Научная статья на тему 'Народ и интеллигенция в творчестве В. В. Вересаева'

Народ и интеллигенция в творчестве В. В. Вересаева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1479
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. ВЕРЕСАЕВ / НАРОД / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КОНФЛИКТ / ИДЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПУБЛИЦИСТИКА / ПРОЛЕТАРИАТ / РЕАЛИЗМ / РЕВОЛЮЦИЯ / ИСТОРИЯ / V.V. VERESAEV / PEOPLE / INTELLECTUALS / CONFLICT / IDEOLOGY / SOCIAL CONFLICTS / JOURNALISM / PROLETARIAT / REALISM / REVOLUTION / HISTORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акимова С.К.

Статья посвящена исследованию темы народа и интеллигенции в творчестве В.В. Вересаева. Определено место В.В. Вересаева среди писателей-современников, рассматриваются основные аспекты данной темы и раскрываются ключевые конфликты, которые были свойственны обществу рубежа 19-20 веков. Особое внимание уделено книгам автора, в которых речь идёт о судьбах типичных представителей низших сословий и людей, относящихся к интеллигенции, на фоне крупных исторических преобразований. В работе проведён анализ творчества писателя на примере его самых заметных произведений, рассматривается проблематика и соответствие тематики к исторической действительности тех лет. Приводятся мнения известных деятелей культуры, литературоведов и критиков. Доказывается актуальность творчества писателя в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEOPLE AND INTELLECTUALS IN THE WORK OF V.V. VERESAEV

The article is dedicated to the study of a topic of people and intellectuals in the work of V.V. Veresaev. The place of Veresaev among modernist writers is defined, the basic aspects of the given theme are considered and key conflicts which are peculiar to a society of of 19-20 centuries are discussed. Special attention is paid to the author’s books, which deal with the fate of typical representatives of the lower classes and people belonging to the intelligentsia, against the background of major historical transformations. In the work the analysis of creativity of the writer on an example of his most appreciable works is carried out, problematics and conformity of subjects to the historical reality of those years is considered. Opinions of famous cultural figures, literary scholars and critics are given. Relevance of creativity of the writer nowadays is proved.

Текст научной работы на тему «Народ и интеллигенция в творчестве В. В. Вересаева»

УДК 821.161.1.

Akimova S.K., postgraduate, Daghestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: savrina.akimova.2016@mail.ru

PEOPLE AND INTELLECTUALS IN THE WORK OF V.V. VERESAEV. The article is dedicated to the study of a topic of people and intellectuals in the work of V.V. Veresaev. The place of Veresaev among modernist writers is defined, the basic aspects of the given theme are considered and key conflicts which are peculiar to a society of of 19-20 centuries are discussed. Special attention is paid to the author's books, which deal with the fate of typical representatives of the lower classes and people belonging to the intelligentsia, against the background of major historical transformations. In the work the analysis of creativity of the writer on an example of his most appreciable works is carried out, problematics and conformity of subjects to the historical reality of those years is considered. Opinions of famous cultural figures, literary scholars and critics are given. Relevance of creativity of the writer nowadays is proved.

Key words: V.V. Veresaev, people, intellectuals, conflict, ideology, social conflicts, journalism, proletariat, realism, revolution, history.

С.К. Акимова, аспирант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: savrina.akimova.2016@mail.ru

НАРОД И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. ВЕРЕСАЕВА

Статья посвящена исследованию темы народа и интеллигенции в творчестве В.В. Вересаева. Определено место В.В. Вересаева среди писателей-современников, рассматриваются основные аспекты данной темы и раскрываются ключевые конфликты, которые были свойственны обществу рубежа 19-20 веков. Особое внимание уделено книгам автора, в которых речь идёт о судьбах типичных представителей низших сословий и людей, относящихся к интеллигенции, на фоне крупных исторических преобразований. В работе проведён анализ творчества писателя на примере его самых заметных произведений, рассматривается проблематика и соответствие тематики к исторической действительности тех лет. Приводятся мнения известных деятелей культуры, литературоведов и критиков. Доказывается актуальность творчества писателя в наше время.

Ключевые слова: В.В. Вересаев, народ, интеллигенция, конфликт, идеология, социальные конфликты, публицистика, пролетариат, реализм, революция, история.

