Научная статья на тему 'Метод телекоммуникационных проектов как средство реализации межпредметных связей на неязыковых факультетах вузов'

Метод телекоммуникационных проектов как средство реализации межпредметных связей на неязыковых факультетах вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION / LANGUAGE AND PROFESSIONAL TRAINING / TELECOMMUNICATION PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серостанова Наталья Николаевна

В статье рассматривается телекоммуникационный проект как эффективное средство реализации межпредметных связей в процессе лингво-профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов, представлена его структурная организация, определены характеристики и дидактические функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELECOMMUNICATION PROJECT METHOD AS A MEANS OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS REALIZATION AT NON-LINGUISTIC FACULTIES OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Telecommunication project as an effective means of interdisciplinary connections realization in the process of students’ language and professional training at non-linguistic higher education institutions is considered. Its structure, characteristics and didactic functions are described in the article.

Текст научной работы на тему «Метод телекоммуникационных проектов как средство реализации межпредметных связей на неязыковых факультетах вузов»

Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015

Н.Н. Серостанова,

кандидат педагогических наук

МЕТОД ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ

TELECOMMUNICATION PROJECT METHOD AS A MEANS OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS REALIZATION AT NON-LINGUISTIC FACULTIES OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

В статье рассматривается телекоммуникационный проект как эффективное средство реализации межпредметных связей в процессе лингво-профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов, представлена его структурная организация, определены характеристики и дидактические функции.

Telecommunication project as an effective means of interdisciplinary connections realization in the process of students ’ language and professional training at non-linguistic higher education institutions is considered. Its structure, characteristics and didactic functions are described in the article.

Современная система высшего профессио -нального образования на фоне интеграционных процессов, происходящих в науке и технике, требует развития междисциплинарных связей, систематическая реализация которых в учебно-воспитательном процессе способствует комплексному решению задач по воспитанию и формированию личности будущего специалиста.

Межпредметные связи рассматриваются как принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей [1].

В настоящий момент проблема межпредметных связей в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей заключается в необходимости разрешения противоречия между потенциальными возможностями межпредметных связей и эпизодическим характером их использования.

Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне [2]. Систематическое использование межпредметных практических задач способствует формированию умений обучающихся устанавливать и усваивать знания из различных областей знаний, содержания других предметов с учетом их общекультурного, страноведческого и жиз-

213

Педагогические науки

ненного опыта. В этом заключается развивающая функция обучения иностранному языку.

Профессиональная направленность обучения делает предмет профессионально значимым для студентов, они учатся использовать различные источники информации для своей будущей профессиональной деятельности, моделируют профессиональное сотрудничество, различные виды коммуникации, вырабатывают профессионально важные качества личности.

В современных условиях возникает необходимость формирования у обучающихся не частных, а обобщенных умений. Широкое использование межпредметных связей предполагает развитие таких метапредметных (общеучебных) умений студентов, как определение и объяснение причинно-следственных связей явлений различной природы, систематизация и обобщение знаний об объекте изучения, решение задач, требующих комплексного применения знаний, полученных при изучении смежных дисциплин, и т.д.

Следует подчеркнуть, что реализация принципа межпредметных связей придает профессиональному образованию характер системности; межпредметные связи обобщают знания, формируют целостное мировоззрение обучающегося и саму его личность, т.е. способствуют творческому развитию будущих специалистов. Межпредметные связи, во-первых, представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивают полноту знаний [3].

В эпоху интенсивной информатизации общества, повышения роли компьютерных технологий и компьютерной грамотности учебный процесс немыслим без поиска инновационных форм, методов и средств обучения. Применение метода телекоммуникационных проектов позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Телекоммуникационный проект по своей сути — это несколько видоизмененный вариант широко известного метода проектов. Использование телекоммуникационных технологий расширяет зоны действия проектных методов (организуется сотрудничество студентов вузов нескольких регионов, разных стран), что изменяет

способ реализации, организационные формы и технологическую основу проектной деятельности. Тем не менее современный вариант телекоммуникационного обучения сохраняет все основополагающие принципы метода проектов и проектной методики.

Телекоммуникационный проект — продуктивная учебно-познавательная, творческая деятельность преподавателя и студентов, основанная на использовании образовательных возможностей интернет-ресурсов, компьютерных телекоммуникаций для достижения совместного конструктивного решения и получения конечного информационного продукта (Л.В. Кудрявцева, Е.С. Полат, J.Hams, T.Hutchinson и др.)

