Научная статья на тему 'Междисциплинарные связи в процессе преподавания дисциплины "Личная безопасность сотрудников ОВД"'

Междисциплинарные связи в процессе преподавания дисциплины "Личная безопасность сотрудников ОВД" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крысин Михаил Вячеславович, Симистеннов Алексей Александрович, Шаповалов Сергей Владимирович, Олейник Александр Евгеньевич, Поляков Алексей Анатольевич

Использование в учебном процессе междисциплинарных связей в образовательных организациях МВД России является одним из эффективных направлений повышения качества обучения. Междисциплинарные связи, в процессе преподавания дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД», позволяют интегрировать знания дисциплин служебно-боевого профиля и оказать комплексное воздействие на подготовку курсантов к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крысин Михаил Вячеславович, Симистеннов Алексей Александрович, Шаповалов Сергей Владимирович, Олейник Александр Евгеньевич, Поляков Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary communications in the process of teaching of the discipline “Personal safety of the staff of law enforcement agencies”

Use in educational process of interdisciplinary communications in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is one of the effective ways of improvement of quality of training. Interdisciplinary communications, in the process of teaching of the discipline “Personal safety of the staff of law enforcement agencies”, allow to integrate knowledge of disciplines of official and military profile and to make complex impact on training of cadets for future professional activity.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные связи в процессе преподавания дисциплины "Личная безопасность сотрудников ОВД"»

REFERENCES

1. Artemenkov, A.A. (2006), "Dynamics of vegetative functions when adapting to physical loads", Theory and practice ofphysical culture, No. 4. pp. 59-61.

2. Belotserkovsky, Z.B. and Lyubina, B.G. (2012), Cardiac activity and functional fitness in athletes (the norm and atypical changes in normal and altered conditions of adaptation to physical exertion), Soviet sport, Moscow.

3. Krikukha, Y.Y. (2009), Individualization of technical and tactical training of wrestlers of Greco-Roman style 16-19 years while fighting while standing at the stage of sports improvement, dissertation, Naberezhnye Chelny.

4. Laptev, A.I. (2016), "Construction of technical and tactical training of highly skilled Greco-Roman wrestlers due to changes in international competition rules", Materials of the All-Russian scientific-practical conference on the issues of sports science in youth sports and sport of higher achievements, рр. 316-320.

5. Goranov, B., Apoyko, R.N., Nerobeev, N.Yu. and Tarakanov, B.I. (2011), "The effectiveness of technical and tactical actions of high-class fighters in modern Greco-Roman wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, рр. 35-39.

6. Austad, M.A., Gay, C.R. and Murray S.R. (2013), "Acute response of high-intensity and traditional resistance exercise on anaerobic power", Journal of Strength and Conditioning Research, No. 27 (9), pp. 2444-2448.

Контактная информация: wrestler9999@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.10.2018

УДК 378

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД»

Михаил Вячеславович Крысин, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Алексей Александрович Симистеннов, доцент, Сергей Владимирович Шаповалов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Евгеньевич Олейник, старший преподаватель, Алексей Анатольевич Поляков, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск

Аннотация

Использование в учебном процессе междисциплинарных связей в образовательных организациях МВД России является одним из эффективных направлений повышения качества обучения. Междисциплинарные связи, в процессе преподавания дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД», позволяют интегрировать знания дисциплин служебно-боевого профиля и оказать комплексное воздействие на подготовку курсантов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: организация учебного процесса, междисциплинарные связи, комплексное воздействие, профессиональная подготовка, межпредметный подход.

INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS IN THE PROCESS OF TEACHING OF THE DISCIPLINE "PERSONAL SAFETY OF THE STAFF OF LAW ENFORCEMENT

AGENCIES"

Mikhail Vyacheslavovich Krysin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, chief of department, Aleksey Aleksandrovich Simistennov, the senior lecturer, Sergey Vladimirovich Shapovalov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Evgenyevich Oleynik, the senior teacher, Aleksey Anatolievich Polyakov, the senior teacher, the Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Annotation

Use in educational process of interdisciplinary communications in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is one of the effective ways of improvement of

quality of training. Interdisciplinary communications, in the process of teaching of the discipline "Personal safety of the staff of law enforcement agencies", allow to integrate knowledge of disciplines of official and military profile and to make complex impact on training of cadets for future professional activity.

