Научная статья на тему 'Роль международного сотрудничества в стратегии развития Герценовского университета'

Роль международного сотрудничества в стратегии развития Герценовского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1616
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович

Вопрос о роли международного сотрудничества в стратегии развития Герценовского университета целесообразно рассматривать в контексте процессов интернационализации образования, происходящих в современный период в международном образовательном сообществе, в частности в российском высшем профессиональном образовании. Успех любого университета обусловливается сегодня уровнем его интернационализации. Различные аспекты интернационализации вошли в систему рейтингов, посредством которых оцениваются эффективность и привлекательность современных российских и мировых университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль международного сотрудничества в стратегии развития Герценовского университета»

Материалы заседания Ученого совета университета 24 июня 2010 года

С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Вопрос о роли международного сотрудничества в стратегии развития Герценов-ского университета целесообразно рассматривать в контексте процессов интернационализации образования, происходящих в современный период в международном образовательном сообществе, в частности в российском высшем профессиональном образовании. Успех любого университета обусловливается сегодня уровнем его интернационализации. Различные аспекты интернационализации вошли в систему рейтингов, посредством которых оцениваются эффективность и привлекательность современных российских и мировых университетов.

Интернационализация высшего образования — это процесс интеграции международного и межкультурного аспектов в целях предоставления качественного высшего образования. В понятие интернационализации в сфере высшего профессионального образования специалисты включают два аспекта: первый — внутренняя интернационализация — подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение (например, соответствуют ли они по качеству международным стандартам, включают ли зарубежные наработки, реализуются ли совместно с иностранными партнерами). Второй

аспект — внешняя интернационализация. Это процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные международные (двухсторонние и многосторонние) договора и соглашения.

Сегодня Герценовский университет поддерживает договорные отношения с более чем 150 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями из стран Европы, Азии и Америки. За последние 5 лет заключены договора с более чем 40 зарубежными вузами и различными образовательными учреждениями из 19 стран дальнего и ближнего зарубежья. Следует особо отметить, что инициаторами многих международных контактов за последние годы стали преподаватели и сотрудники нашего университета. Вместе с тем, оценивая перспективы расширения международных связей с зарубежными учебными заведениями, необходимо отметить, что увеличение числа партнеров в сфере международного сотрудничества университета является не самым действенным механизмом повышения эффективности этого сотрудничества. Более правильной является стратегия вовлечения сильных университетов-партнеров в приоритетные для университета направления сотрудничества. Расширение международного сотрудничества за счет новых партнеров должно производиться путем замещения ими неэффективно сотруднича-

ющих партнеров. Именно таким путем могут быть достигнуты высокие результаты в некоторых направлениях сотрудничества, таких как информационные технологии, дистанционное обучение, инновационная деятельность и др.

Международная деятельность—неотъе-млемый, ключевой элемент эффективного функционирования любого учреждения высшего образования. Её учет в стратегии развития нашего университета обязателен. Тем не менее было бы неразумно останавливаться на достаточно традиционных способах организации международной деятельности (например, заключение межвузовских договоров о сотрудничестве и др.). Современные условия требуют активного поиска и разработки новых моделей. В этой связи представляется весьма перспективной проработка модели сетевого университета, предложенная ректором Герценовского университета Г. А. Бордов-ским. Достаточно логичной представляется и зона охвата международной деятельности в рамках сетевого университета. Международная деятельность может внести свой бесценный вклад в развитие образовательной деятельности, включая сферу дополнительного образования, исследовательскую и издательскую деятельность, расширить границы международного сотрудничества в целом. Возникновение и развитие в современной мировой системе образования и науки инфраструктуры сетевых университетов представляется закономерным и во многом объяснимым, так как в ходе данного процесса создается так называемое конкурентное преимущество относительно более традиционных форм организации межуниверситетского взаимодействия. Конкурентным преимуществом cетевого университета является прежде всего его структура, которая позволяет использовать общие образовательные, исследовательские, интеллектуальные, финансовые, логистические и даже географические ресурсы.

Одна из глобальных целей интернационализации высшего образования предусматривает получение дохода. Образовательные услуги предлагаются на платной основе без предоставления государственных субсидий. Иностранные студенты дают возможность привлечения дополнительных источников финансирования и тем самым стимулируют университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке. Этот аспект в современных условиях приобретает для Герценовского университета особую важность и требует дополнительной проработки. В этой связи хотелось бы отметить, что только за последние 5 лет университетом было подготовлено более 200 бакалавров, около 400 магистров, более 100 специалистов, около 50 кандидатов наук из более чем 40 стран мира. Начальный курс языковой подготовки факультета РКИ закончили около 300 иностранных граждан. Более тысячи иностранцев прошли обучение в университете на краткосрочных курсах русского языка и на стажировках в рамках двухсторонних договоров и по направлениям Министерства образования и науки Российской Федерации, по индивидуальным контрактам. В этом учебном году только по основным образовательным программам в 20 учебных подразделениях университета обучалось более 600 граждан из стран дальнего зарубежья и около 180 граждан из стран ближнего зарубежья, представляя 37 стран мира. Большую часть их составляли граждане Китая (около 70%), более 20% — граждане из стран ближнего зарубежья. Около 90% иностранных студентов обучалось по договорам с полной компенсацией затрат на обучение, остальные — по государственной линии и на бюджетной основе. Таким образом, расширение экспорта образовательных услуг — важнейшая стратегическая задача, успешное решение которой зависит прежде всего от повышения качества образования, предлагаемого нашим университетом, соответствия профессиональных умений вы-

пускников требованиям национальных государств.

