Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОВЛЕЧЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ОЦЕНКА ВОВЛЕЧЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешин Дмитрий Вячеславович

В статье проводится исследование формальной и неформальной активности региональных органов власти в области достижения национальных целей развития на основе изучения 554 региональных проектов по национальному проекту «Здравоохранение» и 1043 новостных событий. Сделан вывод о наличии систематических и несистематических проблемах в управлении проектами. Предложены потенциальные пути решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алешин Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INVOLVEMENT OF REGIONAL AUTHORITIES IN THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS: EMPIRICAL STUDY

The article examines the formal and informal activity of regional authorities in the field of achieving national development goals based on the study of 554 regional projects under the national project «Health» and 1043 news events. It is concluded that there are systematic and non-systematic problems in project management. Potential solutions to problems are suggested.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОВЛЕЧЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 76 — 78. Audit journal. 2021;(4): 76 — 78.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Научная статья УДК 336.1

doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-76-78 NIION: 2017-0074-4/21-012 MOSURED: 77/27-021-2021-04-212

Оценка вовлеченности региональных органов власти в процесс реализации национальных проектов: эмпирическое исследование

Дмитрий Вячеславович Алешин

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, alesh.dmitriiy@gmail.com

Аннотация. В статье проводится исследование формальной и неформальной активности региональных органов власти в области достижения национальных целей развития на основе изучения 554 региональных проектов по национальному проекту «Здравоохранение» и 1043 новостных событий. Сделан вывод о наличии систематических и несистематических проблемах в управлении проектами. Предложены потенциальные пути решения проблем.

Ключевые слова: бюджет, национальные проекты, региональные проекты, национальные цели, государственное управление, проектный подход, программно-целевой подход

Благодарности: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета при Правительстве РФ.

Для цитирования: Алешин Д. В. Оценка вовлеченности региональных органов власти в процесс реализации национальных проектов: эмпирическое исследование // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 76 — 78. doi: 10.24411 /1727-8058-2021-4-76-78.

PUBLIC FINANCIAL CONTROL

Original article

Assessment of the involvement of regional authorities in the implementation of national projects: empirical study

Dmitrii V. Aleshin

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, alesh. dmitriiy@gmail.com

Abstract. The article examines the formal and informal activity of regional authorities in the field of achieving national development goals based on the study of 554 regional projects under the national project «Health» and 1043 news events. It is concluded that there are systematic and non-systematic problems in project management. Potential solutions to problems are suggested.

Keywords: budget, national projects, regional projects, national goals, public administration, project approach, program-targeted approach

Acknowledgments: the article was prepared based on the results of research carried out at the expense of the Scientific Fund of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

For citation: Aleshin D.V. Assessment of the involvement of regional authorities in the implementation of national projects: empirical study // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021 ;(4): 76 — 78. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-76-78 (In Russ.).

© Алешин Д.В., 2021

Полноценная реализация национальных проектов, направленных на достижение национальных целей на всей территории Российской Федерации, невозможна без полномасштабной и систематической вовлеченности регионов и муниципальных образований как формальной (по результатам отчетов и паспортов региональных проектов), так и неформальной (медиаактивность, публикация новостных событий), что было отмечено рядом отечественных авторов [1—3].

Для исследования неформальной вовлеченности региональных органов власти был проведен анализ 1043 новостных событий официального портала национальных проектов. Результатом данного анализа стал вывод о наличии факта вовлеченности субъектов Российской Федерации в процесс реализации национальных (региональных) проектов, однако с признаками несистематичности как в разрезе регионов (22 региона обеспечивают 51% всех новостных событий), так и в разрезе национальных проектов (наибольшая новостная активность по четырем национальным проектам — «Демография», «Здравоохранение», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Экология», покрывая 49% всех новостей).

Для исследования формальной вовлеченности региональных органов власти был проведен анализ: (1) финансовой обеспеченности задач и результатов региональных проектов, (2) объема финансирования, (3) единства формата предоставления документации и реализации принципа удобства для пользователей, включающий в себя изучение 554 региональных проектов по национальному проекту «Здравоохранение». Результатом данного анализа стал вывод о наличии следующих систематических и несистематических проблем.

Проблема неналаженной коммуникации и планирования региональных проектов во времени. Данный фактор снижения вовлеченности регионов характеризуется наличием вопросов в системе координации между:

(1) рабочими группами;

(2) регионами;

(3) региональными и федеральными органами

государственной власти.

