Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахова Ирина Юрьевна

Вопросы совершенствования межбюджетных отношений активно обсуждаются на федеральном, региональном и местном уровнях. Особенно актуальна эта проблема для субъектов местного самоуправления, которые не достаточно обеспечены собственными финансовыми средствами. Основными доходными источниками, которыми располагают органы местного самоуправления, являются собственные налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления от бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Цель исследования заключается в обобщении теоретических основ межбюджетных отношений, рассмотрении существующих проблем в организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, проведении анализа доходной части бюджета городского округа Иванова для определения степени самостоятельности муниципального образования и разработке рекомендаций по совершенствованию организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне. Объектом исследования являются доходы бюджета муниципального образования. Предметом исследования в данной статье являются межбюджетные отношения на субфедеральном уровне. Исследование основано на использовании данных Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, отчетности об исполнении бюджетов Российской Федерации, Ивановской области, городского округа Иванова. Предложены направления совершенствования организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, которые позволят повысить прозрачность расходования средств муниципалитетами и укрепить их самостоятельность. Результаты данного исследования могут быть применены при разработке мер по совершенствованию и реформированию организации межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также для дальнейшего взаимодействия между региональными и местными органами власти на субфедеральном уровне в рамках организации межбюджетных отношений и повышения самостоятельности бюджетов муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ORGANIZATION OF INTER-BUDGETARY RELATIONS AT THE SUB-FEDERAL LEVEL

The issues of improving inter-budgetary relations are actively discussed at the federal, regional and local levels. This problem is especially relevant for local self-government entities that are not sufficiently provided with their own financial resources. The main sources of income available to local self-government bodies are their own tax and non-tax revenues, as well as gratuitous receipts from the budgets of the higher level of the budget system of the Russian Federation. The purpose of the study is to summarize the theoretical foundations of inter-budgetary relations, considering the existing problems in the organization of intergovernmental relations at the sub-national level, the analysis of budget revenues of the city district Ivanovo to determine the degree of autonomy of the municipal formation and the elaboration of recommendations for improving the organization of intergovernmental relations at the sub-national level. The object of the study is the budget revenues of the municipality. The subject of the research in this article is inter-budgetary relations at the sub-federal level. The study is based on the use of data from the Government of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, regulatory legal acts, reports on the execution of budgets of the Russian Federation, the Ivanovo Region, and the city district of Ivanovo. The directions of improving the organization of inter-budgetary relations at the sub-federal level are proposed, which will increase the transparency of spending by municipalities and strengthen their independence. The results of this study can be applied in the development of measures to improve and reform the organization of inter-budgetary relations in the Russian Federation, as well as for further interaction between regional and local authorities at the sub-federal level in the framework of the organization of inter-budgetary relations and increasing the independence of municipal budgets.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ»

3. Al' Saadi V. Testing the behavior of random walks in the financial market of Kuwait // Bulletin of the Russian University of Economics n.a. G.V. Plekhanov. Introduction. The path to science. -Vol.1. № 25. - 2019. рр. 43-53 (in Russian).

4. Wildman J. Modelling health, income and income inequality: the impact of income inequality on health and health inequality // Journal of Health Economics. - Vol. 22. - 2003. - pp. 521-538 (in Russian).

5. DeLong B. Magin K. The U.S. Equity Return Premium: Past, Present, and Future// Journal of Economic Perspectives. - Vol.23. - N 1. - 2009. -pp. 193-208 (in Russian).

6. Omran, SH. Analysis of the effectiveness of the Russian stock market // Bulletin of the Russian University of Economics n.a. G.V. Plekhanov. -2017. - № 6 (96). - рр. 90-95 (in Russian).

7. Operations with securities / Semenkova E.V. -Moscow, Publishing House «Delo», 2014. - 488 p. - ISBN: 978-5-7749-0536-2. (in Russian).

8. Semenkova E.V. Al' Saadi V. Assessment of the Influence of the Inflation Rate on the Monthly Profitability of the Russian Stock Market // Financial Market. - № 6. - 2019. - рр.72-84 (in Russian).

9. Sommer, J., Are Markets Efficient? Even the Supreme Court weighs. [Electronic resource] // URL: https://nytimes.com/2014/06/29/your-mo-ney/are-markets-efficient-even-the-supreme-co-urt- is-weighting-in.html? searchResultPosition = 8 (date of access: 28.12.2020) (in Russian).

10. Fama E. Mandelbrot and the Stable Paretian Hypothesis. The Journal of Business. - Vol.36. - N4. -рр. 420-429. DOI: 10.1086/294633 (in Russian).

