Научная статья на тему 'МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ'

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромайкин Павел Денисович

В статье проведен анализ архитектуры межбюджетных трансфертов на социальную поддержку семей с детьми из федерального бюджета, дана оценка ее соответствия современным социальноэкономическим вызовам в Российской Федерации. Предложены направления модернизации методики распределения межбюджетных трансфертов и оценки их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ромайкин Павел Денисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS FROM THE FEDERAL BUDGET TO SUPPORT FAMILIES WITH CHILDREN IN THE CONTEXT OF IMPROVED PROGRAMME-ORIENTED PUBLIC FINANCIAL MANAGEMENT

The article analyses the architecture of intergovernmental transfers for the social support of families with children from the federal budget and assesses its conformity with contemporary social and economic challenges in the Russian Federation. The directions of modernization of methodology of distribution of intergovernmental transfers and evaluation of their effectiveness are proposed.

Текст научной работы на тему «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ»

Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 90 — 92. Audit journal. 2021;(4): С. 90 — 92.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Научная статья УДК 336.02

doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-90-92 NIION: 2017-0074-4/21-016 MOSURED: 77/27-021-2021-04-216

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на финансирование мер

поддержки семей с детьми в контексте совершенствования программно-целевого подхода к управлению общественными финансами

Павел Денисович Ромайкин

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, p.romaikin@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ архитектуры межбюджетных трансфертов на социальную поддержку семей с детьми из федерального бюджета, дана оценка ее соответствия современным социально-экономическим вызовам в Российской Федерации. Предложены направления модернизации методики распределения межбюджетных трансфертов и оценки их эффективности.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, программно-целевое управление, социальная поддержка граждан

Для цитирования: Ромайкин П.Д. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на финансирование мер поддержки семей с детьми в контексте совершенствования программно-целевого подхода к управлению общественными финансами // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 90—92. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-90-92.

PUBLIC FINANCIAL ONTROL

Original article

Intergovernmental transfers from the federal budget to support families with children in the context of improved programme-oriented public financial management

Pavel D. Romaikin

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, p.romaikin@mail.ru

Abstract. The article analyses the architecture of intergovernmental transfers for the social support of families with children from the federal budget and assesses its conformity with contemporary social and economic challenges in the Russian Federation. The directions of modernization of methodology of distribution of intergovernmental transfers and evaluation of their effectiveness are proposed.

Keywords: intergovernmental transfers, program management, social support

For citation: Romaikin P.D. Intergovernmental transfers from the federal budget to support families with children in the context of improved programme-oriented public financial management // Auditorskiye vedo-mosti = Audit journal. 2021;(4): 90-92. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-90-92 (In Russ.).

© Ромайкин П.Д., 2021

Важной частью социальной политики в Российской Федерации является поддержка семей с детьми. Это связано как с проблемами в сфере рождаемости, так и с высоким уровнем бедности семей с детьми (23,6% [5]).

Попытки решения упомянутых проблем в настоящее время предпринимаются на основе программно-целевого управления расходами. Соответствующие меры поддержки семей с детьми установлены в рамках функционирования государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [2]. Широкая архитектура мер социальной поддержки семей с детьми требует использования межбюджетных трансфертов: субсидий и субвенций из федерального бюджета, предоставляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

На основе проведенного автором анализа вышеупомянутых межбюджетных трансфертов в контексте программно-целевого управления общественными финансами сформулировано два блока характерных проблем.

Во-первых, условия предоставления некоторых межбюджетных трансфертов не соответствуют их социальной цели. Например, ежемесячная выплата в случае рождения третьего или последующего ребенка в соответствии с определяющим ее нормативным правовым актом устанавливается для семей, среднедушевой доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума (т.е. является адресной) [1]. Тем не менее, одним из критериев предоставления субъекту Российской Федерации субсидии из федерально -го бюджета для осуществления данной выплаты является непревышение региональным суммарным коэффициентом рождаемости показателя в 2 пункта. Таким образом, в регионах, характеризующихся высокой рождаемостью (являющихся лидерами в рейтинге по демографическому развитию [3]), возникает риск ухудшения материального благосостояния домохозяйств с детьми (что особенно актуально в современной России, где, согласно данным статистики, именно среди многодетных семей наблюдается наиболее высокий уровень бедности). Например, в 2019 г. три региона России с наиболее уязвимым с финансовой точки зрения населением (Республика Тыва, Республика Ингушетия и Кабардино-Балкарская Республика), уровень бедно-

сти в которых превышает отметку в 30% [5], не получили субсидий на данную адресную выплату [4].

