К ВОПРОСУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
ON THE ISSUE OF IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY RELATIONS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA
OF RUSSIA
УДК 378.6:34
М.В. КРЫСИН,
кандидат педагогических наук, доцент (Дальневосточный юридический институт МВД России) [email protected]
M.V. KRYSIN,
candidate of pedagogical sciences, associate professor (Far Eastern Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)
Д.Г. МОРЕВ,
кандидат педагогических наук
(Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя) [email protected]
D.G. MOREV,
the candidate of pedagogical Sciences (Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot)
Q
Vf
А.И. ТКАЧЕНКО,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
А.Н. КАНДАБАР
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 52-55-35
A.I. TKACHENKO,
candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
A.N. KANDABAR
Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: организация учебного процесса с использованием межпредметных связей в образовательных организациях МВД России рассматривается как один из путей повышения уровня готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности, а сами межпредметные связи - как основа мировоззренческого обобщения знаний.
Ключевые слова: междисциплинарные связи, целостность системы знаний, организация учебного процесса, профессиональная деятельность, взаимосвязь дисциплин.
Abstract: the organization of the educational process with the usage of interdisciplinary relations in the educational institutions of the MIA of the Russian Federation is considered as one of the ways of the increase of the cadets' readiness to their future professional activity, and the interdisciplinary relations themselves are seen as the basis of philosophical generalization of knowledge.
Keywords: interdisciplinary relations, the integrity of knowledge systems, organization of the educational process, professional activity, the interconnection of disciplines.
Для успешной профессиональной деятельности сотрудников ОВД, в процессе их подготовки в образовательных организациях системы высшего образования МВД России необходимо организовать направленное формирование профессионально важных качеств, обеспечивающих готовность к будущей профессиональной деятельности, в том числе и к силовому противодействию правонарушителям.
Среди путей совершенствования профессионального образования, в том числе боевой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, особое значение имеет межпредметный подход, который требует реализации междисциплинарных связей на основе соответствующей организации учебного процесса и сотрудничества.
В педагогике к данной проблеме обращались многие ученые. Так, сторонник предметной системы преподавания А. Дистервег тем не менее выступал за необходимость использования межпредметного взаимодействия во время обучения различным учебным дисциплинам [3]. В его работах указано, что межпредметные связи могут быть двух видов: возникающие между дисциплинами различных учебных блоков и циклов; между родственными учебными дисциплинами.
Также он обращал внимание на необходимость установления естественной разумной связи между изучаемыми дисциплинами в процессе обучения и применения межпредметных связей для эффективного приобретения полноценных знаний и развития умений и навыков. «Все должно цепляться друг за друга. Одно благодаря другому должно преуспевать и созревать... Связывай родственные по содержанию предметы!» - таковы дидактические требования А. Дистервега [3, с. 178, 179].
Анализ литературных источников показывает, что, по мнению многих авторов, межпредметное взаимодействие является дидактическим условием развития образования.
В своих работах В.Н. Фёдорова определяет, что «Межпредметные связи представляют собой в содержании учебных дисциплин те диалектические взаимосвязи, которые объективно действуют
в природе и познаются современными науками, поэтому межпредметные связи следует рассматривать как эквивалент межнаучных» [15].
Если рассматривать межпредметные связи в образовательном процессе с практической точки зрения, то они определяются с позиции методики как система работы педагога и обучаемых, в процессе которой приобретение знаний происходит в том числе и с помощью содержания смежных предметов или использования переноса знаний, умений и навыков из одной дисциплины в другую. Кроме этого, происходит анализ знаний, умений и навыков одной дисциплины в ракурсе другого предмета, а также объединение знаний различных дисциплин в единообразную систему знаний [2, 4, 7].
При обучении объективное состояние связей между предметами учитывается в период подготовки планов и программ обучения, написания учебников и учебно-методических пособий и рекомендаций.
Данное взаимодействие между преподаваемыми дисциплинами устанавливает подход к выбору и определению материала обучения с тем учетом, что овладение профессиональными компетенциями при изучении одной или нескольких преподаваемых дисциплин являлось бы основой для обучения другим или совершенствования при их освоении.