11.Shleifer A. Inefficient Markets: An Introduction to Behavioral Finance/A.Shleifer. Oxford: Oxford University Press, 2009 224 P. (in Russian).

12. Newsletters of the Bank of Russia [Electronic resource] // URL: http://base.garant.ru/10180094/ #friends (date of access: 26.12.2020) (in Russian).

13.Internet portal Inflation in Russia [Electronic resource] // URL: inflation-rate.rf (date of access: 26.12.2020) (in Russian).

14.Bulletin of the Department of Research and Forecasting of the Central Bank of the Russian Federation "What the Trends Talk About. Macroeconomics and Markets." N 8 (44), December 2020 (in Russian).

15.Information of the Ministry of Finance of Russia dated April 1, 2020. Clarification of the Ministry of Finance of Russia on the payment of personal income tax from interest income on deposits" [Electronic resource] // URL: http://garant.ru/ pro-ducts/ipo/prime/doc/73732718/#ixzz6j3evRCGd (in Russian).

16.Internet portal Invest Rating. [Electronic resource] // URL: https://invest-rating.ru/financial-encyclo-pedia/?id=18564 (in Russian).

17.Lisitsa M.I. An empirical approach to the study of information efficiency and historical inertia of stock exchange markets // News Of Higher Educational Institutions. Series «Economy, Finance And Production Management», N 04 (46) / 2020. - рр. 64-70. DOI: 10.6060/ivecofin.2020464.506 (in Russian).

18.Astrakhantseva I.A., Kutuzova A.S., & Astra-khantsev R.G. (2020). Recurrent neural network in regional inflation forecast. Scientific Works оf the Free Economic Society of Russia. -Vol. 223. -2020, рр. 420 - 431. DOI: 10.38197/ 2072-20602020-223-3-420-431 (in Russian).

DOI 10.6060/ivecofin.20214701.517 УДК 336.13

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Шахова Ирина Юрьевна (ORCID 0000-0001-5172-5624)

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, ул. Дзержинского, д. 53, г. Иваново, 153025,Россия

E-mail: shakhova.ira@yandex.ru

Вопросы совершенствования межбюджетных отношений активно обсуждаются на федеральном, региональном и местном уровнях. Особенно актуальна эта проблема для субъектов местного самоуправления, которые не достаточно обеспечены собственными финансовыми средствами. Основными доходными источниками, которыми располагают органы местного самоуправления, являются собственные налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления от бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Цель исследования заключается в обобщении теоретических основ межбюджетных отношений, рассмотрении существующих проблем в организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, проведении анализа доходной части бюджета городского округа Иванова для определения степени самосто-

ятельности муниципального образования и разработке рекомендаций по совершенствованию организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне. Объектом исследования являются доходы бюджета муниципального образования. Предметом исследования в данной статье являются межбюджетные отношения на субфедеральном уровне. Исследование основано на использовании данных Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, отчетности об исполнении бюджетов Российской Федерации, Ивановской области, городского округа Иванова. Предложены направления совершенствования организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, которые позволят повысить прозрачность расходования средств муниципалитетами и укрепить их самостоятельность. Результаты данного исследования могут быть применены при разработке мер по совершенствованию и реформированию организации межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также для дальнейшего взаимодействия между региональными и местными органами власти на субфедеральном уровне в рамках организации межбюджетных отношений и повышения самостоятельности бюджетов муниципальных образований.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, бюджет муниципальных образований, делегирование государственных полномочий, налоговые доходы, финансовая самостоятельность, инициативное бюджетирование.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ORGANIZATION OF INTER-BUDGETARY RELATIONS AT THE SUB-FEDERAL LEVEL

Shakhova Irina Y. (ORCID 0000-0001-5172-5624)

Plekhanov Russian University of Economics, 53 Dzerzhinskiy str., Ivanovo, 153025, Russia E-mail: shakhova.ira@yandex.ru

