Научная статья на тему 'Моделирование и конструировние комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы'

Моделирование и конструировние комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / EFFICIENT CONTRACT / КОМПЛЕКСНОЕ ПОРТФОЛИО / COMPREHENSIVE PORTFOLIO / АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / AUTHENTIC ASSESSMENT / МОТИВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА / MOTIVATIONAL FUNCTIONS OF A FACULTY MEMBER PORTFOLIO / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА / PRINCIPLES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL MODELING / DESIGNING OF A FACULTY MEMBER COMPREHENSIVE PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Кислова Наталья Николаевна, Королев Аркадий Иванович, Шалифова Ольга Николаевна

Анализируются возможности комплексного портфолио педагогических работников вуза для аутентичного оценивания эффективности и качества их работы с целью назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда. Показано, что в настоящее время технология портфолио является наиболее рациональной и интенсивно применяемой для определения результативности и эффективности деятельности работников социальной сферы и других отраслей, в том числе и сферы образования. Для моделирования и конструирования комплексного портфолио педагогических работников вуза, целью которого является субъектно ориентированное отражение результатов их деятельности, исследуемый феномен рассматривается как совокупность достижений и перспектив саморазвития и самореализации личности педагога в образовательно-воспитательной мультисреде, создающей и реализующей условия для жизнедеятельности каждого человека с учётом его потребностей и общественных норм отношений. Учитываются особенности содержательного наполнения портфолио педагогических работников вуза, которое должно отражать перспективы развития, социализации, самосовершенствования и самореализации личности педагога и выполнять такие мотивационные функции, как: направленность на социально-гуманитарную содержательность профессионально-педагогической деятельности и её креативность, ценностную сбалансированность и паритетность результатов. Предлагается пятиблочный вариант комплексной модели портфолио педагогических работников вуза, соответствующий основным принципам педагогического и социально-педагогического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Кислова Наталья Николаевна, Королев Аркадий Иванович, Шалифова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF FACULTY MEMBER COMPREHENSIVE PORTFOLIO FOR EFFICIENCY ASSESSMENT

The paper examines the potentialities of a comprehensive portfolio for the assessment of faculty members' performance for the purpose of fixing incentive payments depending on work results. It shows that at present the portfolio technology is the most rational and intensively used one to assess social workers and educationalists' productivity and efficiency. For modeling of a faculty member comprehensive portfolio, which is designed to reflect the results of their activity, the phenomenon in question is considered as a set of achievements and prospects of the college professor self-development and self-realization in the educational environment which creates and realizes conditions for each person's activity taking into account their individual requirements and social norms. The suggested technology takes into consideration the peculiarities of the meaningful content of the portfolio which must reflect prospects of the faculty member individual self-development, socialization, self-improvement and self-realization; at the same time it must carry out such motivational functions as focus on social and humanitarian richness of pedagogical activity and its creativity, balance of values and parity of results. The authors suggest a five-block model of a comprehensive portfolio for the assessment of faculty members' performance that conforms to the basic principles of social and pedagogical modelling.

Текст научной работы на тему «Моделирование и конструировние комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы»

УДК 378.1; 371.3

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ

© 2015

В.Н. Аниськин, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика

и методика их преподавания» Н.Н. Кислова, кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе и качеству образования, доцент кафедры «Русская и зарубежная литература, и методика преподавания литературы» А.И. Королёв, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета, доцент кафедры «Отечественная история и археология» О.Н. Шалифова, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков, доцент кафедры «Английский язык и методика преподавания иностранных языков» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация. Анализируются возможности комплексного портфолио педагогических работников вуза для аутентичного оценивания эффективности и качества их работы с целью назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда. Показано, что в настоящее время технология портфолио является наиболее рациональной и интенсивно применяемой для определения результативности и эффективности деятельности работников социальной сферы и других отраслей, в том числе и сферы образования. Для моделирования и конструирования комплексного портфолио педагогических работников вуза, целью которого является субъектно ориентированное отражение результатов их деятельности, исследуемый феномен рассматривается как совокупность достижений и перспектив саморазвития и самореализации личности педагога в образовательно-воспитательной мультисреде, создающей и реализующей условия для жизнедеятельности каждого человека с учётом его потребностей и общественных норм отношений. Учитываются особенности содержательного наполнения портфолио педагогических работников вуза, которое должно отражать перспективы развития, социализации, самосовершенствования и самореализации личности педагога и выполнять такие мотивационные функции, как: направленность на социально-гуманитарную содержательность профессионально-педагогической деятельности и её креативность, ценностную сбалансированность и паритетность результатов. Предлагается пятиблочный вариант комплексной модели портфолио педагогических работников вуза, соответствующий основным принципам педагогического и социально-педагогического моделирования.