Интерес к страницам истории русской литературы конца XIX - начала XX веков обусловлен, прежде всего, тем, что именно здесь, на наш взгляд, начинаются многие процессы, определившие её развитие и появление на многие десятилетия вперед.

Примечательно в этом смысле, что начало нового - пролетарского - этапа борьбы с самодержавием в России ознаменовалось мощным подъёмом творческой активности ведущих писателей. Старые мастера: Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко - продолжали творить, но теперь они по-новому смотрели на жизнь и состояние российского общества, по-новому воспринимали менталитет своих сограждан, обращались к актуальным идеологическим проблемам времени.

На литературную арену вышла новая группа русских писателей, таких, как Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, А. Серафимович. Появились художники, связавшие свою судьбу с революционным пролетариатом, с мыслью о необходимости трансформации жизни на новых социалистических принципах.

Среди писателей, творческая деятельность которых началась в это время, в 1890-х годах, особое место занимает В.В. Вересаев, для которого важнейшая проблема - поиск интеллектуалов собственного пути в свете актуальных мировоззрений и идеологических проблем нашего времени.

Заслуженную оценку деятельности писателя дал А.М. Горький. В одном из своих писем (1925) он писал Вересаеву: «Когда люди вашего типа вымрут в России... лишится Русь значительной части духовной красоты, силы и оригинальности своей» [1].

В.В. Вересаеву принадлежит видное место среди писателей-реалистов рубежа веков, чьё творчество формировалось под непосредственным влиянием революционного движения. В его произведениях проходят образы борцов за свободу, воплощающих его собственные сокровенные мысли, чувства, идейные искания, его незыблемую веру в прекрасное будущее человечества. Критик В. Боцяновский писал, что «Вересаев по свойству своего таланта - не художник. Он пользуется беллетристической формулой как средством пропаганды или просто изложения разного рода учений и теорий» [2, с. 163].

Творчество В.В. Вересаева, одного из наиболее заметных, представителей реалистического направления в русской литературе конца XIX - начала XX веков, нельзя понять сколько-нибудь глубоко, не разобравшись в тех процессах, которые характерны для общественно-политической и литературной жизни России того времени. На писателя, безусловно, оказали влияние идеи народничества. Вера в народ, сознание своей вины перед ним стали доминирующими мотивами в его произведениях, основными аспектами социальной и эстетической рефлексии [3, с. 81]. В этот период он разделяет народнические убеждения о своеобразном пути развития России, которая якобы должна миновать капиталистические формы жизни [4, с. 251].

В работах В.В. Вересаева эпоха - её проблемы, тенденции, требования -нашла отражение, конечно, не с такой полнотой и выразительностью, как в работах Л. Толстого и А. Чехова, М. Горького и Л. Андреева. Однако писателю удалось сказать своё слово о жизни народа в критический момент, раскрыть существенные черты внешности эпохи и человека в эпоху, чреватую серьезными социальными изменениями: наиболее значимой из них для России стала революция 1905-1907 годов.

К началу 20-ого века были определены два близких, родственных, но в то же время отличающихся друг от друга типа реализма. Внутри «традиционного» реализма, называемого критическим, рождался, формировался, а затем выделялся качественно новый тип реализма, впоследствии называемый социалистическим. Появление так называемого социалистического реализма стало возможным и

неизбежным в России на том этапе её исторического развития, когда пролетариат стал играть роль ведущей революционной силы в освободительном движении.

Актуальность предлагаемой работы определяется, прежде всего, тем, что творчество писателя, чья работа имеет открытую идеологическую направленность, позволяет судить о процессах идеологической, нравственной и эстетической борьбы в решающий для жизни России период. Конфликты, оказавшиеся в центре внимания писателя, героев, в столкновениях которых решаются эти конфликты, позволяют судить о том, что происходит в то время в жизни, и это представляет не только исторический интерес. Обращение к произведениям В.В. Вересаева в аспекте выбранной темы даёт возможность понять многое и в процессах, характерных для нашей сегодняшней жизни в начале нового века, когда чрезвычайно остро стоят проблемы идеологической борьбы, места интеллектуалов в обществе и др.