Субъективное состояние связей между соприкасающимися предметами осуществляется в период самого обучения. Данные связи определяются профессорско-преподавательским составом. Таким образом, связь между смежными дисциплинами может являться как элементом дидактического принципа, так и обучающим условием, обеспечивающим применение других обучающих принципов.
В работах авторов, рассматривающих межпредметные связи, нет однозначного подхода в определении этого направления в педагогике. Представим некоторые из них.
В своих публикациях А.В. Усова обозначает межпредметные связи как «дидактическое условие повышения научного уровня знаний учащихся, роли обучения в развитии их мышления,
творческих способностей, формирования у них научного мировоззрения, оптимизации процесса усвоения знаний, формирования познавательных умений и в конечном итоге как условие совершенствования всего учебного процесса» [14, с. 12].
В.Н. Федорова считает, что «межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических возможностей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками, поэтому межпредметные связи следует рассматривать как эквивалент связей межнаучных» [15, с. 28].
В работах И.Д. Зверева определено, что «межпредметные связи относятся не только к содержанию образования, их влияние распространяется и на другие составляющие процесса обучения и используемые в нем методы и средства». Однако, по его мнению, «межпредметные связи не имеют статуса дидактического принципа, т.к. их педагогическая целесообразность вытекает из принципа системности в обучении, требующего объективно-достоверного отражения взаимосвязи всех основных элементов целостной системы знаний о природе, обществе и человеке» [5, с. 5].
В трудах В.Н. Максимовой и Н.А. Лошкаревой межпредметные связи рассматриваются как современный дидактический принцип, который влияет на структуру и содержание учебного материала, на отбор средств, методов и форм обучения [9, 10].
Большое количество имеющихся определений данного понятия говорит о незавершенности разработки проблемы межпредметных связей, многозначности их характеристик, выделении только тех признаков, которые рассматриваются в конкретных исследованиях. Это обстоятельство подчеркивают И.Д. Зверев и В.Н. Максимова: «Явление межпредметных связей многомерно. Оно не ограничивается рамками содержания, методов, форм организации обучения. Исследователи принимают ту или иную точку зрения на определение термина «межпредметные связи», но не всегда выдерживают её и нередко трактуют в нескольких значениях... Причину мы видим в объективно существующем многофункциональном характере самих межпредметных связей» [6, с. 45].
Таким образом, ученые рассматривают межпредметные связи по-разному: как дидактический принцип, условие оптимизации учебного процесса, как взаимное согласование рабочих программ, дидактический эквивалент межнаучных связей и т. д.
В процессе обучения межпредметные связи можно использовать с помощью различных методов и методических приемов. Наиболее эффективными при обучении являются методики,
с помощью которых у обучаемых происходит интеграция знаний, умений и навыков различных дисциплин, развивается потребность в самостоятельной активизации познавательной деятельности. Одна из задач обучения - развивать у обучающихся такую познавательную активность, которая побуждает их к самостоятельному поиску путей и способов познания, анализу, синтезу, обобщению знаний для разрешения различных ситуаций будущей профессиональной деятельности.
В процессе классификации межпредметных связей можно выделить такие существенные признаки, как состав, способ и направленность. Эти признаки межпредметных связей реализуются между предметами в следующем виде:
- по составу (объекты, факты, понятия, теории, методы);
- по способу (логические, методические приемы и формы учебного процесса, при помощи которых реализуются связи в содержании);
- по направленности (формирование обобщенных умений и навыков, комплексное использование знаний при решении учебных задач).
По мнению Н.С. Антонова, в случаях взаимосвязи между дисциплинами должны присутствовать все вышеперечисленные признаки, а также виды межпредметных связей [1].
Анализ литературы показывает, что ученые и педагоги до настоящего времени не пришли к единой и общепринятой системе классификации межпредметных связей. Тем не менее, можно выделить основные ее направления. Рассмотрим некоторые подходы к классификации межпредметных связей.
В своем исследовании В.Н. Максимова представила ключевые способы организации межпредметных связей в процессе обучения. К ним относятся координация предметных знаний, согласованность и преемственность учебных программ, интеграция и комплексирование учебного материала вокруг общих идей и объектов познания. При этом автор исходит из того, что основными дидактическими источниками установления межпредметных связей в предметном обучении являются учебный предмет, учебная деятельность и учебный процесс.
