УДК 378.1 ББК 74.580 Ш 25
Е.И. Шарова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
М.Р. Кудайнетов
Аспирант кафедры информатики и вычислительной техники Института компьютерных систем и информационной безопасности Кубанского государственного технологического университета; E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оценке качества профессиональной деятельности преподавателей вуза, цели оценочных процедур, критерии качества деятельности. Предлагается использовать в ходе мониторинга качества образования электронный портфолио преподавателя как эффективный инструмент экспертно-оценочных технологий.
Ключевые слова: мониторинг, оценка качества, профессиональное развитие, показатели деятельности, электронный портфолио, информационно-коммуникационная среда вуза.
E.I. Sharova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of General Pedagogy Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
M.R. Kudaynetov
Post-graduate student of Informatics and Computer Facilities Department of Institute of Computer Systems and Information Security, Kuban State University of Technology; E-mail: [email protected]
MONITORING OF VOCATIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN SYSTEM OF THE QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY
Abstract. The paper explores the modern approaches to the quality assessment of vocational activity of teachers of higher education institution, the purposes of estimation procedures and criteria for quality of activity. During monitoring of quality of education, we propose to use the teacher's electronic portfolio as the effective tool of expert-estimation technologies.
Keywords: monitoring, quality assessment, vocational development, activity indicators, electronic portfolio, information and communication environment of higher education institution.
Сегодня в условиях динамичных и системных образовательных инноваций резко возрастает
значение методической подготовки преподавателей к активному освоению и использованию
новых продуктивных способов профессионально-педагогической деятельности. Изменение концептуальных оснований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования привело к смещению акцента с минимума содержания образования на результаты образования в ком-петентностном формате.
В свою очередь, системные дидактические преобразования обусловили необходимость освоения новых принципов структурирования образовательных программ, в которых результаты обучения выступают индикаторами компетенций, а компетенции рассматриваются как дескрипторы образовательных результатов. Подобные преобразования потребовали не только новых подходов к проектированию образовательных программ, но и освоения преподавателями новых компетенций.
Изменились и подходы к оценке качества профессиональной деятельности преподавателей вуза. Применение рейтинга и портфолио в системе оценки обеспечивает не только прозрачность, но и объективность процедуры оценивания.
Системная организация мониторинговых исследований в вузе позволяет дать оценку реального состояния и качества профессорско-преподавательского состава, обеспечивает прогноз его развития, а сопоставление данных с запланированными показателями позволяет оценить эффективность принятых управленческих решений.
Анализ показателей деятельности преподавателя вуза может быть осуществлен в числе прочих методов (самообследование, аттестация, отчетная деятельность, контрольные мероприятия и др.) на основе обобщения сведений из портфолио, что является инновацией в экспертно-оценочных технологиях. Роль портфолио преподавателя в системе мониторинга возрастает, портфолио является эффективным
инструментом в оценке его работы. Наиболее активно технология портфолио применяется в системе школьного образования, особенно в периоды аттестации педагогических работников. В системе высшего образования обязательным является формирование обучающимися портфолио в информационно-коммуникационной среде вуза, вузы же обязаны создать условия, позволяющие это делать.
Необходимо ли создавать портфолио преподавателю вуза? Какие преимущества получают при этом участники образовательного процесса?
Использование технологии портфолио позволяет управляющей системе не только проанализировать текущее состояние педагогической системы и ее компонентов, объективно оценить личностно-профессиональный рост преподавателей, но и предоставляет возможность эффективно управлять педагогическим коллективом, выявлять резервы, определять пути наиболее рационального использования человеческих ресурсов. Использование данных портфолио в системе рейтингования педагогических кадров как отражение результатов их профессиональной деятельности будет способствовать мотивации и активизации преподавателей во всех направлениях (учебной, методической, научной, воспитательной, общественной работе). Управляющая система получает возможность на основе исследования педагогической деятельности направлять преподавателей к инновациям и преобразованиям.
Кроме того, применение данной технологии позволяет преподавателям систематизировать опыт и знания, производить самооценку своей профессиональной деятельности, а также определять траекторию своего развития. Важным преимуществом размещения портфолио в электронной среде вуза является возможность получения обратной
связи через обеспечение доступа к материалам портфолио и предоставления прав другим пользователям системы отправлять комментарии.
