Научная статья на тему 'Оценка уровня адаптации иностранных студентов в вузах России и Европы на примере опыта ГБОУ во НГИЭУ'

Оценка уровня адаптации иностранных студентов в вузах России и Европы на примере опыта ГБОУ во НГИЭУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
392
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ВУЗ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / ADAPTATION / ACADEMIC MOBILITY / FOREIGN STUDENTS / INFRASTRUCTURE / QUESTIONNAIRE / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игнатьева Наталья Николаевна

Статья содержит основные тезисы и предпосылки, определяющие актуальность мониторинга и оценки адаптации иностранных студентов в культурной и академической среде вуза. Автором представлено исследование проведения оценки процесса адаптации иностранных студентов ГБОУ ВО НГИЭУ, в сравнении с опытом обучения студентов вуза в качестве иностранных в Университете прикладных наук им. Ст. Войцеховского в Калише (Польша) в рамках программы включенного обучения. В статье проведен анализ структур учебных заведений, результаты анкетирования респондентов, а также оценка их уровня адаптации в таких областях, как первичная адаптация по прибытию, адаптация к культуре и образовательной системе, условия жизни, обучение, досуг, общая информация. Выявлены общие и различные черты в системах образовательных учреждений, предназначенных для работы с иностранными студентами, а также определены сильные и слабые стороны инфраструктуры и академической среды вузов в целом. По проведенному исследованию сделаны выводы и внесены предложения о необходимом развитии мультикультурной среды в образовательных учреждениях, а также последовательной и поэтапной системы адаптации иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Игнатьева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of adaptation level of foreign students in universities of Russia and Europe on the example of NIZHNY Novgorod State Engineering and Economic University

The article contains the main theses and preconditions that determine the relevance of the adaptation of foreign students monitoring and evaluation in cultural and academic environment of a university. The author presents a study of the evaluation of the adaptation process of foreign students of "Nizhny Novgorod state engineering and economic university", in comparison with the experience of the university students as foreign in the President Stanislaw Wojciechowski state university of applied sciences in Kalisz (Poland) in the framework of inclusive education. The article presents the analysis of the structures of both educational institutions, the results of the survey of respondents and their evaluation of the adaptation level in the areas of primary adaptation on arrival, adaptation to the culture and education system, living conditions, leisure, general information. The author identifies common and different features in the system of both educational institutions as for work with foreign students, and also the strengths and weaknesses of infrastructure and academic environment of these universities in general. According to the study, conclusion and suggestions are made for the development of multicultural environment in the educational institutions, as well as a sequential system of adaptation of foreign students.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня адаптации иностранных студентов в вузах России и Европы на примере опыта ГБОУ во НГИЭУ»

ASSESSMENT OF ADAPTATION LEVEL OF FOREIGN STUDENTS IN UNIVERSITIES OF RUSSIA AND EUROPE ON THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD STATE ENGINEERING AND ECONOMIC UNIVERSITY

Ignatyeva Natalya Nickolaevna, Senior Lecturer, Department of Foreign languages, Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino

The article contains the main theses and preconditions that determine the relevance of the adaptation of foreign students monitoring and evaluation in cultural and academic environment of a university. The author presents a study of the evaluation of the adaptation process of foreign students of "Nizhny Novgorod state engineering and economic university", in comparison with the experience of the university students as foreign in the President ^ Stanisiaw Wojciechowski state university of applied sciences in Kaiisz (Poland) in the framework of inclusive education. ^ The article presents the analysis of the structures of both educational institutions, the results of the survey of >. respondents and their evaluation of the adaptation level in the areas of primary adaptation on arrivai, adaptation to the culture and education system, living conditions, leisure, general information. The author identifies common **p and different features in the system of both educational institutions as for work with foreign students, and also the strengths and weaknesses of infrastructure and academic environment of these universities in general. According to the study, conclusion and suggestions are made for the development of multicultural environment in the ^ educational institutions, as well as a sequential system of adaptation of foreign students.

y Keywords: adaptation; academic mobility; foreign students; infrastructure; questionnaire; university.