The issues of improving inter-budgetary relations are actively discussed at the federal, regional and local levels. This problem is especially relevant for local self-government entities that are not sufficiently provided with their own financial resources. The main sources of income available to local self-government bodies are their own tax and non-tax revenues, as well as gratuitous receipts from the budgets of the higher level of the budget system of the Russian Federation. The purpose of the study is to summarize the theoretical foundations of inter-budgetary relations, considering the existing problems in the organization of intergovernmental relations at the sub-national level, the analysis of budget revenues of the city district Ivanovo to determine the degree of autonomy of the municipal formation and the elaboration of recommendations for improving the organization of intergovernmental relations at the sub-national level. The object of the study is the budget revenues of the municipality. The subject of the research in this article is inter-budgetary relations at the sub-federal level. The study is based on the use of data from the Government of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, regulatory legal acts, reports on the execution of budgets of the Russian Federation, the Ivanovo Region, and the city district of Ivanovo. The directions of improving the organization of inter-budgetary relations at the sub-federal level are proposed, which will increase the transparency of spending by municipalities and strengthen their independence. The results of this study can be applied in the development of measures to improve and reform the organization of inter-budgetary relations in the Russian Federation, as well as for further interaction between regional and local authorities at the sub-federal level in the framework of the organization of inter-budgetary relations and increasing the independence of municipal budgets.

Keywords: inter-budgetary relations, municipal budget, delegation of state powers, tax revenues, financial independence, initiative budgeting.

Для цитирования:

Шахова И.Ю. Направления совершенствования организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». № 01(47). 2021. С. 56-64. DOI 10.6060/ivecofin.20214701.517

For citation:

Shakhova I.Y. Directions for improving the organization of inter-budgetary relations at the sub-federal level. News Of Higher Educational Institutions. Series «Economy, Finance And Production Management» № 01(47). 2021. С. 56-64. DOI 10.6060/ivecofin.20214701.517 (in Russian)

Введение

Вопросы организации межбюджетных отношений в контексте делегирования государственных полномочий на муниципальный уровень и их обеспеченностью в настоящее время имеют несомненный интерес на субфедеральном уровне. Основными доходными источниками, которыми располагают органы местного самоуправления, являются собственные налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления от бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления необходимо наличие определенных бюджетных прав у органов местного самоуправления. Соответственно степень финансовой самостоятельности определяется бюджетной компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями подразумевает исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа власти и включение его в компетенцию органа местного самоуправления [1].

Исследование проблемы

Согласно статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующего бюджета.

За период с 2016 года по настоящее время предприняты серьезные меры по реформированию межбюджетных отношений в Российской Федерации. Об этом свидетельствует и ряд нормативных документов, которые затрагивают вопросы межбюджетных отношений [3, 5, 6, 7, 8]:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 № 445 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждении государственной программы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»;

- «Основные направления бюджетной налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утверждены Министерством финансов Российской Федерации;

- «Основные направления бюджетной налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утверждены Министерством финансов Российской Федерации;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117р «Об утверждении

Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах»; - «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальных уровнях», утверждены Министерством финансов Российской Федерации (письмо Минфина России от 29.11.2019 № 06-04-11/01/92859).

Базовым принципом формированию бюджетов разных уровней является обеспечение их собственными источниками получения доходов, а также наделение правом самостоятельного определения расходных статей бюджетов. Конечно же, бюджетам низких уровней почти всегда не хватает средств для реализации текущих задач. В этом плане неоспоримую помощь может оказать дополнительное финансирование со стороны вышестоящего бюджета. Такой подход позволит более рационально использовать финансовые ресурсы государственного бюджета. С точки зрения нормативного подкрепления, вопросы межбюджетных отношений регулируются, прежде всего, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 6), который дает четкие определения таким понятиям, как «межбюджетные отношения», «межбюджетные трансферты» и «объект межбюджетных отношений» [1].

Структура бюджетной системы определена в статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом статьями 7, 8, 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены бюджетные полномочия соответственно Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований Российской Федерации. Наделяя Российскую Федерацию правом по установлению основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений, а также по определению общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов в статье 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодатель подчеркивает, что Российская Федерация устанавливает только общие требования по данным вопросам, детализацию же осуществляют субъекты Российской Федерации и муниципальные образования [3].

Процедура межбюджетного регулирования может осуществляться органами власти вышестоящего уровня посредством вертикального и горизонтального выравнивания. Вертикальное выравнивание означает устранение несоответствий между равными функциями региональных бюджетов и доходами, выделяемыми на этот бюджетный уровень. Правительство Российской Федерации имеет большие, чем любой другой регион, возможности для экономического регулирования, именно поэтому налоговые поступления должны компенсировать дисбаланс в фондах ре-

гиональных бюджетов на федеральном уровне. Горизонтальное выравнивание применяется, как правило, в субъектах, имеющих, высокий уровень развития инфраструктуры, выгодное расположение, некие преимущества в управлении, привлекающие человеческие ресурсы [16]. Таким образом, данные подходы к выравниванию позволят сформировать межбюджетные отношения в субъектах, позволяющие в достаточной мере обеспечить их финансовыми ресурсами с целью повышения уровня жизни населения.

