Научная статья на тему 'Влияние изучения дисциплины "Личная безопасность сотрудников ОВД" на психологическую готовность к профессиональной деятельности'

Влияние изучения дисциплины "Личная безопасность сотрудников ОВД" на психологическую готовность к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крысин Михаил Вячеславович, Шаповалов Сергей Владимирович, Симистеннов Алексей Александрович, Поляков Алексей Анатольевич, Олейник Александр Евгеньевич

Одним из важных компонентов личной безопасности сотрудников ОВД является психологическая готовность. В процессе обучения необходимо получать информацию о влиянии изучения дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» на изменения психологической подготовленности курсантов к профессиональной деятельности и на индивидуально-психологические особенности личности курсантов. Это позволит совершенствовать организацию учебного процесса и методику преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крысин Михаил Вячеславович, Шаповалов Сергей Владимирович, Симистеннов Алексей Александрович, Поляков Алексей Анатольевич, Олейник Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of studying of discipline “personal safety of the staff of law enforcement agencies” on psychological readiness for professional activity

One of the important components of personal safety of the staff of law enforcement agencies is psychological readiness. In the course of training it is necessary to obtain information on the influence of studying of the discipline “Personal Safety of the Staff of Law Enforcement Agencies” on changes of psychological readiness of cadets for professional activity and on individual and psychological features of the personality of cadets. It will allow to improve the organization of educational process and the teaching methods.

Текст научной работы на тему «Влияние изучения дисциплины "Личная безопасность сотрудников ОВД" на психологическую готовность к профессиональной деятельности»

ЛИТЕРАТУРА

1. К вопросу осуществления межпредметных связей в образовательных организациях МВД России / М.В. Крысин, Д.Г. Морев, А.И. Ткаченко, А.Н. Кандабар // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 4. - С. 83-89.

2. Овчинников, В.А. Межпредметные связи дисциплин служебно-боевого профиля / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. -№ 3 (30). - С. 122-126.

3. Крысин, М.В. Организация межпредметных связей кафедр цикла боевой подготовки в процессе преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» : монография / М.В. Крысин ; Дальневосточный юридический институт МВД России. - Хабаровск : [б.и.], 2012. - 163 с.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 2011. - № 189 (26.08.2011).

REFERENCES

1. Krysin, M.V., Morev, D.G., Tkachenko, A.I. and Kandabar A.N. (2016), "To the question of implementation of inter subject communications in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Problems of law enforcement activity, No. 4, pp. 83-89.

2. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Kryuchkov, V.V. (2014) "Inter subject communications of the disciplines of official and military profile", Bulletin of the VA MVD, Vol. 30, No. 3, pp. 122-126.

3. Krysin, M.V. (2012), The organization of inter subject communications of the Chairs of a cycle of military training in the course of teaching discipline "The basis of personal safety of the staff of law enforcement agencies", monograph, Khabarovsk, 163pp.

4. Federal Law of 2/7/2011 No. 3-FZ "On police", "Rossiyskaya Gazeta", No. 189, 8/26/2011.

Контактная информация: kmv71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2018

УДК 378

ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД» НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Михаил Вячеславович Крысин, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Сергей Владимирович Шаповалов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Александрович Симистеннов, доцент, Алексей Анатольевич Поляков,

старший преподаватель, Александр Евгеньевич Олейник, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск

Аннотация

Одним из важных компонентов личной безопасности сотрудников ОВД является психологическая готовность. В процессе обучения необходимо получать информацию о влиянии изучения дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» на изменения психологической подготовленности курсантов к профессиональной деятельности и на индивидуально-психологические особенности личности курсантов. Это позволит совершенствовать организацию учебного процесса и методику преподавания.

Ключевые слова: личная безопасность сотрудников ОВД, психологическая подготовленность, профессиональная деятельность сотрудников, психофизиологические и индивидуально-психологические особенности, психологические состояния.

INFLUENCE OF STUDYING OF DISCIPLINE "PERSONAL SAFETY OF THE STAFF OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES" ON PSYCHOLOGICAL READINESS

FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Mikhail Vyacheslavovich Krysin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, chief of department, Sergey Vladimirovich Shapovalov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Aleksey Aleksandrovich Simistennov, the senior lecturer, Aleksey Anatolievich Polyakov, the senior teacher, Alexander Evgenyevich Oleynik, the senior teacher, the Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Annotation

One of the important components of personal safety of the staff of law enforcement agencies is psychological readiness. In the course of training it is necessary to obtain information on the influence of studying of the discipline "Personal Safety of the Staff of Law Enforcement Agencies" on changes of psychological readiness of cadets for professional activity and on individual and psychological features of the personality of cadets. It will allow to improve the organization of educational process and the teaching methods.

