Научная статья на тему 'Перспективы международных образовательных проектов в рамках глобализации образования'

Перспективы международных образовательных проектов в рамках глобализации образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. / EDUCATIONAL PROJECT.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева Н. Н., Лисенкова Е. В.

Аннотация. Приоритетными направлениями развития образования в Российской Федерации являются академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, информатизация образовательного процесса, создание системы эффективного мониторинга и контроля качества образования. Это обусловлено, прежде всего, нуждами современного социума в условиях глобализации. В связи с этим все большую популярность приобретают международные образовательные проекты, готовящие специалистов-управленцев, способных эффективно интегрироваться в современные рыночные условия. Также актуальным является бизнес-образование, получившее свое развитие в странах ЕС. В статье рассматриваются перспективы и развитие международных образовательных проектов в рамках глобализации образования на примере совместного немецко-российского образовательного проекта (магистерского курса) «МВА: аграрный менеджмент». Также приведен анализ актуальности подобных проектов (как в Европе, так и в России) и их значение для формирования всеобщего образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of international education projects within globalization in education

Abstract. The priority directions of development of education in the Russian Federation are academic mobility of students and teaching staff, the informatization of educational process, creation of a system of effective monitoring and quality control of education. This is primarily due to the needs of modern society in conditions of globalization. In this regard, international educational projects become more and more popular, because they train specialists and managers, able to integrate effectively into the modern market conditions. Business education is also relevant. It is developed mostly in the EU countries. The article considers the prospects and development of international educational projects within globalization of education on the example of the joint German-Russian educational project (Master Course) “MBA: agricultural management”. The article also shows the results of an analysis of the relevance of such projects, both in Europe and in Russia, and their significance for the formation of universal educational space.

Текст научной работы на тему «Перспективы международных образовательных проектов в рамках глобализации образования»

УДК 316.42 ББК 60.0

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Н. Игнатьева, Е.В. Лисенкова

Аннотация. Приоритетными направлениями развития образования в Российской Федерации являются академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, информатизация образовательного процесса, создание системы эффективного мониторинга и контроля качества образования. Это обусловлено, прежде всего, нуждами современного социума в условиях глобализации. В связи с этим все большую популярность приобретают международные образовательные проекты, готовящие специалистов-управленцев, способных эффективно интегрироваться в современные рыночные условия. Также актуальным является бизнес-образование, получившее свое развитие в странах ЕС. В статье рассматриваются перспективы и развитие международных образовательных проектов в рамках глобализации образования на примере совместного немецко-российского образовательного проекта (магистерского курса) «МВА: аграрный менеджмент». Также приведен анализ актуальности подобных проектов (как в Европе, так и в России) и их значение для формирования всеобщего образовательного пространства.

Ключевые слова: академическая мобильность, глобализация, качество образования, образовательный проект.

85

PROSPECTS OF INTERNATIONAL EDUCATION PROJECTS WITHIN GLOBALIZATION IN EDUCATION

N.N. Ignat'eva, E.V. Lisenkova

Abstract. The priority directions of development of education in the Russian Federation are academic mobility of students and teaching staff, the informatization of educational process, creation of a system of effective monitoring and quality control of education. This is primarily due to the needs of modern society in conditions of globalization. In this regard, international educational projects become more and more popular, because they train specialists and managers, able to integrate effectively into the modern market

conditions. Business education is also relevant. It is developed mostly in the EU countries. The article considers the prospects and development of international educational projects within globalization of education on the example of the joint German-Russian educational project (Master Course) "MBA: agricultural management". The article also shows the results of an analysis of the relevance of such projects, both in Europe and in Russia, and their significance for the formation of universal educational space.

Keywords: academic mobility, globalization, quality of education, educational project.