Выступая в качестве писателя-интеллектуала, Вересаев в ряде произведений дает истинную картину народной жизни. В таких произведениях рассказывается о процессе обнищания села и лишения крестьян гражданских прав: «В сухом тумане» (1899), «К спеху» (1899), «Лизар» (1899), «Ванька» (1900), «В степи» (1901). Здесь он показал различные аспекты сельской жизни - собственную психологию, узкую практичность крестьян, их застойные взгляды и концепции, порожденные властью земли, точно следуя за жизненной правдой.

В крестьянских рассказах Вересаев рассказывает о тяжелом положении села. В этой серии особое значение имеет рассказ «Лизар». Он передает дорожные впечатления автора, беседует со стариком-возчиком, который выражает ему свои мысли о причинах отчаянной нужды крестьянства. По словам Лизара, причина кроется в высокой рождаемости. Сюжет очерка получил положительную оценку и А.П. Чехова.

Писатель рассказывает тяжелую историю в рассказе «Ванька» о пагубном воздействии процесса отделения от земли на крестьян. Ванька - неуклюжий крестьянин, который, проработав два года на металлургическом заводе под влиянием бесчеловечного обращения, стал остервенелым подручным хозяина, враждебным к сотрудникам фермерского хозяйства.

В дальнейшем появляются повести - «полудневки, полумемуары» [5, с. 8], - по оценке В. Львова-Рогаческого. Действительно, в творчестве В.В. Вересаева начинает проявляться его образование: то он исследователь-ученый, то врач, и это особенность его творчества.

Значительное место в творчестве Вересаева занимает работа, создавшая ему большую популярность - «Записки врача» (1900). Проработав над книгой восемь лет (она родилась от изначально задуманного «Дневника медика-студента»), собрав и изучив с этой целью огромное количество фактического материала, Вересаев с характерной прямотой смело поднял в своей книге ряд важных проблем медицины. В «Записках врача» говорилось о слабой подготовке медицинского персонала, невозможности лечения низших классов в условиях буржуазной системы, об узком профессионализме врачей и т. д.

«Записки врача» вызвали одобрение Л. Толстого, а Л. Андреев писал о них в московской газете «Курьер» 6 декабря 1901 г прямо-таки восторженно: «По редкому бесстрашию, по удивительной искренности и благородной простоте книга г. Вересаева «Записки врача» принадлежит к числу замечательных и исключительных явлений не только в русской, но и европейской литературе... нельзя не уважать г. Вересаева как смелого борца за правду и человечность. И если после книжки г. Вересаева вы полюбите его и поставите его в ряды тех, перед которыми всегда следует снимать шапку, - вы отдадите ему только должное».

В 1895 году в народном журнале «Русское богатство» вышел роман Вересаева «Без дороги». Это произведение является своеобразным результатом идеологического поиска, своего рода вехой на литературном пути Вересаева.

В романе «Без дороги» изображен идеологический тупик, в который вошёл народ; глубокий кризис, который он переживает, воплощен автором в образе земского врача Чеканова. Человек 80-х годов, принципиальный и честный, он испытывает острую неудовлетворенность отсутствием веры, пессимизмом, отрешенностью от жизни и даже думает о самоубийстве. Он был глубоко разочарован проповедями либерального народа, стремящегося к полезной деятельности для народа. Когда он услышал о вспышке эпидемии холеры, он, больной туберкулезом, отправляется в отдалённую провинцию.

Стремясь к детальному анализу характерных духовных коллизий эпохи, В.В. Вересаев даёт читателю возможность почувствовать ужас от безысходности. С самого начала истории мы находим две стороны в характере, жизни и рассуждениях героя Вересаева. Это противоречие природному сознанию является основной причиной конфликта человека с самим собой и характерной чертой безвременья, о которой писатель рассказывает нам.

История с большой силой изображает картины бескорыстной борьбы Чеканова с разразившейся катастрофой. Тем не менее, Чеканов не смог найти пути к сердцу народа. С неверием и отчаянием последние слова умирающего Чеканова звонят в колокол: «И они меня били, били! Били за то, что я пришел к ним на помощь, я нес им свои силы, свои знания... Да, теперь только вижу я, как любил я народ и как мучительно горька обида от него... Чего ты достиг своею смертью? Ты только жертва, жертва бессмысленная, никому не нужная».