Существует много различных подходов к определению профессии «педагог». Неизменно одно: педагогическая деятельность - это искусство, искусство побуждать к достижению целей независимо от уровня получаемого образования, искусство, основанное на интуиции и озарении, опыте и здравом смысле. Именно достижение поставленных целей свидетельствует о качестве функционирования системы образования в целом.
Педагогическая деятельность, основанная на научном подходе и искусстве, позволяет говорить о ней не только как о явлении, которое трудно постичь, но и о как «единственном пути, ведущем к знанию» [1].
Отличительными характеристиками современного высшего образования являются:
- развитие информационно-коммуникационных технологий;
- доступность образования и неограниченный доступ к электронным образовательным ресурсам, реализация принципов «образование для всех» и «образование через всю жизнь» (ЮНЕСКО);
- акцент на развитии социально-эмоциональных способностей и навыков обучающихся;
- индивидуализация процесса приобретения и передачи знаний.
На уровне мирового образовательного сообщества определились основные направления совершенствования образовательных процессов высшей школы - информатизация и индивидуализация. Они обусловили два подхода к организации образовательного процесса в вузе [2]:
- информационный подход активное использование элементов дистанционного образования в практике высшей школы, пересмотр содержания и технологий обучения и формирование способности
обучающихся к эффективному использованию существующего и постоянно пополняющегося огромного массива информационных ресурсов;
- индивидуальный подход -ориентация на личностное знание, гуманизированное и направленное на развитие личности.
На фоне снижения значимости фактографических знаний особо востребованными становятся социализация личности, способность к самообучению, повышение личностной ответственности и активности в приобретении и передаче знаний.
В связи с этим изменились и акценты в деятельности преподавателей - усилились функции преподавателя как консультанта, модератора [3], тьютора [4], фаси-литатора [5]. Следовательно, повысились требования к уровню его информационно-технологической, организационной, коммуникативной и профессиональной компе-тентностей.
Преподаватель выстраивает гибкую и мобильную систему обучения, привлекая студентов к выбору вариантов различных форм аудиторной и внеаудиторной работы, поддерживая их самостоятельность и активность интенсивными коммуникациями посредством информационной образовательной среды.
Надо отметить, что напряженность в обществе, обусловленная нестабильностью и нарастанием противоречий в социально-экономической жизни, меняет облик образовательного поля. Изменяющаяся внешняя среда (интеллектуализация, ин-новационность, информатизация, технологизация) активно влияет на условия взаимодействия участников образовательного процесса, предъявляет особые требования к его качеству и его составляющим. Современный преподаватель вынужден работать в условиях перспективной неопределенности, насыщенности информацией и ее
постоянном росте, внедрения новых форм обучения (сетевая форма обучения, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии), работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, а, следовательно, в условиях действия разнообразных рисков. Роли преподавателя усложняются, появляется необходимость выявления факторов, влияющих на ход развития и эффективность функционирования исследуемых объектов или процессов, рассмотрение предмета исследования под другим углом зрения, освоение новых компетенций [6].
С чем же связаны такие изменения?
Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к изменению модели приобретения знаний и скорости процессов распространения знаний, что, в свою очередь, выявило потребность в поиске новых подходов к проектированию образовательного процесса в вузе. Изменение значимости знания вызвало к жизни такие требования к специалисту, как профессиональная компетентность, инновационная культура, способность к самоуправлению личностным знанием.
Профессионал ьно-компетент-ным можно назвать преподавателя, осуществляющего на высоком уровне педагогическую деятельность и педагогическое общение.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Только высококвалифицированный, творчески мыслящий преподаватель способен воспитать личность в современном, динамично меняющемся мире и стать гарантом достижения поставленных целей.
Основными путями развития профессиональной компетентности педагога являются:
- работа в методических объединениях, творческих группах и профессиональных сообществах;
- учебная, методическая и научно-исследовательская деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых образовательных технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, форумах, фестивалях и др.;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Развитие профессиональной компетентности - это цикличный, динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к его развитию и самосовершенствованию. В нем выделяют следующие этапы [7]:
- самоанализ и осознание необходимости повышения профессиональной компетентности;
- планирование саморазвития;
- самопроявление и анализ.
