Раздел VI ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ. НАУКОВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ НАУКИ И БИОЭТИКИ
УДК 61 (091)
К ВОПРОСУ О РОЛИ ДОМА-МУЗЕЯ В.В. ВЕРЕСАЕВА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ (К БИОГРАФИЧЕСКОМУ МЕТОДУ В ПРЕПОДАВАНИИ)
О. В. ТЕРЁШКИНА
«Дар воскрешать прошедшее столь же изумителен и драгоценен, как и дар предвидеть будущее» Анатоль Франс
В статье обосновывается задействование (значение) Дома-музея Вересаева при изучении студентами лечебного факультета истории здравоохранения и биоэтики как с точки зрения знакомства с биографией и деятельностью В.И. Смидовича, известного Тульского врача 19 века, одного из учредителей Общества тульских врачей, организатора Санитарной комиссии; так и с целью ознакомления с биографией В. В. Вересаева (В.В. Сидовича), не только русского писателя, литературного критика, переводчика и общественного деятеля, но и автора одного из крайне значимых отечественных произведений в области биоэтики -«Записки врача». Приводится подробная биография В.И. Смидовича, а также характеристика особой роли «Записок врача» В.В. Вересаева в отечественной медицинской литературе.
Ключевые слова: дом-музей, врачебная деятельность, Санитарная комиссия, общественный деятель.
В Туле, в доме на улице Гоголевская (ранее ВерхнеДворянской), в единственной сохранившейся в Туле усадьбе городского типа, находится Дом-музей В.В. Вересаева, открытый на родине писателя, в 1992 году к 125-летию со дня его рождения.
В этом доме 4 января (16 января) 1867 года родился Викентий Викентьевич Смидович, взявший себе впоследствии литературный псевдоним «Вересаев». А именно, впервые подписавшись в 1892 году литературным псевдонимом «Вересаев» в своём произведении (этим произведением стали очерки «Подземное царство», в которых отразились впечатления писателя от работы врачом в шахтерском городке Юзовке (ныне Донецк) во время эпидемии холеры, очерки увидели свет в журнале «Книжки Недели») [1].
Мы идём («мы» - преподаватель и студенты медицинского института) в этот Дом, ни сколько не умаляя для себя его значения, как Дома-музея В.В. Вересаева, прежде всего, как в Дом, принадлежавший семье известного тульского врача, одного из первых детских врачей Тулы, любимого врача тульской бедноты
[5], видного общественного деятеля — Викентия Игнатьевича Смидовича. С биографией Викентия Игнатьевича студенты знакомятся в рамках раздела истории здравоохранения Тульской области и г. Тулы в курсе изучения дисциплины история медицины. Но не только....
Викентий Игнатьевич Смидович родился 3 (15) сентября 1835 года. По национальности поляк, по вероисповеданию -католик. Его отец Игнатий Михайлович был богатым помещиком, участвовал в польском восстании 1830-1831 годов. После смерти отца Викентия Игнатьевича берет к себе на воспитание родной брат Игнатия Михайловича - Викентий Михайлович Смидович. Тульский помещик, штабс-капитан русской службы в отставке, православный, жил в селе Теплое Крапивенского уезда Тульской губернии.
Окончив в 1860 г. курсы в Московском университете, Викентий Игнатьевич приехал в Тулу, где начал заниматься обширной медицинской практикой — работал ординатором больницы Тульского Приказа общественного призрения. В 1887 году доктор Смидович вышел в отставку и стал частным практикующим врачом.
Он быстро завоевал уважение и любовь туляков своей отзывчивостью, трудолюбием, неподкупной честностью и профессионализмом, именно к нему часто обращались за бесплатной медицинской помощью [2]. Особой популярностью и уважением пользовался среди тульской бедноты. Лечил в основном детей. В его карманах всегда были сладости. Это помогало ему распола-
гать к себе маленьких пациентов из бедняцких семей, куда доктор заходил особенно часто. Дети называли его «сладким доктором». Когда Смидович проходил по улицам, населенным беднотой, ему низко кланялись благодарные отцы и матери спасенных им от смерти малышей [5]. В «Воспоминаниях» В.В. Вересаева: «Когда приходилось с ним идти по бедняцким улицам - Серебрянке, Мотякинской и подобным, - ему радостно и низко кланялись у своих убогих домишек мастеровые с зеленоватыми лицами и истощенные женщины». И Вересаев делает следующую запись: «Хотелось, когда вырастешь, быть таким же, чтобы так же все любили» [2].