Сам автор, говоря языком д-ра Чеканова, говорит о «глубокой пропасти», которая существовала между народом и интеллигенцией. «Для них мы были людьми другого мира, брезгливо сторонящимися их и не хотящими их знать», - пишет Чеканов в своем дневнике. История изображает мрачные картины невежества, отсутствия культуры и тяжелых условий жизни простых людей. На фоне общей грубости и ужесточения морали, сюжет особенно выгодно выделяет мед-брата Бондарева, самоотверженно делящего с Чекановым всю работу и опасности на эпидемическом фронте и воплощающего лучшие человеческие качества, присущие людям. Заключительные слова произведения содержат авторскую мысль о том, что «нужно много и упорно работать, нужно искать дорогу».

В романе «Без дороги» уже достаточно чётко определена художественная манера Вересаева. Его основными особенностями являются внешняя сдержанность, даже холодность, которая подчеркивает напряженность, горячую эмоциональность подтекста и публичность, когда Вересаев воссоздает происшедшие события. Повесть «Без дороги» привлекла внимание критиков и читателей и получила широкое распространение. К моменту публикации внутриполитическая ситуация в царской России существенно изменилась. Реакция 80-х годов сменилась периодом подъема и укрепления революционных сил. В 1898 году Вересаев ввел в роман «Без дороги» дополнительный текст с резко негативной оценкой либеральной популярности 80-х годов, с еще более тщательным анализом причин поражения своего героя. Работы Вересаева все больше насыщаются публицистическими отступлениями, создавая характерный для его времени образ интеллектуально-правового искателя. Эта особенность творческой манеры была четко выражена в рассказе «Поветрие» (1897).

В рассказе «Поветрие» в центре сюжета - разнородные политические, экономические проблемы. В сущности говоря, этот рассказ - одна из первых в русской художественной литературе попыток изобразить марксистское движение.

Основной конфликт здесь реализуется в остром споре о путях дальнейшего развития страны между представителями двух поколений интеллигенции, придерживающихся противоположных идеологических позиций. Уже в начале 90-х годов в среде народничества возникает интерес к марксизму. Разумеется, речь не о всех народниках, а лишь об их определенной части, особенно молодежи. Главное в том, что народничество оказалось неспособным объяснить новый этап в развитии страны, народа, тянуло народ назад, доверяя скорее желаниям и эмоциям, чем трезвому опыту, знаниям. Марксисты, защищая идею революционного преобразования земельных отношений крестьян, приходят к идее всеобщего преобразования общества. Суть конфликта, разводящего марксистские и народнические позиции, определяет содержание идеологической борьбы в среде прогрессивной русской интеллигенции 90-х годов XIX века.

Идеологические конфликты в рассказе «Поветрие» служат выражением конфликта разных направлений мысли. Примечательно, что в рассказе нашли отражение не только споры марксистов с народниками, но и те разногласия, которые, не приобретая еще резкой остроты, наметились в самом лагере марксистов. В сущности, это - важная черта эпохи, когда рождаются новые политических взглядов. Сосредоточивая свое внимание именно на этих проблемах, В.В. Вересаев занимает место в ряду писателей, склонных не к живописи словом, но - к постижению идеологических, политических вопросов, к вопросам духовного развития человека.

Вересаев вовсе не собирается давать своим героям, народникам, резко отрицательную оценку. Он испытывает - и выражает - определенное сочувствие к сторонникам народнической веры, с их искренней и горячей любовью к народу. В.В. Вересаев, говоря о крахе народнической идеологии, лишь нащупывает иные пути из тупика бездорожья, который так ярко выписан в повести «Без дороги».

Писатель еще словно бы на полдороги, не до конца веря в новую, утверждаемую его молодыми героями правду Рассказ заканчивается как бы на вопросительной ноте. Вересаев не торопится с окончательным ответом. Однако нельзя забывать, что именно он одним из первых в русской литературе внимательно исследовал процесс зарождения и становления нового мышления, новой идеологии, затронул тему острых конфликтов между народниками и марксистами. И тем самым он сказал такое нужное для читателя слово о глубинных идеологических процессах в жизни русского общества на рубеже веков.

С изменением общественно-политической ситуации в стране в самом конце XIX века и в преддверии нового XX века В.В. Вересаева, как писателя, воссоздавшего процессы духовного развития интеллигенции, в основном прогрессивной, волнуют не только нравственно-эстетические, концепции или идеологическая эволюция представителей этой части русского общества, но и психологическое состояние его персонажей. Автор в своем новом произведении «На повороте» более, нежели в повести «Без дороги» и рассказе «Поветрие», внимателен к внутренним переживаниям интеллигенции разных поколений. Отсюда и возникает в повести конфликтность разного содержания, объема и глубины.