Keywords: personal safety of the staff of law enforcement agencies, psychological readiness, professional activity of the staff, psycho-physiological and individual and psychological features, psychological states.

Одним из важнейших компонентов профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел, является психологическая подготовленность, что обусловлено особенностями решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел. Множество факторов, связанных с профессиональной деятельностью, таких как повышенная ответственность, правовая незащищенность, дефицит времени для принятия решений являются источниками психических перегрузок и негативно влияют на выполнение сотрудниками служебных обязанностей. Однако, никакие законы, нормативные акты или управленческие решения не смогут создать сотруднику реально возможный уровень безопасности при решении конкретной профессиональной задачи, если он сам не имеет четких психологических установок, конкретных знаний, умений и навыков обеспечения личной безопасности.

В связи с этим возникает потребность в повышении уровня профессионально-психологической подготовленности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях и созданием условий ее формирования в образовательном процессе [1].

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в образовательных организациях МВД России также фиксируют значимость психологической подготовки. В них определено, что выпускник, освоивший программу должен обладать такой общекультурной компетенцией как способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6) [3, 4].

В настоящее время предпринимаются различные меры в направлении повышения подготовленности сотрудников полиции к обеспечению безопасности на службе. Одной из форм решения данной задачи является обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего образования МВД России. С целью повышения уровня подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России к профессиональной деятельности, в систему подготовки была введена дисциплина «Личная безопасность сотрудников ОВД», направленная на формирование у курсантов прикладных знаний, привития им навыков и умений и личностно-профессионального совершенствования в вопросах обеспечения профессиональной безопасности. Изучение дисциплины направлено в том числе на совершенствование психологической подготовленности. Однако в процессе обучения необходимо не только передать знания, умения и навыки обучаемым, но и определить

качество их усвоения, в том числе и формирования психологической готовности к будущей профессиональной деятельности [2].

Наше исследование было направлено на определение изменения психофизиологических и индивидуально-психологических особенностей личности курсантов в процессе изучения дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» с помощью подобранных методик контроля.

В ходе исследования нами были применены психодиагностические методы, использованные для анализа эффективности изучения дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» на формирование психологической подготовленности курсантов образовательных учреждений МВД России к профессиональной деятельности.

В эксперименте, участвовали курсанты одной медицинской группы, не отличающиеся по физическому и психическому развитию, общей численностью 160 человек:

- опытная группа, курсанты 4-го курса (80 человек: 40 курсантов с факультета правоохранительной деятельности и 40 курсантов с факультета юриспруденции) изучающие дисциплину «Личная безопасность сотрудников ОВД»;

- контрольная группа, курсанты 3-го курса (80 человек - также по 40 курсантов с факультетов правоохранительной деятельности и юриспруденция) не изучавшие дисциплину «Личная безопасность сотрудников ОВД».

В процессе определения изменений личностных качеств, а также психологического состояния обучаемых в процессе экспериментального воздействия нами была применена батарея тестов и методик. В нее вошли Методика определения уровня субъективного контроля; Методики оценки отношения к риску: Трехфакторный опросник склонности к риску, Опросник склонности к риску Г. Шуберта; Тест Спилбергера-Ханина; Методика создана Ч. Д. Спилбергером (США) применялся для оценки уровня тревожности.

На наш взгляд выбранные методики смогли помочь оценить психофизиологические и индивидуально-психологические особенности курсантов, участвовавших в эксперименте.

Полученные в ходе эксперимента данные о влиянии на психологическую подготовленность представлены в таблице 1.

Проведенный эксперимент показал повышение показателя по шкале общей интер-нальности (Ио) у курсантов в опытной группе, что говорит об их возросшем уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Это позволяет предположить, что изучение дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» позволило курсантам оценить результаты собственных действий, как управляемые ими самими процессы и, испытывать личную ответственность за происходящими в их жизни событиями.

Достоверные и значимые различия по шкале готовности к деятельности (Гд) до и после эксперимента в сторону повышения, говорит о развитии у прошедших обучение курсантов опытной группы по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» убеждения в конструктивности и полезности своей профессиональной деятельности.

В ходе изучения дисциплины курсанты получили определенную адаптацию к ситуациям профессиональной деятельности и возможность получить уверенность в себе и находятся в состоянии достаточного эмоционального комфорта при выполнении различных действий.

Повышение показателей, исследованных с помощью шкалы интернальности в области производственных отношений (Ип) произошло в обеих группах.

Это может говорить о том, что процесс обучения в любом случае повышает у курсантов значимость, полученных в процессе учебы знаний, умений и навыков как важных факторов организации своей профессиональной деятельности, отношений в коллективе, в стремлении профессионального роста за счет самосовершенствования.