Представляет несомненную научную ценность предлагаемая В.Н. Максимовой модель иерархической классификации межпредметных связей, включающая различные типы и виды (табл. 1) [10].
Если рассматривать операционно-методи-ческую сторону процесса обучения изнутри, то находится присущий межпредметным связям двусторонний характер, заключающийся в единстве деятельности обучающего и обучаемых.
Связи между предметами распределяются по содержанию учебного материала, по формиру-
Таблица 1
Типы и виды межпредметных связей (по В.Н. Максимовой)
Типы межпредметных связей Виды межпредметных связей
1. Содержательно -информационный 1.1. По составу научных знаний: фактические, понятийные, теоретические 1.2. По знаниям о познании: гносеологические, семиотические, логические 1.3. По знаниям о духовных ценностях: идеологические
2. Операционно -деятельностный 2.1. По способу добывания новых знаний: познавательные 2.2. По способу применения теоретических знаний: практические 2.3. По способу интернализации ценностных аспектов знаний: ценност-но-ориентационные
3. Организационно -методический 3.1. По способу усвоения связей: репродуктивные, поисковые, творческие 3.2. По широте связей: межкурсовые, внутрицикловые, межцикловые 3.3. По времени изучения связываемых знаний: преемственные, сопутствующие, перспективные 3.4. По способу взаимосвязи предметов: односторонние, двусторонние, многосторонние
емым знаниям, умениям и навыкам, а также по методам обучения. Не вызывает сомнений, что формируемые в процессе обучения знания, умения и навыки и используемые при этом методы взаимосвязаны и характеризуют деятельность преподавателя и обучаемых в установлении связей в содержании знаний.
Ряд авторов в межпредметных связях выделяют общие признаки, к которым относятся:
- состав связей, которые подразумевают взаимодействие и последовательность тематики и конкретных вопросов, соотносящихся между собой в учебном процессе по определенным правилам и признакам как внутри дисциплины, так и на междисциплинарном уровне. То есть детализация состава связи будет заключаться в выделении основных научных фактов, значимых процессов и явлений, а также их частей, сторон и свойств, составляющих в совокупности данные, пригодные для передачи в процессе обучения взаимосвязанной дисциплине;
- способ связей, который включает в себя способы передачи информации между учебными дисциплинами. При этом информацией будет являться любая база данных (теоретических, практических, комбинированных), которую одна учебная дисциплина перенимает из содержания других дисциплин для решения конкретных дидактических или методических задач;
- направление связей, под которым понимается вектор передачи информации из одной дисципли-
ны в другую. В этом процессе присутствуют как односторонние, так и двусторонние связи, распределяющиеся по временным отношениям как последующие, сопутствующие и предваряющие.
Разносторонняя взаимосвязь предметов в дидактическом процессе говорит о том, что содержание этого понятийного определения не может быть однозначным. Явление межпредметных связей многостороннее. Связь между различными смежными предметами и преподаваемыми дисциплинами не ограничивается только лишь способами, формами и содержанием организации обучающего процесса.
Межпредметные связи включаются в образовательный процесс как выполнение или решение образовательных задач (дидактических, развивающих, воспитательных) для достижения поставленной дидактической цели, а также сами по себе выполняют несколько образовательных функций:
- диалектическую, которая обеспечивает соблюдение связи между предметами и явлениями;
- методическую, основывающуюся на осуществлении единого подхода к обучению и воспитанию в развитии у обучающихся умений пользоваться общенаучными познавательными методами;
- инверсионную, изменяющую характер знания при переносе из одной дисциплины в другую в целях оптимизации умственной деятельности обучающихся;
- психологическую, обеспечивающую развитие мышления обучающегося;
- воспитательную, организующую формирование профессиональных качеств будущего специалиста [11].
Можно сказать, что межпредметные связи как дидактическая категория многофункциональны и мобильны.
Необходимость использования межпредметных связей в процессе преподавания различных дисциплин в образовательных организациях МВД России подтверждается в работах многих авторов (С.Н. Тихомиров, 2000; В.П. Полянский, 2005; М.В. Крысин, 2006; В.В. Мороз, 2007).