В.В. Вересаев сталкивает мировоззренческие взгляды брата и сестры -Тани и Владимира Токаревых - в конфликтной ситуации. Противопоставив два непримиримых образа мышления, писатель развивает мысль с все возрастающей, захватывающей широкие сферы жизни поляризации во взглядах на мир, на жизнь различных представителей либерально-прогрессивной интеллигенции на этом поворотном этапе времени. Вводя уже в экспозиции повести столкновение двух людей, мыслящих по-разному, писатель как бы предвосхищает дальнейшее идейно-духовное противостояние двух типичных представителей эпохи.

В сущности, речь идет об одном из важнейших политических конфликтов эпохи - идеологическом споре между марксистами и теми, кто стремится ревизовать это учение. Идеологический спор в дальнейшем перерастает в повести в нравственный конфликт. Возникает вопрос: может ли человек настаивать на благородстве своих идеологических воззрений, будучи по сути своей ханжой и обывателем?

Зарождение и развитие в России во второй половине 90-х годов марксистской идеологии, которая ставит и решает коренные вопросы общественного устройства, заставляет интеллигенцию переосмыслить свои нравственные и идеологические позиции. Либеральная интеллигенция, в середине 90-х годов еще остающаяся прогрессивным звеном общества, в конце века уже не может претендовать на эту роль, та часть интеллигенции, раньше сочувственно присматривавшаяся к марксизму, все отчетливее осознает теперь, что перемены, которые несёт марксистская идеология противоречат её классовым интересам. Отсюда - явление ренегатства, оппортунизма, часто скатывающегося к самому махровому мещанству. В.В. Вересаев, передавал в своей повести эти изменения облика либеральной интеллигенции, подводит читателя к конфликтам, возникающим в её среде.

На рубеже веков выход на общественно-политическую сцену представителя народа - революционно мыслящего рабочего человека, с его цельным жизнепониманием, знаменует начало новой эпохи в социально-политической истории России. Но при этом намечается новый круг мировоззренческих конфликтов между прогрессивно мыслящим рабочим и интеллигенцией.

Нарастает также конфликт между теоретическим осмыслением действительности и практикой революционной борьбы. Рабочие стараются взять руководство этой борьбой на себя, обращаясь к практическим делам и выходя из того круга теоретических представлений о жизни, которыми всю последнюю четверть XIX века удовлетворялась прогрессивно мыслящая интеллигенция России. С появлением рабочего человека на сцене социально-политической борьбы, прежние представления об этой борьбе нуждаются в пересмотре. Рабочий смотрит на жизнь, так сказать, «снизу», ему чуждо поверхностное интеллигентское понимание жизни, основанное лишь на теоретизированиях представлениях о ней.

В повести В.В. Вересаева интересуют не только нравственно-идеологические вопросы, стоявшие в ту пору перед обществом, но и психологические вопросы человеческого бытия, которые, в глазах интеллигенции того времени, оказывают особое влияние на формирование личности, её мировоззрения.

В.В. Вересаев на этом этапе своей творческой деятельности начинает иначе, нежели прежде, смотреть на жизнь. Облик и поведение его героев объясняется теперь не только нравственно-идеологическими мотивами, но и их психологией. Поэтому в повести «На повороте» возникающие между героями конфликты выглядят как психологическая драма.

В.В. Вересаев как писатель переходного этапа истории общества, где две крайне противоречивых концепции близки к столкновению, также находится в противоречивом интеллектуальном состоянии: писатель, близкий к марксистской идеологии, и писатель-либеральный интеллигент конфликтуют между собой в поисках истины.

Владимир Токарев - один из главных героев повести. Токарев также не отличается логичностью в своих суждениях. Вначале он говорит о филистерстве Верштейна, в итоге расстается со своими передовыми убеждениями, навсегда уходит от революционного осмысления общества, индивидуальный мир человека становится для него главным. Токарев, видя в себе «лишнего человека», искренне страдая от этого, казалось бы, зашел в тупик. Однако фальшивость его натуры примиряет его с мещанской жизнью, с обывательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.