УДК 37.062.1
ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И АДАПТЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГБОУ ВО НГИЭУ
© 2016
Игнатьева Наталья Николаевна, старший преподаватель
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Цель: выявление феноменов интеграции и адаптации иностранных студентов в рамках глобализации образовательного пространства, анализ процесса адаптации иностранных студентов, ее аспектов на примере Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. Выявление спектра существующих проблем, связанных с культурным, психологическим или иными барьерами для адаптации. Методы: проведено анонимное анкетирование студентов, содержащее как закрытые, так и открытые тестовые вопросы, а также вопросы для оценки по пятибалльной шкале. Анкета разделяется на несколько блоков, содержащих тематические вопросы, такие, как «культура», «быт», «обучение», «досуг» и пр. По итогам анкетирования был проведен анализ ответов, выявивший их процентное соотношение, что дало возможность составить общее представление о наличии каких-либо проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов в ВУЗе, а также позволило сформулировать предложения по их решению. Результаты: проведенное анкетирование и его анализ позволили выявить спектр существующих проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов, сформулировать предложения по их решению, а также выявить вполне характерные черты процесса интеграции, которые являются общими для всего мирового образовательного пространства. Научная новизна: В статье впервые представлены результаты и анализ опроса иностранных студентов ГБОУ ВО НГИЭУ на предмет процесса их адаптации к культурным, бытовым и образовательным условиям пребывания за рубежом, выявлены существующие проблемы и возможные пути их решения. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о процессах адаптации и интеграции иностранных студентов в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: адаптация, академическая мобильность, барьер, Болонский процесс, глобализация образования, иностранный студент, интеграция, мультикультурный диалог, опрос, толерантность.
PROCESSES OF INTEGRATION AND ADAPTATION AMONG FOREIGN STUDENTS
WITHIN GLOBALIZATION OF EDUCATION ON THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD STATE ENGINEERING AND ECONOMIC UNIVERSITY
© 2016
Ignatyeva Natalia Nikolaevna, senior lecturer
Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract. Objective: to identify the phenomena of integration and adaptation of foreign students within globalization of educational space, to analyze the process of adaptation of foreign students, its aspects on the example of Nizhny Novgorod state engineering and economic University. To identify the range of existing problems related to cultural, psychological or other barriers to adaptation. Methods: anonymous surveys of students, containing both closed and open test questions and evaluation questions on a scale. The questionnaire is divided into several blocks containing the topical issues such as «culture», «life», «learning», «leisure», etc. According to the results of the survey the answers were analyzed that revealed the percentage giving the opportunity to get a general idea of the existence of any problems related to the adaptation of foreign students in the University. It also allowed to formulate some suggestions for their solution. Results: the questionnaire survey and its analysis helped to identify the range of existing problems associated with the adaptation of foreign students, to formulate suggestions for their solution, and also to reveal quite characteristic features of the process of integration, which are common throughout the world educational space. Scientific novelty: for the first time the results and analysis of a survey of foreign students of Nizhny Novgorod state engineering and economic University on the subject of the process of adaptation to cultural, domestic and educational conditions abroad are presented, as well as identified existing problems and possible ways of their solution. Practical significance: the main statements and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities for discussing issues about the processes of adaptation and integration of foreign students in higher education.
Keywords: adaptation, academic mobility, barrier, Bologna process, globalization of education, foreign student, integration, multicultural dialogue, survey, tolerance.
Введение
Глобализация мирового образовательного пространства предполагает сочетание двух разнонаправленных аспектов развития: культурная и этническая идентификация личности в глобальной системе и налаживание мультикультурного диалога в рамках взаимной интеграции образовательных сред. Исследованиями на данную тему занимались и занимаются в настоящее время Сазонова Б. А. [1], Козырев В. А. [2],Медведев С. В. [3], Сурыгин А. И. [4], Байденко В. И. [5], Липшиц Б. С. [б], Белогуров А. Г. [7], Лисенкова Е. В. [8], Дрожжина Д. С. [9], Эмих Н. А. [10], Стефаненко Т. Г. [11], Филимонова Н. Ю. [12], Жуков А. Д. [13], Моднов С. И. [14].
Следовательно, основной целью образовательной парадигмы становится ее способность принимать во внимание проблемы человека, реализовать принципы гуманизации образовательной среды, разрешить противоречия между общественными требованиями и возможностями современной образовательной системы.