Ключевые слова: эффективный контракт; комплексное портфолио; аутентичное оценивание; мотивационные функции портфолио педагога; принципы педагогического и социально-педагогического моделирования; моделирование и конструирование комплексного портфолио педагогических работников вуза.

«Дорожная карта» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности российской системы образования и науки, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р, определяет мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотносимые с этапами перехода к эффективному контракту. Согласно этому нормативному документу, этап разработки и апробации моделей эффективного контракта в системе высшего профессионального образования (ВПО) завершился в 2014 году, а внедрение моделей контракта в системе ВПО должно произойти в течение 2015-2016 годов [1]. При этом эффективным контрактом считается «трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки» [2].

Очевидно, что наряду с конкретизацией должностных обязанностей, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности и качества профессионально-педагогической деятельности работников вузов, отражаемых в их эффективных контрактах, необходима разработка соответствующих внутривузов-ских положений о выплатах стимулирующего характера работникам по должностям за результаты деятельности и детализирующих приложений к ним. Одним из таких приложений может быть комплексное портфолио педагогических работников вуза для аутентичного (истинного) оценивания эффективности и качества их работы. Документы такого портфолио должны подтверждать базовое образование, учёную степень и звание, почётные и заслуженные звания, отраслевые и иные награды, стаж

непрерывной работы и выслугу лет педагогов; характеризовать интенсивность их труда, результаты и качество работы, итоги деятельности работников по занимаемым должностям и их личные достижения, служащие основанием для стимулирующих выплат.

В проанализированных нами источниках по теме нашей статьи весьма основательно охарактеризованы структура, содержание и принципы создания портфолио обучающихся (учащихся средних общеобразовательных школ, студентов вузов и колледжей), учителей-предметников, классных руководителей, менеджеров образования, работников культуры, и даже родителей школьников, а вот особенности и специфика комплектования портфолио педагогических работников вузов освещены недостаточно подробно.

Во многих соответствующих положениях (https:// edu.tatar.ru/; http://festival.1september.ru/articles/579805/; school-n4.narod.ru/.../polozheme_ob_eЫektronmm_port-folю_uchitelja.... и др.), портфолио учителя определяется как эффективный способ (технология) диагностики состояния процесса преподавания учебных дисциплин педагогом; его запросов, интересов, возможностей; совместной с учащимися, родителями и коллегами образовательно-воспитательной деятельности; выстраивания персональной траектории профессионально-педагогических достижений; использования необходимых информационно-технологических ресурсов в учебном процессе. Современное портфолио педагогов составляется, как правило, в электронном виде и является одной из форм процедуры аттестации учителей и определения их квалификационных категорий, определяющих объём заработной платы работников и иные стимулирующие выплаты. В большинстве вариантов электронное портфо-лио учителя является, по своей сути, веб-базированным ресурсом, индивидуальным сайтом, аккумулирующим,

систематизирующим и демонстрирующим индивидуальные профессиональные достижения педагога, его активность во всех видах деятельности (обучающей, воспитательной, общественной, культурно-просветительской и др.). Такое портфолио служит основанием для распределения стимулирующей части фонда заработной платы образовательных учреждений и для стимулирования труда педагогических работников.

В настоящее время технология портфолио является наиболее рациональной и интенсивно применяемой для определения результативности и эффективности деятельности работников социальной сферы и других отраслей. Применимо к труду педагогических работников вузов она может рассматриваться как: «глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования» [3].