С.Н. Тихомиров в своей работе о возможностях использования современных образовательных технологий в процессе обучения отмечает, что в последнее время характерной тенденцией высшего профессионального образования России стали процессы фундаментализации и интеграции, т.е. углубления теоретической, образовательной и общенаучной составляющих подготовки курсантов. Одним из элементов данного направления является блочно-модульная система построения содержания образования. Для этого подхода характерно преподавание не в виде отдельных, нередко изолированных друг от друга дисциплин и курсов, а на междисциплинарной основе, в виде целостных модулей, обладающих полнотой и законченностью. Пока же нам мешают сложившиеся стереотипы и рецидивы «предметного» мышления преподавателей и курсантов, определенная их отчужденность от знаний, умений и навыков, полученных на других дисциплинах. Нужна работа по созданию единой методической системы. В этой связи назрела необходимость пересмотреть укоренившиеся системы обучения, структурно-логические схемы преподаваемых дисциплин, а также разработать интеграцию (взаимопроникновение и взаимодополнение) учебных дисциплин относительно решения познавательных и профессиональных проблем и задач. Сегодня нужно заключить своего рода педагогический договор, предусматривающий отход каждого преподавателя от привычной готовности мыслить лишь «предметно». Такая интеграция в организации учебного процесса не разрушает целостности личности будущего специалиста, более того, в ней нет вреда для всей педагогической системы. Профильно-дисциплинарный подход позволит преподавателям отказаться от психологии «поставщика сырья» для дальнейшего обучения и взять на себя персональную ответственность непосредственного творческого участника процесса обучения в целом [13, с. 17-18].
Возможно, для успешного осуществления межпредметных связей в образовательных организациях МВД России преподавателю требуется овладеть определенными знаниями и умениями.
Анализ литературы показал, что наиболее значимыми из них являются следующие:
1. Знание содержания смежных дисциплин.
2. Умение планировать изучение общих для дисциплин понятий, законов, теорий на основе обеспечения единства в интерпретации и преемственности в их развитии.
3. Владение современными методами обучения, обеспечивающими развитие обучаемых в процессе усвоения общих для дисциплин поня-тий,законов и теорий.
4. Умение подбирать и разрабатывать дидактические материалы для методического обеспечения учебного процесса, направленного на интернализацию общих для дисциплин понятий, законов, теорий, на овладение общими учебными умениями и общими методами исследования, применяемыми в науках (наблюдение, эксперимент, теоретический анализ, моделирование).
5. Умения, необходимые для организации активной учебно-познавательной деятельности курсантов по овладению общими понятиями, законами, теориями, общими учебными умениями и методами исследования.
6. Умения, необходимые для выявления уровня сформированности у обучаемых общих для дисциплин понятий, законов, теорий, общих учебных умений и навыков.
Все указанное выше важно, и каждому преподавателю необходимо в своей практической деятельности изыскивать наиболее эффективные способы реализации умений для обеспечения готовности у курсантов и слушателей к будущей профессиональной деятельности.
О необходимости использования межпредметных связей в образовательных организациях МВД России говорят и Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Так, в квалификационных характеристиках Государственных образовательных стандартов по специальностям Правоохранительная деятельность и Юриспруденция определено, что выпускник должен понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, понимать взаимосвязь дисциплин в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
Таким образом, перспективное развитие теории и методики подготовки в образовательных организациях МВД России во многом связано с разработкой проблемы творческого использования в образовательно-воспитательном процессе межпредметных связей.
Анализ литературы и нормативных документов показывает необходимость применения
межпредметных связей в педагогическом процессе образовательных организаций МВД России, но в настоящее время отсутствуют работы, в
которых авторы в полной мере раскрыли бы пути организации и обеспечения учебного процесса с использованием межпредметных связей.
Литература
1. Антонов Н.С. Слагаемые знаний. О межпредметных связях в учебном процессе. - Архангельск: Мысль, 1969. 125 с.
2. Горяинов М.А. Роль межпредметных связей в формировании профессиональных знаний и умений. - М.: Высш. шк.,
1978. 125 с.