Таким образом, академическая мобильность становится одним из основных инструментов как собственно
процесса глобализации образования, так и межкультурного обогащения, диалога, развития толерантности и эмпатии. Этническое разнообразие также становится одним из признаков современной образовательной среды. Кроме того, привлечение иностранных студентов имеет направленность на «выравнивание» образовательного потенциала различных по уровню развития государств, а также диссипацию научного знания и педагогического опыта [15, с. 9-12].
Академическая мобильность, как среди студентов, так и для преподавателей, имеет актуальность не только в индивидуальном смысле, но и в глобальном. Таким образом, осуществляется диссипация научного знания между государствами. Кроме того, подобные передвижения интеллектуальных ресурсов позволяют тому или иному государству синтезировать фонд научного знания в качестве научных работ, опытов, наблюдений, проделанных не только внутри самого государства, но и за его пределами, обеспечивая его унитарность. То есть на смену дивергентности и индивидуальности научного знания и опыта, имеющих конкретные источники и
историю, приходит его унификация и глобальность [16, с .103].
Эффективность обучения студента-иностранца зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новой среде. Проблема исследования особенностей адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в России является особенно актуальной в современных условиях формирования международной образовательной системы.
В свою очередь, академическая мобильность - процесс многогранный и комплексный, требующий постоянного контроля и мониторинга. Здесь речь идет прежде всего о процессе адаптации и интеграции не только культурных особенностей сообществ, но и личностные и бытовые ее аспекты.
Таким образом, адаптация иностранных студентов, их «вливание» в культурную, образовательную, бытовую и психологическую атмосферу любого учебного заведения требует содействия со стороны как административного, так и студенческого сообщества. Также необходимо тщательное изучение факторов, имеющих ключевое значение для эффективной адаптации учащихся и их успешное обучение [17, с. 72-76].
Обсуждение
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (НГИЭУ) принимает к обучению иностранных студентов с 2010 года. Это студенты из Республики Молдова, Республики Абхазия, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана, то есть из стран ближнего зарубежья. В данный момент в НГИЭУ обучаются 136 иностранных студентов как очно, так и заочно.
Соответственно, проблема адаптации иностранных студентов в университете имеет некоторую специфику, так все обучающиеся являются гражданами ближнего зарубежья. В связи с этим, речь, в рамках процесса интеграции, не идет о языковом барьере, который ставится, как правило, во главу угла при исследовании данного вопроса. Скорее становятся важны культурный и психологический барьер, которые студенты вынуждены преодолевать, порой, в течение всего срока обучения [18, с. 12].
В рамках исследования нами было проведено анкетирование иностранных студентов НГИЭУ в количестве 124 человек. Учащимся была предложена анкета, содержащая вопросы по основным аспектам пребывания в России и обучения в НГИЭУ, связанные с поступлением, обучением, досугом, культурой и благоустройством. Структура вопросов разнообразна: присутствуют как открытые, так и закрытые вопросы, предложения оценки по пятибалльной системе. Анкета находится в Приложении 1 данной работы. Нужно отметить, что итоги опроса во многом зависят от географии государств происхождения студентов (ближнее или дальнее зарубежье). Специфика такова, что проблема обучения русскому языку как иностранному не является основополагающей, а на первый план выходят скорее вопросы благоустройства и адаптивности учебной среды. По итогам опроса возможно выделить следующие результаты.
Среди причин выбора России в качестве государства обучения лидирующие позиции занимают варианты «Есть друзья, проживающие в России» - 33 % и «Бесплатность обучения» - 28%, третьим по популярности стал ответ «В академических целях» - 20%. Можно сделать выводы, что основополагающим мотивом является наличие друзей или родственников, то есть связей в стране обучения, а также возможность обучаться бесплатно, что весьма актуально для обучающихся из стран ближнего зарубежья. При этом именно друзья или родственники сообщили студентам об университете (72 %), также актуален вариант «От представителя университета». Таким образом, иностранные студенты из стран ближнего зарубежья в основном полагаются на отзывы знакомых, возможно, уже обучающихся в НГИЭУ.
Что же касается трудностей, связанных с приездом в страну обучения, то обучающиеся не указывают никаких проблем, которые были бы связаны с культурной или образовательной сферой (86%). Среди немногочисленных утверждений о наличии проблем указана лишь задержка документов у 14 % респондентов.
