Научная статья на тему 'Регулирование межбюджетных отношений в контексте повышения финансово-бюджетной устойчивости государства'

Регулирование межбюджетных отношений в контексте повышения финансово-бюджетной устойчивости государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PUBLIC FINANCE / INTERBUDGETARY RELATIONS / BUDGET POLICY / FINANCIAL STABILITY / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белостоцкий Алексей Александрович

Исследование направлено на анализ межбюджетного взаимодействия и распределение межбюджетных трансфертов на основе оценки эффективности системы распределения межбюджетных трансфертов, ак элемента, фокусирующего программно-целевые методы на наиболее приоритетных задачах по укреплению системы государственных финансов, что будет способствовать формированию новых механизмов межбюджетного взаимодействия и регулированию распределения межбюджетных трансфертов между федеральным бюджетом и бюджетами регионов, для создания условий повышения финансово-бюджетной устойчивости государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белостоцкий Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of inter-budgetary relations in the context of improving the financial and budgetary stability of the stat

The study is aimed at the analysis of inter-budgetary interaction and effective distribution of inter-budgetary transfers, which allows creating conditions for sustainable development of public finances, increasing the level of socio-economic development and determining priority development trajectories in the context of geopolitical imbalance. The purpose of the work is to increase the financial and budgetary stability of the state on the basis of the development of tools and mechanisms for the objective distribution of inter-budgetary transfers and increase the level of inter-budgetary interaction. To do this, it is necessary to assess the economic potential and financial resources of the state, to analyze the state of inter-budgetary relations, the effectiveness of the system of distribution of inter-budgetary transfers. Methodology. The paper uses the methods of economic and financial analysis, on the basis of which the efficiency of the distribution of inter-budget transfers as a result of the management of budgetary resources as an element that focuses on the program-target methods on the most priority tasks of improving budget sustainability. Results. The analysis showed that the formation of new tools and mechanisms of inter-budgetary interaction contributes to the regulation of the distribution of inter-budgetary transfers between the Federal budget and the budgets of the regions and the effective redistribution of budgetary resources between local budgets, which increases the financial and budgetary stability of the state.

Текст научной работы на тему «Регулирование межбюджетных отношений в контексте повышения финансово-бюджетной устойчивости государства»

Регулирование межбюджетных отношений в контексте повышения финансово-бюджетной устойчивости государства

Regulation of inter-budgetary relations in the context of improving the financial and budgetary stability of the stat

БЕЛОСТОЦКИЙ Алексей Александрович

Доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета, к.э.н. Aleksey A. BELOSTOTSKIY

Associate professor of state and municipal administration Kursk State University, Candidate of economic sciences

Исследование направлено на анализ межбюджетного взаимодействия и распределение межбюджетных трансфертов на основе оценки эффективности системы распределения межбюджетных трансфертов, ак элемента, фокусирующего программно-целевые методы на наиболее приоритетных задачах по укреплению системы государственных финансов, что будет способствовать формированию новых механизмов межбюджетного взаимодействия и регулированию распределения межбюджетных трансфертов между федеральным бюджетом и бюджетами регионов, для создания условий повышения финансово-бюджетной устойчивости государства.

The study is aimed at the analysis of inter-budgetary interaction and effective distribution of inter-budgetary transfers, which allows creating conditions for sustainable development of public finances, increasing the level of socio-economic development and determining priority development trajectories in the context of geopolitical imbalance.

The purpose of the work is to increase the financial and budgetary stability of the state on the basis of the development of tools and mechanisms for the objective distribution of inter-budgetary transfers and increase the level of inter-budgetary interaction. To do this, it is necessary

Аннотация:

Abstract:

to assess the economic potential and financial resources of the state, to analyze the state of inter-budgetary relations, the effectiveness of the system of distribution of inter-budgetary transfers.

Methodology. The paper uses the methods of economic and financial analysis, on the basis of which the efficiency of the distribution of interbudget transfers as a result of the management of budgetary resources as an element that focuses on the program-target methods on the most priority tasks of improving budget sustainability.

Results. The analysis showed that the formation of new tools and mechanisms of inter-budgetary interaction contributes to the regulation of the distribution of inter-budgetary transfers between the Federal budget and the budgets of the regions and the effective redistribution of budgetary resources between local budgets, which increases the financial and budgetary stability of the state.

Ключевые слова: Государственные финансы, межбюджетные отношения, бюджетная

политика, финансовая устойчивость, экономическое развитие.

Keywords: Public Finance, inter-budgetary relations, budget policy, financial stability,

economic development.

В условиях федеративного государства при сложном построении бюджетной системы ее устойчивость, как и всего государства в целом, во многом зависит от характера межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных. В настоящее время идет поиск динамичного равновесия между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления применительно к бюджетной сфере.

По мнению профессора М.А. Абрамовой, «основными задачами российской экономики являются обеспечение экономического развития, социально-экономических преобразований и эффективное использование экономического потенциала в интересах повышения уровня жизни населения. В свою очередь, важными элементами этого механизма являются бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты, от качества которых зависит эффективность государственного регулирования как реального сектора экономики, так и самой финансовой сферы» [1, с. 162].