В.И. Смидович был в числе учредителей Общества тульских врачей, ему принадлежала мысль об открытии доступной для всех городской лечебницы. Его крайне волновали вопросы заболеваемости и смертности горожан, эпидемии, условия жизни населения города, в особенности бедняков.
При городской думе в 1887 г. им была организована Санитарная комиссия (многое делалось совместно с П.П. Белоусовым), руководителем и участником которой Викентий Игнатьевич был до самой своей смерти (в доме на ул. Верхне-Дворянской у него была хорошо обставленная химическая лаборатория, которую впоследствии Викентий Игнатьевич передал Санитарной комиссии, так же как и обширную библиотеку по самым разным отраслям знаний).
Добрая половина Тулы утопала в болотах. У домов (на случай пожара) стояли во множестве деревянные чаны и кадки с протухшей водой. Нездоровые санитарные условия жизни способствовали распространению эпидемий. В местах, населенных беднотой, особенно на Никитской, Воронежской (ул. Оборонная), на Хлебной площади и Серебрянке (ул. Халтурина) господствовала малярия. В нездоровом городе ежегодно болело почти все население [5]. Из «Воспоминаний» В.В. Вересаева о Туле конца XIX века: «.Тихая Верхне-Дворянская улица, одноэтажные особнячки, и вокруг них сады. Улица почти на краю города, через два квартала уже поле. Туда гоняют пастись обывательских коров, по вечерам они возвращаются в облаке пыли, распространяя вокруг себя запах молока, останавливаются - каждая у своих ворот и мычат протяжно. Внизу в котловине — город. Вечером он весь в лиловой мгле, и только сверкают под заходящим солнцем кресты колоколен. Там дома друг на друге, пыль, вонь сточных канав, болотные испарения и вечная малярия. У нас наверху -почти полевой воздух, море садов, и весною в них сирень, гулкие раскаты соловьиных трелей и щелканий.»
В первый же год существования санитарной комиссии Викентий Игнатьевич осмотрел и нанес на карты все трясины и болота города, чтобы повести санитарное наступление на эти «гиблые» места. По его рекомендации был спущен Демидовский пруд, затопивший окрестности, приведены в надлежащий порядок многие городские водосточные канавы. Викентия Игнатьевича всегда интересовал вопрос о состоянии питьевой воды в городе: он провел ряд исследований по определению химического состава двух главнейших источников, Рогожинского и Надеж-динского. Сопоставив результаты, Смидович заявил о необходимости проведения водопровода в Тулу из Рогожинского колодца [2]. Два года В. И. Смидович вместе с П. П. Белоусовым вел непримиримую борьбу с тульским губернатором за то, чтобы воду для городского водопровода брать из Рогожинского колодца, находившегося за городом, более чистого, чем Надеждинский в Заречье и Никольский в Чулкове [5].
Из «Воспоминаний» В.В.Вересаева об участии отца в деле сооружение водопровода в Туле: «. Помню, - это было в девяностых годах, я тогда был студентом,- отцу пришлось вести продолжительную, упорную борьбу с губернатором из-за водопровода. Тульским губернатором тогда был Н.А. Зиновьев, впоследствии правый член Государственного совета по назначению.
В Туле сооружал водопровод. Был под городом Рогожинский колодезь ....»
Метеорологические наблюдения, изучение стояния грунтовых вод, их химического состава, исследование состава городской почвы, направления стоков - всё это велось В.И. Смидови-чем с удивительным постоянством и настойчивостью [2]. Изучал санитарное состояние местных школ. В одном из отчетов по проверке учебных заведений В. И. Смидович писал: «Самое большое несчастье наших светских школ есть то, что ни одна из них не строилась для той цели, для которой предназначается; большей частью это переделки из гостиниц, трактиров или каких - нибудь частных зданий» [5].
Вересаев с любовью писал об отце: «Рутина провинциальной жизни не могла засосать его. Он до конца дней сохранил свою живую душу во всей красоте ее серьезного отношения к жизни и глубокого благородства. И до последних дней он кипел, искал, бросался в работу, жадно интересовался наукою, жалел, что для нее так мало остается у него времени.»