Естественно, невозможно использовать единый унифицированный подход к рассмотрению бюджетов разных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Наполняемость этих бюджетов во многом зависит от налоговых поступлений, которые могут существенно отличаться в различных субъектах. Поэтому задачей бюджетного выравнивания является обоснованное перераспределение финансовых средств между бюджетами для обеспечения расходов в расчете на одного жителя приблизительно равного расходам субъектов среднего достатка.

С этой целью может быть использован показатель «норматив бюджетной обеспеченности», который отражает минимально необходимую потребность субъекта в бюджетных средствах на одного жителя по текущим расходам. Этот показатель может рассчитываться по каждому виду расходов, либо он определяется в целом по всем, нескольким субъектам федерации или муниципальным образованиям. Однако, подобный расчет не принимает во внимание такие параметры, как: структура социальной сферы, степень ее развития, специфика на отдельных территориях. В конечном итоге это отражается на потребности в текущих расходах.

На практике применяется показатель наименьшей бюджетной обеспеченности, отражающий денежное измерение минимального объема услуг, предоставляемого на уровне муниципалитета или государства конкретному физическому лицу. Источником финансирования является федеральный, областной или местный бюджет. Практическое применение данного показателя реализуется в процессе выравнивания уровневой структуры наименьшей бюджетной обеспеченности каждого из субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовой базой при установлении показателей минимальной бюджетной обеспеченности являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

Основными принципами межбюджетных отношений являются:

- распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы;

- разграничение (закрепление на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

- равенство бюджетных прав субъектов, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов, муниципальных образований;

- равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закреплено статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Приказом Минфином России от 15.02.2020 г. № 1101 утверждены «Методические рекомендации по планированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов» [4].

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения закона № 131-ФЗ по вопросам внесения и реализации на территории муниципалитетов инициативных проектов. Таким образом, каждое муниципальное образование должно принять муниципальный правовой акт, который будет регламентировать инициативное бюджетирование. Что касается Ивановской области, то следует отметить ее активность в процессе реализации механизма инициативного бюджетирования. В феврале 2021 года прошло заседание рабочей группы Совета муниципальных образований Ивановской области, в ходе которого были приняты следующие решения:

- создание рабочей группы по разработке модельного муниципального правового акта;

- отражение в модельном акте ограничений по максимальной стоимости инициативного проекта, что согласуется с рекомендациями Минфина России по планированию расходов местных бюджетов;

- для обеспечения объективного конкурсного отбора инициативных проектов включение в состав конкурсной комиссии независимых экспертов.

В настоящее время деятельность муниципалитетов Ивановской области наделена отдельными полномочиями, несвойственного природе

местного самоуправления. Например, такие полномочия, как мобилизационная подготовка, профилактика терроризма и экстремизма, гражданская оборона, однозначно, относятся к государственному уровню. Одним из основных остается вопрос о возможном «пределе» наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями [9, 21]. Отмечается слабое методическое обеспечение, недостаточность финансирования, методики расчетов субвенций не предусматривают потребности в помещениях, оргтехнике, транспорте, трудозатратах [18]. По умолчанию нагрузка распределяется между сотрудниками органов местного самоуправления.

Таким образом, можно сделать выводы, что переданные государственные полномочия зачастую не имеют достаточного финансового обеспечения, методики расчета нормативов для определения субвенций, субсидий, предоставляемых местным бюджетам, в ряде случаев не предусматривает всего спектра направлений расходования бюджетных средств на осуществление переданных полномочий, в связи с чем на муниципальные образования завуалировано возлагается дополнительная финансовая нагрузка, источником которой является средства городского бюджета.

В нестабильных условиях привычные параметры бюджетов всех уровней меняются. Неизбежным становится снижение налоговых и неналоговых поступлений. Именно такая ситуация сложилась сегодня в результате пандемии и разработки мер противодействия ей, а также значительного падения цен на экспортируемое сырье. В большей степени указанные факторы повлияют на федеральный бюджет и бюджеты регионов, богатых природными ресурсами. Однако многочисленные местные бюджеты также сталкиваются с серьезными последствиями нового кризиса [15, 17].