Так, например, только десять регионов имеют совпадающие временные границы финансового обеспечения региональных проектов. Необходимо также обратить внимание на отсутствие соответствия финансовой обеспе-

ченности во времени проектов (в среднем по трем проектам на регион) со стороны консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (далее — консолидированные бюджеты) и федерального бюджета.

Проблема отсутствия полной финансовой обеспеченности задач и результатов региональных проектов. Данный вопрос является следствием:

(1) отсутствия закрепленности источников финансового обеспечения за всеми задачами в региональных проектах;

(2) разным уровнем детализации задач на подзадачи;

(3) разным уровнем требований к достижению целей.

Так, только 28 регионов имеют полностью финансово обеспеченные результаты региональных проектов. При этом из прочих регионов 86% имеют от одного до трех не максимально обеспеченных проектов здравоохранения, Новосибирская область и Чукотский АО имеют пять необеспеченных проектов, а Кировская область — шесть.

Неполнота и неактуальность данных региональных проектов в сравнении с данными федеральных проектов. Данная проблема характеризуется:

(1) несистемной актуализацией паспортов региональных проектов;

(2) отсутствием системы соотнесения актуализированных версий паспортов проектов с действующей документацией;

(3) несоответствием паспортов региональных проектов принципам бюджетного планирования (планирование на очередной финансовый год и на плановый период). Так, в ходе анализа было выявлено, что

большинство актуализированных паспортов региональных проектов (174 региональных проекта по 37 регионам) не содержат данные о финансировании со стороны федерального бюджета.

Структурная и временная (динамическая) непроработанность федерального проекта «Развитие детского здравоохранения» (№ 4). Данный вопрос характеризуется:

(1) наличием системных проблем планирования и финансового обеспечения соответствующих региональных проектов;

(2) отсутствием объективных причин со стороны региональных органов государственной власти.

Так, в 33 регионах наблюдается верхняя граница финансового обеспечения проектов со стороны только федерального бюджета — до 2020 г. (включительно), при этом финансирование со стороны консолидированных бюджетов запланировано до 2021 г. и далее. В 34 регионах определена также верхняя граница финансового обеспечения проектов № 4 со стороны федерального бюджета и консолидированных бюджетов — до 2020 г.

Неэффективная система вертикального контроля планирования и реализации региональньх проектов. Данная проблема характеризуется:

(1) наличием неконтролируемого человеческого фактора, приводящего к возникновению ошибок в официальной документации;

(2) формированием разноплановых документов, некоторые из которых не отвечают принципам удобства использования (не юзер-френдли), в рамках одного региона. Так, по 15 региональным проектам итоговые суммы финансового обеспечения по региональным проектам (строка) не включают в себя суммы, также указанные в данных документах. Несистематический характер ошибок свидетельствует о влиянии человеческого фактора при заполнении форм документации.

Таким образом, на основе анализа можно утверждать о наличии систематических и несистематических проблем вовлеченности региональных органов власти. Возможными решениями для разрешения выделенных проблем являются:

(1) внедрение матричной системы управления проектами (двойной контроль и эффективная коммуникация);

(2) формирование системы лучших практик;

(3) приоритизация федерального проекта № 7;

(4) использование административных мер;

(5) обучение с помощью открытых семинаров и контроль на базе многоэтапной системы дедлайнов;

(6) создание временных рабочих групп для устранения проблем на федеральном уровне.

Список источников

1. Балынин И.В. Как исправить ключевые ошибки подготовки и реализации национальных проектов в Российской Федерации? // Аудиторские ведомости. 2020. № 1. С. 117—119.

2. Косое М.Е. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 847—855.

3. Шмиголь Н.С. Современные концептуальные подходы к управлению финансами государственного сектора // Финансовая жизнь. 2021. № 2. С. 52—55.

References

1. Balynin I.V. How to correct the key mistakes in the preparation and implementation of national projects in the Russian Federation? // Audit statements. 2020. No. 1. P. 117—119.

2. Kosov M.E. Budgetary policy of the Russian Federation: problems and ways to solve them // Economy and Entrepreneurship. 2016. No. 8 (73). S. 847—855.

3. Shmigol N.S. Modern conceptual approaches to public sector financial management // Financial life. 2021. No. 2. P. 52—55.

Информация об авторе

Д.В. Алешин — студент магистратуры

Information about the author

D.V. Aleshin — undergraduate student

Статья поступила в редакцию 13.09.2021; одобрена после рецензирования 13.10.2021; принята к публикации 12.11.2021. The article was submitted 13.09.2021; approved after reviewing 13.10.2021; accepted for publication 12.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.