Научная статья на тему 'Роль регионального компонента истории медицины в воспитании молодого поколения врачей'

Роль регионального компонента истории медицины в воспитании молодого поколения врачей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / БИОГРАФИЧНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР / ТУЛЬСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ЗЕМСТВО / HISTORY OF MEDICINE / HISTORY OF HEALTH / THE BIOGRAPHICAL METHOD OF RESEARCH / STUDENT RESEARCH / MORAL EXAMPLE / TULSKOE GUBERNSKOE ZEMSTVO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терешкина О. В.

В данной статье обосновывается идея о том, насколько важно владеть историческими сведениями по развитию медицинской отрасли в конкретном регионе, в котором «формируется» и планирует в дальнейшем вести врачебную деятельность специалист. Особое внимание в работе автор придаёт значению нравственных примеров, достойных подражания для поколения будущих врачей, сделан акцент на таких составляющих врачебной профессии и личности врача, как духовная культура, уровень образованности, высокая нравственная позиция, моральная ответственность. Обосновывается мысль о необходимости и полезности привлечения студентов к исследовательской деятельности в изучении истории здравоохранения области. В статье обусловлена актуальность подобных исследований в том числе, и необходимостью сведения к минимуму врачебных ошибок, и как следствие ятрогений, на пути выработки опытности, становления и приобретения квалификации врача. Основное содержание составляет характеристика процесса комплексного исследования истории здравоохранения г. Тулы и Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Regional Component of the History OF Medicine in the Education of the Younger Generation of Doctors

This article substantiates the idea of the importance of possessing historical information on the development of the medical branch in a particular region, in which a future specialist study and plans to continue medical activities. The author gives special attention to the significance of moral examples worthy of imitation for the generation of future doctors. She focuses on such parts of the medical profession and personality of the doctor, as spiritual culture, level of education, high moral position and responsibility. The idea of the necessity and usefulness of involving students in research activities in the study of the history of health care in the region is considered in this article. In the article the relevance of such studies is due to the need to minimize medical errors, and as a consequence iatrogeny for the development experience, formation and qualifying as a doctor. The main content of the article is devoted to the description of the process of a comprehensive study of the history of health in Tula and Tula region.

Текст научной работы на тему «Роль регионального компонента истории медицины в воспитании молодого поколения врачей»

References

1. Volkov G. U kolybeli nauki. Moscow: Izd. TsK VLKSM «Molodaya gvardiya». Russian.

2. Ivanitskiy GR. «275 let Rossiyskoy Akademii Nauk i istoriya biofiziki». Biofizika. 1999;44(6):1144 Russian.

3. Mironova AV, Petrishchenko IA. Gumanitarnye distsipliny kak sredstvo professional'nogo samorazvi-tiya studentov. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. Vyp.1. Izd-vo TulGU; 2013. Russian.

4. Pavlov IP. Polnoe sobranie sochineniy. Mos-cow-L.; 1951. Russian.

5. Peshev LP. Pedagogika meditsinskogo vuza: uchebnoe posobie. Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta; 2011. Russian.

6. Subbotina TI, Tereshkina OV, Ivashinenko DM. K voprosu primeneniya issledovatel'skogo metoda obu-cheniya studentov pri osvoenii distsipliny «istoriya me-ditsiny». Perspektivy razvitiya vuzovskoy nauki. Mezh-dunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013;1:183. Russian.

7. Taranov PS. Anatomiya mudrosti: Sto dvadtsat' filosofov: v 2t. T.2. Simferopol': Tavriya; 1997. Russian.

8. Tereshkina OV. Istoriko-eticheskiy aspekt me-diko-biologicheskogo eksperimenta: ucheb. posobie. Tula: Izd-vo TulGU; 2012. Russian.

9. Tereshkina OV. Vliyanie protsessa obucheniya v vuze na formirovanie mirovozzrencheskikh idey stu-dentov. Sb. st. prepodavateley i aspirantov TulGU: Pe-dagogicheskoe masterstvo: problemy, poiski, resheniya. Vypusk 1. Izd-vo TulGU; 2005. Russian.

УДК: 378.661 (470.312): 378.018: 61(091) (470.312)

10. Tereshkina OV. K voprosu o roli Doma-muzeya V.V. Veresaeva v formirovanii sistemy tsennostey molo-dogo pokoleniya vrachey. Vestnik novykh meditsins-kikh tekhnologiy. 2012;19(4):191-5. Russian.

11. Tereshkina OV, Bobkova EN. Iz istorii zdra-vookhraneniya i stanovleniya obshchestvennoy meditsi-ny v Tul'skoy oblasti: ucheb.posobie. Tula: Izd-vo TulGU; 2013. Russian.