86

Являясь главным двигателем взаимной интеграции образовательного процесса в мире, глобализация, несомненно, влечет за собой изменения в экономике, политике, других сферах развития социума. Если говорить о его целях в общем, а не сугубо предметном смысле, то они у России и Европы во многом разнятся. Если в образовательном плане приоритетами называются академическая мобильность и качество образования, то в мировом масштабе Бо-лонский процесс видится своеобразным политическим и экономическим «спасательным кругом». Рассуждая логически, несложно вычленить главные мотивы подписания Болон-ской декларации странами ЕС. Россия приближается к реализации концепции непрерывного образования в течение всей жизни. Одним из индикаторов данного процесса служит рост рынка дополнительного высшего непрерывного образования. Бизнес-образование — это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях и хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.

Среди важнейших задач высшей школы России выделяется задача интеграции образования и науки в мировую академическую систему, формирования специалиста, отвечающего высшим мировым требованиям, способного решать актуальные задачи развития гражданского общества. Что же касается России, то страна в плане равенства и конкурентоспособности является «догоняющей». Это можно объяснить историческим фактором, вследствие которого мы можем наблюдать наличие несовершенств в управлении, прежде всего экономическом, дипломатии и мировой позиции. Для европейцев Россия является страной «третьего мира» и отношение к ней в некоторых странах как дальнего, так и ближнего зарубежья до сих пор остается несколько напряженным. Таким образом, интегрируясь в образовательное пространство ЕС, Россия имеет целью повысить как лояльность соседей, так и привлекательность своего рынка для инвестиций.

Кроме того, внедрение в общеевропейское образовательное пространство влечет в России следующие изменения

1) либерализацию, перевод на рыночные рельсы и дерегулирова-

Преподаватель XX

2 / 2014

ние экономической и социальной сфер в России, ограничение избыточного влияния государства, освобождение общества от патернализма и паразитического отношения к государству;

2) общественный плюрализм, развитие независимых общественных институтов (университетов, академических ассоциаций), гражданского общества и «третьего сектора»;

3) охранение национально-культурной и образовательной идентичности, традиций российской высшей школы;

4) воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню компетенции и перспективам [1].

Наиболее распространенными программами бизнес-образования являются МВА (Master of Business Administration) [см, напр.: 2], направленные на получение теоретических и практических знаний и навыков ведения бизнеса. В развитых странах программы МВА существуют уже давно, сегодня их более 2500, а число выпускников приближается к полутора сотням тысяч. В России бизнес-школы появились в 1998 г. И только пять лет спустя были введены специальные государственные требования к дипломам МВА. В сфере бизнес-образования огромное значение имеет инвестирование не только в человеческий для бизнес-образования капитал, но и социальный и символический капиталы. Здесь приобретаются не только знания, но и такие навыки, как управление своим временем и эффективное ресурсов, вырабатываются стереотипы поведения и межличностного взаимо-

действия, способствующие предпринимательскому успеху, приемы установления и укрепления полезных социальных связей. При этом особую ценность имеет коммуникабельность, готовность и способность работать в команде — эффективность выработки этих качеств высоко оцениваются при рейтинговании бизнес — образования и их оценки работы. Контроль качества программ МВА осуществляется с помощью государ -ственной и общественной аккредитации, рейтингов СМИ, оценок консалтинговых компаний и потребителей. Однако по мнениям экспертов, программы бизнес-образования в нашей стране сильно уступают по качеству зарубежным аналогам [3].

Длительность обучения на программах МВА регламентирована специальным документом, Государ -ственными требованиями к программам МВА. Только соблюдение этих требований позволяет бизнес-школам по-лучать государственную аккредитацию, поэтому вариантов быть не может. На научно-теоретические дисциплины отведено 750 часов, а 250 — на самостоятельные занятия. Всего слушателю придется учиться около двух лет.

Магистерский курс «МВА in Agribusiness» предполагает повышение квалификации студентов-выпускников по следующим обязательным предметам: экономическая информатика, анализ и контроль предприятия, методы эмпирического социального исследования, бизнес-менеджмент, планирование предприятия, аграрная политика, основы и стратегии аграрного маркетинга, планирование и оценка инвестиционных проектов, немецкий и англий-

87

88

ский языки, а также обязательным предметам на выбор: животноводство, растениеводство, аграрная техника, банковское дело, бухгалтерский учет (компьютерный), методы проведения консультаций, техника переговоров и продаж [4].