Российское законодательство предопределяет высокий уровень централизации бюджетной системы и необходимость использования трансфертов для обеспечения сбалансированности местных бюджетов. Среди муниципальных налоговых доходов традиционно преобладают поступления налога на доходы физических лиц, среди неналоговых доходов - доходы от аренды собственности. В кризисных условиях поступления НДФЛ снижаются пропорционально суммарному снижению величины оплаты труда, с учетом роста безработицы и закрытия отдельных организаций. Поступления доходов от муниципального имущества также существенно снизятся в связи со значительным уменьшением количества субъектов малого и среднего бизнеса [19, 21].

Одной из проблем в настоящее время является проблема недостаточности собственных источников дохода местных бюджетов для исполнения своих обязательств по повышению уровня и качества жизни населения, то есть увеличивающаяся финансовая зависимость территорий от средств вышестоящих бюджетов [6, 7, 14].

Сравнительный анализ бюджетных показателей произведен на основе Решений Ивановской городской Думы от 16.05.2018 № 549 «Об исполнении бюджета города Иванова за 2017 год», от 22.05.2019 № 727 «Об исполнении бюджета города Иванова за 2018 год», от 15.07.2020 № 919 «Об исполнении бюджета города Иванова за 2019 год», от 25.12.2019 №840 «О бюджете города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», от 23.12.2020 № 55 «О внесении изменений в решение Ивановской городской Думы «О бюджете города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», а также материалов размещенных на сайте www.ivbudget.ru [22].

Отчет об исполнении бюджета за 2017 год по доходам бюджетов составил 5797405,53 тыс. рублей, по расходам 6106133,96 тыс. рублей с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета города) в сумме 308728,43 тыс. рублей. В 2018 году доходы бюджета города составили 6627548,10 тыс. рублей, расходы 6881218,78 тыс. рублей, дефицит бюджета города 253670,68 тыс. рублей.

Из таблицы 1 видно, что на протяжении четырех лет общая сумма доходной части растет с 5797405,53 тыс. рублей в 2017 году до 8577999,16 тыс. рублей в 2020 году, также растет объем безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов в структуре доходной части бюджета с 47,34% в 2017 году до 61,91% в 2020 году.

Налоговые и неналоговые доходы (собственные доходов муниципалитета) имеют тенденцию к снижению с 52,66% в 2017 году до 38,09% в 2020 году, с 2018 года безвозмездные поступления в доходной части бюджета превышают налоговые и неналоговые доходы.

Можно отметить, что с 2018 года сумма налоговых и неналоговых доходов меньше, чем сумма безвозмездных поступлений (межбюджетных трансфертов) 3258483,60 тыс. рублей к 3369064,50 тыс. рублей в 2018 году и 3300432,89 тыс. рублей к 4070709,35 тыс. рублей в 2019 году, 3267189,16 тыс. рублей к 5310810,00 тыс. рублей в 2020 году.

Рост межбюджетных трансфертов в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 22,76%, а в 2019 году по сравнению с 2018 годом 20,8%, в 2020 году по сравнению с 2019 годом 30,46%.

Таблица 1. Структура доходной части бюджета города Иванова в 2017-2020 годах

(составлено автором на основе [10-13]) Table 1. Structure of the revenue part of the budget of the city of Ivanovо in 2017-2020 (compiled by the author on the basis [10-13])

Год Доходы всего Налоговые и неналоговые доходы Безвозмездные поступления

тыс. рублей тыс. рублей % тыс. рублей % в составе доходной части Рост, %

2017 5797405,53 3053082,14 52,66 2744323,39 47,34 -

2018 6627548,10 3258483,60 49,17 3369064,50 50,83 22,76

2019 7371142,24 3300432,89 44,78 4070709,35 55,22 20,80

2020 8577999,16 3267189,16 38,09 5310810,00 61,91 30,46

Что касается налоговых и неналоговых доходов, которые состоят из налога на доходы физических лиц, земельного налога, налога на имущество, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, единого налога на вмененный доход, штрафы, санкции и т.д., то здесь лидирующее место занимает налог на доходы физических лиц.

В 2017 году налог на доходы физических лиц составил 1472402,88 тыс. рублей или 48,23% от общего уровня налоговых и неналоговых доходов бюджета города Иванова, в 2018 году

В итоге, безвозмездные поступления из бюджетов вышестоящего уровня превышают объем налоговых доходов городского округа Иваново.

Что касается структуры безвозмездных поступлений в бюджет города Иванова, то здесь ситуация следующая: основная часть межбюджетных трансфертов (безвозмездных поступлений) в бюджете города Иванова приходится на субвенции бюджетам бюджетной системы из вышестоящих бюджетов. Субвенции в составе меж-

1635412,24 тыс. рублей или 50,19%, в 2019 году 1747849,90 тыс. рублей или 52,96%, в 2020 году 1894137,00 тыс. рублей 57,97% .