Keywords: interdisciplinary communications, organization of educational process, complex impact, professional training, inter subject approach.

Проблема обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД не теряет актуальности уже в течение длительного периода времени. За рубежом этому вопросу уделяется особое внимание. В нашей стране вопросы обеспечения личной безопасности в профессиональной деятельности сотрудников ОВД начали рассматриваться с середины 90-х г.

В настоящее время предпринимаются серьезные меры в этом направлении. В рамках решения данной проблемы и формования основ профессиональной готовности и компетенции специалистов ОВД к обеспечению безопасности, в системе высшего образования МВД России введена учебная дисциплина «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел».

Однако для успешного обучения курсантов данной дисциплине необходимо не только разработать рабочую программу, но и найти формы и методы ее реализации в учебном процессе, в том числе используя межпредметные связи кафедр, участвующих в преподавании. Следует создать систему управления кафедрами, задействованными в процессе преподавания межкафедральной дисциплины [3].

Среди путей совершенствования профессионального образования, в том числе боевой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, особое значение имеет межпредметный подход, который требует реализации междисциплинарных связей на основе соответствующей организации учебного процесса и сотрудничества [1].

В плане организации учебного процесса дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел», в Дальневосточном юридическом институте МВД России в качестве ведущей кафедры выступает кафедра тактико-специальной подготовки. Для повышения качества методического обеспечения и создания учебно-методического комплекса создана межкафедральная предметно-методическая секция дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД». Практические занятия по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» проводятся одновременно преподавателями кафедр огневой, физической и тактико-специальной подготовки что во многом упрощает взаимодействие преподавателей. Это также позволяет не только повысить качество преподавания в рамках данной дисциплины, но и дает возможность преподавателям с помощью междисциплинарного взаимодействия увидеть проблемные места в процессе преподавания базовых дисциплин кафедр (огневой, физической и тактико-специальной подготовки).

Все темы дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» интегративные и это находит свое отражение в содержании занятий. В процессе изучения данной межкафедральной дисциплины проводятся комплексные практические занятия, на которых курсанты в естественных условиях отрабатывают различные действия по силовому принуждению для обеспечения правопорядка. В процессе преподавания есть возможность отработать ситуации будущей профессиональной деятельности с формированием наиболее эффективного алгоритма действий. Заложенная база знаний, умений и навыков на дисциплинах «Огневая подготовка», «Физическая подготовка» и «Тактико-специальная подготовка» реализуется комплексно для решения поставленной задачи в зависимости от сложившейся ситуации.

При проведении комплексного оперативного учения группа разбивается на две подгруппы, одна из которых выполняет роль посредников (правонарушителей), а вторая распределяется на наряды (оперативные группы) выполняющие тактические задания. Тактические задания выполняются на нескольких учебных точках, на каждой из которых решается локальная цель и задачи. Наряды получают задачи учения на каждой станции и протокол решения оперативных задач. На каждой учебной точке существует несколько

вводных, содержание которых доводится посредникам перед началом выполнения задания. Решаемые на каждой учебной точке вопросы ориентированы на выполнение определенного законченного действия. На этапах выполнения заданий выполняются не только практические действия, но и озвучиваются или фиксируются необходимые юридические действия. Например, после применения специальных средств, производится отметка о составлении рапорта о их применении непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции в течение 24 часов с момента их применения и записываются в протокол решения оперативных задач. При задержании делается отметка, о составлении протокола, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица [4].

Каждый преподаватель выставляет в ведомость оценки, отражающие как индивидуальные, так и в групповые действия по решению поставленных оперативных задач.

Оценки по решению тактических задач с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия выставляются с учетом следующих критериев: «выполнено» - если действия проведены, быстро, уверенно и доведены до логического завершения. При этом учитываются первоначальные действия по принятию благоприятной позиции для контроля правонарушителя; выбранный способ противодействия применение оружия, спецсредств или физической силы с применением боевых приемов борьбы); контроль над противником в заключительной стадии выполнения действий. «Не выполнено» - если действия проведены медленно или не доведены до завершения. Кроме этого, учитываются записи в протоколе решения оперативных задач.

