Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 378.9
Междисциплинарные связи как основа повышения профессиональной компетентности студентов-медиков Северо-Восточного федерального университета
С. М. Петрова М. Н. Петрова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
АННотация. В статье рассматривается проблема современного
состояния высшей школы: указывается на важность установления междисциплинарных связей в учебном процессе будущих врачей, даётся установка на гуманизацию естественнонаучного образования. Представлены мероприятия междисциплинарного характера, проводимые студентами-медиками Северо-Восточного федерального университета. На примере жизни и творчества писателей-врачей - А. П. Чехова и др. кратко охарактеризованы различные виды внеаудиторных занятий студентов-медиков (научные и творческие конкурсы, кружковая работа и др.). В связи со 150-летним юбилеем В. В. Вересаева, известного писателя и медика, даётся анализ его произведения «Записки врача» в аспекте духовно-нравственного воспитания современных студентов-медиков.
Ключевые
слова: высшая школа, студенты-медики, междисциплинар-
ные связи, литература, врачи-писатели, В. В. Вересаев.
Современное высшее образование претерпевает значительные изменения, связанные со сменой образовательной парадигмы (от обучения к развитию), созданием новых форм обучения, их индивидуализацией. Магистральным направлением в развитии современного научного знания и в формировании образовательной политики является междисциплинарность [1, с. 101-109]. Междисциплинарность лежит в основе большинства общекультурных и профессиональных компетенций, на формирование которых ориентируют современные федеральные государственные образовательные стандарты.
Междисциплинарность предполагает пересечение различных междисциплинарных полей. Сегодня особенно востребована связь между естественнонаучными и гуманистическими составляющими. Медицина гуманистична по самой своей сути. Она имеет дело не просто с человеком, но с его духовным и душевным миром. «Сегодня важно осмыслить медицину как «элемент культурного текста, как феномен культуры» [2, с. 11]. Не случайно в народе издавна говорили: «Врач лечит тело, а учитель - душу», тем самым объединяя, казалось бы, далёкие друг от друга специальности - врача и учителя. Но при этом всегда речь всегда шла об учителе литературы, т. к. именно литература в наибольшей степени воздействует на душевное и духовное состояние человека.
Пути медицины и литературы часто пересекаются и сливаются. Известные писатели разных стран и эпох Франсуа Рабле, Ф. Шиллер, Луи Буссенар, Абэ Кобо, С. Лем, А. Кронин, А. Конан-Дойль, Я. Корчак и др. по профессии были врачами. Врач В. И. Даль стал создателем Толкового словаря живого великорусского русского языка. Медики по образованию А. П. Чехов и М. А. Булгаков, В. В. Вересаев, В. Аксёнов и др. обогатили русскую классическую литературу своими замечательными произведениями, известный хирург Н. М. Амосов был талантливым литератором.
Современное понимание нравственных проблем в медицине невозможно без морального фундамента, который был заложен ещё в древности [4, с. 181-189]. В античной мифологии Аполлон был богом поэзии и медицины. Читателей поэм древнегреческого писателя Гомера «Илиада» и «Одиссея» потрясает подробнейшее описание не только военных действий, но и жертв войны. Так натуралистически описывать тела погибших мог только человек, хорошо знавший анатомию. Медицинская проблематика широко представлена в устном народном творчестве. Люди издревле говорили, да и сейчас можно услышать: «В здоровом теле - здоровый дух», «Забота о здоровье - лучшее лекарство». Пик медицинской тематики в русской литературе приходится на вторую половину XIX века, время становления научной медицины в России. Со школьной скамьи все помнят эксперименты Евгения Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», а также образ чудесного доктора в одноименном рассказе
A. И. Куприна. Медицинская тема нашла глубокое отражение и в творчестве современных писателей А. И. Солженицына «Раковый корпус», «Приговор»
B. Солоухина, в произведениях Ю. Германа, Л. Петрушевской.
За рубежом с конца ХХ века активно развивается дисциплина literature and medicine как отрасль медицины и медицинского образования для обогащения языка и мышления представителей медицинских профессий. Поэтому перспективным представляется герменевтический анализ «медицинских» тем в художественной литературе [3, с. 69-72]. Медицинская этика включает в себя вопросы, стоящие на стыке медицины и смежных с ней областей, прежде всего биоэтики. Не случайно в 1969 г. американский биолог В. Р. Поттер вводит понятие «биоэтика», а затем появляется термин «биомедицинская этика» (Т. Бичамп). Зарождение биоэтики в «чреве» художественной литературы способствовало её развитию на последующий период, вплоть до того, когда сохранённые ценности и выработанные нормы стали востребованы наукой.
