Шумилова Ольга Николаевна ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО .
педагогические науки
УДК 378.12
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА
© 2017
Шумилова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а, e-mail:Shumilova59@yandex.ru)
Аннотация: В статье поднимается вопрос об актуальности создания электронного портфолио достижений и его значения в оценке деятельности научно-педагогических работников на примере конкретного вуза. Представлен системный теоретический анализ подходов к определению ключевых понятий «качество» и «качество образования». Определены ключевые аспекты образовательной деятельности, наиболее существенно влияющие на качество высшего образования, наиболее значимым из которых является качество преподавательского состава вуза. Выделены ключевые компоненты, определяющие качество научно-педагогических работников вуза: когнитивный, личностный, мотивационно-ценностный. Определена проблема неоднозначности и объективности оценки качества деятельности преподавателя. Рассмотрены возможности метода электронного портфолио как инструмента оценивания, ориентированного на результат и развитие профессиональных и личностных составляющих педагогической деятельности. Описан опыт использования электронного портфолио для оценки качества преподавательской деятельности. Приводятся результаты исследования, направленного на выявление потенциальных возможностей электронного портфолио в системе менеджмента качества, а также сделаны выводы о влиянии метода электронного портфолио на формирование самооценки, воспитания критичности и требовательности, повышению уровня притязаний на высокие результаты и развитие профессиональной карьеры преподавателей, а также на повышение качества образовательного процесса вуза в целом.
Ключевые слова: качество; качество высшего образования; качество персонала; портфолио; электронное порт-фолио; оценка качества деятельности преподавателя; единая информационная образовательная среда вуза; самооценка и саморефлексия профессиональной деятельности.
ELECTRONIC PORTFOLIO OF TEACHERS AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
© 2017
Shumilova Olga Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences,
associate professor of the Humanities department Nizhny Novgorod state University of Engineering and Economics, (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str. 22a, e-mail: Shumilova59@yandex.ru)
Abstract. The article raises the question of the urgency of creating an electronic portfolio of achievements and its significance in assessing the activities of scientific and pedagogical workers on the example of a particular institution. A systematic theoretical analysis of approaches to the definition of key concepts «quality» and «quality of education» is presented. The key aspects of educational activity that most significantly affect the quality of higher education are identified, the most significant of which is the quality of the teaching staff of the university. The key components determining the quality of scientific and pedagogical staff of the university are singled out: cognitive, personal, motivational and value. The problem of the ambiguity and objectivity of assessing the quality of the teacher's activity is defined. The possibilities of the method of the electronic portfolio as a tool for evaluating, focused on the result and development of professional and personal components of pedagogical activity are considered. The experience of using an electronic portfolio for evaluating the quality of teaching activities is described. The results of a study aimed at identifying potential opportunities for an electronic portfolio in the quality management system are presented, as well as conclusions about the impact of the electronic portfolio method on the formation of self-esteem, education of criticality and exactitude, raising the level of claims for high results and developing the professional career of teachers, Improving the quality of the educational process of the university as a whole.
Keywords: quality; Quality of higher education; Quality of staff; Portfolio; Electronic portfolio; Assessment of the quality of the teacher; Unified information educational environment of the university; Self-assessment and self-reflection of professional activity.
В современных высших учебных заведениях качеству педагогического персонала уделяется особое внимание, что обусловлено введением новой системы оплаты труда, предусматривающей стимулирующий компонент. Единых требований к содержанию системы стимулирования труда научно-педагогических работников не существует, поэтому создание эффективной системы стимулов оценки труда преподавателей высшей школы является важной задачей, которая должна решаться как на государственном уровне, так и на уровне отдельных вузов.
Основой качественного подхода оценки деятельности преподавателей вуза является теоретический анализ основополагающих ключевых понятий «качество» и «качество образования».
Проблема повышения качества высшего образования находится в центре внимания инициаторов и участников Болонского процесса. Как подчеркивалось в Берлинском коммюнике [1], в первую очередь ответственность за качество «...должно лежать на самом высшем учебном заведении и это должно являться основой системы гарантии качества на национальном уровне».