Цикличность обеспечивается повторением этапов, но на качественно новом уровне.
В условиях возросших требований к качеству образования возрастают и требования к преподавателю. Происходит переход от административной системы учета результатов деятельности преподавателя (в виде контроля выполнения нагрузки) к системе оценивания его успешности в различных видах профессиональной деятельности.
Оценка качества деятельности преподавателя вуза является важной составляющей оценки качества вузовского образования, служит основанием для решения задач управления качеством образования в вузе и качества подготовки обучающихся.
Целями оценочных процедур можно определить следующие [8]:
- получение объективной информации о профессиональной деятельности преподавателей в вузе;
- определение соответствия качества профессорско-преподавательского состава требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к кадровым условиям реализации образовательных программ;
- определение динамики в деятельности преподавателей вуза;
- анализ тенденций в деятельности преподавателей вуза.
В каких случаях необходимо производить оценку педагогической деятельности преподавателя?
1. При приеме на работу с целью участия в конкурсе на замещение вакантных должностей.
2. При осуществлении предварительной оценки опыта участия в различных видах педагогической деятельности.
3. В периоды разработки новых основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ с целью включения в кадровый состав.
4. В периоды государственной аккредитации образовательной деятельности вуза в целом и отдельных основных образовательных профессиональных программ.
5. При формировании вузом эффективной кадровой политики.
6. Для определения рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава вуза за определенный календарный период.
7. Для постановки задач повышения квалификации и переподготовки кадров.
Проводить оценку могут как службы качества вуза, так и независимые эксперты, обладающие опытом организации подобного рода оценочных процедур.
Разработанная и обоснованная система критериев и показателей деятельности ППС, сопоставительный анализ в оценке, а также самооценочная деятельность преподавателей позволяют снизить субъективизм оценочных процедур.
Преподаватель вуза выполняет различные виды деятельности:
- образовательная деятельность (преподавание или учебная работа),
- научно-исследовательская деятельность (научная работа),
- методическая деятельность (учебно-методическая, научно-методическая или организационно-методическая работа),
- организационно-управленческая деятельность (в том числе и административная работа),
- общественная деятельность.
При совокупной оценке деятельности преподавателя важно оценить качество его работы в каждом виде, учитывая ее важность и значимость.
Отметим, что внутренней гарантией качества предоставляемых вузом образовательных услуг является мониторинг процессов системы менеджмента качества и корректировка и предупреждение отклонений, выявленных в ходе проверок, в том числе в профессиональной деятельности преподавателей. Центральными фигурами основного (образовательного) процесса вуза являются обучающиеся и научно-педагогические работники (научные сотрудники и профессорско-преподавательский состав).
Необходимым условием высокого качества подготовки обучающихся является выполнение требований к условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым. Эти требования относятся и к квалификации научно-педагогических работников. Высокое качество профессорско-преподавательского состава (ППС) обеспечивает, в свою очередь, и высокий уровень других составляющих образовательного процесса -учебно-методического, научного, информационно-технологического обеспечения и др.
Качество ППС - неоднозначный показатель, который очень сложно измерить в силу многообразия деятельности преподавателя (учебная,
научная, методическая, воспитательная, общественная, самообразовательная).
Критериями качества деятельности ППС являются [9]:
1) в сфере научно-исследовательской работы:
- защита докторских и кандидатских диссертаций преподавателями университета;
- проведение научных исследований;
- публикация монографий, учебников, учебных пособий, сборников научных трудов, статей;
- участие в проектах, выполняемых по научно-техническим программам и грантам;
- участие в конкурсах, международных и всероссийских конференциях;
- участие студентов в НИР и др.
2) в сфере научно-методической работы:
- создание новых методических материалов;
- разработка новых методических подходов и приемов и др.
3) в сфере учебно-методической работы:
- публикация учебно-методических материалов;
- издание авторских учебников, учебно-методических пособий и материалов для организации самостоятельной работы обучающихся и контроля знаний и др.