Адаптация как таковая занимает важное место среди тем опроса, который показал, что большая часть опрашиваемых не отказались бы от проведения таких адаптационных мероприятий, как тренинги, информационные встречи и пр. (88 %). Что же касается явления так называемого «культурного шока», то чуть менее половины опрашиваемых ответили, что испытывали его - 39 % и справлялись с помощью старших товарищей и учащихся университета. Однако, были и такие ответы: «Никто не помогает, приходится справляться самому.» или «Я не чувствую себя здесь желанным гостем». Несмотря на это, 81% учащихся утверждает, что не испытывают проблем в общении со сверстниками или преподавателями. Соответственно, можно предположить, что многие, при поступлении в университет, испытали «культурный шок», но справились с ним благодаря отзывчивости и общительности других студентов и преподавателей. Также делаем вывод, что, судя по результатам опроса, практически все иностранные студенты чувствуют себя адаптировавшимися к учебной и культурной среде ВУЗа. 34% оценили свою интеграцию на 5 баллов, 54% - на 4 балла и лишь 12 % на 3 балла. Низший балл не поставил ни один студент.
Тем не менее, если говорить об образовательной и воспитательной среде университета, то более половины респондентов высказались о необходимости более индивидуального подхода со стороны преподавателей (54 %), также высказывались такие ожидания, как «Быть более строгими» или «Более качественно и интересно подавать учебный материал». Здесь, скорее всего, роль играет личность преподавателя как таковая, а также сравнительный аспект различий образовательных систем России и стран ближнего зарубежья. Некоторые студенты высказывали, что у них есть разногласия лишь с некоторыми отдельно взятыми преподавателями, а не претензии ко всей системе в целом.
Не самыми позитивными оказались результаты опроса по поводу проявлений ксенофобии в адрес иностранных студентов. Подобный факт подтвердили 24 % опрошенных, то есть почти треть. Некоторые уточняли, что притеснения касались именно национальности студента; некоторые ставили многоточие, показывая, что их положительный ответ в комментариях не нуждается. Данные результаты свидетельствуют о существовании некоего шовинизма в отношении иностранных студентов со стороны студентов либо преподавателей. Выход из данной ситуации видится нам в развитии мультикультурного воспитания, создания диалога внутри сообщества, возможности проведения мероприятий, посвященных национальному многообразию и традициям [19, с. 56].
Условия пребывания и обучения также являются важнейшим аспектом образовательной деятельности ВУЗа. Учитывая бесплатность обучения для иностранных студентов, можно говорить лишь об их бытовых расходах, о которых также было задано несколько вопросов. Их сумма распределилась, согласно анкете, с 4 до 15 тысяч рублей в месяц, но большинство все же указало среднее между двумя значениями: 5-6 тысяч рублей тратит 55% опрошенных, 7-8 тысяч - 23%. При этом, максимальный размер стипендии «не дотягивает» до минимума, указанного в ответах. Поэтому, отвечая на резонный вопрос об источнике дохода для покрытия трат, студенты указывали в основном на варианты «семья» и «стипендия», часто совмещая их (54% и 36% соответственно). Тем не менее, 10% также указывали в качестве источника «собственные сбережения». Подобная статистика позволяет понять, что получение иностранными студентами как академической, так и социальной стипендии, является
одним из важных подспорий в организации проживания и быта. Еще одним позитивным моментом было названо и предоставление общежития, в котором проживает 94% иностранных студентов, а 82% рекомендовали бы этот вид жилья для последующих поступающих в НГИЭУ. Тем не менее, некоторые высказались о необходимости понизить плату за проживание и «навести порядок» в общежитии. Все же, результаты опроса показали, что подавляющее большинство довольно условиями и считает общежитие приемлемым вариантом проживания в течение всего срока обучения. Бытовые пожелания опрошенных также коснулись понижения цен в столовой, бесплатного посещения физкультурно-оздоровительного комплекса г. Княгинино и медицинского обслуживания на территории РФ.
Что касается инфраструктуры ВУЗа, то нужно отметить, что иностранные студенты довольно активно ей пользуются. Ежедневно посещаю столовую 23% студентов, еженедельно - 40%, что еще раз показывает доступность общественного питания для иностранных студентов и его качество. То же самое касается и посещения библиотеки университета: 29% посещают ее еженедельно, а 34% - ежемесячно.