Биоэтика - феномен культуры конца ХХ века. Во многом она - результат развития медицины. Именно в недрах медицины зародились первые нрав-
ственные принципы отношения к жизни, здоровью, смерти. Предметом биоэтики является нравственное отношение ко всему живому. В литературе можно увидеть немалое количество тому примеров («Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого, рассказы А. П. Чехова, «Записки врача» В. В. Вересаева и др.).
Наука и творчество - две неразрывные составляющие врача-исследователя, доказательством тому является создание Всемирного союза писателей-врачей (1955 г.) с его филиалами во многих городах мира, и Российского общества медиков-литераторов (1993 г.) Сегодня очень важно повысить общую культуру будущих врачей, приобщить их к интеллектуальной, творческой, духовно-нравственной деятельности, выработать социальную ответственность за здоровье общества. В связи с этим всё большую значимость приобретает проблема интеграции медиков и филологов в освоении учебных дисциплин [5, с. 14-18]. При этом важно передать студентам-медикам не только необходимость культуры языкового общения в профессиональной среде, но и «фи-лософско-методологическую канву медицины и её отражение в процессе обучения студентов» [6, с. 85-86].
Используя различные формы самостоятельной работы студентов, вовлекая их в кружковую деятельность, важно знакомить молодых людей с биографией писателей-медиков, что поможет будущим врачам лучше понять мир человека, осмыслить сущность и социальную значимость выбранной ими профессии [7, с. 175-177]. Через изучение жизни писателей-медиков, знакомство с их духовным миром, временем, в котором они жили, у современных студентов создаётся образ будущей профессии [8, с. 630-635].
Достаточно богатый опыт междисциплинарного сотрудничества медиков и филологов имеется в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова (далее - СВФУ). Занимаясь в научно-творческих кружках кафедры пропедевтической и факультетской терапии с эндокринологией и ЛФК Медицинского института СВФУ «Лечебное питание», «Медицинский английский», «Терапия», студенты разных специальностей - «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело» -углублённо изучают тонкости дисциплины: «Внутренние болезни» и «Факультетская терапия» - в нестандартной форме. В частности, на заседаниях кружков, приуроченных к Всемирным дням борьбы с диабетом, остеопоро-зом, ревматоидным артритом и др., студенты представляют блюда лечебного питания, готовят постановки о патогенезе и симптоматике соответствующих заболеваний, тем самым приобщаясь к просветительской и профилактической деятельности. В 2012, 2015 гг., в Международный день борьбы с артритом, они устроили флешмоб, что было отмечено в соцсетях зарубежными специалистами-ревматологами, а также приняли участие в конкурсе песни «Music Award», во Всероссийском творческом конкурсе, посвящённом Дням славянской письменности и культуры (г. Санкт-Петербург), участвовали в конкурсе эссе, посвящённом 70-летию Победы, где заняли 2 место, в мероприятиях, посвященных Году литературы (2015).
Как показала практика, сотрудничество Медицинского института с филологическим факультетом СВФУ продемонстрировало свою положительную роль в профессиональной подготовке будущих врачей. Междисциплинарные связи двух структурных подразделений регионального вуза нашли отражение в участии студентов-медиков в Чеховском международном конкурсе, посвя-
щённом 150-летию со дня рождения А. П. Чехова, писателя и врача. Студентка 2 курса Отделения «Стоматология» Сейдалова Е. стала победителем конкурса эссе «Чехов-врач», а студенты-стоматологи 3 курса проанализировали рассказ Чехова «Хирургия», предложив современную тактику ведения случая, о котором поведал писатель.