В современных условиях развития образования изменились не только требования к преподавателю, но и среда, в которой он взаимодействует с обучающимися. Активное развитие и внедрение в образовательный процесс информационных технологий потребовало от преподавателя овладение им информационно-технологической компетенцией с целью применения инновационных педагогических технологий, методов и моделей обучения, создания и наполнения баз данных информационными ресурсами, внедрения и развития технологий дистанционного обучения и др.
Как увидеть и оценить качество работы преподавателя, которую он выполняет наряду с преподаванием и воспитанием обучающихся? Один из способов - оценка портфолио преподавателей. Хорошо организованный портфолио предоставляет преподавателю возможность показать свою индивидуальность в профессии и в жизни, свои достижения, которые не могут быть продемонстрированы иным способом, для преподавателя это также дополнительная возможность увидеть системно свой «педагогический профиль». «Каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода - каждый в своем стиле» [10].
Современными инновационными средствами оценки деятельности преподавателя являются сегодня рейтинг и портфолио.
По рейтингам устанавливается престиж образовательной организации, определяется место факультета/кафедры в общем списке научных работников, профессоров, доцентов, преподавателей вуза. Рейтинг или оценочная шкала -наиболее распространенный метод изучения деятельности педагога за рубежом, используемый с целью определения соответствия педагога занимаемой должности.
Мониторинг в вузе - необходимый и важный вид деятельности, по результатам которой осуществляется комплекс мероприятий (принятие управленческих решений), ориентированных на коррекцию и развитие такой сложноорга-низованной системы, как система образования.
Одной из составляющих мониторинга является оценка профессионального развития преподавателя вуза как показатель качества его педагогической деятельности и личностного роста. Управление процессом профессионального развития педагогов включает анализ существующего положения дел,
целеполагание, планирование, стимулирование, организацию, регулирование, контроль и оценку.
Организационными формами управления профессиональным развитием педагогов являются:
- аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности;
- аттестация педагогических работников на первую и высшую квалификационную категории;
- аттестация руководителей образовательных учреждений;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников;
- профессиональные конкурсы;
- внутриорганизационное (внутрифирменное) обучение;
- корпоративное обучение (городские, районные семинары, лектории);
- сетевое (дистанционное) обучение (вебинары);
- образовательный аудит и консультирование;
- наставничество;
- научно-методическая работа;
- рекрутинг, хедхантинг;
- управленческое сопровождение профессиональной деятельности и др.
Знание критериев результативности педагогической деятельности, умение использовать возможности информационно-коммуникационной среды с целью обеспечения качества образовательного процесса на всех уровнях высшего образования, умение диагностировать и оценивать свою профессиональную деятельность - часть необходимых компетенций современного педагога.
Целью мониторинга профессионального развития преподавателя вуза является обеспечение управляющей системы (руководства вуза) актуальной, достоверной, полной информацией о качестве педагогических кадров (управляемой системы), формирование банка данных (информационной
базы), необходимых для анализа и прогноза дальнейшего развития профессорско-преподавательского состава вуза (ППС), формирования устойчивой мотивации к постоянному совершенствованию профессиональной деятельности.
В задачи мониторинга входят сбор и накопление информации о текущем состоянии управляемой системы, своевременное выявлений изменений, происходящих в ней, и их анализ, разработка предложений и рекомендаций по улучшению состояния управляемой системы, включая ресурсы и механизмы для ее развития, влияющие на мотивацию и удовлетворенность своей трудовой деятельностью.
Учитывая сложность профессиональной деятельности предмета рассмотрения (педагог, которому свойственны периоды профессионального утомления) при проведении мониторинговых действий, необходимо обращать особое внимание на снижение активности преподавателя с целью предупреждения и предотвращения профессионального выгорания, организации психологической, методической и др. видов поддержки.
Высокая степень активности преподавателей свидетельствует об эффективности управления и способствует реализации политики вуза и достижения целей в области качества.
Вступивший в силу профессиональный образовательный стандарт определяет главным профессиональным качеством педагога, которое он должен постоянно демонстрировать своим ученикам, умение учиться. Демонстрируя свои достижения через портфолио, преподаватель доказывает, что он осознает необходимость постоянного роста и совершенствования.