Прохождение дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» оказало положительное воздействие на показатели интернальности в области производственных отношений, о чем говорит и достоверность различий полученных результатов опытной группы.

Таблица 1 - Сравнительные результаты психологического тестирования до и после экспе-

римента

Контрольная группа Опытная группа Достоверность

Тесты (3 курс,80 чел.) (4 курс, 80 чел.) различии

XX ±о XX ±о г; Р

Ситуативная До 21,15±13,86 20,33±15,75 0,78; Р>0,05

тревожность После 20,74±14,07 16,65±14,26 3,72; Р <0,001

г; Р Достоверность 0,37; Р>0,05 3,59; Р <0,001

Личностная До 29,12±12,78 27,58±14,67 1,24; Р>0,05

тревожность После 28,74±13,18 22,10±16,58 5,33; Р <0,001

г; Р Достоверность 0,31; Р>0,05 5,04; Р <0,001

Готовность к риску 1 До 47,23±17,32 43,93±16,55 1,63; Р>0,05

После 45,13±16,31 51,73±14,67 3,26; Р <0,01

г; Р Достоверность 1,04; Р>0,05 4,20; Р <0,001

Готовность к риску 2 До 42,14±18,53 44,59±20,63 1,29; Р>0,05

После 43,15±16,73 47,09±14,22 2,04; Р <0,05

г; Р Достоверность 0,53; Р>0,05 1,32; Р>0,05

Импульсивность До 37,12±15,21 34,25±18,56 1,85; Р>0,05

После 35,73±14,85 28,66±19,89 4,74; Р <0,001

г; Р Достоверность 0,92; Р>0,05 4,01; Р <0,001

Ипо (производствен- До 65,39±16,14 68,48±14,52 0,77; Р>0,05

ные отношения) После 67,18±15,42 74,79±12,87 5,40; Р <0,001

г; Р Достоверность 1,22; Р>0,05 4,96; Р <0,001

Ио (общая) До 66,48±13,07 65,85±12,91 0,70; Р>0,05

После 65,12±14,38 70,19±12,60 5,74; Р <0,001

г; Р Достоверность 1,54; Р>0,05 5,04; Р <0,001

Им (межличностные) До 56,67±11,98 59,74±14,99 1,92; Р>0,05

После 57,17±13,11 66,87±16,02 6,11; Р <0,001

г; Р Достоверность 0,31; Р>0,05 5,11; Р <0,001

Готовность к деятель- До 67,54±14,97 65,11±17,30 1,68; Р>0,05

ности После 66,27±1613 74,09±15,92 5,27; Р <0,001

г; Р Достоверность 0,85; Р>0,05 7,86; Р <0,001

Изучение дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» проводилось в виде выезда курсантов на лагерные сборы. Курсанты находились в определенной изоляции, общаясь в основном только с однокурсниками в составе подразделения. Повышение показателей, исследованных с помощью шкалы интернальности в области межличностных отношений (Им) имеющие достоверные и значимые различия до и после эксперимента, свидетельствуют о том, что курсанты сумели выстроить гармоничные, взаимно уважительные отношения между собой

С помощью тестирования ситуативной тревожности мы определили, что опытная группа получила снижение показателей данного компонента с достоверностью различий после изучения дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД». Это дает основание предполагать положительное изменение в восприятии реальной опасности и повышении готовности курсантов данной группы к адекватной, уверенной эмоциональной реакции на стресс-факторы в потенциально опасных ситуациях служебной деятельности, в том числе и отработанных на учебных занятиях.

Исследование готовности к риску в экспериментальных группах показало разнонаправленное изменение показателей. В опытной произошло достоверное и значимое (0,001) увеличение показателей, а в контрольной уменьшение без достоверности различий (р> 0,05). Конечно, определить всю многогранность индивидуальных качеств курсантов, которые принято обобщать термином «склонность к риску», представляющих реакцию на воздействие стресс-факторов в различных ситуациях достаточно сложно. Приведенные результаты могут говорить о изменении показателей в опытной группе, так как в условиях групповой деятельности готовность к риску проявляется сильнее, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий. Как отмечено в описании тестирования у

командиров-военнослужащих и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов.

Сравнительный анализ полученных данных рассчитанные по t-критерию Стью-дента показал, что в конце эксперимента произошло улучшение изучаемых показателей, не зависимо от факультета обучения. Однако достоверность различий полученных результатов на факультетах отличаются. На факультете правоохранительной деятельности различия достоверны и значимы по всем показателям кроме Готовности к риску 2, а на факультете юриспруденции отсутствие достоверности различий (p> 0,05) наблюдается по показателям Готовности к риску 2, Личностная тревожность и Ситуативная тревожность.

Возможно, это произошло из-за того, что согласно рабочей программе дисциплины, общее количество часов по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» на факультете правоохранительной деятельности превышает на 30% количество часов на факультете юриспруденции.