Целями данного проекта наряду с общей поддержкой первого высшего образования и дальнейшего повышения квалификации в сфере аграрного менеджмента являются:

• учреждение Магистерского учебного курса Business Administration in Agriculture (MBA) во всех университетах-партнерах на родном языке, а также, по возможности, на немецком языке;

• создание единой сети параллельно действующих магистерских учебных курсов «Аграрный менеджмент» с обоюдным признанием поточной успеваемости и экзаменационных оценок;

• взаимное согласование сроков обучения и проведения экзаменов;

• организация обмена практикантами, студентами, аспирантами и доцентами, в первую очередь, на уровне магистерской учебной программы по аграрному менеджменту между участниками единой учебной сети;

• текущее приспособление общих учебных программ к тенденциям развития аграрной экономики;

• поддержка долгосрочного и всестороннего сотрудничества в образовательной и исследовательской сферах между университетами-партнерами;

• расширение единой образовательной и коммуникационной сети за счет заинтересованных вузов, обеспечение тесного международного сотрудничества;

• поддержка консультационных служб и колледжей в применении современного аграрного менеджмента в обучении, консалтинге и ведении хозяйственной деятельности;

• поддержка обмена научными знаниями между университетами-партнерами и практическим опытом в аграрной сфере.

• выдача двойных дипломов и, возможно, дипломов международного образца [5].

Учебный курс включает в себя обширное число аграрно-экономиче-ских предметов, включая экономическую информатику.

Международный магистерский курс «Аграрный менеджмент» (МВА) в Триздорфе был организован в зимнем семестре 1990/91 уч. г. проф. Гербертом Штребелем. Первоначально это было дополнительное обучение (курс повышения квалификации) для 27 студентов, поступивших на зимнем семестре 1990/91 учебного года; с 2000 г. этот курс предлагается как Международный магистерский курс на сельскохозяйственном факультете. После успешного окончания курса присуждается академическая степень «магистр бизнеса и управления сельскохозяйственного производства». Магистерский курс в 2004 году был аккредитован без значительных изменений ACQUIN (союз аккредитации магистерских программ). Ежегодно в отделении Триздорф по этой программе обучаются от 50 до 60 студентов -иностранцев в теоретическом семестре и 100 — в практическом семестре. Цель проекта — подготовка высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства и совершенствование аграрной

Преподаватель ^

2 / 2014

экономики в бывших социалистических странах. Сейчас в рамках МВА подготовлено 1200 специалистов сельского хозяйства из 30 стран; имеются 45 университетов-партнеров, 14 из которых уже внедрили у себя данный магистерский курс и еще 7 планировали начать магистерскую подготовку в 2008/09 уч. г. [3].

В 1998 г. впервые возникла идея об организации Международного магистерского курса «Аграрный менеджмент». Разработанные в университете порядок исследований и порядок проведения экзамена для 4-се-местровой Международной учебной программы «Аграрный менеджмент» (Business Administration in Agriculture, MBA) в летнем семестре 2000 г. были представлены на утверждение Баварскому земельному министерству науки, исследования и искусства [6]. И уже в начале зимнего семестра 2000/2001 уч. г. первые выпускники, которые успешно прошли практический семестр, были допущены ко 2-ому (теоретическому) семестру учебы и после ее успешного окончания получили академическую степень "Master of Business Administration".

С целью поддержки мер по переходу от плановой экономики к рыночной преподаватели Высшей специальной школы «Вайенштефан» (отделение Триздорф) уже в декабре 1989 г. начали проводить семинары для повышения квалификации председателей сельскохозяйственных производственных кооперативов и других руководящих работников сельского хозяйства. В 1990 г. была подготовлена односеместровая учебная программа Аграрного менеджмента в сотруд-

ничестве с университетами Йены и Лейпцига. Большой спрос на эту учебную программу среди выпускников высшей школы из Средней и Восточной Европы побудил ВСШ-Уни-верситет прикладных наук «Вайенштефан» (отделение Триздорф) к созданию немецкоязычного «Международного курса аграрного менеджмента» на зимний семестр 1991/92 уч. г., расширив возможности повышения квалификации для иностранных доцентов и преподавателей в области аграрного менеджмента [6]. Эта последипломная учеба была организована с учетом потребностей стран, которые находились в процессе трансформации плановой экономики в рыночную.