Особую ценность в технологии портфолио имеют механизмы самооценки и самопрезентации деятельностных и иных достижений педагогических работников. [4; 5; 6]. Ведь кроме традиционных ценностных самостей педагога (профессионально-предметная подготовленность, инициативность, креативность, коммуникабельность и др.) нынешний рынок образовательных услуг и товаров предопределяет необходимость развития таких качеств личности работника, которые обеспечивают его мобильность и конкурентоспособность на этом рынке. К ним, в первую очередь, относятся рефлексия и мотивация к карьерному росту на основе повышения квалификации и профессионального самосовершенствования. [3].

Деятельностные показатели, содержащиеся в документах комплексного портфолио педагогического работника, должны регламентироваться конкретными временными интервалами и ограничивать тот период, с которого оно приобретает валидность. Последнее требование обусловлено спецификой деятельности педагога, по результатам которой ему могут назначаться стимулирующие выплаты, и полностью соответствует обобщённому варианту определения индивидуального порт-фолио, при котором оно трактуется как способ аккумуляции, фиксирования и квалиметрии индивидуальных достижений личности за определенный период времени.

Применимо к теме нашей статьи можно использовать более узкий вариант определения портфолио педагогического работника, составленный нами на основе уже существующих понятий этого феномена. В этом случае, под портфолио педагогического работника вуза, целью которого является субъектно ориентированное отражение результатов деятельности для установления стимулирующих выплат, мы понимаем совокупность достижений и перспектив саморазвития и самореализации личности в образовательно-воспитательной мультисреде, создающей и реализующей условия для жизнедеятельности каждого человека с учётом потребностей и общественных норм отношений. При этом необходимо учитывать, что специфика деятельности педагогического работника, конечно же, влияет на содержательное наполнение его портфолио, которое кроме цели, указанной выше, включает в себя и задачи создания перспектив развития, определяющих принятие моделей социализации, самосовершенствования и самореализации личности [7].

Особенности педагогического труда и личностная основа комплектования портфолио его субъектов может означать также, что комплексное портфолио педагога должно выполнять, как это уже отмечено выше, и такие мотивационные функции, как: направленность на социально-гуманитарную содержательность деятельности и её креативность, а также ценностную сбалансированность и паритетность результатов деятельности. Учитывая это, к основным функциям комплексного портфолио педагогических работников вуза можно отнести:

- аналитическую функцию, позволяющую обобщать

и анализировать деятельностные показатели педагогических работников по должности;

- накопительную функцию, отражающую творческие и иные служебные и внеслужебные достижения и раскрывающую их суть;

- моделирующую функцию, отображающую динамику профессионального развития педагогических работников и их стиль образовательно-воспитательной деятельности, а также способствующую правильному планированию этой деятельности;

- развивающую функцию, обеспечивающую непрерывный процесс самообразования, самосовершенствования и саморазвития личности педагога;

- мотивационную функцию, определяющую механизмы морального и материального стимулирования труда педагогических работников с учётом его специфики;

- рекомендательную функцию, характеризующую педагогических работников работодателям при их трудоустройстве [8; 9].

Приведённые функции были учтены нами при моделировании личностного комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности и качества их работы. Оно осуществлялось с учётом необходимости сочетания специфичных педагогических и научно-творческих составляющих портфолио педагога (преподавателя, учёного, воспитателя, организатора, управленца) с приведёнными выше требованиями к его структуре, определяющими обязательность следующих блоков:

- блока результативности деятельности, подтверждаемой соответствующими документами;

- блока личных достижений;

- предметно-тематического блока, подтверждающего систематичность характера деятельности педагогического работника и её эффективность;

- научно-методического блока;

- проблемно-исследовательского блока, содержащего документы и материалы, отражающие результативность решения педагогическим работником конкретной проблемы научно-исследовательского характера;

- информационно-презентационного блока, состоящего из собрания избранных и лучших результатов работника для проведения самопрезентации при её необходимости;

- блока самооценки (рефлексии) [9; 10].

В структуре предлагаемой комплексной модели портфолио педагогических работников вуза мы предусмотрели три основных компонента: целевые ориентации, базовые процессы, возможности управления этими процессами. При этом моделирование комплексного «эмпирического» портфолио изначально ориентировалось на его описательные, измерительные и иные дескриптивные функции, которые являются ключевыми при определении эффективности и качества труда работников для установления им выплат стимулирующего характера и представляют особую практическую ценность, как для работника, так и для работодателя.