В 2017 г. медицинская и литературная общественность многих стран отмечает 150-летний юбилей человека, который прославил одновременно медицину и литературу. Это Викентий Викентьевич Вересаев, его называли «просветителем XX века». Что мы знаем об этом человеке сегодня, почти забытом русском писателе, который когда-то входил в число лучших художников слова рубежа двух веков, о человеке, чей талант врача был предметом подражания многие годы, и до сих его имя стоит в одном ряду с великими людьми?
Родившись в XIX в., В. В. Вересаев (1867-1945) [9] был свидетелем и участником 3 революций, 4 войн. Он занимал видное место в плеяде писателей-реалистов конца XIX - середины XX века (М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. А. Шолохов, А. Т. Твардовский, Л. М. Леонов и др.). Он был знаком со Л. Н. Толстым, А. М. Горьким, А. П. Чеховым, материально помогал М. А. Булгакову. За 4 года до смерти он с древнегреческого языка перевёл на русский язык поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», специально выучив язык античного поэта. Это был неутомимый труженик как в области литературы, так и в сфере медицины. Его всегда отличали такие качества характера, как честность, принципиальность, справедливость, человечность. Не случайно его многогранный труд был отмечен Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1943 г. он стал лауреатом Сталинской премии первой степени.
В. В. Вересаев родился в семье медика. От отца он унаследовал тягу к знаниям, мать была для него образцом доброты и великодушия. В 1884 г. В. Вересаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1888 г. он окончил университет, став кандидатом исторических наук. В том же году В. Вересаев поступил на медицинский факультет Дерптского университета (ныне Тартуского). Свой столь неожиданный выбор он объяснял тем, что его мечтою было стать писателем, а для этого необходимо знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии.
Постигая азы профессии врача, Вересаев в то же время активно занимался литературной деятельностью. Студент-медик восхищался гением Тургенева: «Для меня он первый поэт в мире. При чтении его душа очищается, тоска пропадает [9, с. 9]. Л. Н. Толстой прозорливо отметил особенность творческой манеры В. В. Вересаева: «У Вересаева тургеневская манера писать». Исследователи писали о толстовских традициях в рассказах Вересаева [9, с. 158].
В 1894 г. Вересаев среди лучших выпускников-медиков получает диплом врача. В его рассказах с характерным названием «Без дороги» «Загадка», «Порыв», «Поветрие», «На мёртвой дороге», «На повороте» и др. было много общего с произведениями А. П. Чехова («Скучная история», «Иванов»). В этом нет ничего случайного: оба писателя с бесстрастным взглядом медика описывали жизнь такой, какая она есть.
Его честные книги запрещали, и тогда он своё отдохновение находил в написании статей о русских писателях (о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом) [12].
Но подлинная слава к В. В. Вересаеву пришла после выхода его знаменитой книги «Записки врача» (1895-1900), которые принесли ему не только славу, но и вызвали многочисленные споры [10].
В предисловии к первому изданию (1901) автор ставит вопрос о профессиональной этике: «У нашей науки до сих пор нет этики. Этика необходима в широком философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебною наукою и живою личностью». Почти сто лет спустя современный исследователь О. В. Ле-тов [11] в своей монографии «Биоэтика и современная медицина» в качестве эпиграфа не случайно выбрал высказывание В. В. Вересаева: «Нет ни одной науки, которая приходила бы в такое непосредственно близкое и многообразное соприкосновение с человеком, как медицина... Он является главнейшим учебным материалом для студента и начинающего врача, он служит непосредственным предметом изучения и опытов врача-исследователя... от человека медицина исходит, через него идёт и к нему же приходит».