12. Tereshkina OV, Bobkova EN, Ivanov IN. K vo-prosu prepodavaniya istorii meditsiny na lechebnom fakul'tete. Sb. st. prepodavateley i aspirantov TulGU: Pedagogicheskoe masterstvo: problemy, poiski, reshe-niya. Vypusk 6. Izd-vo TulGU; 2010. Russian.

13. Tereshkina OV, Bobkova EN, Ivanov IN, Yashin AA. Analiz predpochteniy studentov pri izuchenii istorii meditsiny na lechebnom fakul'tete: aspekty lich-nostno-orientirovannogo obucheniya. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(4):283-4. Russian.

14. Shkinder VI. «Problemy gumanizatsii vysshego professional'nogo meditsinskogo obrazovaniya: teoreti-ko-metodologicheskiy aspekt». Sotsial'naya rabota i se-strinskoe delo v sisteme zdravookhraneniya: problemy professional'noy deyatel'nosti i innovatsii v podgotovke kadrov: Sb. statey i tezisov dokladov. Ural'skaya gos. meditsinskaya akademiya. Pod red. K.V.Kuz'mina. Ekaterinburg; 2009. Russian.

15. Yarovinskiy MYa. Lektsii po kursu « Meditsinskaya etika» (bioetika). 3-e izd., ispr. i dop. Moscow: Meditsina; 2004. Russian.

DOI: 10.12737/9092

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО

ПОКОЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ

О.В. ТЕРЕШКИНА

Тульский государственный университет, Медицинский институт, ул. Болдина 128, г. Тула, 300028

Аннотация. В данной статье обосновывается идея о том, насколько важно владеть историческими сведениями по развитию медицинской отрасли в конкретном регионе, в котором «формируется» и планирует в дальнейшем вести врачебную деятельность специалист. Особое внимание в работе автор придаёт значению нравственных примеров, достойных подражания для поколения будущих врачей, сделан акцент на таких составляющих врачебной профессии и личности врача, как духовная культура, уровень образованности, высокая нравственная позиция, моральная ответственность. Обосновывается мысль о необходимости и полезности привлечения студентов к исследовательской деятельности в изучении истории здравоохранения области.

В статье обусловлена актуальность подобных исследований в том числе, и необходимостью сведения к минимуму врачебных ошибок, и как следствие - ятрогений, на пути выработки опытности, становления и приобретения квалификации врача. Основное содержание составляет характеристика процесса комплексного исследования истории здравоохранения г. Тулы и Тульской области.

Ключевые слова: История медицины, история здравоохранения, биографичность, студенческие научные исследования, нравственный пример, Тульское губернское земство.

THE ROLE OF THE REGIONAL COMPONENT OF THE HISTORY OF MEDICINE IN THE EDUCATION OF THE

YOUNGER GENERATION OF DOCTORS

O.V. TERESHKINA Medical Institute, Tula State University, Boldin Str., 128, Tula, Russia, 300012

Abstract. This article substantiates the idea of the importance of possessing historical information on the development of the medical branch in a particular region, in which a future specialist study and plans to continue medical activities. The author gives special attention to the significance of moral examples worthy of imitation for the generation of future doctors. She focuses on such parts of the medical profession and personality of the doctor, as spiritual culture, level of education, high moral position and responsibility. The idea of the necessity and usefulness of involving students in research activities in the study of the history of health care in the region is considered in this article. In the article the relevance of such studies is due to the need to minimize medical errors, and as a consequence - iatrogeny for the development experience, formation and qualifying as a doctor. The main content of the article is devoted to the description of the process of a comprehensive study of the history of health in Tula and Tula region.

Key words: history of medicine, history of health, the biographical method of research, student research, moral example, Tulskoe gubernskoe zemstvo.

«Усиление научной работы, связанной с местной или национальной жизнью, позволяет использовать духовные силы народа так сильно, как никогда не удастся их использовать в унитарной централист-ской организации. Местный центр использует и вызывает к жизни духовные силы, иначе недоступные к возбуждению. Этим путём достигается максимальная интенсификация научной работы»

В. И. Вернадский [1]

Одной из важных общекультурных компонент является знание истории вообще (основ всемирной и отечественной истории), а также владение историческими сведениями по развитию той или иной отрасли знаний в конкретном регионе, в котором собственно, «формируется» специалист (профессионал) и планирует в дальнейшем применить свои навыки, вести трудовую деятельность.

История - это всегда ещё и совокупность биографий, в нашем случае - биографий врачей, с их славной самоотверженной деятельностью, направленной на заботу о народном здравии, борьбу с опустошающими эпидемиями, ликвидацию безграмотности населения в области сохранности здоровья и санитарно-гигиенических навыков.

