Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ'

ОЦЕНКА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИИ / НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИИ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балынин Игорь Викторович

В статье дана авторская оценка сценариев развития накопительных механизмов в Российской Федерации в 2022 г. Отмечена вероятность реализации каждого из выделенных сценариев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балынин Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SCENARIOS FOR THE DEVELOPMENT OF ACCUMULATIVE PENSION SCHEMES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2022

The article provides the author's assessment of scenarios for the development of savings mechanisms in the Russian Federation in 2022. The probability of the implementation of each of the identified scenarios is noted.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ»

Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 79 — 82. Audit journal. 2021;(4): 79 — 82.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Научная статья УДК 336.2

doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-79-82 NIION: 2017-0074-4/21-013 MOSURED: 77/27-021-2021-04-213

Оценка сценариев развития накопительных механизмов пенсионного обеспечения в Российской Федерации в 2022 году

Игорь Викторович Балынин

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, igorbalynin@mail.ru

Аннотация. В статье дана авторская оценка сценариев развития накопительных механизмов в Российской Федерации в 2022 г. Отмечена вероятность реализации каждого из выделенных сценариев.

Ключевые слова: бюджет, пенсионное обеспечение, пенсии, накопительные пенсии, негосударственное пенсионное обеспечение

Благодарности: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.

Для цитирования: Балынин И. В. Оценка сценариев развития накопительных механизмов пенсионного обеспечения в Российской Федерации в 2022 году // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 79 — 82. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-79-82.

PUBLIC FINANCIAL CONTROL

Original article

Assessment of scenarios for the development of accumulative pension schemes in the Russian Federation in 2022

Igor V. Balynin

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, igorbalynin@mail.ru

Abstract. The article provides the author's assessment of scenarios for the development of savings mechanisms in the Russian Federation in 2022. The probability of the implementation of each of the identified scenarios is noted.

Keywords: budget, pension provision, pensions, funded pensions, non-state pension provision

Acknowledgments: the article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on a state assignment to the Financial University under the Government of the Russian Federation.

For citation: Balynin I.V. Assessment of scenarios for the development of accumulative pension schemes in the Russian Federation in 2022 // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021 ;(4): 79 — 82. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-79-82 (In Russ.).

© Балынин И.В., 2021

Актуальность изучения вопросов подтверждается, с одной стороны, наличием проблем и сдерживающих факторов развития накопительных механизмов пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а с другой — необходимостью формирования дополнительных (к формированию пенсионных прав на страховую пенсию) инструментов накопления средств для финансового обеспечения своей жизнедеятельности после окончания периода трудоустройства. В последние годы вопросы модернизация пенсионного обеспечения находились в постоянном научном фокусе [1—3].

В Российской Федерации внедрение (прежде всего формирование нормативно-право-вого фундамента) накопительных механизмов началось еще в 90-е годы XX в. Следует отметить, что, несмотря на большое число предпринятых попыток, назвать текущий уровень развития высоким или даже средним не представляется возможным. При этом в средствах массовой информации и заявлениях лиц, ответственных за реализацию финансовой и денежно-кредитной политики в Российской Федерации, практически ежегодно на протяжении последних пяти лет появляются предложения по модернизации существующих накопительных механизмов (часть из которых находится в «замороженном» состоянии).

Вариант 1 (вероятность, близкая к нулевой). В 2022 г. будет возобновлена система формирования пенсионных прав граждан на выплаты из средств пенсионных накоплений, сформированных за счет новых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Практическая реализация данного варианта представляется маловероятной ввиду того факта, что в настоящее время из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступает достаточно большой по объему межбюджетный трансферт для осуществления выплат страховых пенсий в связи с недостаточным объемом мобилизуемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (рис. 1).

Принятие подобного решения потребует как минимум одного из решений:

• либо увеличения объемов расходов федерального бюджета на осуществление данного межбюджетного трансферта ввиду сокращения объема страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (в условиях широты вызовов и запланированного (в проекте) дефицита федерального бюджета в 2024 г., а также при небольших ре-

зервах возможности его увеличения представляются очень ограниченными);

• либо увеличения тарифов страховых взносов, что в условиях экономического спада не представляется возможным, так как будет являться сдерживающим фактором экономического роста.

Вариант 2 (маловероятный). В 2022 г. будет принят новый законопроект, посвященный развитию накопительных механизмов, в соответствии с которым:

• будет отменена действующая в настоящее время «заморозка пенсионных накоплений» одновременно с отменой накопительного компонента в рамках обязательного пенсионного страхования;

• будет разработан и одобрен к внедрению новый накопительный механизм формирования пенсионных прав граждан на основе развития негосударственного пенсионного обеспечения.