Технология портфолио может использоваться в процедурах мониторинга эффективности работы преподавателя и его профессионального роста, с одной стороны, а
с другой - для самонаблюдения, самосовершенствования, а также как средство самопрезентации. В условиях реформирования образования мы будем рассматривать технологию портфолио, которая позволяет создать условия для самообразования, самопознания и саморазвития личности педагога.
Технология портфолио позволяет освоить различные способы деятельности, приводящие к созданию конкретного продукта, предоставляет возможность свое профессиональное становление и наметить траекторию роста, создает возможности для коммуникации и рефлексии. Как и портфолио обучающихся, портфолио преподавателя выполняет накопительную, моделирующую (динамика развития) и рефлексивную функции [11].
Независимо от вида портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы преподавателя с продуктами собственной деятельности (учебной, научной, исследовательской, творческой), которые он представляет не только для демонстрации, но и для анализа и оценки. Такие возможности открываются при размещении портфолио в системе дистанционного обучения АГУ и использовании блока Exabis Е-Portfolio, позволяющем структурировать форму представления, а также представляющем пользователям системы права доступа для просмотра, комментирования и оценки.
Эффективным можно считать портфолио, основанное на добровольности участия в его создании, достоверности публикуемых данных, полноте сведений и своевременность представления информации.
Может ли портфолио рассказать о профессиональной карьере преподавателя? Конечно. Продвижение по карьерной лестнице - это один из показателей профессиональной жизни человека, получение им определенного статуса и
соответствующего ему уровня и качества жизни. Карьерная успешность позволяет добиться признания, создает положительную мотивацию для дальнейшего развития и самосовершенствования, вырисовывает перспективу профессионального роста, а также помогает выявить личностный потенциал.
Анализируя информацию, представленную в портфолио, можно построить линию карьеры - горизонтальную или вертикальную, каждая из которых может быть успешной.
Вертикальная карьера предполагает продвижение вверх по служебной лестнице, горизонтальная - расширение профессиональных возможностей. Преподаватель сам определяет, какой вектор развития выбрать. От этого в дальнейшем зависит его жизнь в профессии, преподаватель, выбирающий горизонтальную карьеру, видит перспективы развития и профессионального роста в той должности, которую занимает. Ярким примером тому является активное участие преподавателей вуза в процессе освоения информационно-технологическими компетенциями, внедрение в образовательную практику инновационных технологий, а также участие в различных профессиональных конкурсах и смотрах, курсах повышения квалификации и др. Преподавателя, занимающего данную позицию, отличает высокая самоорганизованность и работоспособность, ответственность, энтузиазм, готовность принимать все новое, желание повышать свой образовательный уровень. Модель такого поведения преподавателя можно считать «профессионально самодостаточной» [12].
Внешними показателями успешности движения в профессии являются результаты в различных видах деятельности преподавателя, размещенные в его портфолио как достижения (в виде сканированных
копий дипломов, сертификатов, грамот и др.). Одной из важных компетенций, которой надо владеть для того, чтобы сделать успешную карьеру, является компьютерная грамотность и умение получать и использовать информацию.
Преподаватель, продвигающийся по карьерной лестнице вверх, может показать это, поместив информацию в блоке персональных данных (Personal information). Электронное портфолио позволяет преподавателю представить информацию о своей деятельности системно, полно, объективно, презентабельно, что соответствует принципам создания портфолио. Надо также отметить, что этот способ самопрезентации технологичен, современен и удобен для хранения данных.
В портфолио преподаватель может включить все то, что документально свидетельствует о его мастерстве, обеспечивает мониторинг профессионального роста и развития, а также помогает в оценке уровня его профессионализма. При этом преподавателю предоставляется возможность обеспечивать системный контроль, проводить анализ и коррекцию своей деятельности, прогнозировать саморазвитие.
Портфолио позволяет учитывать результаты деятельности преподавателя в различных ее видах. А видение преподавателем своих перспектив и осознание своих резервов делает эту деятельность более осознанной и, как следствие, более эффективной.