Если следовать той истине, что «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», то один из способов «зажечь», побудить к действию, заинтересовать - показать на конкретном примере, как «это» может быть. Показать, что те, кто совершал значимые открытия, чьи портреты представлены на страницах учебников, в учебных коридорах, чьими именами названы законы, процессы, анатомические и гистологические структуры, когда-то были такими же студентами, не всегда во всём прилежными, также за что-то гонимыми, за что-то любимыми. Или даже наоборот - «совсем другими», и, если есть желание достичь определённых целей, то необходимо что-либо поменять во взглядах, отношении, подходе. Подчеркнуть, что каждое достижение требуется рассматривать в исто-

рическом контексте «времени и места», так как за аналогичные действия в одну эпоху вознесут на пьедестал, а в другую - возведут на эшафот.

«Биографичность», как способ подачи материала, важнейший элемент, попытка «оживления», «одушевления» сухих научных фактов, обретения «плоти и крови» каждым приведённым достижением в области любой науки, тем более - такой как медицинская.

В частности, Шкиндер В.И. в статье «Проблемы гуманизации высшего профессионального медицинского образования: теоретико-методологический аспект» указывает: «Не меньший вклад в решение проблемы гуманизации ВПМО могут внести исследования по истории медицины и использование биографического метода в исследовании жизненного пути выдающихся представителей медицинской профессии ...» [19].

Именно поэтому в учебных пособиях по истории здравоохранения и медицинской этике [10,12] целесообразно использование большого объёма биографического материала: этапы личностного становления, «окружение» исследователей, высказывания, а не просто перечисление достижений, ведь они, достижения, - всегда результат сочетанного воздействия огромного количества факторов. Прекрасной иллюстрацией служат слова автора «Великого восстановления наук» лорда Веруламского Френсиса Бэкона: «Случай иногда совершает открытия, но он требует не годы, а века», а «Истина - дочь Времени, а не Авторитета» [9].

Биографичность позволяет донести до поколения будущих врачей нравственные примеры, дос-

тойные подражания, сделать акцент на таких составляющих врачебной профессии и личности врача, как духовная культура, уровень образованности, высокая нравственная позиция, моральная ответственность.

Среди ряда способов обучения при освоении студентами раздела истории здравоохранения отдельно взятой области, в которой расположен тот или иной медицинский вуз целесообразно использование именно исследовательского.

С 2009 года на лечебном факультете медицинского института ТулГУ начато комплексное исследование истории здравоохранения г. Тулы и Тульской области. Изначально был принят к изучению дореволюционный период истории (период формирования и функционирования земской медицины). Данный выбор определили две основные причины. Во-первых, с целью подтверждения или опровержения тезиса: «...досталось тяжёлое дореволюционное наследие», содержавшегося в материалах конференции по истории здравоохранения в Тульской области за 1990 г. [3].

Во-вторых, в связи с особой ролью истории медицины и медицинской этики (биоэтики) в решении актуальных методологических проблем педагогики медицинского вуза [6].

Так как именно в этот период истории, по словам Шкиндера В.И. «.всего лишь столетие назад медицинская профессиональная подготовка осуществлялась в системе университетского образования на фундаменте основательной естественнонаучной и гуманитарной подготовки. Врачи, оканчивающие университеты, становились, как правило, врачами общей медицинской практики, что, по определению, предполагало системный подход к оценке человеческого здоровья и к лечению болезней. Дислокация медицинских факультетов в составе университетов способствовала широкому естественнонаучному и гуманитарному образованию будущих специалистов, обмену идей, концепций и теорий, что также способствовало формированию широкого научного мировоззрения будущих врачей. Интеллигентность как свойство личности всегда определялось и определяется поныне широтой культурного кругозора, обрести который можно только путем всестороннего образования, самообразования и развития креативных способностей.

Такого рода медицинское образование имело два неоспоримых преимущества: системный подход к человеку и его организму в процессе лечения и оценка врачом своей профессиональной деятельности как служения долгу перед Богом и человечеством. Такой подход явился на рубеже 19-20 вв. главным условием для подготовки нескольких поколений земских врачей, внесших огромный вклад в сохранение здоровья нации и улучшение демографической обстановки в дореволюционной России в целом» [19].

Нами был использован каталог отдела краеведения Тульской областной универсальной научной

библиотеки, содержащий большое количество трудов врачей за период 1860-1917 гг.

«Пошаговость» разработки темы заключалась в следующем, каталог был отснят и переписан, по содержанию были выделены основные направления становления здравоохранения в Тульской области (свидетельствующие о причинах возникновения и распространении острозаразных заболеваний, состоянии приютов для опьяневших и амбулаторий для алкоголиков, работе тульского отдела Русского общества охранения народного здравия, психиатрического отделения больницы Тульского губернского земства, Больничного отдела).

