий. Также ведётся сотрудничество с мелкими и средними предприятиями.

Тем не менее, несмотря на значительные достижения в области целевой подготовки кадров, сектор услуг в сфере повышения квалификации и переподготовки в вузе пока находится в зачаточном состоянии.

Нижегородский филиал национального исследовательского Университета Высшей Школы Экономики (НФ НИУ ВШЭ).

Структура дополнительного образования в НФ НИУ ВШЭ включает:

■ Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;

■ Бизнес-школу;

■ Центр языковой подготовки;

■ Региональный центр подготовки кадров для системы госзакупок.

НФ НИУ ВШЭ предлагает клиентам краткосрочные семинары и

тренинги в области экономики и бизнеса, бухгалтерского учёта, менеджмента, более длительные курсы и годичные программы переподготовки в той же сфере, курсы иностранного языка. Следует особо отметить, что в числе услуг присутствует разработка специальных программ обучения с учётом потребностей конкретного клиента. Обучение в данном случае возможно как в самом вузе, так и у работодателя. Несмотря на то что систематического сотрудничества с компаниями с целью постоянного повышения качества их человеческого капитала не ведётся, НФ НИУ ВШЭ делает шаги в этом направлении.

На рис. 1 представлена планируемая схема взаимодействия формирующейся структуры дополнительного образования Нижегородского филиала НИУ ВШЭ с организациями и административными структурами региона.

Региональный НОЦ

Органы гос. власти

Региональные органы управления образованием

Совет ректоров

Школы, колледжи

Бизнес-инкубатор

Технопарк

Ассоциация промышленников и предпринимателей

обратная связь о потребност? х

Администрация вуза

работодателей

преподаватели, мат. базе

Центр коллективного пользования

Центр обучения , специалистов НФ НИУ ВШЭ

Центр довузовской подготовки

Центр проектных исследований

Центр научных исследований человеческого капитала

Инновационно

развитые предприятия региона

Международные организации и сети

Организации сферы культуры

Рис. 1. Планируемая структура центра обучения специалистов (ЦОС) НФ НИУ ВШЭ.

Ядром центра обучения специалистов НФ НИУ ВШЭ должна стать структура дополнительного образования, использующая материальные, кадровые и организационные ресурсы вуза и оказывающая услуги по обучению и переобучению специалистов различных организаций региона, включая государственные. Получаемая в процессе сотрудничества информация о кадровых потребностях заказчиков будет ценным ориентиром при корректировке образовательных программ филиала, включая программы центра довузовского образования.

Сотрудничеству с другими вузами при реализации совместных программ повышения квалификации и переподготовки кадров будет способствовать функционирование центра коллективного пользования, объединяющего аккумулированные для реализации таких программ ресурсы, включая информационные.

Центр проектных исследований выделяется как особая подструктура, взаимодействующая с организациями инновационной инфраструктуры региона, ассоциацией промышленников и предпринимателей и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационно-активными предприятиями в рамках исследовательских проектов в сфере менеджмента, маркетинга, финансов и иных направлений деятельности вуза.

Также выделяется такая подструктура как центр научных исследований человеческого капитала. Направленность таких исследований в рамках деятельности ЦОС - практическая. Информация, систематически получаемая в процессе взаимодействия образовательных структур вуза с организациями региона, может и должна быть использована для анализа различных количественных и качественных характеристик имеющегося человеческого капитала региона, потенциала его развития, расхождения имеющихся ресурсов с кадровыми потребностями региона, а также наиболее актуальных направлений развития человеческого капитала.

Взаимодействие центра обучения специалистов вуза с организациями региона будет вестись под координацией регионального научно-образовательного центра.

Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

НФ МЭСИ предлагает курсы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в области экономики и бизнеса, бухгалтерского учёта, также ведутся компьютерные курсы. Сфера работы во многом схожа с курсами и программами НФ НИУ ВШЭ, однако аналогичной гибкости в работе с клиентами ещё не достигнуто.

Дополнительное образование в Нижегородском институте управления в первую очередь представлено программами обучения в сфере менеджмента и профессионального перевода.

В данном обзоре не рассматриваются подробно вузы, предлагающие услуги по повышению квалификации в рамках достаточно узкой отраслевой или профессиональной специализации. Однако можно отметить, что каждый

из четырёх следующих вузов: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова и Волжская государственная академия водного транспорта предлагает значительное количество таких специализированных курсов, что может иметь большое значение для работников соответствующих областей и их работодателей.