^ УДК 316.4 ОЦЕНКА УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ

LU

ВАК РФ 13.00.08

СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РОССИИ И ЕВРОПЫ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ГБОУ ВО НГИЭУ

^ © Игнатьева H.H., 2017 Статья содержит основные тезисы и предпосылки, определяющие актуальность

мониторинга и оценки адаптации иностранных студентов в культурной и 111 академической среде вуза. Автором представлено исследование проведения

Г*— оценки процесса адаптации иностранных студентов ГБОУ ВО НГИЭУ, в сравне-

нии с опытом обучения студентов вуза в качестве иностранных в Университе-* те прикладных наук им. Ст. Войцеховского в Калише (Польша) в рамках про-

50 граммы включенного обучения. В статье проведен анализ структур учебных

заведений, результаты анкетирования респондентов, а также оценка их уровня адаптации в таких областях, как первичная адаптация по прибытию, адаптация к культуре и образовательной системе, условия жизни, обучение, досуг, общая информация. Выявлены общие и различные черты в системах образовательных учреждений, предназначенных для работы с иностранными студентами, а также определены сильные и слабые стороны инфраструктуры и академической среды вузов в целом. По проведенному исследованию сделаны выводы и внесены предложения о необходимом развитии мультикультур-ной среды в образовательных учреждениях, а также последовательной и поэтапной системы адаптации иностранных студентов.

Ключевые слова: адаптация; академическая мобильность; анкетирование; вуз; иностранные студенты; инфраструктура.

ИГНА ТЬЕВА Наталья Николаевна, старший преподаватель, кафедра Иностранных языков, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино пд1е1копко va@yandex. г и

Идея стандартизации процесса обучения, тенденция к унификации мирового образовательного пространства проявилась в конце XX века в Европе и, постепенно приобретая популярность, нашла свое отражение во Всемирной хартии университетов (1998 г.), а затем на Лиссабонской конференции (1997) и в Болонской декларации (1999). [4,4]

Данные документы имеют своей целью расширение рамок единого образовательного пространства за пределы ЕС. Россия, наряду с остальными 47 государствами-участниками Болонского процесса, с 2003 года активно интегрируется в мировое образовательное пространство. Безусловно, данные процессы оказывают ощутимое влияние как на экономическое и социальное, так и на духовное состояние общества.

Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к чуждой им действительности высшей школы незнакомой страны.

Примерно двое из ста обучающихся в высшей школе в мире на настоящий момент -иностранные студенты, среди которых в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран.

Лишь в 1960-е гг. исследования адаптации приобрели практическую направленность -разрабатывались специальные программы, нацеленные на уменьшение культурного шока и помощь в принятии новой культуры.

В частности, были выделены следующие категории проблем студентов, обучающихся в вузах других стран:

- связанные со статусом студента как иностранца (адаптация к непривычному социокультурному окружению);

- общие для любого первокурсника (соответствие требованиям высшей школы), осложненные иностранным происхождением;

- общие для молодежи на данном возрастном этапе;

- обусловленные этническим (страна происхождения студента) статусом в другой стране. [3,5-6]

Актуальность данной темы определяется такими факторами, как активизация академической мобильности в России в целом и в ГБОУ ВО НГИЭУ в частности, увеличение доли иностранных студентов среди обучающихся в ГБОУ ВО НГИЭУ, недостаточность интеграции и подготовленности студентов при участии в академической мобильности. Кроме того, как отмечают многие исследователи, система обучения "бакалавр - магистр" на уровне высшего образования лишь будет способствовать дальнейшему росту количества иностранных студентов в российских вузах. [1,31]

В связи с этим, целью данного исследования является проведение оценки процесса адаптации иностранных студентов в ГБОУ ВО НГИЭУ и сравнение его с опытом пребывания обучающихся ГБОУ ВО НГИЭУ в качестве иностранных в Университете прикладных наук им. Ст. Войцеховского в Калише (Польша) в рамках программы включенного обучения для дальнейшего совершенствования адаптационных мероприятий.

Начальным этапом исследования процесса адаптации студентов является сравнение контингента обучающихся. Так, в ГБОУ ВО НГИЭУ на момент исследования обучается 260 иностранных студентов из таких государств, как Таджикистан, Молдова, Кыргызстан, Узбекистан, Беларусь, Латвия, Абхазия,Украина, что составляет около 15% от всех обучающихся в университете. В Университете прикладных наук им.

Ст. Войцеховского в Калише количество обучающихся из за рубежа составляет 10 % (Россия, Турция, Португалия, Болгария, Румыния, Латвия и пр.).

Объектом данного исследования являются иностранные обучающихся ГБОУ ВО НГИЭУ и студенты из ГБОУ ВО НГИЭУ, участвовавшие в программе включенного обучения (ERASMUS PLUS Credit Mobility) в Университете прикладных наук им. Ст. Войцеховского в Калише в количестве 18 человек. Среди последних обучающиеся из таких стран, как Россия, Молдова, Таджикистан.