Понимание и развитие категории «качество» в на-
стоящее время связано, в основном, с трудами А. И. Субетто, В. П. Панасюка, достаточно подробно рассмотрен генезис данного понятия в трудах Н. Г. Никокошевой [2]. Проанализировав существующие взгляды ученых на этот вопрос, можно сделать вывод, что в социальном контексте понимание категории качества связано с понятиями «социальная потребность», «соответствие назначению (функции объекта)», а также «цель» и «результат человеческой деятельности».
На сегодняшний день существует множество мнений и по вопросу определения категории «качество образования». Это объясняется тем, что основные непосредственные участники образовательного процесса (студенты, преподаватели, руководители образования, работодатели) имеют разные представления о качестве образования, и поэтому предъявляют к нему разные требования.
Понятие «качество образования» впервые в России появилось в Законе «Об образовании» в статье о государственном контроле за качеством образования начале 90-х годов ХХ века. Ссылаясь на труды С. Я. Батышева, С. Е. Шишова, В. А. Кальней, М. М. Поташника и других отечественных и зарубежных ученых, Н.Г. Никокошева
педагогические науки
Шумилова Ольга Николаевна ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ...
делает вывод о неоднозначности категории качества образования. При этом отмечается, что специалистами в области оценки качества образования под качеством образования принято понимать интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Согласно Программному документу ЮНЕСКО [3], можно выделить три аспекта образовательной деятельности, наиболее существенно влияющих на качество высшего образования.
Во-первых, качество персонала, гарантируемое высокой академической квалификацией преподавателей и научных сотрудников вузов, и качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований, их соответствием общественному спросу.
Во-вторых, качество подготовки студентов, которое в условиях, когда массовое высшее образование стало реальностью, может быть достигнуто только на пути диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи.
В-третьих, качество инфраструктуры и «физической учебной среды» высших учебных заведений, охватывающее «всю совокупность условий2 их функционирования, включая компьютерные сети и современные библиотеки, что может быть обеспечено за счет адекватного финансирования, возможного только при сохранении государственного подхода к высшему образованию как общенациональному приоритету.
Таким образом, качество педагогического персонала является одним из определяющих показателей качества образования вуза.
От педагогической компетентности научно-педагогических работников вузов, их квалификации, условий труда и жизни, человеческих и моральных качеств, общей культуры зависит качество подготовки выпускников вузов.
Обобщая исследования в этой области [4-6] можно сказать, что под качеством преподавания понимается постоянно повышающийся уровень преподавательской деятельности педагога, характеризуемый высокими результатами подготовки студентов, способный удовлетворять потребности всех участников образовательного процесса, а также ключевые компоненты, определяющие качество научно-педагогических работников вуза, к которым относятся:
Когнитивный - знания нормативной документации и умение применять теоретические знания в практике своей деятельности по направлению специалиста, согласно его должностным обязанностям;
Личностный - оперативность принятия решений, аккуратность в ведении документации, ответственность, целеустремленность специалиста;
Мотивационно-ценностный - мотивационная направленность личности на получение знаний, умений и навыков в зависимости от занимаемой должности, вознаграждение за компетентное выполнение своих должностных обязанностей, продвижение по службе.
Проблема оценки качества профессиональной деятельности отдельного педагога и педагогического коллектива в целом во все времена являлась одной из актуальных и в то же время труднейших проблем, касающихся взаимоотношений внутри самого профессионально-педагогического сообщества. Проблема объективности оценки заключается в том, что педагогическая деятельность относится к творческому виду деятельности, где возможны различные варианты оценки ее результативности, эффективности и качества. Это обстоятельство приводит к наличию многообразных подходов
к построению оценочных моделей, значительно отличающихся друг от друга.
Существуют системы внешней и внутренней оценки качества преподавателя. К внешним системам оценки относят международные, государственные и региональные системы оценки, которые реализуются в форме аттестации педагогических работников, повышения квалификации, стажировок. К внутренним - внутривузов-ские системы оценки, к которым относятся организация методического сопровождения учебной деятельности, научно-исследовательская деятельность, обмен опытом, учет студенческих достижений и т.д.