В Предисловии к 12 изданию (1928) автор поднял вопрос о профессиональной тайне. Это был своего рода ответ на спор между профессором В. А. Манассеиным, который настаивал на профессиональной тайне, и Нар-комздрава Н. А. Семашко, говорившем о полном уничтожении врачебной тайны. В Предисловии к 14 изданию Записок (1935) Вересаев сказал, что главной задачей медицины является предупреждение болезней. Поражает честность молодого врача, который не боится говорить правду о себе и об опыте становления его как специалиста. В. В. Вересаев был в курсе всех новинок в медицине. Он часто ссылается на труды американского учёного О'Двайера, великого Н. И. Пирогова, румынского профессора Петреску. Вересаев считал, что общество живёт слишком неверными представлениями о медицине, и это главная причина несправедливого отношения к врачу «.Если в искусстве в данный момент нет Толстого или Бетховена, то можно обойтись и без них, но больные люди не могут ждать, и для того, чтобы всех их удовлетворить, нужны десятки тысяч медицинских Толстых и Бетховенов. Это невозможно. А в таком случае так ли уж бесполезны мы, ординарные врачи? [11, с. 315]. Для Вересаева медицина не только наука, но и творчество: «Хирургия есть искусство. она более всего требует творчества и менее всего мирится с шаблоном» [11, с. 273]. Образ русского врача-демократа с горячим общественным темпераментом и неугомонной страстью к истине - именно этим объясняется огромная популярность книги В. В. Вересаева не только в медицинском мире, но и среди широких кругов русской интеллигенции и трудового люда. «Записки врача» вызвали одобрение Л. Н. Толстого, восторг Л. Андреева [11, с. 10-11].
«Записки врача» В. В. Вересаева, написанные более 100 лет тому назад, не потеряли своей актуальности и сегодня. Не случайно их называют «настольной книгой» не только начинающего, но и опытного врача. «Это книга о судьбе всего человечества. она открыта к культурному диалогу эпохи. Читатели находят здесь ответы на актуальные современные вопросы бытия. В этой книге философское умозрение и биологическое наблюдение и художественный образ» [12, с. 73-77].
Знакомство современных студентов-медиков с творчеством и врачебной деятельностью В. В. Вересаева позволит им сделать нужные выводы из своей студенческой жизни и подготовиться к практической деятельности врача. Подобные междисциплинарные связи формируют широкий кругозор, учат лучше понимать цели и задачи выбранной специальности, развивают профессиональное мышление, побуждают иначе взглянуть на содержание проводимой самостоятельной работы и вызывают необходимость находить
нужные материалы не только в специальной литературе [13, с. 8].
Высшая школа в настоящее время находится в поиске создания университетов нового типа. Среди многочисленных перемен, затронувших отечественную высшую школу, необходима соответствующая подготовка профессорско-преподавательского состава, усиление внимания к самостоятельной подготовке студенческой молодёжи. Переход от дисциплинарного к модульному построению образовательных программ и учебных планов приведёт к изменению их содержательной части, что будет способствовать привлечению знаний из смежных образовательных областей. Для этого нужны практико-ориентированные образовательные программы, увеличение количества практических занятий, включая различные виды студенческих практик [14, с. 146-151].
Для создания междисциплинарных образовательных программ в медицинском вузе необходимо изменение организации учебного процесса в соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке будущих врачей. Уроки Вересаева не должны проходить даром [15].
Статья написана в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг. по направлению 4 «Развитие открытого образования по русскому языку и обучения русскому языку». Лот № 8 «Активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».
Список литературы
1. Синельникова, Л. Н. Междисциплинарность как базовая стратегия современного образовательного процесса / Л. Н. Синельникова // Гуманитарные науки (г. Ялта). -2016. - № 3 (35). - С. 101-109.
2. Кириленко, Е. И. Возможности культурологического подхода в исследовании гуманитарных аспектов медицины / Е. И. Кириленко // Вопросы культурологии. -2010. - № 1. - С. 10-15.
3. Сергеева, Н. В. Литературные образы биоэтики / Н. В. Сергеева // Вопросы культурологии. - 2010. - № 8. - С. 69-72.
4. Медведева, Л. М. Литература и медицина в проблемном поле философии : сб. науч. ст. / Л. М. Медведева, И. К. Черемушникова, И. В. Чернышева ; отв. ред. О. Б. Нигматул-лин. - Уфа : Исслед. центр информ.-правовых технологий, 2015. - С. 181-189.