Нужно отметить, что структура обоих вузов предполагает непосредственную активную работу по интеграции и адаптации иностранных студентов. Так, в ГБОУ ВО функционирует центр международных связей. Он осуществляет организацию информационной поддержки и сопровождение в процессе поступления, визовую поддержку в течение срока обучения. Кроме того, существует совет иностранных студентов, председатель которого оказывает помощь в бытовой, культурно-поведенческой адаптации, в рамках совета происходит обсуждение существующих проблем. Языковой подготовкой к обучению на русском языке занимается кафедра "Гуманитарные науки", Проректор по воспитательной работе и педагоги-организаторы обеспечивают интеграцию иностранных студентов во внеаудиторную деятельность (спорт, КВН и пр.).

В польском вузе действует офис международного сотрудничества, работающий по принципу персональных ответственных, оказывающих информационную и визовую поддержку, обеспечивающий адаптацию студента в том числе, и через социальные сети.

Кроме того, имеется клуб иностранных студентов, занимающийся организацией адаптационных мероприятий (вечера встреч, культурные мероприятия, психологические тренинги). Также организуются адаптационные курсы по английскому и польскому языку. Нужно отметить, что преподавание в НГИЭУ ведется на русском языке, являющимся родным для преподавателей и хорошо знакомым для иностранных студентов. При этом, в Университете прикладных наук им. Ст. Войцеховского в Калише существуют отдельные учебные группы, где преподавание ведется только на английском для интернационального состава обучающихся.

Возможно выделить следующие общие черты в области организации процесса адаптации иностранных студентов:

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

52

- наличие специального структурного подразделения, осуществляющего информационную и визовую поддержку;

- организация языковых курсов;

- вовлечение иностранных студентов во внеаудиторную работу вуза;

- наличие социальных групп в сети Интернет.

В то же время, удалось выявить и различия.

В НГИЭУ имеется организованный коллектив иностранных студентов во главе с председателем из их числа, тогда как в польском образовательном учреждении имеются ответственные работники, персонально отвечающие за определенную группу иностранных студентов. В российском вузе сторонние подразделения также вовлечены в работу над адаптацией иностранных студентов, в то время как в университете в Калише именно работники с иностранными студентами организуют тренинги и вечера встреч. Среди недостатков в ГБОУ ВО НГИЭУ можно отметить отсутствие мероприятий, проводимых только среди иностранных студентов, а в Университете прикладных наук им. Ст. Войцеховского в Калише низкая доля общевузовских мероприятий с участием иностранных студентов.

Анкетирование студентов является ключевым этапом исследования и включает в себя открытые и закрытые тесты (балльная оценка), подразделенные по следующим темам: по прибытию, адаптация к культуре и образовательной системе, условия жизни, обучение, досуг, общая информация. [2,26]

Опрошено 112 иностранных студентов ГБОУ ВО НГИЭУ, а также 15 студентов ГБОУ ВО НГИЭУ, обучавшиеся в Университете прикладных наук им. Ст. Войцеховского. Нужно отметить, что имелось 3 студента, прошедших анкетирование в обеих подгруппах.

Результаты тестирования можно представить тематически.

Что касается трудностей, связанных с приездом в страну обучения, то обучающиеся ГБОУ ВО НГИЭУ не указывают никаких проблем при поступлении (86%). Среди утверждений о наличии проблем указана лишь задержка документов у 14% респондентов.

Обучавшиеся в университете им. президента Ст. Войцеховского в количестве 90% респондентов указали, что не имели трудностей при прибытии в Польшу. У оставшихся 10% проблемы были вызваны языковым барьером. При этом, в обоих случаях 100% опрошенных признали необходимость проведения адаптационных мероприятий для иностранных студентов.

Особое внимание в анкете уделено такому понятию, как "культурный шок". Чуть менее половины иностранных студентов российского вуза ответили, что испытывали его - 39% и справлялись с помощью старшихтоварищей и учащихся университета. Однако были и такие ответы: "Никто не помогает, приходится справляться самому" или "Я не чувствую себя здесь желанным гостем". В то же время 50% обучавшихся в польском вузе ответили, что именно культурные различия были не совсем понятны и приемлемы, но все респонденты отметили, что успешно справились с данной проблемой с помощью преподавателей, друзей или же самостоятельно.

Не было также и проблем с ощущением неприятия со стороны коллектива вуза.

Обе подгруппы опрошенных признали уровень адаптации в ходе обучения достаточно высоким. Респонденты первой подгруппы в количестве 34% оценили свою интеграцию на 5 баллов, 54% - на 4 балла и лишь 12% на 3 балла. Низший балл не поставил ни один студент. Студенты Университета прикладных наук им. Ст. Войцеховского в Калише в количестве 85% положительно оценили опыт интеграции и адаптации в вузе (5 баллов) и лишь 15% оценили интегрированность на 4 балла.

