Научная статья на тему 'Международная деятельность как фактор инновационного развития университета'

Международная деятельность как фактор инновационного развития университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность как фактор инновационного развития университета»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Материалы заседания Ученого совета 28 июня 2007г.

«Международная деятельность как фактор инновационного развития университета»

С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Мощные интеграционные процессы, захватывающие все сферы общественной жизни, требуют адекватных ответов от высшего образования, усиления международного компонента в организации подготовки современного специалиста. Вызовы времени, особенности международного сотрудничества порождают новые тенденции как в организации высшего образования, так и в содержании образовательных программ. Одна из важнейших тенденций — повышение роли высшего образования, обусловленное возрастанием роли науки в обществе и потребности в квалифицированных кадрах на производстве. Высшее образование становится все более массовым, происходит стремительный количественный рост студентов вузов практически во всех странах мира.

Другой важной тенденцией является диверсификация высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию. Третья, стремительно набирающая силу тенденция, — интернационализация высшего образования. В сфере высшего образования наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике.

Среди различных причин интернационализации высшего образования наиболее существенными являются следующие:

• политические — демократизация мирового сообщества, развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах;

• экономические — глобализация экономики и технологий, требования мирового и региональных рынков труда;

• культурные и идеологические — возрастающая роль международной коммуникации, развивающийся диалог национальных культур;

• академические — интернациональный характер научных знаний, универсальная основа образования и научно-исследовательской деятельности, формирование международных стандартов качества;

• информационные — развитие новых информационных технологий и формирование глобальных коммуникационных сетей.

Интернационализация как основная тенденция развития образования в современном мире становится все более значимым фактором государственной политики и образовательной стратегии. Она включает несколько аспектов: применение сопоставимых стандартов обучения, участие в международной конкуренции, контроль качества образовательных продуктов в соответствии с мировыми критериями.

К главным направлениям международной инновационной деятельности вуза на данном этапе следует отнести экспорт образовательных услуг, участие в международ-

ных образовательных проектах и повышение квалификации в международных научно-образовательных центрах.

Признаками интернационализации высшего образования становится массовая мобильность студентов и преподавателей, владение иностранными языками, а также широкое использование информационных технологий в процессе обучения, что делает доступными мировые образовательные и исследовательские ресурсы.

Таким образом, интернационализация — это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общей системы гуманистических ценностей, целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия.

В сегодняшнем выступлении вашему вниманию предлагается не всесторонний анализ международной деятельности университета за истекающий академический год, но такой взгляд на ее результаты и перспективы, который, по возможности, максимально отражает специфику момента, т. е. работу университета по созданию инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере.

Международная деятельность нашего университета обладает как общими чертами, присущими развитию большинства университетов страны, так и специфическими, присущими только Герценовскому университету.

Международная деятельность зависит от общих тенденций развития высшего образования в России и в мировом сообществе. Отражением такого положения в системе образования является интернационализация высшей школы. Интернационализация — емкое и далекое от отсутствия противоречий понятие. Оно затрагивалось на заседании нашего Ученого совета в июне 2006 г., развивалось в материалах февральского заседания Ученого совета 2007 г. и побудило нас к его дальнейшему анализу в ходе подготовки настоящего выступления.

Интернационализация — это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающих потребностям мирового сообщества и отражающих прогрессивные тенденции нового столетия.

Необходимость ее сознательного и целенаправленного обеспечения отражена в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», призывающей к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, к активному выходу на рынок образовательных услуг, широкому участию учебных заведений в образовательных программах международных организаций и сообществ.

Особенностью международной деятельности Герценовского университета, отличающей его от других отечественных вузов, является ее органическая включенность в инновационную образовательную программу. Сам факт победы в национальном конкурсе подтверждает значимость международной деятельности нашего университета, поскольку проект был поддержан авторитетными международными организациями.

Взаимосвязь международной деятельности и гуманитарных технологий представляется исключительно актуальной, так как демонстрирует готовность нашего университета обогатить международный образовательный процесс инновационными разработками наших преподавателей и ученых. С одной стороны, международная деятельность сама является гуманитарной технологией, направленной на позиционирование Герценовского университета в международном сообществе и укрепление его репутации, формирование толерантности, управление межнациональными и межкуль-турными конфликтами, развитие международной коммуникации (при инициации и обеспечении результативной международной деятельности). С другой стороны, применение всего комплекса гуманитарных технологий в международной деятельности

дает возможность выйти на новый уровень развития университета и превратить РГПУ им. А. И. Герцена в международный научно-образовательный комплекс.