Для В.И. Смидовича не просто «не было ни одного серьёзного городского вопроса, в котором так или иначе Викентий Игнатьевич не принимал бы участия», а все исследования, аналитические разработки В.И. Смидовича, носившие последовательный, планомерный и многосоставной характер и имевшие в своей основе глобальную цель - улучшение санитарного состояния города, являлись компонентами его собственной целостной системы причин, следствий и мер по данной проблеме. Доказательств тому множество, например, использование результатов однодневной переписи населения г. Тулы (по участию в работе Статистического комитета), заложил в основу выполненной им санитарной статистики, и т.п.
В.И. Смидович был человеком высокообразованным, морально ответственным, супругом, многодетным отцом, высококвалифицированным и длительное время активно практикующим врачом, детским врачом, являлся одним из учредителей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы, членом приходского попечительства о бедных прихожанах православной Алек-сандро-Невской церкви, Общества милосердия, общественным деятелем - именно все эти слагаемые и позволили ему всесторонне охватить проблему.
Викентий Игнатьевич ушёл из жизни 15 (27) ноября 1894 года, заразившись от одного из больных «сыпняком», сыпным тифом. Он сам до последнего дня вёл историю своей болезни.
«Медицина, которая служит человеку, слагается из искусства и науки, и над ними простирается чудесный покров героизма, без которого не может быть медицины. Это относится не только к великим людям и событиям..(Г. Глязер, «Драматическая медицина»), это распространяется также и на врачей будней, на великого и малого практика, который, не чувствуя страха, подходит к постели страдающего от тяжелого заразного недуга, щупает его пульс, заглядывает в горло и при этом думает не о себе, а о своем малыше, который выбежит навстречу, чтобы обнять его врача, возвращающегося от постели больного . И он, врач, отец . все же идет к больному . чужому ребенку, гладит его по головке, успокаивает мать, не думая о том, что тем самым он совершает героический поступок, которому не будет завидовать никто из других отцов и за который он не получит не только награды, но и подчас даже денежного вознаграждения за свой труд. Этот неприметный, анонимный, не известный никому и никем не воспетый героизм - естественный героизм врача, которому тысячи и тысячи раз за десятилетия своей профессиональной деятельности приходится рисковать своим собственным здоровьем и здоровьем своих близких, так как он подчиняется высшему человеческому закону — голосу своей совести».
Доподлинно известно, что был похоронен на Всехсвятском кладбище в Туле (захоронение на настоящий момент не обнаружено). Ушёл из жизни человек, который, как было напечатано впоследствии в одной из тульских газет, «обладал обширными знаниями, прекрасным образованием, добрым сердцем, благородным характером и скромностью истинного философа... ».
Родителей В.В. Вересаева - Викентия Игнатьевича и Елизавету Павловну Смидовичей можно по праву отнести к ярким представителям тульской интеллигенции конца XIX - начала XX века, внесшим большой вклад в историю и культуру города. Супруга Викентия Игнатьевича - Елизавета Павловна Смидович (в девичестве Юницкая) стала первым организатором не только в Туле, но и в России детского сада, который был по тем временам «совершен-
нейшей новинкой». Будучи представителями дворянского сословия, Викентий Игнатьевич и Елизавета Павловна Смидовичи дали своим детям прекрасное образование, воспитали любовь к Родине, заложили систему высоко духовных и этических ценностей, которым всю свою жизнь следовал и В. В. Вересаев [1].
Этот подход (в постижении истин врачебного искусства через биографический метод) имеет под собой «глубокие корни», и надежду — «получить плодоносные побеги». Экскурсии в Дом..., как один из множества методов, преследуют целый ряд крайне значимых целей, и призваны помочь студентам — медикам в решении ряда дилемм, которые неизбежно поставит перед ними будущее в связи с выбранным ими «делом жизни» — врачеванием, специальностью - медициной. Но это тема отдельного научного исследования, разрабатываемого в данный момент, поэтому ограничимся следующим: проблема выбора (множественного, например, между самоотдачей работе и семьёй, что крайне актуально для людей семьеобразующего и детородного возраста), организации времени, проблема нравственной позиции, моральной ответственности, долга (медицинская деонтология), духовной культуры, и т.п.
