Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В 2021-2023 ГОДАХ'

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В 2021-2023 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ПРОБЛЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ / СУБВЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баснукаев Муса Шамсудинович, Баснукаев Рамзан Мусаевич

Статья посвящена анализу основных тенденций по финансовому обеспечению делегированных федеральных полномочий по показателям бюджета на 2021-2023 годы. Рассмотрены объемы межбюджетных трансфертов, определена динамика общей суммы межбюджетных трансфертов и их отдельных элементов. Важным элементом анализа является изменение структуры межбюджетных трансфертов. Счетной палатой РФ в рамках осуществления предварительного аудита федерального бюджета проанализированы расчеты и их обоснования для предоставления субвенций субъектам РФ. Цель исследования - изучить проблемы существующего механизма передачи федеральных полномочий. Практическая значимость определяется результатами, которые можно использовать для более глубокого изучения процесса делегирования и его последующего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баснукаев Муса Шамсудинович, Баснукаев Рамзан Мусаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT OF DELEGATED FEDERAL AUTHORITY IN 2021-2023

The article is devoted to the analysis of the main trends in the financial support of delegated federal powers in terms of budget indicators for 2021-2023. The volumes of interbudgetary transfers are considered, the dynamics of the total amount of interbudgetary transfers and their individual elements is determined. An important element of the analysis is the change in the structure of intergovernmental transfers. The Accounts Chamber of the Russian Federation, within the framework of the preliminary audit of the federal budget, analyzed the calculations and their justification for the provision of subventions to the constituent entities of the Russian Federation. The purpose of the study is to study the problems of the existing mechanism for the transfer of federal powers. Practical relevance is determined by the results that can be used to study the process of delegation in more depth and its subsequent improvement.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В 2021-2023 ГОДАХ»

Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 56 — 60. Audit journal. 2021;(4): 56—60.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Научная статья УДК 330

doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-56-60 NIION: 2017-0074-4/21-008 MOSURED: 77/27-021-2021-04-208

Финансовое обеспечение делегированных федеральных полномочий в 2021—2023 годах

Муса Шамсудинович Баснукаев1, Рамзан Мусаевич Баснукаев2

1 Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия, basnukaev@hotmail.com

2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, basnukaevr@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу основных тенденций по финансовому обеспечению делегированных федеральных полномочий по показателям бюджета на 2021—2023 годы. Рассмотрены объемы межбюджетных трансфертов, определена динамика общей суммы межбюджетных трансфертов и их отдельных элементов. Важным элементом анализа является изменение структуры межбюджетных трансфертов. Счетной палатой РФ в рамках осуществления предварительного аудита федерального бюджета проанализированы расчеты и их обоснования для предоставления субвенций субъектам РФ. Цель исследования — изучить проблемы существующего механизма передачи федеральных полномочий. Практическая значимость определяется результатами, которые можно использовать для более глубокого изучения процесса делегирования и его последующего совершенствования.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, делегирование полномочий, проблемы делегирования, субвенции

Для цитирования: Баснукаев М.Ш., Баснукаев Р.М. Финансовое обеспечение делегированных федеральных полномочий в 2021 —2023 годах // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 56 — 60. doi: 10.24411 /1 7278058-2021-4-56-60.

STATE FINANCIAL CONTROL

Original article

Financial support of delegated federal authority in 2021-2023

Musa Sh. Basnukaev1, Ramzan M. Basnukaev2

1 Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, basnukaev@hotmail.com

2 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, basnukaevr@bk.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the main trends in the financial support of delegated federal powers in terms of budget indicators for 2021—2023. The volumes of interbudgetary transfers are considered, the dynamics of the total amount of interbudgetary transfers and their individual elements is determined. An important element of the analysis is the change in the structure of intergovernmental transfers. The Accounts Chamber of the Russian Federation, within the framework of the preliminary audit of the federal budget, analyzed the calculations and their justification for the provision of subventions to the constituent entities of the Russian Federation. The purpose of the study is to study the problems of the existing mechanism for the transfer of federal powers. Practical relevance is determined by the results that can be used to study the process of delegation in more depth and its subsequent improvement.

Keywords: financial support, delegation of authority, problems of delegation, subventions

For citation: Basnukaev M.Sh., Basnukaev R.M. Financial support of delegated federal authority in 2021—2023 // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021 ;(4): 56 — 60. doi: 10.24411/1727-80582021-4- 56-60 (In Russ.).

© Баснукаев М.Ш., Баснукаев Р.М., 2021

Для анализа основных тенденций по финансовому обеспечению делегированных федеральных полномочий необходимо рассмотреть объем субвенций, заложенных в Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ

Данные табл. 1 позволяют сделать вывод об объеме межбюджетных трансфертов в 2021—2023 гг., а также определить динамику общей суммы межбюджетных трансфертов и их отдельных элементов. Общий объем межбюджетных трансфертов в 2021 г. составит 2850 млрд руб., к 2022 г. данная сумма уменьшится на 86 млрд руб. и составит 2764 млрд руб. К 2023 г. объем межбюджетных трансфертов составит 2881 млрд руб., что на 118 млрд руб. больше, чем запланировано в 2022 г.

