умениями и навыками социального работника: коммуникативными (умениями обосновать, убедительно выступить перед людьми, лаконично и эмоционально изложить свою позицию); организаторскими (умениями организовать свою профессиональную деятельность, способностью к самоконтролю и объективной оценке свой профессиональной деятельности, устойчивой готовностью к проведению мероприятий профессиональной направленности); конструктивными (умениями четко формулировать профессиональные задачи, осуществлять отбор средств, форм и методов реализации своей профессиональной деятельности); гностическими (умениями создавать оптимальные условия для решения профессиональных проблем, анализировать и систе-
Библиографический список
матизировать профессионально обусловленные явления, устранять деструктивные факторы социальной среды, осуществлять прогнозирование возможного развития ситуаций в своей профессиональной деятельности и т. д.);
• эмоционально-волевой компонент готовности магистра социальной работы к социально-технологической деятельности представлен положительным эмоциональным настроем магистра социальной работы, его готовностью доказывать свою личностную позицию, проявлять творчество и гибкость в профессионально обусловленных отношениях, способностью к мобилизации личностного потенциала для преодоления проблем профессиональной деятельности и соответствующих отношений.
1. Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов. Педагогика. № 7. 2008: 54 - 59.
2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования. Высшее образование сегодня. 2006; 8: 20 - 26.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. Народное образование. 2003; 5: 14 - 19.
4. Шумакова А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза (в системе обеспечения качества профессиональной подготовки учителя). Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2009.
5. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения Педагогика 2016; 5: 65 - 71.
6. Давыдов В.В. Психологический словарь. Москва, 1983.
7. Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2006.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск, 1978.
9. Технология социальной работы. Учебник под редакцией Е.И. Холостовой. Москва, 2001.
10. Клушина Н.П. Теоретические аспекты и практическая реализация компетентностного подхода в высшем образовании. Ставрополь, 2014.
References
1. Shalashova M.M. Kompleksnaya ocenka kompetentnosti buduschih pedagogov. Pedagogika. № 7. 2008: 54 - 59.
2. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme podhodov k problemam obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2006; 8: 20 - 26.
3. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; 5: 14 - 19.
4. Shumakova A.V. Proektirovanie integrativnogo obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza (v sisteme obespecheniya kachestva professional'nojpodgotovkiuchitelya). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2009.
5. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya Pedagogika 2016; 5: 65 - 71.
6. Davydov V.V. Psihologicheskij slovar'. Moskva, 1983.
7. Zritneva E.I. Vospitanie buduschego sem'yanina v sovremennoj Rossii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.
8. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologiya vysshej shkoly: osobennosti deyatel'nosti studentov i prepodavatelej vuza. Minsk, 1978.
9. Tehnologiya social'nojraboty. Uchebnik pod redakciej E.I. Holostovoj. Moskva, 2001.
10. Klushina N.P. Teoreticheskie aspekty i prakticheskaya realizaciya kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii. Stavropol', 2014.
Статья поступила в редакцию 30.03.18
УДК 37.016:51
Oboldina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Permyakova M.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL GRAPHIC LITERACY OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF REALIZATION OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS OF DISCIPLINES OF NATURAL-MATHEMATIC DIRECTION. The article studies an actual problem of realization of interdisciplinary connections of disciplines of natural-mathematic direction. The paper reveals that the main role in the conditions of realization of Federal state educational standard of basic secondary education is played by natural scientific education, basis of which is the subjects of natural-mathematic direction (mathematics, physics, astronomy, chemistry, biology). Modern ideas about natural scientific picture of the world are formed to the schoolchildren on the basis of studying general laws of the development of nature, peculiarities of separate forms of motion, separate kinds of matter and their interconnections. These general tasks are successfully solved in the process of realization of interdisciplinary connections. The authors give the concept of interdisciplinary connections, functional-graphic literacy of schoolchildren and its elements. The authors view the interdisciplinary connections of disciplines of natural-mathematic direction and the development of functional-graphic literacy in the process of their realization. Main attention is given to the examples of tasks on physics, astronomy, chemistry and biology, on reading and construction of plot of function.
Key words: interdisciplinary connections, natural-mathematic disciplines, functional-graphic literacy.