Подобный подход позволил разработать общую идею модели комплексного портфолио педагогических работников вуза, состоящую из трёх обязательных и двух дополнительных блоков.

В целом, обобщая вышеизложенные размышления, для практического применения и получения ожидаемых результатов на стадии проектирования [11], т.е. построения ценностных основ и стратегий, определения целей и задач, поиска методов и средств реализации проекта, нами предлагается следующая модель комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности и качества их работы (рис. 1).

Предлагаемый вариант комплексной модели полностью соответствует таким основным принципам педагогического и социально-педагогического моделирования, как: синергетичности и рационализма; персонификации и сотворчества; целостности и объективности; системности и детализации; необходимости и достаточности; состоятельности и продуктивности [7]._

Рисунок 1 - Модель комплексного портфолио педагогических работников вуза На этапе конструирования модели комплексного портфолио педагогических работников вуза (по должностям), суть которого заключается в определении оптимального содержательного её наполнения, сообразующегося с реальными условиями применения модели для оценки эффективности и качества деятельности педагогов, в обязательные и дополнительные блоки нами были включены документы, приводящиеся в таблице 1.

Таблица 1 - Комплексное портфолио педагогических работников вуза (по должностям) для оценки эффективности и качества их работы

.\î Документы портфолио Ассистент/ Старший преподаватель Дацент/ Профессор Заведуюшнй кафедрой /

Блок Л» 1 «Визитная карточка работника»

1. Данные об образованииработника [копня диплома / дипломов о высшем образовании) + / +

2. Копиядиплома о присуждении учёной степени при наличии + /+■ + /' +

3. Копия аттестата о присвоении учёного звания при наличии + / + +/ +

4. Копии удостоверений, дипломов, приказов и других наградных документов, подтверждающих награждения и присвоения почётных и заслужен- +/ +

5. Данные об области научных интересов, основных научных р езулы а т ах и д о стяжениях р а 6 о тннка, при необходи- + / + + / +

б. Адрес, телефон контакта, е-гаай + / + + / + +/ +

7. Иные сведения по решению кафедры/ совета факультета / совета вуза и с согласия раб отника {автобиография. справка-обьектнвка итл.). _

Блок Д§ 2 «Результаты деятельности работника по должности»

1. Копии удостоверений, сертификатов и иных документов о повышении квалификации за последние пять лет +/ + + / + + /+

2. Данные об уча стнир а б отника вработеУМК, УМС, УМО (выписки из приказов, распоряжений решений учёных советов вуза / факультета,учебно-методических комиссий .' советов / объедине- + / +

3. Копии сертификатов, дипломов, программ конференций, личных карточекучастника конференций' семинаров/ круглых столови т.п., подтверждающих участие работника в образовательных мероприятиях, профессиональных и творческих конкурсахн иных мероприятиях подобного характера за последние пять лет +/ + +/+ + / +

4. Электронные вер с ии и сканированные копии титульных страниц научных нучебно-методических публикаций (тезисов, статей.ме-тодическихрекомендацийи разработок, учебных и учебно-методических пособий, учебников, монографий) за последние пять лет +/ + +/+

5. Копии рецензий на научные, научно-практические, научно-популярные, учебные, учебно-методические, иные издания, подготовленные работником за последние пять лет + /+

6. Данные о разработанных рабочих программах учебных дисциплин, ведущихся работникомв текущем учебном году (перечень рабочих программ, фонды оценочных средств, балльно-рейтинговые карты, учебно-методические комплексы дисциплин) +/ + + / + при необходимости

V. Выписки из решений кафедр, учёных советов факультета / вуза,учебно-методических комиссий i советов / объединений и др. документов, подтверждающие создание применение программных ср едств учебного назначения и программно-методических комплексов, разработку иреализа-ииео образовательных проектов, использование традиционных ТСО, современных и перспективных ИКТ в учебном процессе текущего и предыдущего учебного года при необходи- при необходи-

8. Копии аналитических справокпо результатам промежуточной аттестации студентов по дисциплинам, ведущимся работникомв текущем учебном году + / + + / + при необходимости

9. Переченьпрограмм дополнительного образования, подготовленных работником за последние пять лет „ + / + +,„