Инновационная деятельность университета — сложный и многогранный процесс. Для того чтобы достичь качественного результата, она должна охватывать все сферы университетской работы: научно-исследовательскую, образовательную, воспитательную, организационную, управленческую, коммерческую, информационную, работу по организации и поддержанию сотрудничества с работодателями и бизнес-структурами и другие.

Международная деятельность вносит свой вклад в каждый из перечисленных аспектов работы университета. В режиме разработки инновационной образовательной программы она становится одним из важнейших факторов инновационности, поскольку позволяет, во-первых, учитывать передовой международный опыт, еще не внедренный в российскую систему образования, и организовывать его внедрение, адаптированное к российской реальности, обеспечивая этим опережающее развитие университета на внутреннем рынке, а во-вторых, разрабатывать и развивать собственные подходы, обеспечивая этим конкурентоспособное развитие университета на международном рынке образовательных услуг. Соответственно, международная деятельность, помимо обеспечения собственной предметной сферы (заключения договоров, осуществления обменных программ и совместных проектов, организации визитов и конференций и т. д.), учета ее специфики и необходимости ее инновационного развития, призвана обеспечить инновационность в других сферах.

По мере реализации инновационной программы международная деятельность должна качественно измениться: приобрести интенсивный, многоаспектный характер, предполагающий сочетание и разумный баланс академической активности в пространстве учебной, научной, воспитательной и экономической деятельности.

Можно указать некоторые из направлений возможного развития:

• различные виды интерактивного общения и обучения, включая совместные курсы для российских и иностранных студентов на основе режима телеконференций и H-NET-конференции;

• регулярное проведение международных конференций, конгрессов, семинаров, летних школ, включая аспирантские и студенческие конференции с приглашением широкого круга иностранных участников;

• осуществление совместных публикаций как в отечественных, так и в зарубежных изданиях;

• участие в международных научных проектах, в том числе в качестве организаторов и инициаторов;

• работа в различных международных проектах (например, по линии TEMPUS, что позволит учесть коммерческие аспекты организации совместной деятельности и даст возможность применить их в новых условиях).

Все это примеры нового, российского использования международных практик, которое обеспечивает передовые позиции вуза на внутреннем рынке.

В настоящее время все большее распространение на западном рынке образовательных услуг приобретает менеджмент локализации (localization management) — новое, практически не представленное в России, направление образования. Локализация — это актуализация электронных материалов на локальном рынке, представляющее собой управление процессом адаптации глобального рынка к локальным условиям или национального рынка одной страны к условиям другой.

Однако важно не столько копировать пусть даже лучшие образцы, сколько предлагать свои разработки и продвигать их на международном рынке образовательных услуг:

• предложение программ в области изучения русского языка и российской культуры, включая образовательные программы на английском языке;

• изучение уникальных культурных традиций малых народов (институт народов Севера);

• разнообразные педагогические технологии, включая обучение детей раннего возраста, образование учащихся со специальными потребностями (институт детства, факультет коррекционной педагогики) и т. д.

В ближайшей перспективе мы сможем также предложить интернациональному образовательному сообществу образовательную программу по гуманитарным технологиям, позволяющую не только получить знания и сформировать соответствующие компетенции, но и проверить их на практике.

В инновационной образовательной программе университета заложен механизм обеспечения инновационности международной деятельности. Он предполагает интеграцию инновационной системы в международное научно-образовательное пространство, формирование новых компетентностей на основе развития гуманитарных технологий. Перед профессорско-преподавательским сообществом университета поставлены важные задачи по интенсификации и актуализации научно-образовательной деятельности и реализации ее в международном пространстве в контексте задач Болонского процесса.

У нас есть все предпосылки для уверенности в успешной реализации поставленных задач.

1. Это связано как со значительным опытом реализации международных мероприятий, так и с тщательным анализом результатов международной коммуникации.

2. У нас есть большой опыт долгосрочного многоаспектного сотрудничества с отдельными странами.

3. У нас есть различные центры международного сотрудничества, которые могут формировать новые виды международной деятельности, а также служить экспериментальной площадкой апробации инноваций в этой области.

4. У нас есть каналы сотрудничества с зарубежными и международными организациями, представляющими широкий спектр

интересов — от образовательных и культурных до научных и политических.