Реализация данного сценария представляется маловероятной ввиду того, что в последние годы достаточно часто поднимались вопросы о совершенствовании накопительного компонента, по результатам которых законопроекты даже не были внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Вариант 3 (вероятность ниже средней). В 2022 г. подготовят новый законопроект, посвященный развитию накопительных механизмов, в соответствии с которым будут реализованы следующие мероприятия:

• предусмотрена отмена с 2023/2024 г. действующей в настоящее время «заморозки пенсионных накоплений» одновременно с ликвидацией накопительного компонента в рамках обязательного пенсионного страхования;

• разработан и одобрен к внедрению новый накопительный механизм формирования пенсионных прав граждан на основе развития негосударственного пенсионного обеспечения.

Вариант 4 (наиболее вероятный). В 2022 г. будут продолжены дискуссии в научном сообществе относительно направлений модернизации накопительных механизмов формирования пенсионных прав граждан. Однако законопроект не будет разработан в окончательном варианте, а следовательно, и внесен в законодательный орган по причине отсутствия интереса граждан к данной системе. Это обусловлено в первую очередь низким уровнем доходов населения, которые не позволяют производить постоянные дополнительные платежи.

8.00 6,00 4.00 2.00 0.00

22,86%

25.00%

20.00%

15.00%

10,00%

5,00%

0,00%

2016

2017

2018

2019

2020

Расходы на выплаты СП, трлн рублей

Объем МБТ из ФБ в бюджет ПФР на ОПС, трлн рублей

Отношение объема МБТ из ФБ в бюджет ПФР на ОПС к расходам на выплату СП, в %

Рис. 1. Значение межбюджетного трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР на ОПС в выплате страховых пенсий

Источник: составлено по данным Федерального казначейства.

При этом не вызывает сомнения тот факт, что диверсификация инструментов пенсионного обеспечения позволит не только сформировать более высокий его уровень для граждан, но и снизить нагрузку на бюджетную систему Российской Федерации (причем в совокупности с принятым решением по повышению пенсионного возраста данный экономический эффект будет более высоким) прежде всего за счет дополнительных механизмов выравнивания доходов малообеспеченных пенсионеров.

Список источников

1. Виноградов Н.В. Направления стратегического развития пенсионной системы России, ее влияние на экономический рост // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 217. № 3. С. 272—283.

2. Кулаков А.В. Роль цифровых технологий в развитии пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 214—216.

3. Понкратов В.В., Караев А.К., Воронцов А.Н. Влияние долга домохозяйств на макроэкономические показатели и рост российской экономики // Финансовая жизнь. 2019. № 4. С. 29—33.

4. Косов М.Е. Подходы к оценке рисков и критерии оценки финансовой устойчивости НПФ // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3. С. 229—235.

5. Косов М.Е. Критический анализ состояния рынка пенсионных накоплений пенсионной системы РФ // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 293—298.

6. Косов М.Е. Основные проблемы сбалансированности пенсионной системы и разработка подходов к их решению // Научные ведомости Белгородского государственного

университета. Сер.: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 3. С. 474-484.

7. Kosov M.E. Efficiency evolution of means management pension accruals by private managing companies // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. № 4. С. 96—110.

References

1. Vinogradov N.V. Directions of strategic development of the pension system in Russia, its impact on economic growth // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2019. Vol. 217. No. 3. P. 272—283.

2. Kulakov A.V. The role of digital technologies in the development of pensions in the Russian Federation // Audit statements. 2021. No. 2. P. 214—216.

3. Ponkratov V.V, Karaev A.K., Vorontsov A.N. The influence of household debt on macroeco-nomic indicators and the growth of the Russian economy // Financial life. 2019. No. 4. P. 29—33.

4. Kosov M.E. Approaches to risk assessment and criteria for assessing the financial stability of NPF // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 3. P. 229—235.

5. Kosov M.E. Critical analysis of the state of the market for pension savings in the pension system of the Russian Federation // Bulletin of economic security. 2017. No. 2. P. 293—298.

6. Kosov M.E. The main problems of balancing the pension system and the development of approaches to their solution // Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Ser.: Economics. Computer science. 2019. Vol. 46. No. 3. P. 474—484.

7. Kosov M.E. Efficiency evolution of means management pension accruals by private managing companies // World economy: security problems. 2017. No. 4. P. 96—110.

Информация об авторе

И.В. Балынин — кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных финансов Финансового факультета.

Information about the author I.V. Balynin—candidate of economic sciences, associate professor of the department of public finance, faculty of finance.

Статья поступила в редакцию 19.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 08.12.2021. The article was submitted 19.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 08.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.