Прохождение полосы препятствий оценивается по времени. Полоса включает в себя различные препятствия.

На занятиях с использованием пейнтбольного оборудования оценивается выбор позиций, укрытий, техника перемещения с оружием, тактика действий при огневом контакте. При этом задание считается выполненным, если наряд поразил, или принудил сдаться правонарушителей.

В процессе преподавания дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» возникла проблема не только в межкафедральном взаимодействии в связи с комплексным закреплением навыков силового противодействия правонарушителям, но и умении дать правовую оценку своим действиям. Так на практических занятиях в ходе отработки курсантами выполнения задержания правонарушителей в различных ситуациях (вооруженное сопротивление, попытка скрыться от сотрудников, оказание физического сопротивления) составляется рапорт о применении физической силы и специальных средств, и огнестрельного оружия. Проверка предоставленных рапортов показала, что к выполнению такого задания курсанты оказались не вполне готовы. Большинство рапортов были составлены не квалифицировано. Это привело к расширению межкафедрального взаимодействия. В настоящее время для решения данной проблемы идет активное взаимодействие с кафедрой административного права и административно-служебной деятельности.

Решение задачи готовности курсантов образовательных организаций МВД России к профессиональной безопасности, должна обеспечиваться в ходе проведения комплексных занятий на основе глубокой интеграции в рамках единой структурно-логической схемы обучения дисциплинам огневой, физической и тактико-специальной подготовки. При этом должны активно реализовываться знания, умения и навыки, полученные курсантами и слушателями при изучении других учебных дисциплин [2].

Кроме этого, во время занятий идет не только формирование умений и навыков, но и положительное обратное комплексное воздействие на физическую, психологическую и правовую подготовленность.

ЛИТЕРАТУРА

1. К вопросу осуществления межпредметных связей в образовательных организациях МВД России / М.В. Крысин, Д.Г. Морев, А.И. Ткаченко, А.Н. Кандабар // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 4. - С. 83-89.

2. Овчинников, В.А. Межпредметные связи дисциплин служебно-боевого профиля / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. -№ 3 (30). - С. 122-126.

3. Крысин, М.В. Организация межпредметных связей кафедр цикла боевой подготовки в процессе преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» : монография / М.В. Крысин ; Дальневосточный юридический институт МВД России. - Хабаровск : [б.и.], 2012. - 163 с.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 2011. - № 189 (26.08.2011).

REFERENCES

1. Krysin, M.V., Morev, D.G., Tkachenko, A.I. and Kandabar A.N. (2016), "To the question of implementation of inter subject communications in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Problems of law enforcement activity, No. 4, pp. 83-89.

2. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Kryuchkov, V.V. (2014) "Inter subject communications of the disciplines of official and military profile", Bulletin of the VA MVD, Vol. 30, No. 3, pp. 122-126.

3. Krysin, M.V. (2012), The organization of inter subject communications of the Chairs of a cycle of military training in the course of teaching discipline "The basis of personal safety of the staff of law enforcement agencies", monograph, Khabarovsk, 163pp.

4. Federal Law of 2/7/2011 No. 3-FZ "On police", "Rossiyskaya Gazeta", No. 189, 8/26/2011.

Контактная информация: kmv71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2018

УДК 378

ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД» НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Михаил Вячеславович Крысин, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Сергей Владимирович Шаповалов, кандидат педагогических наук, доцент,

Алексей Александрович Симистеннов, доцент, Алексей Анатольевич Поляков, старший преподаватель, Александр Евгеньевич Олейник, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск

Аннотация

Одним из важных компонентов личной безопасности сотрудников ОВД является психологическая готовность. В процессе обучения необходимо получать информацию о влиянии изучения дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» на изменения психологической подготовленности курсантов к профессиональной деятельности и на индивидуально-психологические особенности личности курсантов. Это позволит совершенствовать организацию учебного процесса и методику преподавания.

Ключевые слова: личная безопасность сотрудников ОВД, психологическая подготовленность, профессиональная деятельность сотрудников, психофизиологические и индивидуально-психологические особенности, психологические состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.