Во-вторых, в законодательстве отсутствует детальная проработка показателей эффективности рассматриваемых бюджетных инструментов. Несмотря на то, что утверждаемые методики распределения межбюджетных трансфертов устанавливают критерии оценки их эффективности, их формулировки не являются корректными. Например, методика распределения субсидии на выплату пособий на детей от 3 до 7 лет устанавливает два критерия оценки эффективности: число детей, в отношении которых в отчетном периоде произведена выплата и их доля в общем количестве детей данной возрастной группы. Парадоксальность такой формулировки заключается в том, что эффективность субсидии тем больше, чем больше детей от 3 до 7 лет охвачены выплатой (т.е. чем больше уровень бедности в данной возрастной группе). Следовательно, достижение эффективности по данному критерию противоречит цели установления адресных социальных выплат.

С учетом изложенного необходимо:

1) определить критерий предоставления каждой субсидии исходя из целевой установки выплаты, на осуществление которой она предназначена. В этой связи автором предлагается две категории выплат: адресные, назначаемые с учетом душевого дохода получателя, и категориальные, назначаемые исходя из принадлежности граждан к определенной социальной группе. Критерием предоставления субсидии на осуществление адресных выплат должно являться превышение региональным показателем уровня бедности семей с детьми некоторого установленного предела. Критерий предоставления субсидии на категориальные меры поддержки должен определяться в соответствии с социально-экономическими показателями той группы, на поддержку которой они рассчитаны;

2) детально проработать критерии результативности направляемых из федерального бюджета трансфертов. Поскольку они представляют собой лишь инструмент осуществления социальной политики, а соотношение затрат и результатов проведения (т.е. эффективность) с их помощью социальных мероприятий определяется не характером трансферта,

а критериями назначения и размерами осуществленной с его помощью выплаты, то, на взгляд автора, имеет смысл дискуссия не об эффективности, а о результативности межбюджетных трансфертов. Основным показателем ее оценки должен стать показатель доли получивших выплату граждан в общем количестве граждан, имеющих право на получение данной выплаты.

Тем самым, указанные направления модернизации позволят как организовать соответствующую современным социальным вызовам архитектуру мер поддержки семей с детьми, так и производить более корректную оценку их эффективности.

Список источников

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»» (ред. от 26 апреля 2021 г.).

2. Балынин И.В. Оценка реализации национальных проектов в Российской Федерации по направлению «Человеческий капитал»: от проблем к их решению // Самоуправление. 2020. № 3 (120). С. 128-132.

3. Балынин И.В. Интегральный индекс демографического развития российских регионов: теоретический аспект и практическая реализация // Национальная безопасность / nota bene. 2016. № 3. С.381-389.

4. Исполнение бюджетов. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] // URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения: 01.09.2021).

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.09.2021).

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 296 «On approval of the state program of the Russian Federation «Social support for citizens» (as amended on April 26, 2021).

2. Balynin I.V. Assessment of the implementation of national projects in the Russian Federation in the direction of «Human capital»: from problems to their solution // Self-government. 2020. No. 3 (120). P. 128-132.

3. Balynin I.V. Integral index of demographic development of Russian regions: theoretical aspect and practical implementation // National Security / nota bene. 2016. No. 3. P. 381-389.

4. Execution of budgets. The official website of the Treasury of Russia [Electronic resource] // U RL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhe -tov/ (date of access: 09.01.2021).

5. Official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource] // URL: https://rosstat.gov.ru/ (date of access: 01.09.2021).

Информация об авторе

П.Д. Ромайкин — студент.

Information about the author

P.D. Romaikin — student.

Статья поступила в редакцию 13.09.2021; одобрена после рецензирования 13.10.2021; принята к публикации 12.11.2021. The article was submitted 13.09.2021; approved after reviewing 13.10.2021; accepted for publication 12.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.