Удивительная метаморфоза происходит с сознанием, когда, перемещаясь по «современным» улицам города в суете дел, много раз проходя знакомым маршрутом, открываешь розового цвета калитку, и оказываешься в саду дома Смидовичей. Тщательный проработка деталей, сохранность мемориальных ценностей и типологический подбор элементов, эмоциональные увлекательные рассказы научных сотрудников обеспечивают «эффект погружения» в эпоху, время, пространство.
Усадьба необыкновенно красива в любое время года. «Деревянный дом с шестью окнами на улицу, - вспоминал В. В. Вересаев в своих «Воспоминаниях», - бросаются в глаза два крыльца в виде будок. В моё время далеко в глубину шёл наш сад. Этот сад был для нас огромным, разнообразным миром, и с ним у меня связаны светлые и поэтические впечатления детства. дом принадлежал отцу моему; в этом доме я родился и вырос, в нём жил, когда взрослым приезжал в Тулу. Он был продан, помнится, только за два-три года до революции, после смерти матери, жившей в нём до конца жизни».
В цокольном этаже дома находилась химическая лаборатория отца, выше - отдельная комната, где он принимал и лечил больных. В кабинете Викентия Игнатьевича устраивались семейные чтения, а в большом зале - танцевальные вечера. В.В. Вересаев вспоминал пышные клумбы под окнами дома, оранжерею отца, увлекавшегося садоводством, а также его метеорологическую площадку для научных наблюдений. Заросли кленового сада, посаженного В. И. Смидовичем сохранились до наших дней.
Как многие старинные дворянские дома XIX века, со стороны улицы она кажется много меньше, нежели когда оказываешься внутри: кабинет отца, комната матери, столовая, зал, воссозданный интерьер московского кабинета включают целый ряд разделов экспозиции музея, отражающих как жизнь семьи Смидовичей, так и периоды творческой деятельности В.В. Вересаева - писателя.
И, конечно мы идём в Дом-музей - Викентия Викентьевича Вересаева, нашего земляка, талантливого русского писателя, литературного критика, переводчика, пушкиниста и общественного деятеля, как автора отечественных «наставлений» по биоэтике, одного из по сей день небесспорных, но, безусловно, крайне значимых, многократно цитируемых в учебниках, произведений «Записки врача», обязательно рекомендованных к прочтению в рамках изучения сразу нескольких разделов (это и принципы биоэтики, и история медикобиологического эксперимента, и др.).
.Важная особенность отечественной традиции врачебной этики заключается в том, что ее проблемы нередко ставились в литературе. В этой связи должны быть упомянуты имена А.П. Чехова и В.В. Вересаева, которые, как известно были практикующими врачами.
В 1884 году В.В. Вересаев (тогда ещё Смидович) становится студентом Петербургского университета историкофилологического факультета. По окончании в 1888 году Петербургского университета со степенью кандидата исторических наук Викентий Смидович решает продолжить образование и поступает в Дерптский университет на медицинский факультет, где будет учиться вплоть до 1894 года: «Я мечтал стать писателем и именно беллетристом. А писатель, изучая человека, должен
быть совершенно ориентирован в строении и отправлениях его тела, во всех здоровых и болезненных состояниях как его тела, так и духа»,- вот та причина, по словам В. В. Вересаева, почему он выбрал медицинское образование. Занятия медициной дали будущему писателю многое - и научно-исследовательскую практику в университетской клинике под руководством опытных профессоров, и богатый материал произведений. Занятия медициной дали будущему писателю многое - и научноисследовательскую практику в университетской клинике под руководством опытных профессоров, и богатый материал для своего первого крупного прозаического произведения. Этим произведением стали очерки «Подземное царство», в которых отразились впечатления писателя от работы врачом в шахтерском городке Юзовке (ныне Донецк) во время эпидемии холеры. Они окончательно определили основные особенности прозаического стиля писателя - автобиографичность, предельная правдивость исторических фактов и документализм повествования [1].
В самом начале XX в. в центре обсуждения вопросов врачебной этики в России стала книга В.В.Вересаева «Записки врача» (первая публикация в журнале «Мир божий» в 1901 г.). Книга В. В. Вересаева «Записки врача», переведенная на многие языки мира (французский, английский, итальянский, японский), стала ярким художественно-публицистическим произведением в литературе начала XX века.