Огромным пластом, интеллектуальным кладом, по сути, являются научные труды, ежегодные отчёты, представленные на врачебных съездах, скрупулезно собранные сотрудниками архивов и библиотек фрагменты этапов жизненного пути, которые остаются неизвестными не то что широкой общественности, а людям, непосредственно избравшим врачебную специальность. Непозволительной роскошью, непростительным упущением и крайней степенью безответственности было бы - не задействовать этот материал.

Актуальность исследования обуславливается, в числе прочего, и необходимостью сведения к минимуму вероятности допущения врачебных ошибок, и как следствие - ятрогений, на пути выработки опытности, становления и приобретения квалификации врача, т.к. цена их крайне велика - человеческая жизнь.

Все этапы исследований проводятся с привлечением студентов курсов, изучающих историю медицины. В результате около 80% студенческой аудитории, зарегистрированных в секциях краеведения и медицинской литературы областной научной библиотеки, работали с подлинниками трудов врачей Тульского губернского земства, т.е. той области, на территории которой большинству придётся трудиться в качестве специалистов. Что крайне значимо, ввиду не только общекультурного, образовательного, но и медицинского аспектов. Ещё со времён Гиппократа огромное значение уделялось выделению типов людей, проживающих в конкретной местности и их предрасположенности к тому или иному виду заболеваний (работа «О воздухах, водах и местностях» в «Гиппократовом сборнике», около 280 г. до н.э.). То есть был использован названный нами метод массового вовлечения студентов в научное исследование [8]. Благодаря которому на настоящий момент собрано большое количество сведений, например, по функционированию врачебных пунктов в уездах, их оснащению, производимым операциям, деятельности эпидемических и глазных отрядов, общины сестёр милосердия, общества Красного Креста, Пастеровской станции, организации и реорганизации лечебных учреждений, по улучшению положения и профессиональному обучению медицинского персонала, которые тщательно обрабатываются, сверяются, систематизируются. Этот период исследования

является хронологически самым продолжительным ввиду того, что биографический материал требует большой аккуратности и корректности в обращении.

План исследования предусматривает восстановление биографий уездных земских врачей, описание условий труда, областей научной и профессиональной специализации, личностных качеств. Многие из них являлись яркими самоотверженными общественными деятелями, т.е. преследовалась задача отражения глубокого профессионализма, как примера беззаветного, грамотного, ответственного служения делу лечения больных, в первую очередь, для современного молодого специалиста. Этот модуль так же был отведён для студенческих исследований.

В исследуемых документах имелся список всех земских врачей Тульской губернии, на май 1900 года, по материалам VII съезда земских врачей Тульской губернии. По статистическим данным до 50% студентов ежегодного набора лечебного факультета мединститута ТулГУ от общего количества обучающихся, являются жителями районов области (Богородицко-го, Белёвского, Венёвского и др.), большинство из которых в земский период являлись уездами, студентам предоставлялись перечни фамилий врачей (от 1 до 5) с целью сбора биографического материала в (архивах, библиотеках, бесед с потомками и т.п.).

Результатом должно стать издание учебных пособий, серии монографий, отражающих этапы развития (становления) «охранения народного здравия» как системы, включающей характеристику по уездам существовавших лечебных заведений (учреждений), биографии трудившихся в них врачей, с кратким обзором их научных трудов, показательно и достоверно характеризующих как эпоху в целом, так и уровень развития медицины в Тульской области (губернии) в частности.

По трудам врачей Тульского губернского земства уже выполнены студенческие научно-исследовательские работы, удостоенные дипломов Ш-й степени Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, Наука, Культура» 2010-2011уч. года.

По тематике исследования осуществлено 9 публикаций, из них 7 - в журнале, рекомендованном ВАК РФ [11,13-17,20,21].

Предварительным итогом исследования стала публикация монографии по истории Тульской областной психиатрической больницы им. Н.П. Каменева к 100-летию со дня её основания [2].

«Изучение же данной темы в аспекте истории медицинских учреждений - как замечательно подмечено в монографии Полякова П.В. «Медицинская интеллигенция Тульской губернии (1864 -1900 гг.)», -отражает процесс формирования системы местного самоуправления как важнейшего института гражданского общества, что является положительным примером децентрализации при распределении

административно-управленческих функций из столиц в провинцию.