По дотациям и субсидиям наблюдается ежегодная динамика роста: в 2021 г. объем дотаций составит 896 млрд руб., к 2023 г. он вырастет до 925 млрд руб. Субсидии также увеличатся: с 976 млрд руб. в 2021 г. до 1070 млрд руб. к 2023 г.

Динамика средств, выделенных на финансирование делегированных полномочий, неоднозначна: объем субвенций из федерального бюджета субъектам РФ в 2021 г. составит 591 млрд руб., но к 2022 г. их объем снизится на 33 млрд руб. и составит 558 млрд руб., в относительном выражении снижение составит 5,5%. К 2023 г. объем субвенций вырастет на 10 млрд руб. по сравнению с 2022 г., или на 1,9%.

Если анализировать объем субвенций по сравнению с 2020 г., то объем субвенций в 2021 г. вырос на 0,3%.

Важным элементом анализа является изменение структуры межбюджетных трансфертов. Особое внимание представляет изменение доли субвенций. Структура межбюджет-

«О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», где заложены показатели бюджета на 2021—2023 годы.

Общий объем межбюджетных трансфертов на 2021—2023 гг. представлен в табл. 1.

ных трансфертов в 2021—2023 гг. представлена на рис. 1.

На рис. 1 показано, что серьезных изменений структура межбюджетных трансфертов не будет претерпевать. В 2021—2023 годах основная часть средств субъектам РФ из федерального бюджета будет предоставляться посредством перечисления субсидий, т.е. на основе софинансирования расходных обязательств.

Финансирование делегированных полномочий (субвенции) в 2021 г. составляет 20,7% всего объема межбюджетных трансфертов, их доля к 2022 г. снизится до 20,2%, поскольку снизится и их объем в абсолютных значениях. К 2023 г. доля субвенций также снизится и составит 19,7%. Это связано с тем, что иные виды межбюджетных трансфертов будут ежегодно расти, а темп роста субвенций не превышает темпы роста других видов межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий).

Рассмотрим более подробно финансирование делегированных полномочий в 2021— 2023 гг. Рассматривая функциональную классификацию расходов, финансирование делегированных полномочий предусматривается в рамках шести разделов функциональной классификации, в частности, здравоохранение, социальная политика, национальная экономика, общегосударственные вопросы и другие разделы. Субвенции будут предоставляться в 2021 г. по 37 направлениям расходов, в 2022 г. — по 36 направлениям и в 2023 г. — по 35 направлениям.

Таблица 1. Общий объем межбюджетных трансфертов в 2021—2023 гг., млн руб. [2]

Наименование Законопроект

2021 г. 2022 г. Отклонение к 2021 г. 2023 г. Отклонение к 2022 г.

млн руб. % млн руб. %

Межбюджетные трансферты 2 849 698,5 2 763 606,0 -86 092,5 97,0 2 881 912,6 118 306,6 104,3

В том числе:

дотации 896 531,5 911 799,4 15 267,9 101,7 925 108,5 13 309,1 101,5

субсидии 976 137,4 965 869,3 -10 268,1 98,9 1 070 467,4 104 598,0 110,8

субвенции 591 023,8 558 286,2 -32 737,6 94,5 568 648,6 10 362,4 101,9

иные межбюджетные трансферты 386 005,8 327 651,1 -58 354,7 84,9 317 688,2 - 9 962,9 97,0

Дотации

Субсидии

Субвенции

Иные межбюджетные трансефрты

19.6

29.1

34.3

13.5 11.9 11

34.3 34.9 37.1

31.5 33 32.1

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Рис. 1. Структура межбюджетных трансфертов в 2021—2023 гг. [2]

Аналогично, как и в 2019 г., субвенции почти полностью распределены по государственным программам: субвенции будут финансироваться в разрезе 13 государственных программ. Всего 99,99% всех субвенций будет предоставляться в рамках государственных программ, остальная часть предоставляется государственной судебной власти. Такими программами являются «Развитие здравоохранения», «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда», «Содействие занято -сти населения» и др.

Основная часть средств, направленных на финансирование переданных полномочий, реализуется в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан», в рамках которой предусматривается перечисление общего объема субвенций в размере 372 млрд руб. в 2021 г., 381 млрд руб. и 387 млрд руб. — в 2022 и 2023 г. соответственно. Доля субвенций в рамках данной государственной программы составляет 63,1% в 2021 г., ежегодно доля будет расти: в 2022 г. она составит 68,2%, в 2023 г. — 68,3%. В рамках данной государственной программы осуществляется финансирование таких переданных полномочий, как:

• предоставление отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации;

• осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»;

• осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

• другие виды переданных Российской Федерацией полномочий [1].