Повесть написана от первого лица, основные вехи биографии героя почти полностью совпадают с биографией самого писателя. Его герой, как сам автор, «кончил курс на медицинском факультете», затем «в небольшом губернском городе средней России» занимался частной практикой и, поняв, что для самостоятельной работы ещё не подготовлен, уехал в Петербург учиться: устроился в больницу «сверхштатным». Многие рассуждения героя, цитаты дословно переписаны из личного дневника писателя 1892-1900гг.. Задумывая книгу, В. Вересаев собирался даже так и назвать её -«Дневник студента-медика». Он и потом настойчиво возражал против восприятия её, как чисто художественного произведения» «сухое описание опытов, состоящее почти сплошь из цитат, занимает в моей книге больше тридцати страниц». Но с другой стороны, какой же это дневник, если сам писатель всячески подчёркивал: «В беллетристической части «Записок» не только фамилии, но и самые лица и обстановка - вымышлены, а не сфотографированы с действительности». Возражал он и против восприятия книги в качестве его автобиографии [7].
В своих субъективных, но чрезвычайно значительных «Записках врача» Вересаев затрагивает целый ряд вопросов о соотношении медицины и жизни, о противоречии между интересами медицины как науки и интересами личности прибегающего к ее помощи больного. Книга проникнута той правдивостью и смелой откровенностью, которые вообще отличают Вересаева как писателя
[6]. Публицистическая повесть полумемуарного характера долгие годы была жанром, наиболее любимым В.В. Вересаевым [7].
Писатель открыто первым заговорил о несовершенстве медицинского образования того времени (и то и другое ни сколько не потеряло своей актуальности, прим. авт.), бесстрашно и обвиняюще показал неприемлемые для существования бытовые условия своих пациентов-рабочих [1].
«Записки врача» рождали бурные споры и дискуссии: «Опубликованные мною «Записки врача» вызвали в печати большое количество отзывов и возражений со стороны товарищей врачей. Часть этих отзывов носила, к сожалению, характер чисто личных нападок, ни по содержанию, ни по тону не имевших ничего общего с критикой. Вместо того, чтоб разбирать книгу по существу, главное своё внимание «критики» обратили на меня самого: тщательнейшим образом старались, например, выяснить, что могло меня побудить написать мою кни-гу...прежде всего следует отметить несколько замечаний, относительно которых я вполне согласен с моими оппонентами. Так они указывают на то, что «Записки» мои нельзя называть «Записками врача вообще», что это лишь «Записки врача Вересаева». Но я никогда не брался говорить от лица «врача вообще». Да и что такое - «врач вообще»?...Врачами были скептик Боткин и оптимист Эйхвальд, бессеребренник Гааз и алчный Захарьин, Манас-сеин, неустанный борец за врачебную этику, и Шатуновский, втоптавший в грязь самую элементарную этику. Как можно всех их объединить под одним словом «врач»?.. », - писал Вересаев «По поводу «Записок врача» (Ответ моим критикам)».
По крайней мере, два обстоятельства определяют совершенно особое место «Записок врача» Вересаева в отечественной (и может быть, мировой) медицинской литературе. Во-первых, эта книга отражает опыт души человека, выбравшего врачевание своей профессией и только-только входящего в мир медицины: «Недалеко от меня жил на покое отказавшийся от практики старик-доктор, Иван Семенович N. Если до него случайно дойдут эти строки, то пусть он лишний раз примет от меня горячую благодарность за участие, которое он проявлял ко мне в то тяжелое для меня время. Я откровенно рассказывал ему о своих недоумениях и ошибках, советовался обо всем, чего не понимал, даже таскал его к своим пациентам; с чисто отеческою отзывчивостью. Иван Семенович всегда был готов прийти ко мне на помощь и своими знаниями, и опытностью, и всем, чем мог. И каждый раз, когда мы с ним стояли у постели больного, он — спокойный, находчивый и уверенный в себе, и я — беспомощный и робкий, мне казалось вопиющей бессмыслицей, что оба мы с ним — равноправные товарищи, имеющие одинаковые дипломы...»