Опыт былого помогает лучше понять протекающие в наше время процессы и через их осознание выработать эффективный механизм региональной политики. Таким образом, сегодня особенно актуальным является исследование исторических сюжетов и проблем, имеющих подобное современное звучание. К их числу, бесспорно, относятся история земства и земского медицинского обслуживания в России, интерес к которым резко усилился в силу объективно сложившихся исторических условий. В частности, весьма актуальными для современных российских регионов являются проблемы демографии и охраны окружающей среды, позволяющие использовать опыт земской медицины, который представляется уникальным в силу широкой консолидации общественности страны и медицинских работников» [7].

Издание включает в себя шесть глав, отражающих этапы развития и особенности функционирования больницы в дореволюционный, революционный, военный, советский, постсоветский и современный периоды.

В монографии посредством краткого обзора подлинных докладов и трудов доктора Н.П. Каменева (1857-1936), максимально приближенного к оригиналу, но написанного современным языком, реализована задача отражения глубокого профессионального подхода, как пример беззаветного, грамотного, ответственного служения делу призрения душевнобольных, в первую очередь, для современного молодого специалиста. Основательность и доскональность подхода, столь непопулярные, несвойственные нашему времени, отсутствие которых является причиной непрекращающейся череды неудач, трагедий в проектах современной действительности. Нам хотелось подчеркнуть уникальность личности доктора Каменева в контексте того, что ему при жизни удалось не только продумать, добиться разрешения, «построить» земледельческую психиатрическую колонию, но и 18 лет руководить её деятельностью на должности главного врача. У каждого человека есть цель, главная идея жизни. У великого человека - великие идеи. Но, к сожалению, далеко не всегда они воплощаются. В этом контексте, доктор Н.П. Каменев - уникальная личность. Не смотря на заповедь «да не сотвори себе кумира», образцом для подражания, определяющим фактором при выборе специальности, дела, которому готов посвятить свою жизнь, зачастую становится именно судьба и самоотверженный труд конкретного человека, личности. Одним из которых, образованных, масштабно мыслящих людей дореволюционной России и являлся Н.П. Каменев. «Масштабность, основательность и доскональность» проявились в проработке «почвенного» вопроса, топографии и санитарно-психиатрической пригодности расположения усадьбы, вопроса водоснабжения колонии, её сельскохо-

зяйственной эффективности, удовлетворения минимальным эстетическим запросам, приточной вентиляции, воздействия на состояние больных близко расположенных железнодорожных путей и множества других аспектов.

В монографии впервые опубликованы материалы Государственного архива Тульской области, содержащие подборку записей, докладных записок, обращений, разработок доктора Н.П. Каменева, сделанных им в период с января 1917 года по октябрь 1918 года. Это записи уникальны для потомков хотя бы потому, что ни один историк не охарактеризует время, эпоху, события, людей красноречивее, показательнее и достовернее, чем каждодневные наблюдения их современника, человека просвещённого, образованного, высокодуховного, ответственного, психиатра по специальности. К счастью, в настоящее время, можно без цензуры и избирательных отрывков опубликовать и прочесть эти материалы, чтобы читатель мог самостоятельно прочувствовать цену достижений, разочарований, потерь эпохи...

Одним из важнейших периодов с точки зрения оценки врачебной и общечеловеческой этики, профессионализма, самоотверженного труда, понимания долга, героизма является этап в истории этой больницы, связанный с оккупацией её фашистскими войсками во время Великой Отечественной Войны в ноябре - декабре 1941 года. В издание вошли воспоминания сотрудников больницы - санитарок, медицинских сестёр, свидетелей и непосредственных участников жизни больницы в этот период, которые содержались в письмах-воспоминаниях, полученных в ответ на запрос-обращение главного врача больницы в период с1950 по 1979 г. В.Т. Свиридова. Они были обнаружены в ходе исследовательской работы и впервые опубликованные в монографии.

Возможно, для людей более старшего поколения эти записи не несут никакой радикально новой информации, т. к. мы выросли на рассказах о войне наших бабушек и дедушек - ветеранов, но для поколения современных студентов многие факты стали настоящим откровением, потрясением, что доказывает их реакция на доклад (студенческий) «Петелин-ская психиатрическая больница в годы Великой отечественной войны» во время проведения тематической конференции «О врачах, которые делают историю» в ТулГУ (23 сентября 2011 г.).

Функционирование больницы в период Великой отечественной войны стало предметом студенческого научного исследования, удостоенного диплома 1 степени на VI Всероссийском открытом конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» в апреле 2012 г.

Издано также пособие по истории здравоохранения и становлению общественной медицины в Тульской области, ещё одна работа, выполненная при активном участии студентов [12].