Среди важнейших целей интернационализации высшего образования необходимо со сред оточить внимание на тех, которые предусматривают поддержку студенческой и академической мобильности путем предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а также программ, направленных на создание международного институционального партнерства в сфере высшего образования. Эта деятельность обязательно должна включать создание и реализацию программ «двойного диплома». Следует отметить, что за последние годы наблюдается тенденция роста академической мобильности студентов и преподавателей нашего университета. Например, в течение только этого учебного года за рубежом по широкому кругу специальностей обучались, проходили стажировки и практику около 150 студентов, магистрантов и аспирантов университета в зарубежных вузах, при этом за последние 5 лет почти в два раза возросло количество участников обменных программ, а также расширилась география этих командировок (Франция, Бельгия, Финляндия, Корея, Китай, Япония, Польша, Швейцария, Чехия, Венгрия и др.). Изменился характер академической мобильности студентов: от ознакомительных поездок с системой образования в зарубежный вузах перешли к прохождению практики в рамках учебно-образовательных программ РГПУ им. А. И. Герцена за рубежом.

Несмотря на экономический кризис, академическая мобильность преподавателей и специалистов нашего университета осталась на уровне прежних лет. Непосредственное знакомство с организацией учебного и научно-исследовательских процессов в зарубежных центрах науки и образования стало дополнительным побудительным толчком к внесению изменений в организацию и содержание учебной и научной деятельности нашего универси-

тета. Благодаря этому процессу за последнее время возникли совместные исследовательские проекты в области педагогики, коррекционной педагогики, сравнительного образования, лингвистики, химии, физики, математики, экологии и географии, экономики, методики обучения ряда предметов и методов тестирования, среди них есть и получившие финансовую поддержку зарубежных фондов и организаций. В свою очередь, целый ряд преподавателей и известных зарубежных ученых ежегодно работают на различных кафедрах университета. Все это способствует поиску новых форм сотрудничества, дальнейшему международному признанию университета.

Как нам представляется, пришло время проанализировать, насколько эффективным является обмен преподавателями сегодня, к каким реальным практическим результатам он приводит, как меняется практика преподавания в нашем университете, используется опыт тех университетов, в которых работали и работают наши преподаватели. Кроме того, анализ деятельности иностранных специалистов в нашем университете показал, что их участие в учебном процессе необходимо, особенно на факультете иностранных языков, так как помимо чисто учебной работы оно способствует развитию и углублению межкультурных, профессиональных и научных связей, как на уровне личных контактов, так и нашего университета с другими образовательными учреждениями мира. Однако эффективность работы иностранных специалистов в нашем университете в ряде случаев недостаточно высока. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда нам присылают преподавателей, не имеющих достаточного опыта практической работы, а также представления об организации и содержании образовательной деятельности в университете. В этой связи необходимо разработать систему отбора иностранных специалистов, а также шире привлекать их к участию, подготовке и проведению различных междуна-

родных конференций, семинаров, совещаний, к написанию и изданию совместных научных и научно-методических трудов, к редактированию различных учебных пособий для студентов.

Важным фактором интернационализации высшего образования является язык, на котором ведется обучение. В настоящее время возможность получения высшего профессионального образования на английском языке наиболее привлекательна для иностранных студентов. Учитывая это, ряд университетов европейских стран (таких, как Германия, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Дания, страны Балтии) стал практиковать учебные программы на английском языке. Все это создает поле жесткой конкуренции в сфере международного образования. Тем не менее, несмотря на всю популярность английского языка, было бы несправедливо забывать о других. Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой руководство Российской Федерации, — это усиление роли русского языка в качестве языка международного общения. Не так давно — 8 июня — прошло празднование Дня русского языка в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Не остался в стороне и наш университет, организовав презентацию нового учебного пособия по русскому языку для иностранных граждан.

В контексте интернационализации образования в рамках нашего университета роль русского языка приобретает особое значение. Ведь русский язык и так исторически является языком международного общения на территории бывшего СССР. Именно здесь находится уникальный ресурс развития международных проектов, который, к сожалению, несправедливо забыт, либо привлекается не в полной мере. Уже сейчас Герценовский университет может предложить значительный спектр образовательных программ для граждан ближнего зарубежья и СНГ, а в перспективе создать целые партнерские программы «двойного диплома» с вузами этих стран.

При этом для Герценовского университета стратегически важно увеличение числа преподавателей, знающих иностранные языки, и, как следствие, увеличение числа курсов, которые могут быть представлены на иностранных языках, а также интенсификация профессиональной переписки с зарубежными коллегами, увеличение числа подаваемых заявок на гранты и стипендии, предлагаемые зарубежной стороной.

Расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования идет также по пути интернационализации научно-исследовательской деятельности. Важную роль в системном расширении международных научнопедагогических контактов российских вузов, использовании международного опыта в целях модернизации высшей школы России играет взаимодействие с международными и региональными организациями (ЮНЕСКО, Европейская комиссия), зарубежными фондами и программами (Тасис/ Темпус), ДААД, АЙРЕКС, Американские советы по международному образованию, ИНТАС, Корпорация Карнеги и др. Как показал опыт последних лет, активно сотрудничающие с зарубежными университетами, организациями, фондами и программами российские вузы успешно реформируют свою деятельность: управление вузом, систему подготовки специалистов (особенно в области экономики, права, гуманитарных, общественных наук), обеспечивающую адекватность содержания новым экономическим и политическим реалиям России, создают системы управления качеством образования, внедряют современные обучающие технологии.

Дальнейшее взаимодействие российских вузов и международных организаций, фондов и программ требует ориентации на решение следующих задач: содействие участию российских вузов в крупных международных, научных и образовательных проектах; создание в университетах систем управления и контроля качества образо-

вания с учетом мирового опыта; освоение новых информационных и обучающих технологий; создание региональных информационных сетей, обеспечивающих, с одной стороны, предоставление зарубежным пользователям разносторонней информации о вузах, их экспортных предложениях в области образования и науки, а с другой — оперативное обеспечение вузов сведениями о зарубежных партнерах и их возможностях.

Говоря о стратегии развития Герценов-ского университета, вновь невольно обращаешься к тем глобальным задачам, которые ставит перед страной руководство Российской Федерации. Российская система образования сегодня находится в состоянии модернизации, цель которой состоит в создании механизма устойчивого развития системы, обеспечения соответствия образования реалиям XXI в., социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства.

Новая программа развития университета должна быть направлена на решение целого комплекса задач, связанных с достижением нового качества подготовки специалистов. Одним из ключевых аспектов этого качества является расширение культурного, научного и практического опыта будущего специалиста за счёт его активного участия в международных программах и проектах. Сегодня в университете созданы необходимые условия для того, чтобы заинтересованный участник образовательного процесса получил возможность совершенствования своего образовательного и профессионального опыта через различные формы диалога и взаимодействия с представителями педагогической науки и практики из других стран.

В условиях процесса интернационализации российской высшей школы особое значение приобретает поиск и выработка новой стратегии, модели и механизма международной деятельности каждого российского вуза с учетом внутривузовской

и региональной специфики и места всей высшей школы России в системе координат международного образования. Расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования идет по направлениям, определяемым основными функциями высшей школы: по пути интернационализации учебного процесса и интернационализации научноисследовательской деятельности.

Сегодня в университете сложилось понимание международной деятельности как эффективного средства расширения образовательного пространства студента, магистранта, аспиранта, как механизма повышения педагогической и научной квалификации преподавателя. Исходя из такого понимания, мы должны стремиться к тому, чтобы по возможности полностью и оперативно обеспечивать потребности всех субъектов университетской жизни в организации взаимодействия с зарубежными партнёрами в образовательной, научной и культурной сферах.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что международный компонент в деятельности нашего университета будет возрастать. Современный университет только тогда может ответить на вызовы времени, когда станет «интернационализованным» вузом, международным научно-образовательным комплексом. Для данной модели университета характерно:

— наличие в стратегических программах цели превращения вуза в международный научно-образовательный комплекс;

— включение международных компонент во все сферы (образовательную, научную, управленческую, воспитательную, информационную и др.) своей жизнедеятельности;

— наличие эффективной системы управления качеством образования, созданной на основе международных требований, стандартов и опыта, внедрение системы учета трудоемкости учебной работы и перезачета кредитов ECTS или совместимой с ней;

— формирование у преподавателей и студентов новых компетенций с учетом глобальных изменений в экономике, политике, социальной и культурной сферах;

— осуществление на постоянной основе научно-педагогических связей с зарубежными вузами, научными центрами и международными организациями, академического обмена преподавателями, студентами и исследователями, участие в международных образовательных и научных проектах и программах;

— формирование специфической культуры, аккумулирующей и репродуцирующей наряду с национальными общемировые ценности;

— обеспечение выпускников профессиональными знаниями, обогащенными международным компонентом, навыками межкультурного общения и готовностью к

жизни и профессиональной деятельности в условиях «международного сотрудничества и конкуренции», способностью самостоятельно в течение всей жизни осваивать и применять новые знания и технологии, обладающих видением взаимосвязанности национальных и мировых проблем;

— наличие постоянного и значительного контингента иностранных студентов, аспирантов и стажеров;

— наличие специализированных структур, осуществляющих организацию международной деятельности вуза.

Представляется, что реализация предложенных стратегических направлений развития международной деятельности и сотрудничества будет способствовать укреплению позиций Герценовского университета в мировом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.