Последовательно обсуждая типичные морально-этические коллизии («проклятые вопросы»), с которыми сталкивается каждый врач, Вересаев воспроизводит становление профессионального сознания, так сказать, «структуры личности» врача, который стремится быть достойным своего призвания [4]. Во-вторых, «Записки врача» Вересаева являются важнейшим источником по истории отечественной медицины.
При чтении «Записок врача» сразу же обращает на себя внимание Вересаевская оценка обычно слишком узкого толкования понятия «врачебная этика» - как «крохотного круга вопрос-цев» об отношениях врачей к больным [4]: «...Мы учимся на больных; с этой целью больные и принимаются в клиники; если кто из них не захочет показываться и давать себя исследовать студентам, то его немедленно, без всяких разговоров, удаляют из клиники. Между тем так ли для больного безразличны все эти исследования и демонстрации? Разумеется, больного при этом стараются по возможности щадить. Но дело тут не в одном только непосредственном вреде...», — и врачей друг с другом.
Наиболее важной морально-этической коллизией современной ему медицины Вересаев считает «поразительную неподготовленность молодых врачей к практический деятельности». В морально-психологическом плане Вересаев описывает своеобразный «синдром недееспособности молодого врача».
Что же касается социальной стороны названной коллизии, то здесь Вересаев совершенно определенно становится не на сторону врачей-коллег («нужно же и им на ком-нибудь учиться»), а на сторону пациента [4]: «.нужно ли приводить еще ссылки в доказательство истины, что, не имея опыта, нельзя стать опытным оператором. Где же тут выход? С точки зрения врача можно еще примириться с этим: «все равно, ничего не поделаешь». Но когда я воображаю себя пациентом, ложащимся под нож хирурга, делающего свою первую операцию, - я не могу удовлетвориться таким решением, я сознаю, что должен быть другой выход во что бы то ни стало».
В «Записках врача» собран богатый фактический материал по проведению клинических экспериментов в различных странах, начиная с 1835 г. Вересаев четко формулирует моральноэтическую дилемму, связанную с проведением клинического эксперимента: «Вопрос чрезвычайно сложный, трудный и запутанный, вытекающий из самой сути медицины как науки, так тесно связанной с человеком, - вопрос о границах дозволительного врачебного опыта на людях. ...Ведь этот вопрос необходимо выяснить во всей его беспощадной наготе, потому что только при таком условии и можно искать путей к его разрешению» [4].
Коллеги-врачи обвиняли Вересаева не только в «сгущении красок», в «позировании» и т.д., но и в том, что он «высказывает слишком много заботы об отдельной личности» (Это именно то, что сегодня позиционируется как персонифицированная медицина, см. «Новые биоинформационные подходы в развитии медицины с позиций третьей парадигмы (персонифицированная медицина). Реализация законов третьей парадигмы в медицине», «Задача персонифицированной медицины - это ранняя диагностика первых симптомов развивающейся патологии, превентивные меры по устранению этих первичных признаков и как результат этих действий - уменьшение размеров квазиаттракторов, возврат их а первоначальную форму нормогенеза. актуальная проблема - персонализация медицины, переход от среднестатистического больного к каждому конкретному больно-
му..Индивидуальный подход в медицине требует учёта всех артефактов, которые могут быть предвестниками грядущей (приближающейся патологии. Персонифицированная медицина весьма затратное мероприятие, требует автоматизации и информатизации, разработки новых подходов, новых знаний.). Однако именно поэтому Вересаев оказывается в наше время поразительно актуальным, ибо стремился, как он говорил, «смотреть на жизнь с человеческой, а не с профессиональной точки зрения». Такой подход к «проклятым вопросам» позволяет автору «Записок врача» сделать вывод о том, что «вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики».
«Летописец бурной эпохи», так назвал В.В. Вересаева Ю. Фохт-Бабушкин в своём предисловии к собранию его сочинений. Обо всех произведениях В. В. Вересаева, вехах непростого жизненного пути, особенностях литературного дара «воочию» и в своих публикациях повествуют научные сотрудники Дома-музея, сохраняя интерес к личности В. В. Вересаева, к его литературной и общественной деятельности, давая нам повод гордиться общей родиной с человеком-достоянием.