В рамках государственной программы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами» выделяются базовые бюджетные ассигнования на ее реализацию в 2020-2022 годах, которые,

по сравнению с законодательно установленным объемом бюджетных ассигнований, увеличены в 2020 году на 33704894,0 тыс. рублей, в 2021 году на 35167990,3 тыс. рублей и в 2022 году на 48400294,3 тыс. рублей (таблица)

Таблица. Базовые бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы в 2020-2022 годах

Наименование 2020 2021 2022

ВСЕГО 888264447,5 903575934,4 903575934,4

в том числе:

Подпрограмма «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» 14102624,9 11111517,1 11111517,1

Подпрограмма «Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» 874121822,6 892424417,3 892424417,3

Подпрограмма «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий» 40000,0 40000,0 40000,0

Изменение расходных обязательств обусловлено:

1. Увеличением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий длительного характера, решение о реализации которых принято в ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году, в том числе:

■ на предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Красноярского края в 2020-2022 годах на 1000000,0 тыс. рублей ежегодно;

■ на предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году на 335419,0 тыс. рублей;

2. Увеличением бюджетных ассигнований, зависящих от поступления доходов на предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в связи с уточнением прогноза поступления 1 п.п. налога на прибыль организаций на 2020-2022 годы по сравнению с прогнозом, учтенным при формировании Федерального закона от 29.12.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в 2020 году на 32704894,0 тыс. рублей, в 2021 году на 34167990,3 тыс. рублей и в 2022 году на 47064875,3 тыс. рублей [2].

Объем расходов Курской области в виде межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований (дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты), с учетом средств федерального бюджета, составит на 2019 год на сумму 16778778,1 тыс. рублей, на 2020 год - на сумму 14107309,2 тыс. рублей, на 2021 год - на сумму 13619244,9 тыс. рублей. Удельный вес данных расходов в общем объеме расходов областного бюджета в 2019 году 33,6%, в 2020 году - 29,1%, в 2021 году - 27,9%.

Объем дотации бюджетам муниципальных образований из бюджета Курской области планируется в 2019 году на сумму 962469,4 тыс. рублей, в 2020 году - на сумму 399384,3 тыс. рублей, в 2021 году - на сумму 373 766,2 тыс. рублей.

Объем субвенций из областного бюджета в 2019 году составит 12764782,3 тыс. рублей, в 2020 году - на сумму 11516686,6 тыс. рублей, в 2021 году - на сумму 11495820,3 тыс. рублей.

Объем субсидий муниципальным образованиям из областного бюджета планируется в 2019 году на сумму 3048872,9 тыс. рублей, в 2020 году - на сумму 2188267,0 тыс. рублей, в 2021 году - на сумму 1746627,3 тыс. рублей.

Объем иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета планируется в 2019 году на сумму 2653,5 тыс. рублей, в 2020 году на сумму 2971,3 тыс. рублей, в 2021 году на сумму 3031,1 тыс. рублей.

Объем межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в 2019 году на сумму 12748,3 тыс. рублей, в 2020 году на сумму 13156,9 тыс. рублей, в 2021 году на сумму 13683,8тыс. рублей.

В составе расходов областного бюджета в 2020-2021 годах предусматриваются условно утвержденные расходы на сумму 1079005,0 тыс. рублей и 2224761,7 тыс. рублей соответственно.

Расходные обязательства Курской области по обслуживанию государственного долга планируются по действующим и планируемым к заключению соглашениям с Министерством финансов Российской Федерации, договорам с Управлением Федерального казначейства по Курской области, контрактам с кредитными организациями, а также по уплате купонного дохода по государственным облигациям Курской области в 2019 году в сумме 435839,9 тыс. рублей, в 2020 году в сумме 436316,0 тыс. рублей, в 2021 году в сумме 444958,0 тыс. рублей (рисунок).

Формирование объема и структуры расходов областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов осуществлялось исходя из «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2019 год на основании бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Курской области от 08.12.2017 № 93-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с учетом их оптимизации по расходам несоциального характера ограниченного срока действия [3].

1600.0 ^^ 1449.3

Рисунок. 14000 X 1 305Л _

Объем

ассигнований 12000 _ _ _

на реализацию 10000 X 908.0 ¡85^4 подпрограммы

«Эффективная 8000 - - - -¡^-т-

система 600.0 / межбюджетных

отношений 4000 Х _ _ _ _ _ _

в Курской 2000 X _ _ _ _ _ _

области»,

млн рублей 00

2015 2016 2017 2018 2019 2020

С целью эффективного распределение межбюджетных трансфертов между бюджетами регионов и бюджетами муниципальных образований разработана подпрограмма «Эффективная система межбюджетных отношений Курской области», главная задача которой состоит в финансовом выравнивании ресурсного обеспечения муниципальных образований и сбалансированности бюджетов Курской области на местном уровне.