5. Инновационная образовательная программа дала возможность не только для теоретической разработки, но и практической реализации ряда задач и мероприятий международной деятельности. Следующим этапом должно стать получение интеллектуальных и материальных «дивидендов» от воплощения их в жизнь.

6. Особое значение имеет комплексная система зарубежных стажировок, позволяющая реализовать собственные научнообразовательные проекты, всесторонне изучить зарубежный опыт, укрепить существующие и инициировать новые контакты, предложить зарубежному образовательному сообществу наши образовательные практики и научные подходы.

Комплекс перечисленных факторов создает все условия для решения проблемы обеспечения инновационного характера международной деятельности, которая, в свою очередь, в новом качестве будет служить фактором обеспечения инновационного развития всего университета.

Уважаемые коллеги! Как было отмечено в посвященном образованию заседании совместной конференции парламентских ассамблей стран СНГ и Совета Европы, проходившей в мае 2007 г. в Санкт-Петербурге, в глобальном масштабе происходит смена образовательной парадигмы. Современное образование направлено не только на приобретение профессиональных компетенций, их модификацию и развитие на протяжении всей жизни в зависимости от потребностей общества и запросов рынка. В гораздо большей степени, чем раньше, оно направлено на формирование личности студента, его характера, активной гражданской позиции.

Следует отметить, что система взаимоотношений в процессе обучения претерпела значительные изменения. Современные

студенты становятся все более активными ее участниками, подвергают сомнению предлагаемые им знания, умения, общенаучные и частнонаучные представления, они не хотят принимать на веру даже то, что

кажется нам «прописной истиной», которую следует усвоить, не тратя лишнего времени. Студенты хотят все проверить сами, хотят убедиться в том, что осваиваемые ими представления действительно отражают реальное положение дел и действительно актуальны, важны для них лично, социально, в карьерном плане.

Процесс образования приобретает несколько векторов. Наряду с традиционной «студентоцентричностью», он становится «student driven», т. е. процессом, который направляется интересами студента.

Такого рода практики получили широкое распространение в Западной Европе и США. Свидетелями такого подхода организации образовательного процесса стали специалисты нашего университета во время участия в выездном зарубежном модуле программы повышения квалификации, организованном на базе Хельсинского университета в июне 2007 г. Поэтому не учиты-

ИННОВАЦИИ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ

Одним из доминирующих подходов во внутренней и внешней политике российского государства на современном этапе его развития становится стремление добиться лидирующих позиций нашей страны в мире и сделать это не за счет экспорта богатых сырьевых ресурсов, но за счет инновационных технологий.

Инновации и инновационность, как понятия, явления и тенденции, еще требуют своего исследования и обоснования в российской науке. Однако время не ждет, и создавать и внедрять инновации необходимо прямо сейчас, обобщая получаемый опыт и корректируя на его основе значимые для конкретной сферы деятельности подходы и действия.

В качестве рабочего можно принять следующее определение. Инновация — это новая технология, являющаяся результатом достижений научно-

вать этих тенденций нельзя, особенно в условиях становления в нашей стране гражданского общества, ее бурного экономического роста, что предполагает развитие активной жизненной позиции и тенденций эвристического подхода молодых людей к любому предлагаемому или возможному опыту.

Предвидеть, своевременно познать и использовать названные тенденции в российском образовательном процессе — стратегическая задача международной деятельности передового университета, особенно, если он претендует на статус инновационного. Соответственно, в собственно образовательной деятельности международное измерение должно быть направлено на исследование зарубежного опыта новой образовательной парадигмы, на его проекцию на российскую действительность и на опережающее использование полученных результатов в работе нашего университета.

Г. В. Елизарова,

декан факультета иностранных языков

ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

технического прогресса (Словарь экономических терминов).

При таком понимании инновации инновационность можно определить как характеристику, черту, свойство деятельности или воплощающего ее учреждения (предприятия, проекта, общественного института и т. д.), разрабатывающих и внедряющих инновации, приводящие к прогрессивным, качественным изменениям получаемого (интеллектуального или материального) продукта.

Инновационность, как деятельность, имеет свои отличительные особенности. Остановимся только на двух из них.

Инновационность, как категория, стала предметом внимания в западных научных школах и практических управленческих подходах несколько десятилетий назад и была связана с первыми исследованиями в области столь популярных ныне нанотехнологий. Будучи совершенно новыми, названные техноло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.