Важнейшей задачей системы оценки качества преподавателей, является ее направленность на усиление мотивации преподавателей на высшие достижения и карьерный рост. Современная система оценки качества должна стать «механизмом мобилизации внутренних ресурсов сферы профессионального образования» [7, с. 4]. Существенным фактором в системе оценки качества является оптимизация организационных форм, экономических и управленческих механизмов, использования разнообразных форм обеспечения обновления высшего образования в целом.
Важно отметить, что существующие модели оценки качества деятельности преподавателей вуза основаны на эффективном использовании информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере профессионального образования [6]. Электронное портфолио преподавателя является одним из примеров внедрения информационных технологий в систему менеджмента качества и поддержки системы аттестации преподавателей, а также выступает как инструмент оценивания, ориентированного на результат и развитие [9; 10].
Значение и функции портфолио в образовательной среде рассматривается в следующих трудах: как средство контроля И. А. Кныш, И. П. Пастуховой [11]; как средство мониторинга индивидуальных достижений и как альтернативная технология отслеживания результатов обучения в работах Т. Г. Новиковой, М. А. Пинской, А. С. Прутченкова [12; 13] и др.; как средство самоконтроля и самооценки студента, а также выявления его резервных возможностей [11; 14; 15]. И. А. Матвеевой предложена системная оценка качества образования применительно к средней школе на основе модели «портфолио-процесса», включающей три вида портфолио: портфолио учителя, портфолио ученика и портфолио школы [16]. Данный анализ представлен в работе Гюровой В. Т. и Зелеевой В. П. [17].
Изучив мнения коллег [17-20] по вопросу требований к содержанию портфолио, можно сделать вывод о том, что портфолио содержит не только автобиографию и сведения о профессиональной квалификации, но также профессиональную концепцию, образцы учебных материалов, описание деятельности, планы занятий, видеозаписи занятий, обратную связь о работе преподавателя от учащихся, его коллег и администрации. Соответственно, чем полнее отражены различные стороны деятельности преподавателя в его портфолио, тем вероятнее будет прогноз в отношении качества его преподавания и ожидаемых студенческих результатов.
Изучив опыт коллег в этой области, мы на экономическом факультете Нижегородского государственного инженерно-экономического университета разработали собственную структуру и содержание электронного портфолио, с учетом его влияния на оценку качества деятельности преподавателя, развитие карьеры преподавателя. Для его разработки была создана экспертная комиссия в составе декана факультета, заведующих кафедрами, инженера по качеству. Предварительный проект был доведен до сведения профессорско-преподавательского состава, активно обсуждался в структурных подразделениях. С учетом всех замечаний и дополнений были разработаны единые требования к содержанию
Шумилова Ольга Николаевна педагогические
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ... науки
и структуре электронного портфолио преподавателей экономического факультета Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. Структура электронного портфолио содержит следующую информацию:
1. Общие сведения о НПР;
2. Документы об образовании;
3. Документы о повышении квалификации;
4. Награды, дипломы;
5. Индивидуальный план работы;
6. Электронный журнал преподавателя;
7. Сведения о результатах рейтинга работы НПР;
8. Список научных трудов и учебно-методических работ;
9. Дневник куратора.
Электронное портфолио преподавателя размещается в личном кабинете НПР в единой информационной образовательной среде вуза, режим доступа http://ngiei. mcdir.ru.
В контексте нашего исследования был проведен опрос с целью выявления мнения преподавателей вуза по использованию электронного портфолио в системе оценки качества деятельности преподавателя.
Всего в опросе приняло участие 62 педагога, имеющих различный возраст, стаж работы и профиль образования. Важно отметить, что 42 респондента имеют ученую степень: 17 - доктора наук, 25 - кандидата наук, 10 человек, занимают руководящие должности на факультете и вузе: проректоры, декан факультета, заместитель декана факультета, заведующие кафедрами, заведующий аспирантурой и т.д. Специальное педагогической образование имеют 15 респондентов.