Успешность проектной деятельности зависит от реализации следующих условий:

• диалогичность, проблемность, межпредметность и контекстность проектной деятельности;

• сопоставимый состав участников проекта (примерно одинаковый возраст и уровень владения навыками работы на компьютере, общность интересов, и т.п.);

• стимулирование преподавателем аналитической деятельности обучающихся, дискуссий и решения проблем, обучения особенностям диалогического общения при компьютерноопосредованной коммуникации, контроля реализации заданий проекта;

• чёткая организация проекта, состоящая в тщательной подготовке к проектной деятельности как преподавателей (нескольких дисциплин одновременно), так и студентов.

Телекоммуникационный проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учётом промежуточных и итоговых результатов. Разные ученые и педагоги-практики имеют свои точки зрения на структуру телекоммуникационного проекта. Исходя из классификаций ряда авторов (J.Belz, H. Korkmaz, F. Kaptan, H.S. Wrigleyи др.), следует выделить три основных блока: 1) подготовительный; 2) основной (процессуальный, основополагающий); 3) заключительный (итоговый, финальный). Другие блоки, выделяемые исследователями, носят вспомогательный характер и являются скорее сопутствующими трем указанным выше, нежели самостоятельными.

Подготовительный блок проекта предусматривает его организацию и планирование. Основной блок — это осуществление проекта. В ходе заключительного блока проводится защита про-

214

Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015

екта, подводятся итоги проделанной работы, обсуждаются результаты.

В соответствии с выделенными блоками предлагается следующая структурная организация телекоммуникационного проекта, включающая: содержательный блок — тематические модули, процессуальный блок — основные этапы реализации: 1) мотивационно-проектировочный: определение темы, проблемы, структуры проекта, разработка сайта, регистрация на сайте, составление плана работы, определение групп, распределение обязанностей в группах; 2) информационно-организационный: работа в группах, сбор информации в сети Интернет, общение с дистантным партнером (электронная почта, чаты и форумы), анализ собранной информации;

3) операционально-деятельностный: координа-

ция работы малых групп, подготовка презентации проекта и демонстрация результатов проекта (размещение результатов проекта на сайте);

4) оценочно-рефлексивный: общая оценка содержания проекта, конечного результата собственного проекта, участия отдельных студентов в организации проекта, работы преподавателя, оценка других работ, выложенных на сайте (комментарии), он-лайн тест для участников проекта, оценка работ жюри конкурса на лучший разработанный проект и диагностический блок — оценка уровня сформированности личностных и профессиональных компетенций студентов.

Тематические модули, определяющиеся спецификой вуза и факультета, базируются на текстовом материале межпредметного характера, коррелирующего с содержанием профессионально ориентированных дисциплин [5]. Работа с профессионально направленным аутентичным материалом позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения иностранным языкам вообще и процесс приобретения студентами умений и навыков по извлечению и переработке содержащейся в профессионально ориентированных текстах информации в частности.

Наиболее значительными характеристиками телекоммуникационного проекта являются: про-блемность (постановка и решение профессионально-направленных проблемных ситуаций с опорой на личностные и профессиональные интересы и потребности студентов); ситуатив-ность (включение в жизненную ситуацию, когда жизненный опыт и практическая деятельность выходят на первый план); межпредметность (осуществление межпредметных связей с дисциплинами, составляющими профессиональную

грамотность обучающихся); креативность (реализация проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей студентов, способности достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом); динамичность и новизна (новые темы, разнообразные формы работы, этапы проекта и типы заданий стимулируют познавательный интерес и интеллектуальную активность обучающихся).

Выделяются следующие основные дидактические функции телекоммуникационного проекта (М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмитриева, М.В. Моисеева, Е.Д. Пахмутова, Е.С. Полат и др.):

• организационная, состоящая в организации различного рода совместной исследовательской, творческой, познавательной деятельности студентов и преподавателей из вузов разных регионов или стран с использованием многообразия форм, методов и средств обучения;

• информационная, включающая оперативный поиск и обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных профессионально-направленных проектов, расширяя, таким образом, свой кругозор, повышая свой уровень владения информационными технологиями;

• интерактивная, направленная на интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов, проявляющееся в создании атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки, которые приводят к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач телекоммуникационного проекта;

• мотивационная, заключающаяся в создании возможности для отдельных обучающихся раскрыть свои способности, познать и проявить свою индивидуальность, повысить интерес и мотивацию к овладению иностранным языком при подготовке, оформлении и презентации личностно-значимого конечного продукта деятельности;

• интегративная, реализация которой заключается в формировании целостной системы профессиональных знаний студентов и индивидуальных качеств в их единстве в ходе осуществления проекта.