Т.А. Оболдина, канд. пед. наук, доц. Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринск,
Е-mail: [email protected]
М.Ю. Пермякова, канд. пед. наук, доц. Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринск,
Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме реализации межпредметных связей в процессе изучения дисциплин естественно-математического направления. Особую роль в условиях реализации ФГОС ООО приобретает естественнонаучное образование, основой которого являются предметы естественно-математического направления (математика, физика, астрономия, химия, биология). На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения, отдельных видов материи и их взаимосвязей у учащихся формируются современные представления о естественнонаучной картине мира. Эти общие задачи успешно решаются в процессе осуществления межпредметных связей. Авторы приводят понятие межпредметных связей, функционально-графической грамотности учащихся и ее элементов. Рассматривают межпредметные связи дисциплин естественно-математического направления и развитие функционально-графической грамотности в процессе их реализации. Особое внимание авторы уделяют примерам задач по физике, астрономии, химии и биологии на чтение и построение графиков функций.
Ключевые слова: межпредметные связи, естественно-математические дисциплины, функционально-графическая грамотность.
В условиях реализации ФГОС одной из целей образования является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Особую роль в этих условиях приобретает естественнонаучное образование, основой которого являются предметы естественно-математического направления (математика, физика, астрономия, химия, биология). На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения, отдельных видов материи и их взаимосвязей у учащихся формируются современные представления о естественнонаучной картине мира. Эти общие задачи успешно решаются в процессе осуществления межпредметных связей.
Начиная с 17 века (Д. Локк) и до наших дней, вопрос реализации межпредметных связей в обучении остается актуальным. И. Д. Зверев, В. Н. Максимова отмечают, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно и нередко данное понятие трактуется в нескольких значениях [1].
В одной из работ В. Д. Далингера представлена наиболее полная систематизация определений понятия «межпредметные связи» [2]:
• дидактическое условие;
• составляющая компонента принципа системности и последовательности;
• самостоятельный дидактический принцип;
• дидактический эквивалент межнаучных понятий;
• инструмент дидактического исследования реальных связей;
• преемственность в развитии научных знаний;
• система, способ, средство, педагогическая категория, межпредметное отношение;
• взаимная согласованность учебных программ;
• взаимосвязь между компонентами предметной структуры образования.
В данной статье будем придерживаться определения из педагогического словаря Б. М. Бим-Бада: «Межпредметные связи в обучении (МПС) - отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами. МПС формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. МПС включают учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и пр.)» [3.с.140].
Кроме того, межпредметные связи, в свете требований ФГОС, должны способствовать в учебном процессе формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также овладению учащимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике [4].
В условиях реализации ФГОС использование межпредметных связей в обучении предметам естественно-математического направления является актуальным. В соответствии с материалами ФГОС, предметные результаты освоения базового курса математики должны отражать:
• сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
• сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
• понимание возможности аксиоматического построения математических теорий [5].
В связи с этим на передний план выходит проблема содержательного и процессуального пересмотра естественнонаучного образования, в котором должны быть максимально реализованы МПС с математикой. Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых не только для решения повседневных практико-ориентированных задач, но важных и для изучения смежных с математикой дисциплин (физики, астрономии, химии, биологии). На основе математических знаний у учащихся формируются метапредметные расчетно-измерительные умения. При этом реализуется возможность практического применения получаемых знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.
Возможность МПС обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (векторы, координаты, функции и графики, уравнения), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства) находят применение при изучении этих смежных дисциплин. Такое взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы имеет не только прикладную значимость, но и создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения.
С дидактических позиций реализация МПС предполагает использование фактов и зависимостей из других учебных дисциплин для мотивации введения, изучения и иллюстрации абстрактных математических понятий, формирования практических навыков.
Из вышесказанного следует, что курс математики в максимальной степени должен учитывать потребности смежных дисциплин. В частности, при изучении физики, астрономии, химии, биологии необходимым компонентом является функционально-графическая грамотность (ФГГ), под которой понимаем систему функционально-графических умений, необходимых для чтения и изображения графиков элементарных функций, формирование которой осуществляется в процессе обучения математике [6].
Владение умениями строить графики по аналитической записи элементарных функций на основе опытных данных, получение по кривым аналитического выражения функциональной зависимости, читать свойства функции по графику функциональной зависимости имеют большое значение в изучении естественнонаучных дисциплин. Анализ содержательного материала показывает, что для решения задач необходимы многие умения и навыки, являющиеся элементами ФГГ:
• переход от табличного задания функции к аналитическому или графическому;
• чтение графика функции;
• нахождение и сравнение параметров функции по соответствующим графикам;
• исследование функции, заданной формулой, на возрастание и убывание в зависимости от того, какая из величин постоянна;
• выявление характера зависимости [7].
Графический способ задания функции широко используется в изучении естественнонаучных дисциплин. Ценность его заключается, прежде всего, в наглядности изображения свойств функции. Например, при рассмотрении графиков изменения звездной величины, температуры, спектра, лучевой скорости и ее радиуса в зависимости от периода, можно сделать выводы о периоде пульсации, об изменении спектра звезды в максимуме и минимуме блеска, о достижении ею максимальной и минимальной температуры.