В ходе опроса были выявлены следующие проблемы: многие преподаватели отмечают дефицит времени для оформления личного кабинета и размещения в нем персональных достижений; некоторые респонденты обнаружили недостаточное умение работать с информацией; были выявлены затруднения в размещении результатов достижений, многие отметили необходимость выделения специального персонала для технического оформления личного кабинета.
Не смотря на это, большинство опрошенных преподавателей отметили высокую значимость электронного портфолио для планирования и развития карьеры, а также возможности демонстрации достижений преподавателя. Несомненным достоинством, по мнению опрошенных, также является возможность проведения посредством портфолио процедур самооценки и саморефлексии собственных профессиональных и личностных достижений, осознание собственных дефицитов и путей их преодоления, планирование траектории профессионального развития.
Таким образом, результаты опроса показали, во-первых, внедрение электронного портфолио в систему оценки качества деятельности преподавателей способствует формированию самооценки, воспитанию критичности и требовательности к себе, повышению уровня притязаний на высокие результаты и развитие профессиональной карьеры преподавателей, и во-вторых, использование электронного портфолио в системе оценки деятельности преподавателей позволит повысить качество преподавательского состава и образовательного процесса вуза в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берлинское коммюнике Министров образования Европейских стран (2003) (Berlin Communique of Ministers).
2. Никокошева Н. Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования» // Педагогическое образование в России. 2008. № 2.
3. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995
4. Бутко С. С. Выявление эффективности модели и технологии подготовки будущего учителя к фасили-202
тирующему общению со слабослышащими младшими школьниками // Инновации и инвестиции. 2015. № 7. С. 105-108.
5. Бутко С. С. Проблема формирования коммуникативной компетентности лиц с нарушениями слуха средствами иностранного языка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11-2. С. 35-38.
6. Клюева Ю. С., Гарина Е. П. Формирование и развитие ключевых компетенций компаний в системе конкурент-менеджмента // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 23-31.
7. Глухих Р. С., Смолянинова О. Г. Аттестация преподавателей высшего образовательного учреждения: российский и зарубежный опыт // Материалы проектного семинара «Совершенствование системы аттестации преподавателей вузов на основе метода электронного портфолио». Красноярск: Изд-во СФУ. 2009. С. 74-80.
8. Шилина, Н. Г., Геращенко С. М. Электронный портфолио как технология оценивания профессиональной деятельности педагога // Материалы 19 международной научно-методической конференции «Диверсификация Российских архитектурных школ в условиях внедрения ГОС третьего поколения». Воронеж: Изд-во. Воронежского ГАСУ. 2010. С. 72-76.
9. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1908. Режим доступа http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-26062000-n-1908/
10. Смолянинова О. Г., Шилина Н. Г., Геращенко С. М. Электронный портфолио как инструмент профессионального развития и аттестации преподавателей // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11.
11. Кныш И. А., Пастухова И. П. Портфель индивидуальных достижений как контрольнооценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69-71.
12. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. 2008. № 2. С. 32-35.
13. Савруков Н. Т., Ташкинов А. А. Оценочная система выработки управленческих решений как фактор повышения эффективности в сфере образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 121-128.
14. Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61-63.
15. Белобородов Р. В. Сотрудники и студенты как источник инноваций в бизнесе // ИТпортал. 2015. № 2 (6). С. 3.
16. Матвеева И. А. Проект по теме «Модель «портфо-лио-процесса» как системная оценка качества образования». - URL: http://festival.iseptember.ru/articles/510794/.
17. Ямилов Р. М. Менеджмент деформаций: структурный подход методологии исследований отклонений и искажений управленческого процесса // Иннов: электронный научный журнал. 2016. № 3 (28). С. 4.
18. Ломакина Г. А. Актуальные проблемы оценки интеллектуального капитала: российский и зарубежный опыт // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 57-66.
19. Ямилов Р. М. Менеджмент деформаций: структурный подход методологии исследований отклонений и искажений управленческого процесса (часть 2) // Иннов: электронный научный журнал. 2016. № 4 (29). С. 15.
20. Миронова Л. И. Электронные образовательные ресурсы как средство реализации инновационной педагогической технологии в вузе. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2010.
Статья поступила в редакцию 30.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.