В пособии характеризуется период становления

деятельности медицинских работников и представителей заинтересованных слоев общества, направленной на улучшение медико-санитарного обслуживания населения, на борьбу с массовыми заболеваниями. Приводятся биографии выдающихся врачей, уроженцев Тульской губернии, которые известны широко за её пределами, а также известных подвижников-врачей, трудившихся на благо здравоохранения именно Тульской губернии. Помимо биографий даны перечни выполненных ими научных трудов. Изложен факт составления биографии П.П. Белоусова по материалам его диссертации, написанной его друзьями-коллегами в период с момента смерти П.П. Белоусова до момента выхода диссертации в печать [4].

Как иллюстрация пропагандистской деятельности врачей в сфере заботы о «народном здравии» в приложении приводится работа Г .Д. Лейтейзена «Беседы о чахотке» 1915 года издания [5]. Все издания, публикации содержат обязательную ссылку, на то, что работа выполнена при участии поименованных студентов определённого года обучения.

Среди образованных и увлечённых людей, долгое время прямо или косвенно изучающих данные вопросы в нашей области - краеведы, историки-интеллигентоведы кафедры истории и культурологии гуманитарного факультета Тульского государственного университета, сотрудники Всехсвятского кладбища, специалисты музеев, таких как Тульский некрополь, Дом-музей В.В. Вересаева, которым мы глубоко признательны за искреннюю и безвозмездную помощь, и с которыми сложились устойчивые научные, педагогические и творческие связи.

Дом-музей В.В. Вересаева - особая глава в истории медицины Тулы [11]. Посещая этот Дом (один из «очагов» культуры и образования нашего города), мы нисколько не умаляем для себя его значения, как литературного музея В.В. Вересаева, но мы идём в дом, принадлежавший семье известного тульского врача, одного из первых детских врачей Тулы, любимого врача тульской бедноты, видного общественного деятеля, главы большой семьи - Викентия Игнатьевича Смидовича [11,12].

Эти посещения имеют под собой «глубокие корни», и надежду - «получить плодоносные побеги». Экскурсии в Дом. призваны помочь студентам - медикам в решении дилемм, которые неизбежно поставит перед ними будущее в связи с избранием ими «делом жизни» врачевание, специальности -медицины. Так существует проблема выбора между самоотдачей работе и семьёй, что крайне актуально для людей семьеобразующего и детородного возраста, организации времени, проблема нравственной позиции, моральной ответственности, долга, духовной культуры, и т.п.

И, конечно, мы идём в Дом-музей - Викентия Ви-кентьевича Вересаева, нашего земляка, талантливого русского писателя, литературного критика, переводчи-

ка, пушкиниста и общественного деятеля, как автора отечественных «наставлений» по медицинской этике (биоэтике), в частности крайне значимого, многократно цитируемого в учебниках, произведения «Записки врача», рекомендованного к прочтению в рамках изучения сразу нескольких разделов (это и принципы биоэтики, и история медико-биологического эксперимента, и врачебные ошибки), что является материалом отдельного научного исследования.

По мнению Д.А. Балалыкина, для кафедр, за которыми закреплен данный курс, история медицины в контексте ее анализа в русле всеобщей истории науки не только может, но должна являться приоритетным направлением учебно-методической и научной работы.

Результаты этих направлений работы кафедры по истории медицины Тульской области регулярно освещаются в разделе новостей официального сайта Тульского государственного университета

корреспондентами ТулГУ: «О врачах, которые делают историю» (23 сентября 2011г.), «О Смидовиче и Вересаеве — врачах и людях» (23 мая 2012), «О таланте быть человеком» (17 января 2013, к 146-летней годовщине со дня рождения врача, русского и советского писателя В.В. Вересаева и 20-летию создания музея).

«Рутина провинциальной жизни не могла засосать его. Он до конца дней сохранил свою живую душу во всей красоте ее серьезного отношения к жизни и глубокого благородства... И до последних дней он кипел, искал, бросался в работу, жадно интересовался наукою, жалел, что для нее так мало остается у него времени.» [18].

Литература

1. Вернадский В.И. «Задачи науки в связи с государственной политикой». Газета «Русские ведомости», 22-23 июля, 1917 г.

2. Ивашиненко Д.М., Терёшкина О.В., Яшин А.А. Очерки истории Тульской областной психиатрической больницы им. Н.П. Каменева, монография. Тула: Лев Толстой, 2011. 96 с.

3. История здравоохранения Тулы: материалы науч.-практ. конференции. Тула: Приок. кн. изд-во, 1991. 166 с.

4. К вопросу о современном положении и ближайших задачах ассенизации русских городов «Общественно-санитарное Обозрение» Материалы по общественной гигиене Тульского доктора П.П. Белоусова. С.-Петербург. Тип. М.М. Стасюлеви-ча, Вас Остр., 5 л., 28. 1896 год.

5. Лейтезен Г.Д. Беседы о чахотке. Тула: Изд. Тул. О-ва борьбы с туберкулезом, 1915 (Тип. Т/д И.Н. Грызунов и К). 40 с.

