Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »
4. Повышение квалификации обслуживающего персонала.
5. Выполнение всех плановых профилактических мероприятий.
6. Внедрение современных средств контроля.
7. Прогнозирование надежности и анализ статистики отказов.
8. Совершенствование организации труда у экс-плуатанта аппаратуры.
Вопросы тестовой проверки аппаратуры МНР можно рассмотреть на примере метеонавигационного радиолокатора ВС ВОЕШв-767. На нем для повышения надежности приемопередающее устройство резервируется, а в антенном тракте устанавливается волноводный переключатель, подключающий рабочий комплект [3]. Для обеспечения сканирования антенны в заданной плоскости от инерциальной опорной системы поступают данные об углах крена и тангажа. Для контроля работы аппаратуры используется тестовая информация, которая в цифровой форме в стандарте ЛИШС-453 поступает на МНР и преобразуется в растровый видеоформат. Полученный видеосигнал отображается на электронном навигационном
устройстве ЭНУ. Таким образом, проверка системы производится в режиме TEST, при которой на ЭНУ отображается тестовый шаблон.
Сложность технической диагностики надежности метеонавигационного радиолокатора «Буран-85» обусловлена его аппаратурной сложностью и большим количеством рабочих режимов и подрежимов, в которых должна выполняться проверка. В случае отказа одного из комплектов приемопередатчика его техническая диагностика и ремонт производятся в специализированных лабораториях.
Библиографические ссылки
1. Сосновский А. А. Авиационная радионавигация. М. : Транспорт, 1990.
2. Воробьев В. Г., Константинов В. Д. Надежность и техническая диагностика авиационного оборудования. М. : МГТУГА, 2010.
3. Тюпкин М. В. Бортовые навигационные системы и аппаратура связи воздушного судна BOEING-767.
© Сазыкин И. В., Гейман В. Н., 2013
УДК 669.713.7
Н. В. Семенова, М. А. Шнайдер Научный руководитель - Л. Г. Феофанов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТРОЛОГИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА ВС
Авиационная метрология - раздел прикладной и законодательной метрологии, занимающийся обеспечением единства измерений в авиации и метрологическим надзором, направленным на повышение качества предоставляемых работ и услуг, обеспечение безопасности полетов. Повышение безопасности полётов в гражданской авиации (ГА) является важнейшей проблемой разработчиков воздушных судов, эксплуатантов воздушного транспорта и системы организации воздушного движения.
Безопасность всего полета зависит не только от действий экипажа самолета, но и в значительной степени от разработчиков и специалистов ремонтно-технической службы.
Задачи авиационной метрологии
1. Обеспечение единства и требуемой точности измерений при создании, эксплуатации и ремонте авиационной техники (АТ) и средств наземного обслуживания (СНО);
2. Определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, испытаний, эксплуатации и ремонта АТ и СНО;
3. Создание эталонов единиц величин и внедрение средств измерений и специальных средств измерений, применяемых для контроля параметров АТ и СНО в процессе эксплуатации и ремонта;
4. Осуществление метрологического контроля путем поверки и калибровки средств измерений, проверки своевременности представления их на поверку (калибровку);
5. Осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для поверки (калибровки) средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Особенности метрологии в авиации
1. Непосредственная связь с обеспечением безопасности полетов.
2. Обслуживание, кроме средств измерений общего назначения, широкого спектра специальных отраслевых средств.
Средства и методы измерений, применяемые при технической эксплуатации наземных систем и средств УВД, навигации, посадки и связи [1]. При технической эксплуатации наземных систем и средств УВД, навигации, посадки и связи применяются:
а) средства измерений, изготовленные промышленностью или поставленные по импорту и подлежащие государственной аттестации, метрологическому контролю и надзору;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
б) специальные средства измерений, подлежащие ведомственному контролю и надзору;
в) методы измерений и контроля, регламентируемые государственными стандартами и стандартами отрасли, приведенные в эксплуатационной документации на средства РТОС и изложенные в разработанных промышленностью или предприятиями гражданской авиации методиках выполнения измерений, аттестованных в соответствии с ГОСТ Р 8.563.
По специальному техническому регламенту «Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях» можно выделить следующие требования для улучшения безопасности полета:
• При разработке авиационной техники должны быть выявлены возможные виды опасностей, угрожающих человеку, имуществу физических или юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, которые могут возникнуть на всех стадиях ее жизненного цикла. Должно быть задано и обеспечено подтверждение их допустимых уровней, а также должны быть предусмотрены меры по однозначной идентификации объектов технического регулирования.
• При подготовке ремонтного производства должно быть обеспечено выполнение всех требований, установленных (типовой) конструкцией, эксплуатационной и ремонтной (конструкторской и тех-
нологической) документацией к процессам ремонта. Должны быть выявлены возможные несоответствия, ошибки и отклонения, препятствующие выполнению указанных требований в полном объеме, и разработаны меры по устранению или снижению уровня их влияния на безопасность.
• Метрологическое обеспечение работ должно осуществляться с соблюдением действующих стандартов [2]. Средства ремонта, контроля и испытаний должны соответствовать нормам, установленным в технической и технологической документации, быть аттестованы и подвергаться периодическим поверкам, калибровке, обслуживанию, ремонту и хранению согласно утвержденным правилам.
Библиографические ссылки
1. Смуров М. Ю. Обеспечение безопасности полётов воздушных судов на этапах взлета и посадки в условиях неопределенности информации о внешних возмущениях: диссертация, 2004.
2. Метрологическое обеспечение технической эксплуатации наземных систем и средств УВД, навигации, посадки и связи // Федеральная авиационная служба России, М., 1999.
© Семенова Н. В., Шнайдер М. А., 2013
УДК 656.7.072/.073
Д. Е. Строков, В. В. Киселев Научный руководитель - А. В. Кацура Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОЛЯРНЫХ ВОЗДУШНЫХ ТРАСС
Показаны преимущества использования трансполярных маршрутов и особенности их выполнения.
Идея использования воздушного пространства России для выполнения спрямленных полетов из Азии в Северную Америку в последние годы широко обсуждается в отечественной и мировой печати. Она получила одобрение авиакомпаний и таких международных организаций, как 1САО и 1АТА и российско-американской группы по организации воздушного движения КЛСвАТ. Отечественные авиационные власти также поддержали эту идею, увидев в ней реальный источник средств для модернизации устаревшей системы УВД страны.
Авторами данной работы были проанализированы технические и экономические особенности трансполярных воздушных путей, их преимущества и недостатки. Преимущества использования трансполярных маршрутов заключаются в следующем:
• сокращение протяжённости маршрута и времени полёта;
• уход от встречных ветров (в приполярных районах ветров практически нет или они слабы);
• уход с перегруженных до предела ныне используемых трасс.
Трансполярные перелеты [1] имеют некоторые особенности, касающиеся технической эксплуатации летательных аппаратов (ЛА):
1. Летная и техническая эксплуатация ЛА в условиях низких температур имеют ряд особенностей. В этих условиях возникают специфические неисправности и отказы, вызывающие дополнительный простой ЛА, нарушающие регулярность полетов и создающие предпосылки к авиационным проишествиям. Причинами многих отказов и неисправностей является попадание снега и образование льда в узлах крепления, воздухозаборниках и других системах и агрегатах, обледенение летательных аппаратов.
2. На субавроральных радиолиниях [2; 3] наблюдаются нарушения радиосвязи в виду вхождения радиолиний в область главного ионосферного провала, где ионизация мала для обеспечения отражения радиоволн КВ-диапозона.
3. Невидимость ГСО для спутниковой связи.
Что дает России открытие трансполярных воздушных трасс?