Таким образом, одной из задач организации работы по введению и использованию портфолио преподавателя является подготовка и проведение мониторинга, цель которого - выявление педагогической эффективности и социальных последствий введения портфолио. При этом необходимо соблюдать следующие требования:
- открытость и доступность информации;
- необходимость разработки инструментария и технологии мониторинга;
- полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных управленческих решений;
- используемые нормы и показатели должны быть социально и личностно значимы;
- выявление тенденций и отклонений при анализе результатов.
Своевременная фиксация изменений в профессиональном развитии преподавателя, особенно начинающего, позволяет вовремя принять правильное управленческое решение и произвести корректирующие действия.
«Видение преподавателя» в образовательном процессе не менее важная задача, чем «видение обучающегося». Знание его сильных и слабых сторон дает возможность управляющей системе вовремя оказать помощь, поощрить, мотивировать к развитию.
Мониторинг может осуществляться на двух уровнях: индивидуальном и вузовском. На индивидуальном уровне мониторинг характеризуется непрерывностью, на вузовском - периодичностью, сроки которой определяются планом аттестации педагогических кадров и др. контрольно-оценочными мероприятиями, проводимыми в вузе.
В Moodle Exabis E-Portfolio -дополнительный модуль, который позволяет каждому пользователю, зарегестрированному в системе дистанционного обучения Адыгейского государственного университета, накапливать информацию и формировать портфолио, а также определять список пользователей, которым будет разрешен доступ к портфолио.
Электронный портфолио - это коллекция доказательств, собранных и управляемых пользователем посредством Интернет. Такие электронные доказательства могут
включать тексты, файлы, изображения, мультимедиа, записи в бло-ге и гиперссылки.
Доступ к блоку Exabis Е-Portfolio пользователь получает после регистрации и входа в систему. Порядок создания портфолио предполагает выполнение пользователем следующих шагов: сбор информации, перевод ее в электронный формат, накопление на носителе, размещение и накопление информации в банке модуля, формирование портфолио на основе использования материалов из банка, настройка общего доступа к портфолио.
На странице Information (информация) преподаватель может разместить личные данные, свою биографию, фотографии, информацию о сфере научных интересов, педагогическое кредо, жизненный девиз, свою философию, педагогические идеи и другую подобную информацию.
Cover letter (сопроводительное письмо) предоставляет дополнительную возможность обращения к рекрутерам или хедхантерам. Например, аспиранты могут разместить сведения для работодателей, а преподаватели - для поиска единомышленников и совместной научной или учебной работы.
Блок Education (образование) позволяет ввести информацию о полученном образовании: сроках, образовательном учреждении, уровне образования, квалификации. По желанию можно прикрепить файлы (Attachments) со сканированными копиями документов об образовании.
Employment history (трудовая книжка) дает возможность ввести информацию о трудовой деятельности. Дополнительно можно прикрепить файлы со сканированными страницами трудовой книжки или файлы с описанием значимых в профессии мест работы.
Блок Certifications, accreditations and awards (сертификаты, аккредитации и награды) можно
назвать «Папкой достижений», в которой размещаются документальные доказательства признания высоких результатов в каких-либо видах деятельности (книги и публикации, статьи и др.). URL (ссылка) позволяет попасть на страницы издания в сети Интернет, где опубликованы эти материалы.
Кроме описанных возможностей, Exabis Е-Portfolio предоставляет преподавателю возможность рассказать о профессиональном членстве (Professional memberships), целях (Personal, Academic, Career goals), установках (Му goals), навыках (Му skills), интересах (Interests).
Чем шире и полнее будет отражена деятельность преподавателя, тем объективнее будет экспертная оценка в ходе диагностики его профессиональной деятельности. Несмотря на то что портфолио создан в информационно-коммуникационной среде вуза, возможен его экспорт для использования на сторонних ресурсах (социальные сети, рекрутинговые ресурсы) в формате SCORM.
В последней версии Exabis Е-Portfolio добавлена функциональность экспортирования резюме в формате xml из вкладки «Information» для дальнейшего его использования в сервисе online europass CV editor, сервисе по стандартизации информации о квалификации и профессиональном опыте работников на европейском пространстве. Данный сервис полезен тем, кто собирается получать европейское образование или устроиться на работу в Европе.
Online europass CV editor позволяет загружать материал как с облачных технологий и соцсе-ти linkedin, так и с персонального компьютера.