Спектр значимых для повышения качества человеческого капитала услуг в регионе оказывают не только государственные университеты и их филиалы, а также крупнейшие академии, но и некоторые институты. Так, разветвлённая система курсов повышения квалификации в области экономических и инженерных дисциплин, компьютерной грамотности и иностранных языков создана в Нижегородском государственном инженерно-экономическом институте. Особую важность этой системе придаёт то, что институт располагается в Нижегородской области (посёлок Княгинино), в нём обучаются и проходят переподготовку студенты и специалисты из сельских районов.

Система востребованных курсов повышения квалификации также предлагается в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса. Особый интерес представляет создающийся в вузе центр исследования человеческого капитала и переподготовки кадров. Анализ дополнительного образования, предлагаемого вузами Нижегородского региона, показал, что по уровню значимости этого сегмента в деятельности вуза в целом НИМБ можно поставить на первое место. Одним из четырёх факультетов института является Факультет дополнительного образования. Как и в Нижегородском филиале НИУ ВШЭ, ФДО НИМБ обеспечивает возможность разработки программ обучения в соответствии с запросами конкретных заказчиков. Учебный процесс осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Различные

курсы и тренинги проводятся в сфере экономики и бизнеса, бухучёта, маркетинга, компьютерных навыков.

Нами разработана структурно-функциональная модель управления системой регионального НОЦ (рис. 2) в которой уточнены актуальные функции и задачи для таких функционирующих сегодня элементов НОЦ, как Минобрнауки России и сети учреждений высшего и дополнительного образования в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов.

Рис.2 Структурно-функциональная регионального НОЦ

модель

управления

Чрезвычайно важным аспектом деятельности НОЦ является его тесное взаимодействие с администрацией региона. Она должна осуществлять руководящие и координационные функции в сфере управления персоналом, включая вопросы функционирования НОЦ. В первую очередь на важнейшие текущие потребности в области развития кадров научно-образовательный

центр ориентируют региональные органы управления, отвечающие за сферу инноваций и малого и среднего бизнеса.

Не менее важно сотрудничество с центром занятости, который аккумулирует информацию о кадровых потребностях государственных и коммерческих организаций региона. Данная информация также представляет собой ценный ориентир при выработке и корректировке программ обучения специалистов и мониторинга эффективности такого обучения.

В рамках создания НОЦ возможно формирование соответствующей материально-технической базы, обеспечивающей рабочими местами преподавателей, активно занимающихся научно-исследовательскими проектами и инновационными разработками. Ресурсы необходимы на материально-техническое обеспечение инновационного процесса, развитие структуры, занимающейся юридическим оформлением результатов интеллектуальной деятельности в виде патентов, заявок на изобретение, финансирование работ, результатами которых с большой долей вероятности могут стать разработки с высоким потенциалом коммерциализации. В целях привлечения внешнего финансирования может проводиться работа по взаимодействию с региональными и муниципальными органами власти, предпринимательскими структурами, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [1, с.13].

Финансирование программы повышения качества человеческого капитала организации-клиента НОЦ может осуществляться из трёх источников:

1. Собственные вложения организации. В настоящий момент основная часть программ обучения сотрудников негосударственных предприятий осуществляется полностью за счёт этого источника. В таком случае особую важность для предприятия представляет оценка эффекта от реализуемых мероприятий.

2. Средства федерального бюджета, выделяемые в рамках государственной политики стимулирования инновационной деятельности и развития кадров.

2.1 Поддержка развития кадрового потенциала в рамках Стратегии-

2020.

На сегодняшний день Стратегия-2020 предусматривает внедрение и развитие следующих мер:

- Систему государственной поддержки реализации программ обучения и стажировок специалистов предприятий на базе российских и зарубежных образовательных организаций; развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации и сертификации персонала; смежного образования (технологического для менеджеров, экономического — для инженеров) [3, с.118-119];

- Поддержку программ профессиональной переподготовки занятых в модернизируемых производствах на специальности, имеющие спрос в регионе и соседних с ним территориях [3, с.120];

- Софинансирование расходов на получение и поддержку патентов за рубежом, стандартизацию продукции, подготовку и/или привлечение квалифицированного персонала в рамках поддержки малого инновационного бизнеса [3, с.122];

- Программы прикладных квалификаций продолжительностью от нескольких месяцев до года предполагают обучение «на рабочем месте». Масштаб потенциального рынка ППК к 2015 г. — 20% сектора формальной занятости (8 млн. чел.), к 2020 г. он может охватить до 20 млн. чел. (одна треть рынка труда). При этом реальный масштаб ППК может к 2015 г. составить около 1-1,25 млн. чел. в год, в том числе 50% за счет средств бюджетов всех уровней; к 2020 г. — до 3-4 млн. чел. в год, в том числе за счет бюджетов — не более 1 млн. чел. [3, с.295-296];

- Увеличение почасового норматива программ дополнительного образования (профпереподготовка и повышение квалификации) для

гражданских госслужащих с целью повышения качества программ дополнительного образования [3, с.298].