Наибольший объем доходов бюджета города Иванова администрируется Федеральной налоговой службой города Иванова. Так, в 2017 году общая сумма налоговых поступлений составила 2563576,78 тыс. рублей или 84% от общих налоговых и неналоговых доходов, в 2018 году 2683228,13 тыс. рублей или 82,35%, 2019 году 2794364,24 тыс. рублей или 84,66%, в 2020 году 2914718,00 тыс. рублей или 89,21% (табл. 2).

бюджетных трансфертов составляли 61% в 2017 году, 63,65% в 2018 году, 54,93% в 2019 году и 45,43% в 2020 году. Четкой зависимости снижения, либо увеличения доли отдельных видов межбюджетных трансфертов не прослеживается, только в 2020 году отмечается уменьшение доли субвенций и рост субсидий.

Анализ доходной части бюджета городского округа Иванова с использованием статистических методов показал, что бюджет город-

Таблица 2. Налоговые поступления в бюджет города Иванова (составлено автором на основе [10-13]) Table 2. Tax revenues to the budget of the city of Ivanovо (compiled by the author on the basis [10-13])

Год Налоговые и неналоговые поступления, тыс. рублей Доходы, администрируемые ИФНС по г. Иваново Налог на доходы физических лиц

тыс. рублей % тыс. рублей %

2017 3053082,14 2563576,78 84,00 1472402,88 48,23

2018 3258483,60 2683228,13 82,35 1635412,24 50,19

2019 3300432,89 2794364,24 84,66 1747849,90 52,96

2020 3267189,16 2914718,00 89,21 1894137,00 57,97

ского округа Иванова в высокой степени зависит от межбюджетных трансфертов вышестоящих бюджетов бюджетной системы [20, 22].

Отмена системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2021 года приведет к потере значимого источника налоговых доходов. Прогнозируемые ежегодные поступления налога на вмененный доход представлены следующими показателями: 2020 год - 210 489 тыс. рублей, 2021 год - 53 914 тыс. рублей (платежи за IV квартал 2020 года), в 2022 году поступления не планируются. Динамика поступлений позволяет сделать вывод о выпадающих доходах бюджета. Таким образом, в сравнении с объёмами поступлений 2020 года к 2022 году город может не дополучить до 200 000 тыс. рублей, что еще больше снизит собственные доходы муниципалитета. Отдельные индивидуальные предприниматели перейдут на общую или патентную системы налогообложения, доходы от которых являются доходами бюджета города. Однако все юридические лица и остальные индивидуальные предприниматели перейдут на налоговые режимы, поступления по которым согласно действующему бюджетному законодательству не подлежат зачислению в местный бюджет.

Налоговый потенциал муниципальных образований значительно ниже, чем потенциал регионов, в связи с этим предложения по более активному применению на практике возможностей по передаче единых и (или) дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ (в том числе по установлению дополнительного норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц), в местные бюджеты остается актуальным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о том, что существующий запрос на более четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти в значительной степени не обеспечивается. Сохраняется пересечение компетенций, дублирование полномочий органов власти разных территориальных уровней [21].

Заключение

В результате проведенного исследования по теории и практике применения системы межбюджетных отношений, проведения анализа доходной части бюджета городского округа Иванова предложены следующие направления совершенствования организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне:

1. Дать четкое определение понятий, упоминающихся в нормативно-правовых актах Российской Федерации и органов государственной власти, описывающих вопросы местного значе-

ния и полномочия органов местного самоуправления, а также устанавливающих методики расчета субвенций передаваемых на уровень муниципальных образований. Это понятия: «организация», «создание условий», «участие», «содействие», «иные». Данная мера приведет к более прозрачному и однозначному расходованию средств муниципалитетами и позволит исключить замечания органов финансового контроля в части нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

2. Для повышения самостоятельности бюджетов муниципальных образований рекомендуется усилить работу с органами государственной власти в части установления новых, либо увеличения действующих нормативов отчислений от налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований. Так как исходя из анализа доходной части бюджета городского округа Иванова доходообразующим налогом яв-ляется налог на доходы физических лиц, то в первую очередь следует рассмотреть вопрос о повышении норматива, установленного в настоящее время. В настоящее время норматив отчисления Ивановской области установлен 10% (к установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации 15%). Данная мера позволит укрепить самостоятельность муниципалитетов, что позволит в более полном объеме обеспечивать вопросы местного значения и в меньшей степени зависеть от бюджетов вышестоящего уровня.