10. Копии плановработы кафедры, научно-нсследовательскойработы кафедры, программ д оп о л нит ельного обр а зо ва ния. р а счёт ов учеб -нойработыкафедры, иных документов согласно номенклатуре дел кафедры за последние три года (хранятсяв делах кафедры) + / -

11. Копиипл ановработы деканата факультета,на-учно-исследовательскойработы факультета, во спит ат ельной раб оты факульт ета, иных д о ку-ментов согласно номенклатуре дел факультета за последние три года (хранятся в делах факультета) -/ +

12. Электронные копии титульных листов очерков, статей, обзоров, докладов, выступлений, рекламных материалов в электронных и печатных СМИ городского, областного,российского и международного уровней {включая сайт вуза), научно-популярных и иных изданий, подготовленные работником за последние пять лет + / + + / +

13. Фотоотчётыиновостные материалы о проведённых работником образовательно-творческих мероприятиях за последние два года, размещён- + / + +/ + + / +

14. Копиииных документов образовательно-творческого характера по решению кафедры совета факультета • совета вуза

Блок 3 «Личные достижения работника»

1. Электронные вер сии и сканированные копии информационных бюллетеней, извещений, свидетельств, сертификатов, др. документов, подтверждающих получение гр антовна проведение научных, о бр азо вате льно-во спит ат ельных, методических и иных исследований' мероприятий / работза последние семь лет при наличии + / +

2. Копии сертификатов, свидетельств, грамот,благодарственных писем, дипломов, иных документов о личных достижениях работника + / +

3. Выписки из решений кафедр; учёных советов факультета /вуза; документы у правления во с-питательнойи социальнойработы, общественных и иных организацийи объединений, образовательных и иных учреждений и организаций, подтверждающие общественную деятельность работника, степень участия и достижения в ней за последниедва года +/ + + ! +

4. Копии патентов, свидетельств на полезную модель/ изобретение, промышленный образец, авторских свидетельстБИ свидетельств на создание программного продукта за по следнне при наличии при наличии при наличии

Блок Л? 4 «Отзывы о деятельности работника»

1. Копиямотивированного заключения кафедры о рекомендации работника кучастию в последнем по дате проведения конкурсе (хр анится в делах кафедры)

2. Выписка из протокола общего собрания трудового коллектива факультета о рекомендации декана факультета кучастию в последнем по дате проведения конкурсе (храннтсяв делах деканата)

3. Отзывы об открытых занятиях, проведённых работникомв текущем учебномгоду (хранятсяв делах кафедры)

4. Копиирецевзий на публикации раб отника за последние семь лет при наличии

5. Копии неформальных отзывов студентов факультета /вуза, преподавателей кафедры •■ факультета ■ вуза - коллег работника о его достижениях при необход и- при необход и- при необходи-

6. Копни рекомендательных писем при необход и- при необход и- при необходи-

7. Электронные версии и сканированные копии очерков, стагей, выступлений, рекламных материалов в электронных и печатных СМИ городского, областного,российского и международного уровней (включая сайт вуза), научно-популярных и иных изданиях о деятельности работника и его достижениях за последние пять лет при необходимости /+ +/ +

8. Копии иных документов результирующего и рекомендательного характерапо отношению к деятельно стиработника за последние пять лет, подготавливаемые по решению кафедры • совета факультета / совета вуза при необходи- при необход и- при необходи-

Блок Л® 5 «Самооценка работника (рефлексия)»

1. Копияутверждённого отчёта работника о результатах его учебной, учебно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской, воспитательной, профориен-тационнойработызапредыдущийучебныйгод при нвобходи- при нвобход и- при нвобходи-

2. Самопрезентации мониторинга и оценки карьерного роста работника {по инициативе работника или при необходимости) при нвобходи- при нвобход и- при нвобходи-

3. Копиииных документов самооценки результатов инициативе при необходи- при необход и- при необходи-

Комплексное портфолио педагогических работников вуза (по должностям) для оценки эффективности и качества их работы составляется в электронном варианте [12], в виде электронной презентации или личного сайта (опНие-портфолио) и хранится на любом электронном информационном носителе на кафедре, либо размещается на собственном сайте преподавателя (сайте кафедры / факультета / вуза) в сети Интернет. Документы, отмеченные знаком +, являются обязательными для портфолио. Необходимость документов, указанных в строках 1.5. 2.7. 2.8. 4.8. 5.1. таблицы 1, определяется их востребованностью (при аттестации, внешней или внутренней проверке и т.п.), а документов, указанных в строках 2.6.