Вопросы об уровне преподавания и академической среде образовательногоучреждения также являются важными для оценки уровня адаптации студентов. Более половины респондентов из ГБОУ ВО НГИЭУ высказались о необходимости более индивидуального подхода со стороны преподавателей (54%), также высказывались такие ожидания, как "быть более строгими" или "более качественно и интересно подавать учебный материал". Здесь, скорее всего, роль играетличность преподавателя как таковая, а также сравнительный аспект различий образовательных систем России и стран ближнего зарубежья.

Среди обучавшихся в Польше все опрашиваемые высоко оценили деятельность преподавателей, ответив, что "все было именно так, как необходимо", однако 60% опрошенных также признали необходимость индивидуального подхода и "неформального общения с преподавателем". Языковой барьер был преодолен по большей части за счеттого, что "преподаватели даже говорили на русском языке". Делаем вывод, что все же личностный подход был реализован практически в полной мере.

Проявления неприязни к представителям других национальностей по сей день является животрепещущей проблемой не только в сте-

нах учебных заведений, но и в общественной жизни в целом.

В НГИЭУ результаты опроса по данной проблеме - не самые позитивные. Факт проявления ксенофобии подтвердили 24% опрошенных, то есть почти треть. Некоторые уточняли, что притеснения касались именно национальности студента; некоторые ставили многоточие, показывая, что их положительный ответ в комментариях не нуждается. Все опрошенные участники программы включенного обучения в польском вузе высказались об отсутствии проявлений ксенофобии в их адрес.

Данные результаты свидетельствуют о существовании некоего шовинизма в отношении иностранных студентов НГИЭУ со стороны студентов либо преподавателей.

В области инфраструктуры оба учебных учреждения показали высокие результаты среди опрошенных. Подавляющее большинство довольно условиями и считает общежитие приемлемым вариантом проживания в течение всего срока обучения.

Тем не менее, противоречивые результаты были получены по вопросам учебной инфраструктуры. 2% иностранных обучающихся российского вуза посещают библиотеку еженедельно, а 34% - ежемесячно. Кроме того, имеются как положительные оценки учебных аудиторий, коих большинство (5 баллов и 4 балла 44% и 38% соответственно), так и отрицательные (3 балла и 2 балла 15% и 3% соответственно).

Среди обучавшихся в Польше 50% опрошенных не посещали библиотеку никогда, 20% пользовались ей реже, чем раз в месяц, и лишь 30% - ежемесячно.

Соответственно, 75% учащихся оценили оснащение аудиторий высшим баллом, однако были и средние оценки (25% - 3 балла).

Досуговая деятельность в обоих вузах также удостоилась положительных впечатлений опрошенных, некоторые из которых активно занимаются спортом и участвуют в лиге КВН, но нужно отметить, что многие студенты пассивны и не пользуются в полной мере возможностями, предоставленными как университетом, так и городом. Некоторые заявили, что "ничем не занимаются" и не хотели бы принимать участие в каких бы то ни было секциях или мероприятиях. Возможно, это связано с низкой степенью адаптивности некоторых студентов, которая выражается в сонливости, нежелании учиться и проводить время за культурным и общественным досугом. [5,168]

Возможно также, что причина подобной пассивности кроется в недостаточной инфор-

мированности студентов о повестке воспитательных или развлекательных мероприятий. Необходимо большее вовлечение студентов во внеаудиторную и культурную жизнь, что также поспособствовало бы их культурной адаптации и снизило бы уровень ксенофобии по отношению к ним.

По проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:

1. Организация адаптационной деятельности в обоих вузах проводится практически одинаково, но в польском вузе присутствует персональная ответственность за обучающихся, проводится больше психологических тренингов и встреч. В НГИЭУ присутствует сплоченный коллектив иностранных студентов, сторонние подразделения активно вовлекают их во внеаудиторную деятельность.

2. Идея создания адаптационных мероприятий положительно оценивается обеими группами опрошенных.

3. Проблемы по прибытии за рубеж различаются: в НГИЭУ они имеют административный характер, в университете им. Войцеховского -личностные.

4. В целом обучающиеся в польском вузе чувствуют себя более адаптированными и не сталкивались с проявлениями притеснений со стороны студентов и преподавателей, в отличие от студентов НГИЭУ, где почти треть опрошенных назвала ксенофобию существующей проблемой.

5. Общая оценка инфраструктуры обоих ВУЗов является положительной, но что касается аудиторий, то выше оценено оснащение университета в Калише. Тем не менее, далеко не все студенты смогли регулярно воспользоваться ее благами.