Надо отметить, что, кроме экспорта Е-Portfolio, можно импортировать портфолио, созданные на сторонних ресурсах. Это не только сокращает время работы в модуле, но и исключает
дублирование имеющейся у пользователя информации.
В образовательной практике нередки случаи, когда преподаватели сопротивляются внедрению инноваций. Портфолио является инновацией в системе оценочных процедур. Знание причин возникновения
сопротивления, анализ психологических аспектов, применение методов преодоления сопротивления позволят сформировать правильную мотивацию и создать условия для эффективного внедрения технологии портфолио в образовательную практику.
Примечания:
1. Афоризмы. URL: http://www.aforizm.info/theme/znanie-eruditsiya/
2. Чупрова JI.B. Проблема совершенствования образовательного процесса в вузе // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф., г. Челябинск, октябрь 2011 г. T. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 100-102.
3. Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Мосина А.В. Современный педагог: гуманитарные технологии — компетентность — профессиональный потенциал: метод, рекомендации для проведения тренингов пед. состава образовательных учреждений. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
4. Маркелова Ю.И. Роль тьютор в системе дистанционного обучения URL: https://www.isuct.ru/e-publ/...е.../humscience_2013_t04n03_198.pdf
5. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учеб.-метод. комплекс. Ч. I / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
6. Терехова Г.В. Изменение статуса преподавателя в современном вузе. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/20.pdf
7. Коротеева Л.И. Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя. URL: http:// festival.lseptember.ru/articles/601657/
8. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бор-довской. М.: КНОРУС, 2011.
9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. URL: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
10. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.
11. Шарова Е.И., Кудайнетов М.Р. Создание электронного портфолио в информационно-образовательной среде: педагогические и технические аспекты: метод, указания. Майкоп: Изд-во АГУ, 2015.
12. Филатова JI.B. Модель непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя высшей школы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. № 4. С. 7-16.
13. Дёмкина Е.В., Шарова Е.И. Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в виртуальной обучающей среде // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. Вып. 4 (146). С. 117-127.
References:
1. Aphorisms. URL: http://www.aforizm.info/theme/znanie-eruditsiya/
2. Chuprova L.V. The problem of improving the educational process in higher school // Pedagogy: traditions and innovations: proceedings of the international scientific conf., Chelyabinsk, October, 2011. V. II. Chelyabinsk: Dva komsomoltsa, 2011, P. 100-102.
3. Gladkaya I.V., Glubokova E.N., Mosina A.V. A modern teacher: humanitarian technologies - competence - professional potential: method, recommendations for
training of the ped. staff of educational institutions. SPb.: Publishing house of RSPU of A.I. Herzen. 2007.
4. Markelova Yu.I. Tutor's role in the distance learning system URL: https:// www.isuct.ru/e-publ/.. .e.. ./humscience_2013_t04n03_198.pdf
5. Organization of students' independent work in pedagogical disciplines: educational and methodological complex. Part I / ed. by A.P. Tryapitsyna. SPb.: Publishing house of RSPU of A.I. Herzen, 2009.
6. Terekhova G.V. Change of the teacher's status in modern higher school. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/20.pdf
7. Koroteeva L.I. Competence approach in education: theoretical bases of formation of teacher's professional competence. URL: http://festival.lseptember.ru/ articles/601657/
8. Modern educational technologies: a manual / ed. by N.V. Bordovskaya. M.: KNORUS, 2011.
9. On the approval of the professional standard "Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general and secondary general education) (tutor, teacher)": an order of the Ministry of Labour of Russia of 18.10.2013 No. 544n. URL: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
10. Soroka-Rosinsky V.N. Pedagogical works. M.: Pedagogika, 1991.
11. Sharova E.I., Kudaynetov M.R. Creation of the electronic portfolio in information and educational environment: pedagogical and technical aspects: method, instructions. Maikop: ASU publishing house, 2015.
12. Filatova L.B. Model of the continuous professional and personal self-improvement of the teacher of higher school // Bulletin of LSU of A.S. Pushkin. 2012. No. 4. P. 7-16.
13. Demkina E.V., Sharova E.I. Approaches to the organization of independent work of trainees in the virtual training environment // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2014. Issue 4 (146). P. 117-127.