Цель внедрения Международного магистерского курса в России заключается в том, чтобы создать класс профессиональных руководителей, способных эффективно управлять предприятиями любого профиля, развивать экономику страны, способствовать расширению внешнеэкономических связей и международного сотрудничества.

Внедрение данного курса в НГИ-ЭИ является актуальным, поскольку в настоящее время в Нижегородской области недостаточно специалистов, которые владеют международными методиками ведения агробизнеса, способствующими эффективному развитию сельского предпринимательства. Цель Международного магистерского курса «Аграрный менеджмент» Университета «Вайенштефан» (отделение Триздорф) состоит в том, чтобы выпускать таких специалистов в области сельскохозяйственного менеджмента, которые благодаря полученным

89

90

теоретическим и практическим знаниям могут занимать соответствующие должности в области управления и консультационных услуг как непосредственно в сельском хозяйстве, так и в сфере проведения сельскохозяйственных исследований, а также (после дальнейшей педагогической подготовки) могут работать преподавателями.

Опытно-экспериментальная работа была направлена на решение следующих исследовательских задач:

• определить причины выбора студентами программы Международного магистерского курса «Аграрный менеджмент» (МВА);

• определить отношение слушателей к данной программе;

• выполнить анализ причин выбора программы Международного магистерского курса «Аграрный менеджмент» (МВА);

• на основе выполненного анализа внести необходимые изменения в структуру магистерского курса и в организацию его реализации в НГИЭИ.

В контексте данного исследования слушателям были представлены аспекты человеческого, социального и символического капитала, релевантные с точки зрения внедрения вышеназванного магистерского курса. Слушателям была предложена анкета для проведения ориентировочно-сопоставительного анализа причин выбора программы Международного магистерского курса «Аграрный менеджмент» (МВА). Оценка важности содержавшихся в анкете факторов выполнялась студентами по пятибалльной шкале. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Как видно из результатов анкетирования, наиболее важными факторами, определяющим выбор студентами программы Международного магистерского курса «Аграрный менеджмент» (МВА), являются повышение конкурентоспособности на рынке труда в целом, получение дополнительных знаний для профессионального роста и расширение возможностей для трудоустройства в отечественных фирмах (1-е, 2-е и 3-е места в рейтинге факторов).

Важную роль при выборе для изучения Международного магистерского курса «Аграрный менеджмент» играют такие факторы, как тесная связь теории с практикой в ходе учебного процесса, расширение круга доступных рабочих мест и достойная заработная плата (4-е, 5-е и 6-е места). Последние места в рейтинге занимают факторы «получение совместного диплома с немецким университетом» (для российских студентов) и «освоение внешних элементов престижной корпоративной культуры». При организации учебного процесса в рамках вышеназванного магистерского курса необходимо обращать особое внимание на те факторы, которые являются приоритетными для студентов при выборе данного курса. Учет этих факторов будет способствовать повышению эффективности внедряемого курса [4].

Итак, степень удовлетворенности программой Международный магистерский курс «Аграрный менеджмент» (МВА) является одним из важнейших показателей.