Используя разработанную структуру, в 2010 г. был организован и проведен проект “How to organize my own business?” в рамках преподавания следующих дисциплин: «Ино-

215

Педагогические науки

странный язык», «Иностранный язык специальности», «Экономика туристского рынка», «Экономика предприятия», «Бизнес-планирование», «Экономика и организация производства», «Организация и планирование производства», что позволило определить его как межпредметный. В ходе проекта студенты экономических специальностей из пяти воронежских вузов (ВИВТ, РосНОУ (ВФ), ВГТУ, ВГАУ, ВГУИТ) составляли бизнес-планы организаций на английском языке, размещали их на сайте (www.howbusiness.ukoz.ru), имея возможность оценить проекты других конкурсантов и пройти on-line тест для участников проекта.

Данный проект проводился в течение двух месяцев и носил исследовательский и практикоориентированный характер, так как конечный продукт (бизнес-план) был ориентирован на практическое применение в контексте будущей профессиональной деятельности студентов. Исходя из того, что подготовка и презентация бизнес-планов требовала от студентов определенного творчества, проект может быть определен как творческий. Характер координации проекта определяется как непосредственный, гибкий, так как преподаватели пытались предоставить студентам максимальную самостоятельность осуществления проектной деятельности.

Анализ теста для участников проекта показал, что 72% студентов удовлетворены проведенной работой и считают опыт участия в проекте полезным для их будущей профессиональной деятельности; 56% отметили, что проект способствовал развитию таких личностных качеств, как инициативность, умение работать в команде, самостоятельность, креативность, самокритичность и ответственность; 35% предпочитают коллективную форму работы. Преподаватели, в свою очередь, подчеркнули возросшую мотивацию к изучению иностранного языка, рост активности студентов, развитие навыков сотрудничества и общения.

Таким образом, вышеуказанные сущностные характеристики и дидактические возможности, структурная организация, а также опыт реализации телекоммуникационного проекта в процессе лингво-профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов позволяют определить его как эффективное средство реализации межпредметных связей. Кроме того, применение телекоммуникационных проектов в учебном процессе вуза способствует развитию важных личностных качеств студентов,

таких как инициативность, рефлексия, целеустремлённость, упорство и выдержка, гибкость мышления, умение увидеть перспективные и альтернативные пути достижения цели, осознанное принятие решений, приобретение и развитие навыков самостоятельной работы, умение вести диалог и работать в команде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурьев А.И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования: мат. всерос. науч.-практ. конф. — Горно-Алтайск, 1999. — 160 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. — М.: Логос, 2002. — 384 с.

3. Онищук В. А. Урок в современной школе.

— М.: Просвещение, 1981. — 191 с.

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе.

— 2000. — № 3. — С. 3—10.

5. Стародубцева О.Г. Текстовый материал межпредметной направленности как основа процесса формирования лексических навыков профессионально ориентированной устной речи студентов младших курсов медицинского вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — Вып. 5. — С. 25—28.

REFERENCES

1. Gurev A.I. Mezhpredmetnyie svyazi v teorii i praktike sovremennogo obrazovaniya // Innovatsionnyie protsessyi v sisteme sovremennogo obrazovaniya: mat. vseros. nauch.-prakt. konf. — Gorno-Altaysk, 1999. — 160 s.

2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: ucheb. dlya vuzov. — M.: Logos, 2002.

— 384 s.

3. Onischuk V. A. Urok v sovremennoy shkole.

— M.: Prosveschenie, 1981. — 191 s.

4. Polat E.S. Metod proektov na urokah in-ostrannogo yazyika. // Inostrannyie yazyiki v shkole.

— 2000. — # 3. — S. 3—10.

5. Starodubtseva O.G. Tekstovyiy material mezhpredmetnoy napravlennosti kak osnova protsessa formirovaniya leksicheskih navyikov pro-fessionalno orientirovannoy ustnoy rechi studentov mladshih kursov meditsinskogo vuza // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2009. — Vyip. 5. — S. 25—28.

216

Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Серостанова Наталья Николаевна. Доцент кафедры иностранных языков. Кандидат педагогических наук.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: serostanova-nata@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-58.

Serostanova Natalia Nikolaevna. Assistant Professor of the ^air of Foreign Languages. Candidate of Pedagogic Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: serostanova-nata@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel.: (473) 200-53-58.

Ключевые слова: межпредметные связи; неязыковой вуз; лингво-профессиональная подготовка; телекоммуникационный проект.

Key words: interdisciplinary connections; non-linguistic higher education institution; language and professional training; telecommunication project.

УДК 378.1

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Словарь-справочник по оперативно -розыскной деятельности / В.С. Кружилин [и др.]. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014. — 44 с.

Словарь-справочник по оперативно-розыскной деятельности содержит термины и понятия, знание которых необходимо сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел, курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России, изучающим курсы «Оперативно-розыскная деятельность» и «Основы оперативно-розыскной деятельности».

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.