Искренне благодарим сотрудников Дома-музея, в частности директора Кузнецову Любовь Ивановну, старшего научного сотрудника, ответственного хранителя фонда Вересаева Чернову Бэллу Александровну, старшего научного сотрудника Ткач Викторию Юрьевну, научного сотрудника Рыбалко Дарью Михайловну.
Тот, кто обращаясь к старому, способен
открывать новое, достоин быть учителем.
Конфуций
Труды В.И. Смидовича:
1. Материалы для описания г. Тулы: санитар. и экон. очерк / В. Смидович. - Тула, 1880. - 132 с., IV с., 2 л.
2. Влияние местности и занятий на физические качества призывных Тульской губернии: призывы 1879 и 1880 гг. / сост. В.И. Смидович. - Тула: Тип. Н.И. Соколова, 1881. - 44 с.
3. Что такое холера и как с нею справляться: чтение для народа / сост. В. И. Смидович. - Тула: Тип. Н.И. Соколова, 1885. - 32 с.
4. О насильственных и случайных смертях в Тульской губернии за 1879-1884 гг., сравнительно с другими губерниями Европейской России / В. Смидович. - СПб.: паровая скоропеч. Яблонский и Перотт, [1887] - 43 с.
5. Что такое холера и как с нею справляться: чтение для народа / сост. В.И. Смидович. - 2-е изд., испр. и доп. - Тула: Тип. губ. правл., 1893. - 42, II с.
6. В виду холеры: (к сведению образов. людей) / сост. В. И. Смидович. - Тула: Тип. губ. правл., 1892. - 24 с.
7. Результаты переписи гор. Тулы, произведенной 29 ноября 1891 года / В.И. Смидович. - Тула: Тип. Е.И. Дружининой, 1894. - 32 с.
Литература
1. Ткач, В. Слово о В.В. Вересаеве (К 145-летию со дня рождения) /. В. Ткач // Приокские зори.- №1, 2012.- С. 199-204
2. Чернова, Б. А. «К 185-летию со дня рождения Викентия Игнатьевича Смидовича» / Б. А. Чернова, В.Ю. Ткач. ИЯЬ: http://www.tounb.ru/library/tula ге2юп/Ы81;огу/Агйс1еВуКате.а8РХ? Artic1eId=300&CategorvId=6
3. Вересаев, В.В. «В юные годы» (Воспоминания) / В.В. Вересаев.- М., 1948.- Т. 4.
4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 1998.- 472 с.
5. Рассаднев, С.А.Любимый врач тульской бедноты Викентий Игнатьевич Смидович / С. А. Рассаднев. ИЯЬ: http://www.tulaoblast.ru/greatpeople/healthprotection/healthprotection 11^р
6. Фохт-Бабушкин, Ю. Летописец бурной эпохи (Предисловие к собранию сочинений В.В. Вересаева) / Ю. Фохт-Бабушкин.- М.: Изд. «Правда»., 1985 г.
7. Еськов, В.М. Новые биоинформационные подходы в развитии медицины с позиций третьей парадигмы (персонифициро-
ванная медицина). Реализация законов третьей парадигмы в медицине / В.М. Еськов, А.А. Хадарцев, Л.И. Каменев // Вестник новых медицинских технологий.- 2012. - Т. XIX.- № 3.- С. 25-28
TO THE QUESTION OF THE ROLE OF THE HOUSE MUSEUM OF V. V. VERESAYEV IN FORMATION OF VALUES SYSTEM IN YOUNG GENERATION OF DOCTORS (TO THE BIOGRAPHIC METHOD IN TEACHING)
O. V.TERESHKINA Tula State University, Medical Institute
In the article presents the significance (attractive role) of the House museum of Veresayev in the students' formation in medical faculty during their studying the history of health care and bioethics as from the point of view of knowledge to the biography and V.I.Smidovich's activity, the famous Tula doctor of the 19th eyelid, one of founders of Tula doctors Society, the organizer of the Sanitary commission; and for the purpose of acquaintance with V.V. Vere-sayev's biography (V.V. Sidovich), not only the Russian writer, the literary critic, the translator and the public figure, but also the author of one of the extremely significant domestic works in the field of bioethics - «Notes of the doctor». V.I.Smidovich's detailed biography, and also the characteristic of a special role «Notes of the doctor» of V.V. Veresayev is provided in domestic medical literature.
Key words: house museum, profession of a physician, Sanitary commission, public person.