Преподаватель

2 / 2014

Таблица

Результаты ориентировочно-сопоставительного анализа причин выбора программы Международного магистерского курса «Аграрный менеджмент» (МВА)

Фактор Среднее количество баллов по пятибалльной шкале Рейтинг фактора (место)

1. Возможность получения новых знаний, умений и навыков, необходимых для будущей работы 3,6 8

2. Возможность заведения полезных контактов для 3,2 12

трудоустройства

3. Тесная связь теории с практикой 4,3 4

4. Высокий профессионализм преподавателей 3.3 9

5. Расширение кругозора 3,3 9

6. Приобретение управленческих компетенций 3,7 7

7. Расширение возможностей для трудоустройства в 4,6 3

отечественных фирмах

8. Возможность трудоустройства в зарубежных фирмах 2,9 12

9. Получение дополнительных знаний для 4,7 2

профессионального роста

10. Расширение круга доступных рабочих мест 4,1 5

1 1. Освоение внешних элементов престижной 3,2 10

корпоративной культуры

12. Престиж данной программы (курса) 3,7 7

13. Получение совместного диплома с немецким 3,2 10

университетом

14. Достойная заработная плата 3,9 6

15. Повышение конкурентоспособности на рынке 4,8 1

труда в целом

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуковский, И.В. Интеграционные процессы в развитии международных образовательных проектов [Текст] / И.В. Жуковский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - № 1(40). - С. 42-48.

2. Giesen, B. Das MBA-Studium. Mit ausführlichen Porträts der besten Business Schools weltweit [Text] / Birgit Giesen, Eva Balter.

- Köln, 2002. - S. 73-75.

3. МВА на выбор // Элитный персонал, 3 июля 2007 года [Электронный ресурс].

- URL: http. //www.mbatoday.ru/analytics /54. htm (дата обращения: 12.01.2014].

4. Евенко, Л.И. Обучение в течение всей жизни и бизнес-образование: современные тенденции / Л.И. Евенко, С.Р. Фило-

91

нович, В.В. Годин [Текст] // Бизнес-образование. - 2004. - № 1 (16).

5. Соболева, Н.Э. Инвестиции в МВА как способ накопления человеческого, социального и символического капитала[Текст] / Н.Э. Соболева // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 229-231.

6. Wilkesmann, U. Hat der MBA Signalfunktion? [Text] / Uwe Wilkesmann, Heike Fischer // Discussion paper Universität Dortmund. -2006. - № 2.

REFERENCES

1. Zhukovskiy I.V. Integratsionnye protsessy v razvitiy mezhdunarodnykh obrazovatel'nykh proektov [Integration processes in the development of educational projects], I.V. Zhuk-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ovskiy, Standarty i monitoring v obrazovaniy, 2005, No 1(40), pp. 42-48.

2. Giesen B. Das MBA- Studium. Mit ausführlichen Porträts der besten Business Schools weltweit [MBA-education. Detailed description of the best business schools all over the world], Birgit Giesen, Eva Balter, Köln, 2002, pp. 73-75.

3. MBA na vybor [MBA on choice], Elitniy personal, 3 of July, 2007, URL: http. //www. mbatoday.ru/ analytics/54. htm (data obra-scheniya: 12.01.2014).

4. Evenko L.I. Obutcheniye v tetcheniye vsey zhizny i biznes-obrazovanie: sovremen-nyie tendetsiy [Education during the whole

life and business-eduction: modern trends], L.I. Evenko, S.R. Filonovitch, V.V. Godin, Biznes-obrazovaniye, 2004, No 1 (16), pp. 21-25.

5. Soboleva N.E. Investitsiy v MBA kak spo-sob nakopleniya chelovecheskogo, sotsyal-nogo i simvolicheskogo kapitala [Investments in MBA as a way of collecting human, social and symbolic capital], Sobole-va N.E., Voprosy obrazovaniya, 2009, No 3, pp. 229-231.

6. Wilkesmann, U. Hat der MBA Signalfunktion? [Has MBA a signal function?], Uwe Wilkes-mann, Heike Fischer, Discussion paper Universität Dortmund, 2006, No 2, p. 37. ■

Игнатьева Наталья Николаевна, старший преподаватель и аспирантка кафедры иностранных языков Нижегородского государственного инженерно-экономического института, [email protected]

Ignat'eva N.N., Senior Lecturer, Post-Graduate Student, Foreign Languages Department, Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, [email protected]

Лисенкова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Нижегородского государственного инженерно-экономического института, [email protected]

Lisenkova E.V., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Chairperson, Foreign Languages Department, Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, [email protected]

92

Преподаватель ^

2 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.