Если же говорить об оснащении аудиторий, то имеются как положительные оценки, коих большинство (5 баллов и 4 балла 44% и 38% соответственно), так и отрицательные (3 балла и 2 балла 15% и 3% соответственно). Возможно, оценки зависели от факультета, на котором обучаются иностранные студенты, при протекании ремонтных работ и наличии в некоторых аудиториях таких недостатков как отсутствие доступа в сеть «Интернет», smart-оборудования и пр. В целом же, оценка инфраструктуры ВУЗа может считаться положительной.
Досуговая деятельность в НГИЭУ также удостоилась положительных впечатлений опрошенных, некоторые из которых активно занимаются спортом и участвуют в лиге КВН, но нужно отметить, что многие студенты пассивны и не пользуются в полной мере возможностями, предоставленными как университетом, так и городом. Некоторые заявили, что «ничем не занимаются» и не хотели бы принимать участие в каких бы то ни было секциях или мероприятиях. Возможно, причина подобной пассивности кроется в недостаточной информированности студентов о повестке воспитательных или развлекательных мероприятий. Необходимо большее вовлечение студентов во внеаудиторную и культурную жизнь, что также поспособствовало бы их культурной адаптации и снизило бы уровень ксенофобии по отношению к ним [20, с. 103-114].
Общий вывод об опыте обучения иностранных студентов в НГИЭУ позволяют сделать ответы на вопросы № 23, 27 и 34. Так, оценивая качество предоставляемых образовательных услуг, 34% поставили высший балл, 40% - 4 балла, что является, несомненно, позитивным результатом. Но есть также и негативные оценки: 3 балла (20 %) и даже 2 балла (6%), что позволяет сделать вывод о достаточно высоких требованиях студентов к качеству получаемого образования и необходимости его оптимизации для достижения еще более позитивных результатов. Результаты, скорее всего, связаны с высоким уровнем ожиданий иностранных студентов к уровню российского образования в целом, так как «здесь все серьезно и по-честному». Оценивая же свой опыт в целом, большинство респондентов отдало высшие баллы: 5 баллов - 31%, 4 балла - 57%, 3 балла - 12%. Низшие же баллы не поставил никто. Что касается рекомендаций НГИЭУ для последующих абитуриентов, то многие опрошенные признали, что будут рекомендовать ВУЗ для поступления (64%). Лишь 10% респондентов считают, что не могли бы этого сделать.
Заключение
В целом, по результатам опроса можно сделать следующие выводы:
1. Основополагающим мотивом для поступления в
ВУЗ Российской Федерации является наличие друзей или родственников, то есть связей в стране обучения, а также возможность обучаться бесплатно.
2. Иностранные студенты из стран ближнего зарубежья в основном полагаются на отзывы знакомых, возможно, уже обучающихся в НГИЭУ.
3. Обучающиеся не указывают никаких проблем, которые были бы связаны с культурной или образовательной сферой.
4. Многие, при поступлении в университет, испытали «культурный шок», но справились с ним благодаря отзывчивости и общительности других студентов и преподавателей. Практически все иностранные студенты чувствуют себя адаптировавшимися к учебной и культурной среде ВУЗа.
5. Более половины респондентов высказались о необходимости более индивидуального подхода со стороны преподавателей.
6. Наличествует существование некоего шовинизма в отношении иностранных обучающихся со стороны студентов либо преподавателей.
7. Получение иностранными студентами как академической, так и социальной стипендии, является одним из важных подспорий в организации проживания и быта.
8. Подавляющее большинство довольно условиями и считает общежитие приемлемым вариантом проживания в течение всего срока обучения.
9. Многие опрошенные признали, что будут рекомендовать ВУЗ для поступления.
Также, были сделаны следующие предложения:
1. Развитие мультикультурного воспитания, создания диалога внутри сообщества, возможности проведения мероприятий, посвященных национальному многообразию и традициям.
2. Необходимо большее вовлечение студентов во внеаудиторную и культурную жизнь, что также поспособствовало бы их культурной адаптации и снизило бы уровень ксенофобии по отношению к ним.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. - М.: Недра, 2006. - 128 с. [Электронный ресурс] URL: vovr.ru>upload/Sazonov1.pdf (дата обращения: 26.04.2016).
2. Козырев, В. А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: Науч.-метод. пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. - 2-е изд., доп. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 156 с.
3. Медведев С. В. Болонский процесс, Россия и глобализация / С.В. Медведев // Высш. образование в России. - 2006. № 3. - С. 37-419.
4. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. С. 30. [Электронный ресурс] URL: rucont.ru>file.ashx?guid=cf2e9be1-f643-49fe-b104...(дата обращения: 28.03.2015).
5. Байденко В. И. Болонские преобразования: проблемы и противоречия / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2009. № 11. - С. 27-40
6. Липшиц Б. С. Российская система образования: проблемы модернизации в контексте глобализационных вызовов // дисс... Канд. филос.наук, // РГБ, Краснодар - 2007. - 237 с.
7. Белогуров А. Г., Супрунова Л. М. Поликультурный аспект национально регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: ПГЛУ. 2000. №3. - С. 71-74
8. Лисенкова Е. В. Трансформация систем высшего образования Германии и России в контексте Болонского процесса // Монография, НГИЭИ, 2010. - 114 с.
9. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии
Эмпирические исследования. Universitas. Том 1. № 3 - С. 30-38 [Электронный ресурс] URL: universitas. hse.ru>data.. .1341074388/адаптация.. .(дата обращения: 27.04.2016).
10. Эмих Н. А. Культурная парадигма российского высшего образования в евроазиатском пространстве : дис. - диссертация. доктора филос. наук: 09.00.13 / Н. А. Эмих, Чита, 2014 . - 346 с.
11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - C. 14-19 [Электронный ресурс] URL: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol Ме£/(дата обращения:
25.03.2015).
12. Филимонова Н.Ю. Психолого-педагогические аспекты межкультурного и межличностного общения иностранных студентов в условиях интернациональной и мононациональной групп // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Международная деятельность вузов, МГТУ ГА, №102 (15), 2006. - C. 58-63 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-mezhkulturnogo-i-mezhlichnostnogo-obscheniya-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-intematsionalnoy-i (дата обращения: 25.03.2015).
13. Жуков, А. Д. Современная экономика основана на знаниях / А. Д. Жуков // Высшее образование сегодня. 2009. №1. - С. 26-28
14. Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 2 - Том I (Гуманитарные науки) с 111-115 [Электронный ресурс] URL: vestnik. yspu.org>releases/2013_2g/23.pdf (дата обращения:
27.04.2016). - 120 с.
15. Конькова Н. Н., Лисенкова Е. В., Макарычев С. П., Горохов В. А. Болонский процесс в ЕС и РФ как этап глобализации мирового образовательного пространства (социально-философский аспект): Монография,-Княгинино: НГИЭИ, 2013. - 72 с.
16. Поляков, В. М Академическая мобильность. Cui prodest? / В.М. Поляков // Обучение, тестирование и оценка: Мат. девятой Меж-дународ. конф. 17-18 марта 2009 года. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. - С. 102-106
17. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 146 с. [Электронный ресурс] URL: https://docviewer. yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fweb-local.rudn. ru%2Fweb-local%2Fuem%2Fiop_pdf%2F253-Gladush. pdf&name=253-Gladush.pdf&lang=ru&c=572099e16709 (дата обращения: 27.04.2016).
18. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. - 2001.- № 9. - C. 47-54 [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex. m/?url=http%3A%2F%2Fecsocmanhse.ru %2Fd ata%2F361%2F881%2F1216%2F014Emelyanov. pdf&name=014Emelyanov.pdf&lang=ru&c=57209a977e9b (дата обращения: 29.04.2016).
19. Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., Костюкевич С.В., Харченко А.В., Ященко Л.А. Управление самостоятельной работой студентов // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. - № 4 (июль - декабрь 2002 г.) - C. 122-130 [Электронный ресурс] URL: https://docviewer. yandex.ru/?lang=ru&name=m20.pdf&tm=1461755051 &tld=ru&text=20- &url=http%3A%2F%2Fwww.lib.tpu. ru%2Ffulltext%2Fm%2F2008%2Fm20.pdf&lr=20043&mi me=pdf&l10n=ru&sign=05d0335688b30a82cfbe055e20d7 6bcc&keyno=0 (дата обращения: 27.04.2016).
20. Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: Материалы
Всероссийского семинара. Том 2. Томск, 21 - 23 октября 2008 года. Томск: Издательство ТПУ, 2008. - 200 с. [Электронный ресурс] URL: lib.tpu.ru>fulltext/m/2008/ m20.pdf (дата обращения: 29.04.2016).