3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Мысль, 1956. 245 с.
4. Журавлев И.К., Зорина Л.Я. Дидактическая модель учебного процесса // Новые исследования в педагогических науках.
1979. № 1. С. 10-25.
5. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание, 1977. 64 с.
6. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. 159 с.
7. Киселев Ю.Н. Совершенствование учебного процесса в средних профтехучилищах. - М.: Высш. шк., 1979. 78 с.
8. Крысин М.В., Полянский В.П. Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (организация преподавания учебной дисциплины в вузах Министерства внутренних дел России) // Безопасность жизнедеятельности. 2006. № 12. С. 40-47.
9. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1967. 22с.
10. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения. - Л., 1981. 95 с.
11. Медведев В.Е. Межпредметные связи в профессиональной подготовке учителя: на примере естественнонаучных и технических дисциплин: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. 42 с.
12. Полянский В.П., Крысин М.В., Макеев А.В. Межпредметные, межкафедральные связи в процессе разработки и преподавания интегральной дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» / Проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД: мат. межвуз. науч.-практ. конф. - М., 2005. С. 50-57.
13. Тихомиров С.Н. Возможности использования современных образовательных технологий / Концепция образовательной деятельности Московской академии МВД России в контексте реформирования системы подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел. - М., 2000. С. 16-22.
14. Усова А.В. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей у учащихсяа / Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск, 1982. С. 10-20.
15. Фёдорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.: Педагогика, 1972. 152 с.
= References =
1. Antonov N.S. Components of knowledge. About intersubject communications in the educational process. - Arkhangelsk: Thought, 1969. 125 р.
2. Goryainov M.A. The Role of interdisciplinary connections in the formation of professional knowledge and skills. - M.: Higher. wk., 1978. 125 р.
3. Diesterweg A. Selected pedagogical essays. - M.: Thought, 1956. 245 p
4. Zhuravlev I.K., Zorina L.Y. The Didactic model of the learning process // New research in pedagogical Sciences. 1979. № 1. P. 10-25.
5. ZverevI.D. The Reciprocal relationship of school subjects. - M.: Znanie, 1977. 64 p.
6. ZverevI.D., Maksimova V.N. Intersubject communications in the modern school. - M.: Pedagogy, 1981. 159 p.
7. Kiselev Yu.N. Improving the educational process in secondary vocational schools. - M.: Higher. wk., 1979. 78 р.
8. Krysin M.V., Polyansky V.P. Basics of personal security of employees of bodies of internal Affairs (organization of teaching in universities of Ministry of internal Affairs of Russia) // Life Safety. 2006. № 12. Р. 40-47.
9. Loshkareva N.А. Interdisciplinary connections and their role in the formation of knowledge and skills of students: Avtoref. dis. ... сand. ped. sciences. - M., 1967. 22 р.
10. Maximova V.N. The essence and functions of interdisciplinary connections in the holistic learning process. - L., 1981. 95 р.
11. Medvedev V.E. Interdisciplinary connections in the professional preparation of teachers: an example from the natural Sciences and technical disciplines: аvtoref. dis. ... d-ra ped. sciences. - M., 2000. 42 р.
12. Polyansky V.P., Krysin M.V., Makeev A.V. Interdisciplinary, inter-departmental communication in the process of developing and teaching an integrated discipline «Fundamentals of personal security of police officers» / Problems of improving the system of professional training of police officers: Mat. mezhvuz. scientific.-pract. ^nf. - M., 2005. P. 50-57.
13. Tikhomirov S.N. The possibilities of using of modern educational technologies / Concept of the educational activities of the Moscow Academy MVD of Russia in the context of reforming the system of training highly qualified personnel for internal Affairs bodies. - M., 2000. P. 16-22.
14. UsovaA.V. The Role of interdisciplinary connections in the development of cognitive abilities in uchashikhsya / Interdisciplinary connections in teaching basic Sciences in middle school: interuniversity collection. sb. nauch. tr. - Chelyabinsk, 1982. Р. 10-20.
15. Fedorova V.N., Kiryushkin D.M. Interdisciplinary connections. - M.: Longman, 1972. 152 p.
(статья сдана в редакцию 24.10.2016)