6. Пешев Л.П. Педагогика медицинского вуза: учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета. 2011. 184 с.

7. Поляков П.В. Медицинская интеллигенция Тульской губернии (1864-1900 гг): монография. Тула, 2006. 189 с.

8. Субботина Т.И., Терёшкина О.В., Ивашиненко Д.М. К вопросу применения исследовательского метода обучения студентов при освоении дисциплины история медицины. Перспективы развития вузовской науки // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №1. С. 94-95.

9. Таранов П.С. Анатомия мудрости: Сто двадцать философов: в 2т. Т.2. Симферополь: Таврия, 1997. 624 с.

10. Терешкина О.В. Историко-этический аспект медико-биологического эксперимента: учеб.пособие. Изд-во ТулГУ, 2012. 85 с.

11. Терешкина О.В. К вопросу о роли Дома-музея В.В. Вересаева в формировании системы ценностей молодого поколения врачей // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 4. С. 191-195.

12. Терешкина О.В., Бобкова Е.Н. Из истории здравоохранения и становления общественной медицины в Тульской области: учеб.пособие. Изд-во ТулГУ, 2013. 92 с.

13. Терешкина О.В., Бобкова Е.Н., Иванов И.Н. К вопросу по истории здравоохранения в Тульской области. Сб. ст. по материалам VII Международной научно-практической конференции: Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность. Изд. МНИЦ. Пенза, 2010. 192 с.

14. Терешкина О.В., Бобкова Е.Н., Ивашинен-ко Д.М. Обзор медицинских отчётов по психиатрической больнице Тульского губернского земства с 1896 по 1915 гг. // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. №1. С. 221-224.

15. Терешкина О.В., Бобкова Е.Н., Яшин А.А. Обзор по сифилису в богородицком уезде за период с 1889 по 1897 гг., основанный на докладе «Сифилис в богородицком уезде» земского врача Я.Ю. Каца VII съезду земских врачей Тульской губернии // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18. № 2. С. 481-482.

16. Терёшкина О.В., Ивашиненко Д.М., Бобкова Е.Н., Яшин А.А. Спас-Петелинская психиатрическая колония: с чего всё начиналось (устройство колонии) // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18. № 3. С. 306-308.

17. Терёшкина О.В., Ивашиненко Д.М., Бобкова Е.Н., Яшин А.А. Спас-Петелинская психиатрическая колония: с чего всё начиналось (о выборе имения под колонию) // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18. № 3. С. 308-310.

18. Чернова БА, Ткач ВЮ. «К 185-летию со дня рождения Викентия Игнатьевича Смидовича». URL: http://www.tounb.rU/library/tula_region/history/A rticleByName

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Шкиндер В.И. «Проблемы гуманизации высшего профессионального медицинского образования: теоретико-методологический аспект». Соци-

альная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: Сб. статей и тезисов докладов участников второй Межрег. научно-практической конференции 17-19 ноября 2009 г. / Уральская гос. медицинская академия /Под ред. К.В.Кузьмина. Екатеринбург, 2009. 386 с.

20. Яшин А.А., Терешкина О.В. Из истории здравоохранения в Тульской области: земская медицина, сиропитательные отделения // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18. № 1. С. 190-192.

21. Яшин А.А., Терешкина О.В., Бобкова Е.Н., Иванов И.Н. Из истории здравоохранения в Тульской области в дореволюционный период. Распространение холеры в Тульской губернии в 1910 г. О движении острозаразных заболеваний и деятельности эпидемического персонала в 1913 г. // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. 17. № 4. С. 199-201.

References

1. Vernadskiy VI. «Zadachi nauki v svyazi s go-sudarstvennoy politikoy». Gazeta «Russkie vedomosti», 22-23 iyulya, 1917 g. Russian.

2. Ivashinenko DM, Tereshkina OV, Yashin AA. Ocherki istorii Tul'skoy oblastnoy psikhiatricheskoy bol'nitsy im. N.P. Kameneva, monografiya. Tula: Lev Tolstoy; 2011. Russian.

3. Istoriya zdravookhraneniya Tuly: materialy nauch.-prakt. konferentsii. Tula: Priok. kn. izd-vo; 1991. Russian.

4. K voprosu o sovremennom polozhenii i bliz-hayshikh zadachakh assenizatsii russkikh gorodov «Obshchestvenno-sanitarnoe Obozrenie» Materialy po obshchestvennoy gigiene Tul'skogo doktora P.P. Belou-sova. S.-Peterburg. Tip. M.M. Stasyulevicha, Vas Ostr., 5 l., 28. 1896 god. Russian.