Все рекомендации по совершенствованию организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне являются следствием проведенного анализа теоретических основ межбюджетных отношений и практики межбюджетных отношений, сложившейся в текущее время на субфедеральном уровне, в том числе на примере анализа доходной части бюджета городского округа Иванова, и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в настоящее время в рамках межбюджетных отношений в Ивановской области.

Литература

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция) [Электронный ресурс] - URL: http: //consultant. ru/document/ - (дата обращения 17.02.2021).

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция) [Электронный ресурс] - URL: http://consultant.ru/document/ -(дата обращения 17.02.2021).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 № 445 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных

отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» (действующая редакция) [Электронный ресурс] -URL: http://consultant.ru/document/ - (дата обращения 17.02.2021).

4. Приказ Минфина России от 15.02.2020 г. №1101 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов». [Электронный ресурс] -URL: http://consultant.ru/ document/ - (дата обращения 17.02.2021).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» (действующая редакция) [Электронный ресурс] -URL: http://consultant.ru/document/ - (дата обращения 17.02.2021).

6. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» утверждена Минфином России [Электронный ресурс] - URL: http://consultant.ru/document/ -(дата обращения 17.02.2021).

7. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» утверждена Минфином России [Электронный ресурс] - URL: http://consultant.ru/document/ -(дата обращения 17.02.2021).

8. «Методические рекомендации органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» [Электронный ресурс] - URL: http:// consultant.ru/ document/ - (дата обращения 17.02.2021).

9. Закон Ивановской области от 16.12.2019 № 72-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Ивановской области» [Электронный ресурс] - URL: http://consultant.ru/document/ - (дата обращения 17.02.2021).

10. Решение Ивановской городской Думы от

16.05.2018 № 549 «Об исполнении бюджета города Иванова за 2017 год» [Электронный ресурс] - URL: http://consultant.ru/ document/ -(дата обращения 17.02.2021 г.).

11. Решение Ивановской городской Думы от

22.05.2019 № 727 «Об исполнении бюджета города Иванова за 2018 год» [Электронный ресурс] - URL: http://consultant.ru/ document/ -(дата обращения 17.02.2021).

12.Решение Ивановской городской Думы от

15.07.2020 № 919 «Об исполнении бюджета города Иванова за 2019 год» [Электронный

ресурс] - URL: http://consultant.ru/ document/ -(дата обращения 17.02.2021).

13.Решение Ивановской городской Думы от 25.12.2019 № 840 «О бюджете города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс] - URL: http:// consultant.ru/document/ - (дата обращения 17.02.2021).

14.Бойко Н.Н. Актуальные проблемы межбюджетных трансфертов в местных бюджетах// Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 10. С. 30-36.

15.Горнин Л.В. Межбюджетные отношения: проблемы и их решение // Финансы. 2020. №7. С.3-5.

16.Левина В.В. Местные финансы и региональные межбюджетные отношения в условиях кризиса// Финансы. 2020. № 6. С. 9-17.

17.Макашина О.В. Алгоритм организации финансов государственного сектора / Макашина О.В., Красникова Н.С. // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, Финансы и управление производством. 2020. № 4 (46). С. 25-34.

18. Смирнова Т.Л. Эволюция приоритетов бюджетного финансирования как инструмент инновационно-технологического развития регионов России // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, Финансы и управление производством. 2019. №3(41). С. 31-38.

19.Сорокина Т.Ю. Оценка инвестиционной привлекательности муниципальных образований / Сорокина Т.Ю., Комлева Т.В. // Наука и экономика. 2012. № 3 (11). С. 19-22.

20.Шахова И.Ю. Использование статистических методов в аудите / Шахова И.Ю., Эрдэмхан А. // Роль государственной статистики в развитии современного общества. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 266-270.

21.Доклад общероссийского конгресса муниципальных образований «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации в 2019 году, перспективах его развития и предложения по совершенствованию организации местного самоуправления. [Электронный ресурс] - URL: http://okmo.news/ event.php?40 (дата обращения: 21.01.2021).

22.Муниципальные финансы города Иванова -официальный сайт [Электронный ресурс] -URL: http://ivbudget.ru/ (дата обращения: 21.01.2021).

References

1. Budget code of the Russian Federation dated 31.07.1998 № 145-FZ (as amended) [Electronic resource] - URL: http://consultant.ru/ document/ (date of access 17.02.2021) (in Russian).