5. Третьякова, А. Ю. Формирование коммуникативных компетенций иностранных студентов-медиков на материале повести В. В. Вересаева «Записки врача» / А. Ю. Третьякова // Язык и культура (Новосибирск). - 2014. - № 11. - С. 14-18.
6. Шурупова, Р. В. Поисково-творческое дополнительное педагогическое образование преподавателей медицинских вузов / Р. В. Шурупова // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - № 12. - С. 85-86.
7. Мякотных, Э. С. Изучение биографии писателей-медиков как фактор мотивации овладения медицинской профессией / Мякотных Э. С. // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 20 сентября 2016 г. В 2 ч. Ч. 1. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 175-177.
8. Фёдоров, В. И. Художественная и публицистическая литература в развитии коммуникативной толерантности будущих врачей / В. И. Фёдоров, Д. Р. Плешакова // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХ1 веков : мат-лы XV Междунар. науч. конф. : в 2 ч. Ч. 1, Иваново, 23-24 марта 2016 г. - Иваново, 2016. - С. 630-635.
9. Бровман, Г. В. В. В. Вересаев. Жизнь и творчество / Г. В. Бровман. - М. : Советский писатель, 1959. - 368 с.
10. Вересаев, В. В. Записки врача : рассказы, повесть. / В. В. Вересаев. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1987. - 428 с.
11. Летов, О. В. Биоэтика и современная медицина / О. В. Летов. - М. : ИНИОН РАН, Центр гуманитар. научно-информ. исслед., отдел философии, 2009. - 254 с.
12. Бородина, М. А. «Записки врача» В. В. Вересаева как настольная книга начинающего доктора / М. А. Бородина // Омский научный вестник. - 2008. - № 1 (65). - С. 73-77.
13. Байлюк, Е. Н. Новые проекты медицинского факультета / Е. Н. Байлюк, Д. А. Сердюков // Медицина. XXI век. - 2007. - № 6. - С. 8.
14. Гайлис, И. Э. Проблемы совершенствования высшего медицинского образования в контексте философии образования / И. Э. Гайлис // Достижения вузовской науки. - 2013. - № 6. - С. 146-151.
15. Юдин, Б. Г. Медицина как антропология: уроки Вересаева / Б. Г. Юдин // Философия науки. - 2001. - № 3 (11). - С. 210-225.
Interdisciplinary Connections as a Basis for Increasing the Professional Competence of Medical Students North-Eastern Federal University
S. M. Petrova, M. N. Petrova
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk
Abstract. The article deals with the problem of the modern state of higher education. The importance of establishing interdisciplinary connections in the educational process of future doctors is pointed out, and an orientation is put on the humanization of natural science education. The authors describe the events conducted by medical students of North-Eastern Federal University, reflecting their Interdisciplinary. Using the life and work of writers-doctors, A.P. Chekhov et. al, as an example the authors show various types of extracurricular activities of medical students (scientific and creative competitions, circle work, etc.). In connection with the 150th anniversary they give an analysis of the work «Doctor's notes» by V. V. Veresaev, a famous writer and physician, in the aspect of the spiritual and moral education of modern medical students.
Keywords: higher school, medical students, interdisciplinary connections, literature, doctors-writers, V.V. Veresaev.
Петрова
Светлана Максимовна
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой русского языка как иностранного
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 тел.: 8(4112)496853 e-mail: [email protected]
Петрова
Милана Николаевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтической и факультетской терапии с эндокринологией и ЛФК
Медицинский институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
677000, г. Якутск, ул. Ойунского, 27
тел.: 8(4112)363046
e-mail: [email protected]
Petrova
Svetlana Maksimovna
Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of the Department Russian as a Foreign Language
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University
42 Kulakovskogo St, Yakutsk, 677000, tel.: 8(4112)496853 e-mail: [email protected]
Petrova
Milana Nikolaevna
Candidate of Sciences (Medicine), Associate Professor of the Department of Propaedeutical and Faculty Therapy With Endocrinology and Exercise Therapy
Medical Institute, North-Eastern Federal University of M. K. Ammosov
27 Oyunsky St, 677000, Yakutsk,
tel.: 8(4112)363046
e-mail: [email protected]