4.5. 4.6. 4.7. 5.2. 5.3. - самим работником или их востребованностью.

При необходимости (прохождение аттестации, аккредитации, сертификации и других внутренних и внешних процедур оценки эффективности деятельности кафедры / факультета / вуза) комплексное портфолио предъявляется на бумажных носителях в виде папки с документами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014г. N 722-р об утверждении «Изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки». [Электронный ресурс]. Интернет-портал «Российской Газеты», 8.05.2014г. Режим доступа: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 04.11.2015).

2. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. [Электронный ресурс]. Интернет-портал «Российской Газеты», 4.12.2012г. Режим доступа: http://www. rg.ru/ (дата обращения: 04.11.2015).

3. Красноперова Т.В. Технология «Портфолио»

- ведущий показатель целостной системы оценки качества образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 11.11.2015).

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368с.

5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М.: Изд-во

«Педагогическое общество России», 2011. - 448с.

6. Хузина С.А. Технология «Портфолио» как основа рейтинга научных достижений преподавателей и студентов вуза / Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 11(69) - 2010. - С. 98-103.

7. Козырева О.А., Кошелев А.А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы / Вестник Кузбасской педагогической академии. Электронный журнал. - № 9 (23), октябрь 2012. Режим доступа: http://vestшk. kuzspa. ru/articles/101/ (дата обращения: 01.11.2015).

8. Сочелина И.А. Портфолио как технология оценки профессионализма при стимулировании библиотечных работников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: pnu. edu.ru/ (дата обращения: 07.10.2015).

9. Рязанцева Л.М. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: bgunb.ru/bgunb/biblonline/ (дата обращения: 01.09.2015).

10. Колобродова И.В. Электронное портфолио преподавателя вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-btb1bbcge2a.xn-p1ai/ Интернет-издание Профобразование: проф-обр.рф/ (дата обращения: 01.11.2015).

11. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rusnauka.com (дата обращения: 20.10.2015).

12. Панюкова С.В., Гостин А.М., Кулиева Г.А, Самохина Н.В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя: метод. рекомендации. - Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет, 2014. - 65с.

MODELLING OF FACULTY MEMBER COMPREHENSIVE PORTFOLIO FOR EFFICIENCY ASSESSMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2015

V.N. Aniskin, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of department of mathematics, physics and informatics, associate professor of the department «Informatics, applied mathematics

and methods of their teaching» N.N. Kislova, candidate of philology, associate professor, vice rector for academic affairs and quality of education, associate professor of the subdepartment «Russian and foreign literature

and methods of teaching literature» A.I. Korolev, candidate of historical sciences, associate professor, dean of department of history,

associate professor of the subdepartment «National history and archeology» O.N. Shalifova, candidate of philology, associate professor, dean of foreign languages department, associate professor of the subdepartment «English philology and intercultural communication» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Abstract. The paper examines the potentialities of a comprehensive portfolio for the assessment of faculty members' performance for the purpose of fixing incentive payments depending on work results. It shows that at present the portfolio technology is the most rational and intensively used one to assess social workers and educationalists' productivity and efficiency. For modeling of a faculty member comprehensive portfolio, which is designed to reflect the results of their activity, the phenomenon in question is considered as a set of achievements and prospects of the college professor self-development and self-realization in the educational environment which creates and realizes conditions for each person's activity taking into account their individual requirements and social norms. The suggested technology takes into consideration the peculiarities of the meaningful content of the portfolio which must reflect prospects of the faculty member individual self-development, socialization, self-improvement and self-realization; at the same time it must carry out such motivational functions as focus on social and humanitarian richness of pedagogical activity and its creativity, balance of values and parity of results. The authors suggest a five-block model of a comprehensive portfolio for the assessment of faculty members' performance that conforms to the basic principles of social and pedagogical modelling.

Keywords: efficient contract; comprehensive portfolio; authentic assessment; motivational functions of a faculty member portfolio; principles of social and pedagogical modeling; designing of a faculty member comprehensive portfolio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.