При изучении строения пламени свечи используют анализ результатов на кривой, выражающей зависимость температуры от времени, что позволяет выделить три зоны пламени свечи. Полученные знания могут быть использованы затем в аналитической химии.
Анализ графика зависимости выживаемости куколок яблоневой плодожорки от двух факторов - температуры и влажности, позволяет ответить на вопросы об оптимальном для этого вида диапазоне температуры и влажности, о пределах выносливости этого вида. По графику зависимости скорости развития насекомых от температуры воздуха учащиеся могут выяснить причины
Библиографический список
разного угла наклона кривой к оси температур и резкого снижения (повышения) скорости развития насекомых в зависимости от температуры.
Все графические задачи, встречающиеся в курсе физики основной школы, можно разделить на два вида: I вид - это задачи, требующие умения читать график и определять по нему значения определенных параметров. II вид - задачи на построение графика с использованием уравнения. При решении таких задач учащиеся должны уметь строить графики. Например: построить график изотермического процесса, происходящего при нормальной температуре, если известно произведение давления на объем.
При помощи графиков многие величины получают геометрическую интерпретацию. Это позволяет использовать графики для измерения различных величин, а также для более глубокого истолкования этих величин с математической точки зрения. Большинство законов и соотношений записываются в виде функциональных зависимостей. Понимание соотношений между величинами в законах и формулах невозможно без усвоения свойств соответствующих функций.
Таким образом, актуализация знаний о функциях, их свойствах и графиках из курса алгебры - системный фактор, в значительной степени помогающий освоению дисциплин естественно-математического направления и осуществлению МПС. В свою очередь, изучение физики, астрономии, химии, биологии предоставляют большие возможности для развития ФГГ учащихся.
1. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. Москва: Педагогика, 1981.
2. Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск: ОмИПКРО, 1993.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002.
4. Блинова Т.Л., Кирилова А.С. Подход к определению понятия «Межпредметные связи в процессе обучения» с позиции ФГОС СОО. Педагогическое мастерство: материалы III Международной научно-практической конференции, июнь 2013, Москва: Буки-Веди, 2013: 65 - 67. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4042/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2002. Available at: http:// www.standart.edu.ru. - 17.02.2018
6. Пермякова М.Ю. Формирование функционально-графической грамотности учащихся основной школы в процессе обучения математике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2015.
7. Пермякова М.Ю. Формирование функционально-графической грамотности как необходимый компонент профессиональной подготовки студентов технических специальностей. Педагогическое образование в России. 2016; 6: 40 - 44.
References
1. Zverev I.D. Mezhpredmetnye svyazi vsovremennoj shkole. Moskva: Pedagogika, 1981.
2. Dalinger V.A. Sovershenstvovanie processa obucheniya matematike na osnove celenapravlennojrealizacii vnutripredmetnyh svyazej. Omsk: OmIPKRO, 1993.
3. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2002.
4. Blinova T.L., Kirilova A.S. Podhod k opredeleniyu ponyatiya «Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya» s pozicii FGOS SOO. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, iyun' 2013, Moskva: Buki-Vedi, 2013: 65 - 67. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4042/
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2002. Available at: http://www.standart. edu.ru. - 17.02.2018
6. Permyakova M.Yu. Formirovanie funkcional'no-graficheskojgramotnosti uchaschihsya osnovnojshkoly vprocesse obucheniya matematike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.
7. Permyakova M.Yu. Formirovanie funkcional'no-graficheskoj gramotnosti kak neobhodimyj komponent professional'noj podgotovki studentov tehnicheskih special'nostej. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016; 6: 40 - 44.
Статья поступила в редакцию 28.03.18
УДК 378
Remizova N.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Department of Additional Professional Education,
Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]
Milyaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),
E-mail: [email protected]
Rykova B.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),
E-mail: [email protected]
SELF-LEARNING ORGANIZATION AS A FACTOR OF INCREASE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER OF HIGH SCHOOL. The article reveals the basics of the concepts of "self-learning organization", "professional competence of a university teacher". The article presents the experience of the Astrakhan State University as a self-learning organization to improve the professional competence of university teachers, conclusions about the levels of their professional competence, made on the basis of self-assessment of students. Self-learning organization is aimed at improving the skills of employees and thus its organizational development. Its main task is to teach employees creativity and self-learning skills, each of the employees refers to those who teach. Improving the professional competence of university teachers in a self-learning organization leads to a change in the educational process and promotes the transition of institutions in the development regime.
Key words: self-learning organization, professional competence, university lecturer, interactive learning technologies.