Достаточно весомая сумма предоставляется на финансирование переданных полномочий в рамках государственной программы «Содействие занятости населения». В 2021 г. на финансирование данной государственной программы будет выделено 122 млрд руб. Это субвенции на выплату различного рода пособий в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Российская Федерация ежегодно предоставляет также единую субвенцию субъектам РФ. Это необходимо для повышения их самостоятельности и повышения эффективности расходов. Предоставление единой субвенции субъектам РФ в 2021—2023 гг. также предполагается. Единая субвенция состоит из объема средств, выделяемых для финансирования восьми субвенций в соответствии с определенным Перечнем [3]. К единой субвенции, в частности, относятся субвенции на финанси-

рование переданных полномочий в сферах образования, здоровья, в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, которые определены соответствующими федеральными законами в сферах образования, здравоохранения и др. Объем единой субвенции составит в 2021 г. 10,6 млрд руб., к 2022 г. он вырастет и составит 10,7 млрд руб., к 2023 г. — 11,1 млрд руб. В целом объем единой субвенции субъектам РФ занимает небольшую долю в общей сумме субвенций, перечисляемых субъектам РФ, — около 2%.

Из всего объема финансируемых в 2021— 2023 гг. субвенций нераспределенной является лишь одна субвенция, связанная с делегированным полномочием по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (ветеранов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.).

Счетная палата РФ в рамках осуществления предварительного аудита федерального бюджета проанализировала расчеты и их обоснования для предоставления субвенций субъектам РФ, при этом были обнаружены следующие недостатки в части планирования (табл. 2).

Таблица 2. Недостатки, выявленные Счетной палатой РФ при планировании объема субвенций, млн руб.

Наименование субвенции Недостаток Сумма

На осуществление переданных полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом Для общего расчета численности необходимых сотрудников применялась неверная норма расчета рабочего времени в 2021 г. При расчете для определения общего объема субвенции указана сумма затрат на содержание одного сотрудника в размере 523,3 тыс. руб., не подтвержденная расчетами 12,6

На осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений Применялись поправочные коэффициенты, не предусмотренные Методикой распределения между субъектами РФ субвенций 28 422,8

Совокупность недостатков при планировании объема субвенций является несущественной по сравнению с недостатками в планировании других видов межбюджетных трансфертов.

Помимо нарушений, связанных с планированием объема субвенций, Счетная палата РФ выявила также нарушения, связанные со сроками размещения данных в систему «Электронный бюджет» (см. табл. 3).

Таблица 3. Объем нарушений, выявленных Счетной палатой РФ при соблюдении сроков размещения данных в систему «Электронный бюджет», млн руб. [2]

Межбюджетный Законопроект

трансферт 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Субвенции, в том числе:

на осуществление полномочий по обеспечению

жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; 1 800,0 1 800,0 1 800,0

на осуществление полномочий по обеспечению

жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1 800,0 1 800,0 1 800,0

Таким образом, в 2021—2023 гг. предполагается продолжение финансирования делегированных федеральных полномочий, которое осуществляется через предоставление субвен-

ций субъектам РФ из федерального бюджета. В 2021 г. объем таких субвенций составит 591 млрд руб. Предоставление субвенций на 99,99% будет осуществляться в рамках госу-

дарственных программ — финансирование осуществляется через 13 государственных программ. Основная часть средств финансируется в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан».

Список источников

1. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», приложение № 31 // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_370144/

2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/bb9/bb955e16d dbb60ce8a85a7be0d45f604.pdf

3. Баснукаев М.Ш, Баснукаев Р.М. Делегирование федеральных полномочий в Российской Федерации: проблемы методологического характера // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 43—45.

4. Баснукаев М.Ш, Баснукаев Р.М. Делегирование полномочий в Российской Федерации: проблемы организационного характера // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2021. № 3 (118). С. 63—65.

5. Баснукаев М.Ш, Баснукаев Р.М. Федерализм и делегирование полномочий: российский и зарубежный опыты // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129). С. 188—191.

References

1. Federal Law of December 8, 2020 No. 385-FZ «On the Federal Budget for 2021 and for the Planning Period of 2022 and 2023», Appendix No. 31 // URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/ cons_doc_LAW_370144 /

2. Conclusion of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the draft federal law «On the federal budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023» // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/bb9/bb955e16d dbb60ce8a85a7be0d45f604.pdf

3. Basnukaev M.Sh, Basnukaev R.M. Delegation of federal powers in the Russian Federation: methodological problems // Audit statements. 2021. No. 2. P. 43—45.

4. Basnukaev M.Sh, Basnukaev R.M. Delegation of powers in the Russian Federation: organizational problems // Humanities and socioeconomic sciences. 2021. No. 3 (118). P. 63—65.

5. Basnukaev M.Sh, Basnukaev R.M. Federalism and Delegation of Powers: Russian and Foreign Experiences // Economics and Entrepre-neurship. 2021. No. 4 (129). P. 188—191.

Информация об авторах М.Ш. Баснукаев — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры налогов и налогообложения, ведущий научный сотрудник лаборатории экономических исследований Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН;

Р.М. Баснукаев — студент магистратуры экономического факультета.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

M.Sh. Basnukaev — candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of taxes and taxation, leading researcher of the Laboratory of economic research of the Complex Research Institute named after H.I. Ibragimov, RAS;

R.M. Basnukayev — master's student at the faculty of economics.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 08.12.2021. The article was submitted 14.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 08.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.