5. Leytezen GD. Besedy o chakhotke. Tula: Izd. Tul. O-va bor'by s tuberkulezom; 1915. Russian.

6. Peshev LP. Pedagogika meditsinskogo vuza: uchebnoe posobie. Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta; 2011. Russian.

7. Polyakov PV. Meditsinskaya intelligentsiya Tul'skoy gubernii (1864-1900 gg): monografiya. Tula; 2006. Russian.

8. Subbotina TI, Tereshkina OV, Ivashinenko DM. K voprosu primeneniya issledovatel'skogo metoda obu-cheniya studentov pri osvoenii distsipliny istoriya me-ditsiny. Perspektivy razvitiya vuzovskoy nauki. Mezh-dunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013;1:94-5. Russian.

9. Taranov PS. Anatomiya mudrosti: Sto dvadtsat' filosofov: v 2t. T.2. Simferopol': Tavriya; 1997. Russian.

10. Tereshkina OV. Istoriko-eticheskiy aspekt me-diko-biologicheskogo eksperimenta: ucheb.posobie. Izd-vo TulGU; 2012. Russian.

11. Tereshkina OV. K voprosu o roli Doma-muzeya V.V. Veresaeva v formirovanii sistemy tsennostey molo-

dogo pokoleniya vrachey. Vestnik novykh meditsins-kikh tekhnologiy. 2012;19(4):191-5. Russian.

12. Tereshkina OV, Bobkova EN. Iz istorii zdravook-hraneniya i stanovleniya obshchestvennoy meditsiny v Tul'skoy oblasti: ucheb.posobie. Izd-vo TulGU; 2013. Russian.

13. Tereshkina OV, Bobkova EN, Ivanov IN. K voprosu po istorii zdravookhraneniya v Tul'skoy oblasti. Sb. st. po materialam VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: Problemy demografii, meditsi-ny i zdorov'ya naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost'. Izd. MNITs. Penza; 2010. Russian.

14. Tereshkina OV, Bobkova EN, Ivashinenko DM. Obzor meditsinskikh otchetov po psikhiatricheskoy bol'nitse Tul'skogo gubernskogo zemstva s 1896 po 1915 gg. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2012;19(1):221-4. Russian.

15. Tereshkina OV, Bobkova EN, Yashin AA. Obzor po sifilisu v bogoroditskom uezde za period s 1889 po 1897 gg., osnovannyy na doklade «Sifilis v bogoroditskom uezde» zemskogo vracha Ya.Yu. Katsa VII s"ezdu zems-kikh vrachey Tul'skoy gubernii. Vestnik novykh meditsins-kikh tekhnologiy. 2011;18(2):481-2. Russian.

16. Tereshkina OV, Ivashinenko DM, Bobkova EN, Yashin AA. Spas-Petelinskaya psikhiatricheskaya koloniya: s chego vse nachinalos' (ustroystvo kolonii). Vestnik no-vykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(3):306-8. Russian.

17. Tereshkina OV, Ivashinenko DM, Bobkova EN, Yashin AA. Spas-Petelinskaya psikhiatricheskaya koloniya: s chego vse nachinalos' (o vybore imeniya pod koloniyu). Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(3):308-10. Russian.

18. Chernova BA, Tkach VYu. «K 185-letiyu so dnya rozhdeniya Vikentiya Ignat'evicha Smidovicha». http://www.tounb.ru/library/tula_region/history/ArticleBy Name

19. Shkinder VI. «Problemy gumanizatsii vysshego professional'nogo meditsinskogo obrazovaniya: teoretiko-metodologicheskiy aspekt». Sotsial'naya rabota i sestrins-koe delo v sisteme zdravookhraneniya: problemy profes-sional'noy deyatel'nosti i innovatsii v podgotovke kadrov: Sb. statey i tezisov dokladov uchastnikov vtoroy Mezhreg. nauchno-prakticheskoy konferentsii 17-19 noyabrya 2009 g. Ural'skaya gos. meditsinskaya akademiya /Pod red. K.V.Kuz'mina. Ekaterinburg; 2009. Russian.

20. Yashin AA, Tereshkina OV. Iz istorii zdravook-hraneniya v Tul'skoy oblasti: zemskaya meditsina, siropita-tel'nye otdeleniya. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(1):190-2. Russian.

21. Yashin AA, Tereshkina OV, Bobkova EN, Ivanov IN. Iz istorii zdravookhraneniya v Tul'skoy oblasti v dore-volyutsionnyy period. Rasprostranenie kholery v Tul'skoy gubernii v 1910 g. O dvizhenii ostrozaraznykh zabolevaniy i deyatel'nosti epidemicheskogo personala v 1913 g. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2010;17(4):199-201. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.