2.2. Подпрограмма «Кадры для инновационной экономики» Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» предусматривает такие меры, как распространение передовых образовательных методик, разработка и закупка новых образовательных методик и учебных программ. Одним из основных мероприятий подпрограммы является подготовка не менее 5 000 управленцев ежегодно (обучение в форме профессиональной переподготовки и повышения квалификации) в образовательных учреждениях, поэтапное увеличение количества специалистов, обучающихся по проектно-ориентированным программам, с применением современных образовательных технологий, основанных на методах активного обучения и др.

3. Средства региональных и местных бюджетов. Финансирование может осуществляться как в прямой форме в виде субсидий на обучение персонала, так и косвенно как содействие развитию НОЦ и поддержка наиболее ценных программ, которые они предлагают.

Вклад научно-образовательного комплекса в экономику региона должен оцениваться с точки зрения четырех составляющих:

- как перспективный сектор экономики, обеспечивающий занятость населения области на предприятиях с высоким уровнем производительности и добавленной стоимости;

- как источник инноваций, усиливающий конкурентоспособность предприятий региона;

- как фактор роста, стимулирующий появление предприятий новой экономики, формирующихся на базе научно-образовательного комплекса и обладающих высоким потенциалом роста;

- как фактор конкурентоспособности, обеспечивающий экономику региона качественными трудовыми ресурсами.

По нашему мнению, имеются серьёзные предпосылки успеха развития деятельности НОЦ. Современные российские работники, несмотря на распад советской системы повышения квалификации и переподготовки кадров и нынешние затруднения, сохраняют достаточно высокую готовность к продолжению образования в период трудовой деятельности. Среди специалистов высшего уровня квалификации ежегодно различными формами дополнительного образования оказывается охвачен каждый седьмой, а среди специалистов среднего уровня квалификации каждый десятый российский работник. При этом как минимум в трети случаев обучение на профессиональных курсах осуществляется на основе самофинансирования, т.е. за счет средств самих обучающихся [4, с. 30]. Таким образом, существенная часть российской рабочей силы сохранила высокую обучаемость. Пока это важнейшее конкурентное преимущество недооценивается и недостаточно используется и развивается, но в случае реализации эффективного комплекса мер по улучшению инфраструктуры рынка труда и системы подготовки и переподготовки кадров можно рассчитывать на то, что российская экономика будет располагать более качественной и способной к инновациям рабочей силой.

1. Цапенко И.В., Миронова Д.Д. Влияние инновационной направленности развития экономики на эффективное развитие человеческого капитала // Современные проблемы экономики и управления, 2012. №2, с. 116.

2. Стронгин Р.Г., Гурбатов С.Н., Петров А.В. Взаимодействие с работодателями. Интегрирующая роль университета. - Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2007. - 32 с.

3. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. // Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: «Дело», 2013 г., книга 1.

4. Капелюшников Р., Лукьянова А. Трансформация человеческого капитала в российском обществе. // Аналитический доклад на базе Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, Москва, 2009 год.

References:

1. Tsapenko I.V., Mironova D.D. The impact of innovation-oriented economic development on the effective development of human capital // Modern Problems of Economics and Management, 2012. №2, pp. 1-16.

2. Strongin R.G., Gurbatov S.N., Petrov A.V. Interaction with employers. Integrating role of the university. - Nizhniy Novgorod: Publishing office of Nizhny Novgorod State University, 2007. - 32 p.

3. Strategy-2020: New growth model - a new social policy. // The final report on the results of expert work on urgent problems of the socio-economic strategy of Russia until 2020. By ed. Of V.A. Mau, Y.I. Kuzminov. M .: "Business", 2013, book 1.

4. Kapelyushnikov R., Lukyanova A. Transformation of human capital in the Russian society. // Analytical report on the basis of The Russia Longitudinal Monitoring Survey, Moscow, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.