По мнению Р. Масгрейва, «выводы о региональной структуре федеральных финансов могут быть выведены из логики фискального устройства, установленного для унитарного национального государства. Эта логика требует централизованного обеспечения общерегиональных общественных благ и локального обеспечения общественных благ местного характера, однако действующая структура юрисдикций не выводится из фискальной логики. Она формировалась под влиянием многих факторов, устанавливая правительственные распоряжения, которым должны соответствовать фискальные структуры. Большинство современных государств прошли через унификацию отдельных юрисдикций, объединенных в форму федерации. Так было в случае США, Канады и Австралии, которые соответствуют этой модели. Но сплоченность федераций может различаться, и, следовательно, будут различаться и фискальные структуры» [4, с. 533].

Конечные результаты регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне с целью повышения финансово-бюджетной устойчивости государства заключаются в следующем:

1. Снижение нецелевых расходов и аккумулирование бюджетных ресурсов на исполнение приоритетных расходных обязательств.

2. Обеспечение качественного бюджетного планирования и прогнозирования и осуществление контрольных мероприятий в процессе реализации основных направлений бюджетной политики.

3. Повышение устойчивости бюджетов бюджетной системы Курской области к различным негативным факторам развития экономики.

4. Перераспределения расходных обязательств тех исполнительных органов государственной власти региона, которые будут способствовать повышения финансово-бюджетной устойчивости как региона, так и государства в целом [5].

Библиографиче- 1.Абрамова МА. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструмен-ский список: ты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономичес-

кого роста: монография/колл. авт.; под ред. МА. Абрамовой. - Москва: КНОРУС - 2019. - 202 с.

2. Методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Официальный сайт Министерства финансов РФ: URL: http://minfin.ru/(дата обращения: 27.05.2019).

3. Проект Закона Курской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Официальный сайт Администрации Курской области: URL: http://rkursk.ru/ (дата обращения: 30.05.2019).

4. Масгрейв Р. Государственные финансы: теория и практика /РА. Мас-грейв, П.Б. Масгрейв; пер. с англ.: Д.В. Крутиков, А.В. Сидоров; под общ. ред. Т.Г. Нестеренко, Р.Е. Артюхина, В.Д. Дзгоева. - 5-е изд. - М.: Бизнес Атлас. - 2009. - 716 с.

5. Постановление Администрации Курской области от 13 февраля 2018 г. № 92-па «О внесении изменений в государственную программу Курской области „Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области"». Официальный сайт Администрации Курской области: URL: http://rkursk.ru/ (дата обращения: 25.05.2019).

List of References: 1. Abramova M.A. Byudzhetno-nalogovye i denezhno-kreditnye instrumenty

dostizheniya finansovoi stabil'nosti i obespecheniya ekonomicheskogo rosta: monografiya / koll. avt.; pod red. M.A. Abramovoi. - Moskva: KNORUS. -2019. - 202 s.

2. Metodika rascheta predel'nykh bazovykh byudzhetnykh assignovanii federal'nogo byudzheta po gosudarstvennym programmam Rossiiskoi Federatsii i neprogrammnym napravleniyam deyatel'nosti na 2020 god i na planovyi period 2021 i 2022 godov. Ofitsial'nyi sait Ministerstva finansov RF: URL: http://minfin.ru/(data obrashcheniya: 27.05.2019).

3. Проект Закона Курской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Официальный сайт Адми-

нистрации Курской области: URL: http://rkursk.ru/ (дата обращения: 30.05.2019).

4. Masgreiv R. Gosudarstvennye finansy: teoriya i praktika / R.A. Masgreiv, P.B. Masgreiv; per. s angl.: D.V. Krutikov, A.V. Sidorov; pod obshch. red. T.G. Nesterenko, R.E. Artyukhina, V.D. Dzgoeva. - 5-e izd. - M.: Biznes Atlas. -2009. - 716 s.

5. Postanovlenie Administratsii Kurskoi oblasti ot 13 fevralya 2018 g. № 92-pa «O vnesenii izmenenii v gosudarstvennuyu programmu Kurskoi oblasti «Sozdanie uslovii dlya effektivnogo i otvetstvennogo upravleniya regional'nymi i munitsipal'nymi finansami, gosudarstvennym dolgom i povysheniya ustoichivosti byudzhetov Kurskoi oblasti» Ofitsial'nyi sait Administratsii Kurskoi oblasti: URL: http://rkursk.ru/ (data obrashcheniya: 25.05.2019).

Контактная Белостоцкий Алексей Александрович, 305044, г. Курск, ул. 8 Марта, 92

информация: 8 910 310-77-22, a.a.beLostotskiy@yandex.ru

305000, г. Курск, ул. Радищева, 33, Курский государственный университет 8 (4712) 51-36-52, g.gmu@maiL.ru

Contact BeLostotskiy ALeksey ALeksandrovich, 305044, Kursk, 8 Marta Street, 92

information: 8 910 310-77-22, a.a.beLostotskiy@yandex.ru

305000, Kursk, Radishchev street, 33, Kursk State University 8 (4712) 51-36-52, g.gmu@maiL.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.