2. Federal law of 06.10.2003 № 131-FZ "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" (as amended) [Electronic resource] - URL: http:// consultant.ru/document/ (date of access 17.02.2021) (in Russian).

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 18.05.2016 N 445 "On approval of the State Program of the Russian Federation" Development of federal relations and Creation of conditions for effective and responsible management of regional and municipal finances" (current version) [Electronic resource] - URL: http:// con-sultant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021) (in Russian).

4. The order of the Ministry of Finance of Russia from 15.02.2020. N 1101 "On approval of Methodical recommendations for the planning of expenditure budgets of the constituent entities of the Russian Federation (local budgets) to implement initiatives". [Electronic resource] - URL: http:// consultant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021) (in Russian).

5. The government of the Russian Federation dated 31.01.2019 N "On approval of the Concept to improve the efficiency of budget spending in 2019-2024 years" (current edition) [Electronic resource] - URL: http://consultant.ru/document/ -(date of access 17.02.2021) (in Russian).

6. "The main directions of the budgetary, tax and customs tariff policy for 2020 and planning period 2021 and 2022", approved by the Ministry of Finance [Electronic resource] - URL: http://con-sultant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021) (in Russian).

7. "The main directions of the budgetary, tax and customs tariff policy for 2021 and the planning period of 2022 and 2023 years" approved by the Ministry of Finance [Electronic resource] - URL: http://consultant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021) (in Russian).

8. "Guidelines for the public authorities of the Russian Federation and bodies of local self-government on regulation of inter-budget relations at the regional and municipal levels" [Electronic resource] - URL: http://consultant.ru/docu-ment/ - (date of access 17.02.2021) (in Russian).

9. The law of Ivanovo region from 16.12.2019 N 72-OZ "ON intergovernmental relations in the Ivanovo region" [Electronic resource] - URL: http:// consultant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021) (in Russian).

10.The decision of the Ivanovo city Council of 16.05.2018 N 549 "On the budget of the city of Ivanovo in 2017" [Electronic resource] - URL: http://consultant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021). (in Russian).

11.The decision of the Ivanovo city Council of

22.05.2019 N 727 "On the budget of the city of Ivanovo for 2018" [Electronic resource] - URL: http://consultant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021). (in Russian).

12.The decision of the Ivanovo city Council of

15.07.2020 N 919 "On the budget of the city of Ivanovo for 2019" [Electronic resource] - URL: http://consultant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021). (in Russian).

13.The decision of the Ivanovo city Council from 25.12.2019 N 840 "On the budget of the city of Ivanovo for 2020 and planning period 2021 and 2022" [Electronic resource] - URL: http://consul-tant.ru/document/ - (date of access 17.02.2021). (in Russian).

14.Boyko N. N. Actual problems of intergovernmental transfers to local budgets // State power and local self-government. 2020. N 10. pp. 3036. (in Russian).

15.Gornin L. V. Interbudgetary relations: problems and their solution // Finance. 2020. N 7. pp. 3-5. (in Russian).

16.Levina V. V. Local finance and regional inter-budgetary relations in the conditions of the crisis. 2020. N 6. pp. 9-17. (in Russian).

17.Makashina O.V. Algorithm for organizing the finances of the public sector / Makashina O.V., Krasnikova N.S. // News Of Higher Educational Institutions. Series «Economy, Finance And Production Management». 2020. N 4 (46). pp. 25-34. (in Russian).

18.Smirnova T. L. Evolution of priorities of budget financing as a tool of innovative and technological development of the regions of Russia // News Of Higher Educational Institutions. Series «Econ-omy, Finance And Production Management». 2019. N 3 (41). pp. 31-38. (in Russian).

19.Sorokina T. Yu. Assessment of the investment attractiveness of municipalities / Sorokina T. Yu., Komleva T. V. // Science and economics. 2012. N 3 (11). pp. 19-22.

20. Shakhova I. Yu. The use of statistical methods in audit // Shakhova, I. Yu., Ardahan A. / The role of the state statistics in the development of modern society. Materials of the International Scientific and Practical Conference. In 2 parts. 2018. pp. 266-270.

21.Report of the All-Russian Congress of Municipalities "On the state of Local Self-Government in the Russian Federation in 2019, prospects for its development and proposals for improving the organization of local self-government. [Electronic resource] - URL: http://okmo.news/event.php740 (date of access: 21.01.2021).

22.Municipal finances of the city of Ivanovo-official website [Electronic resource] - URL: http://iv-budget.ru/ (date of access: 21.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.