6. Преподавание в обоих вузах нуждается в более индивидуальном подходе, хотя сама система и преподаватели в частности оцениваются позитивно.

7. Инфраструктура университета им. Войцеховского оценивается студентами лучше, чем в НГИЭУ, но ее доступность и полезность все же чуть ниже, чем в российском вузе.

8. Досуговая деятельность для иностранных студентов организуется в недостаточном количестве в обоих вузах, либо же информирование о ней находится на низком уровне.

Кроме того, считаем необходимым также внести следующие предложения:

1. Развитие мультикультурного воспитания, создания диалога внутри сообщества, возможности проведения мероприятий, посвященных национальному многообразию и традициям.

2. Вовлечение студентов во внеаудиторную и культурную жизнь, что также поспособствовало бы их культурной адаптации и снизило бы уровень ксенофобии по отношению к ним.

3. Разработка и реализация последовательной программы культурной и социальной адаптации иностранных студентов.

4. Развитие структуры активной информационной поддержки и коммуникации, в том числе и в веб-пространстве.

Литература:

1. АркадьеваТ.Г., Васильева М.И., Владимирова С.С., Шарри Т.Г., Федотова Н.С. Иностранные студенты в российском вузе: языковая, социокультурная и учебно-профессиональная адаптация // Сборник научных трудов по материалам международных конкурсов: "Лучший научно-исследовательский проект 2016", "Лучшее научное эссе 2016". Науч-н ы й це нтр "Ол им п", 2016. - Астраха н ь: Ол им п, 2016. - С. 30-34 [Электронный ресурс] URL: https:// eMbrary.ru/download/eMbrary_26091 33 2_ 56496560.pdf

2. Березняк Ю.Л., Лузина В.М., Щербакова Т.К., Олеш-ко Т.В. Выявление проблем адаптации иностран-

ных студентов путем анкетирования // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты : материалы Всероссийского семинара 21-23 октября 2008 года. - Томск: ТПУ, 2008. - С. 26-27.

3. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России-М.:РУДН, 2008,- 146 с.

4. Конькова Н. Н., Лисенкова Е. В., Макарычев С. П., Горохов В. А. Болонский процесс в ЕС и РФ как этап глобализации мирового образова-тельно-го пространства (социально-философский аспект). - Княгинино : НГИЭИ, 2013. - 72 с.

5. Шлат Н. Ю., Ким Т. Р., Сим О. Г. Адаптация иностранных студентов в Псковском государственном университете // Инновационные процессы в экономике, управлении и социальных коммуникациях : сб. материалов II Международной научной конференции : в 2-х частях. - Псков : ПГУ, 2016. - С. 166-170. [Электронный ресурс] URL: https:/ /eMbrary.ru/download/eMbrary_2993 9893_ 75082681 .pdf

EVALUATION OF THE FORMATION OF THE GNOSTIC ABILITIES OF STUDENTS WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORT"

Kareva Galina Vyacheslavovna, PhD of Pedagogical sciences, Head, Department of Physical Culture and Sports, Bryansk State Technical University, Bryansk

At the present time, dose attention is given to the formation of a body of knowledge in the field of physical culture and sports among students who have deviations in the state of health and physical development of varying degrees. At the same time, the role of the formation of physical activity of persons of this category and their professionally important qualities necessary for the successful implementation of future professional activity belongs precisely to the escalation significance. Essential emphasis in this case is the mastering by such students of a certain set of knowledge for the purpose of implementing both their own motor activities and for the purpose of productive solution of professional situations in this field. The article presents the methodological and organizational and pedagogical conditions for the formation of the gnostic abilities of students with disabilities in the framework of the study of the discipline "Physical culture and sport", as well as the mechanisms and results of solving this research problem.

Keywords: students with limited health opportunities; gnostic abilities; formation and evaluation of the level of gnostic abilities; physical culture and sport.

УДК 376.2 ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА И СПОРТ"

В настоящее время достаточно пристальное внимание отводится формированию совокупности знаний в области физической культуры и спорта у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и физического развития различной степени. При этом эскалационная значимость принадлежит именно роли формирования физической активности лиц данной категории и их профессионально важных качеств, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Существенный акцент при этом заключается в освоении такими студентами определенной совокупности знаний с целью осуществления как собственной двигательной деятельности, так и с целью продуктивного решения профессиональных ситуаций в данной области. В статье представлены методологические и организационно-педагоги-

ВАКРФ 13.00.04

©Карева Г.В., 2017

КАРЕВА Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, кафедра Физического воспитания и спорта, Брянский государственный технический университет, Брянск kareva.galyaigimail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.