Еще одним из факторов, повлиявших на показатели, может служить то, что на факультете правоохранительной деятельности готовят будущих оперативных сотрудников для органов внутренних дел, в связи с чем на данном факультете обучаются, в основном, юноши. Факультет юриспруденции готовит кадры для следственных органов внутренних дел, что обуславливает обучение на нем в большей части девушек.

Проведенное исследование и сравнительный анализ итоговых результатов показал, что изучение дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» улучшает психологическую подготовленность курсантов, а значит, положительно сказывается на их профессиональной подготовке. В ходе исследования были отобраны и опробованы часть методик для определения психологической подготовленности. Данные методики определения психологической подготовленности можно использовать в дальнейшем как для курсантов в процессе обучения, так и для сотрудников полиции в процессе профессиональной деятельности. В своей работе мы рассмотрели эффективность использования в практике проведения учебного процесса в образовательных организациях системы высшего образования МВД России дисциплины «Личная безопасность сотрудников ОВД» позволяющей добиться более высокого и всестороннего уровня психологической готовности курсантов к обеспечению личной безопасности в служебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панкин, А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности / А.И. Панкин ; Академия МВД России. - М. : [б.и.], 1996. - 243 с.

2. Крысин, М.В. Организация межпредметных связей кафедр цикла боевой подготовки в процессе преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» : монография / М.В. Крысин ; Дальневосточный юридический институт МВД России. - Хабаровск : [б.и.], 2012. - 163 с.

3. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2016 № 1614 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71485156/ (дата обращения: 01.10.2018).

4. Приказ Министерства образования и науки России от 16.11.2016 № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71458878/ (дата обращения: 01.10.2018).

REFERENCES

1. Pankin, A.I. (1996), Personal safety of the staff of law enforcement agencies. Tactics and psychology of safe activity, Academy of the MIA, Moscow.

2. Krysin, M.V. (2012), The organization of inter subject communications of the Chairs of a cycle of military training in the course of teaching discipline "The basis of personal safety of the staff of law enforcement agencies", monograph, Khabarovsk.

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 19.12.2016 No. 1614 "About the approval of federal state educational standard of the higher education in 40.05.01 Legal support of national security (specialist program level)", available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71485156/.

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 16.11.2016 No. 1424 "About the approval of federal state educational standard of the higher education in 40.05.02 Law-enforcement activity (specialist program level)", available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71458878/.

Контактная информация: kmv71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2018

УДК 796.015

РАЗВИТИЕ МЫШЦ-СТАБИЛИЗАТОРОВ У ДЕВУШЕК 18-25 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИЛОВЫМ ФИТНЕСОМ

Марина Сергеевна Кужелева, старший преподаватель, Ольга Владимировна Ильичева, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье рассматривается эффективность целенаправленного развития и укрепления мышц-стабилизаторов у девушек 18-25 лет, занимающихся силовым фитнесом. В качестве средств развития мышц-стабилизаторов предлагается включать в тренировочные занятия в течение 16 недель дважды в неделю в форме круговой тренировки упражнения с использованием веса собственного тела (статические и динамические), свободных весов, различные вариации упражнения «планка», упражнения на нестабильных платформах, с петлями TRX, резиновым эспандером, фитболом. От внедрения экспериментальной методики получен положительный эффект, выражающийся в достоверно более высоком приросте результатов в контрольных тестах по оценке силовой выносливости, скоростно-силовых способностей и координационной подготовленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: мышцы-стабилизаторы, силовой фитнесс, упражнение «планка», тренажер «петли-TRX», тренажер BOSU.

DEVELOPMENT OF MUSCLES-STABILIZERS OF GIRLS AGED 18-25 YEARS

DOING POWER FITNESS

Marina Sergeyevna Kuzheleva, the senior teacher,

Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Yana Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Annotation

The article deals with the effectiveness of targeted development and strengthening of muscle stabilizers of 18-25 years old girls, engaged in power fitness. As a means of developing core muscles, it is proposed to include in training sessions twice a week the exercises, using own body weight (static and dynamic), free weights, various variations of the "plank" exercise, exercises on unstable platforms, with TRX loops, rubber expander, fitball. In total, 14 variants of circular training were developed, which were included in the second half of the main part of the lesson, lasting 30-40 minutes, implemented within 16 weeks. From the introduction of the experimental technique, the positive effect was obtained, which is expressed in significantly higher increase in the results in the control tests to assess the strength endurance, speed-power abilities and coordination readiness.

Keywords: core muscle, power fitness, exercise "Planck", TRX loops, the BOSU exerciser.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается усиление интереса к функциональным тренировкам, направленным на развитие мышц-стабилизаторов (core), причем, такая тенденция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.