Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
Библиографические ссылки Максимов ; под ред. А. А. Сосновского. М. : Транс-
1. Воробьев В. Г., Константинов В. Д. Надеж- порт, 1990. 264 с. ность и техническая диагностика авиационного оборудования : учебник. М. : МГТУГА, 2010. 448 с. © Савина М. Г., Карлов Н. В., 2013
2. Авиационная радионавигация : справочник / А. А. Сосновский, И. А. Хаймович, Э. А. Лутин, И. Б.
УДК 351.814.2; 656.7.08
И. В. Сазыкин, В. Н. Гейман Научный руководитель - В. М. Мусонов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАДЕЖНОСТИ МЕТЕОНАВИГАЦИОННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ «БУРАН»
Рассмотрены вопросы технической диагностики метеонавигационного радиолокатора 1-го класса «Буран-85». Показаны основные направления повышения надежности на этапе проектирования, производства и эксплуатации.
Метеонавигационный радиолокатор «Буран-85» -МНР 1-го класса с цифровой обработкой сигналов служит датчиком информации для многофункциональной системы электронной индикации (СЭИ), основанной на многоцветных индикаторах телевизионного типа. В состав МНР входят антенные блоки БА РЛ и БА РМО, предназначенные соответственно для работы с сигналами МНР и ответными сигналами радиомаяков-ответчиков (РМО), приемопередатчик ПП и пульт управления ПУ. Для управления МНР служит узел УУ, который через устройство ввода/вывода УВВ связан со специализированной вычислительной машиной СЦВМ, устройством преобразования сигналов УПС и пультом управления ПУ [1].
Основные режимы МНР: «Земля», «Метео», «РМО», «РМО—Земля», «РМО-Метео», «Снос» и «Контроль».
Режим «Земля» предназначен для получения радиолокационной карты местности при разрешающей способности до 150 м с использованием подрежимов «Сектор», «Программный обзор», «Автомат», «Микроплан» и «Стабилизация».
Режим «Метео» осуществляется в одном из подрежимов «Сектор» с обязательной стабилизацией плоскости сканирования антенны (подрежим «Стабилизация»).
Режим «РМО» предназначен для определения координат радиомаяков-ответчиков при работе МНР с горизонтально поляризованным сигналом в одном из подрежимов, используемых в режиме «Земля».
Режимы «РМО-Земля» и «РМО-Метео» - совмещенные. В первом из них чередуются режимы «Земля» и «РМО», а во втором - «Метео» и «РМО». Режим «Снос» отличается тем, что управление положением ДН по азимуту при определении угла сноса осуществляется по командам, которые содержат данные о курсовом угле.
Надежность - это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выпол-
нять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования [2].
Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения и условий применения объекта состоит из сочетания свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемо -сти.
Основные методы повышения надежности на этапе проектирования и производства включают следующее:
1. Применение высоконадежных комплектующих элементов. Для выполнения этого проводят либо выборочную, либо полную предварительную проверку и испытание элементов в условиях, приближенных к условиям эксплуатации АТ.
2. Проектирование возможно более простой аппаратуры, применение известных ранее и хорошо себя зарекомендовавших блоков, узлов и схемных решений.
3. Снижение возможных перегрузок в работе аппаратуры от изменения температуры, вибраций, повышенных питающих напряжений, электромагнитных полей.
4. Автоматизацию проектирования, при которой оптимизируется конструкция объекта с учетом требований стандартов и исключаются конструкционные ошибки при переносе информации на технологическую и производственную базу.
5. Резервирование особо ответственных узлов, блоков, операций в программном обеспечении.
Методы повышения надежности на этапе эксплуатации включают следующее:
1. Доработку аппаратуры на основе опыта эксплуатации и связи эксплуатанта с разработчиком и производителем.
2. Снижение нагрузок действующих на аппаратуру, улучшение условий работы и хранения.
3. Совершенствование технологических процессов работы и обслуживания.
Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »
4. Повышение квалификации обслуживающего персонала.
5. Выполнение всех плановых профилактических мероприятий.
6. Внедрение современных средств контроля.
7. Прогнозирование надежности и анализ статистики отказов.
8. Совершенствование организации труда у экс-плуатанта аппаратуры.
Вопросы тестовой проверки аппаратуры МНР можно рассмотреть на примере метеонавигационного радиолокатора ВС ВОЕШв-767. На нем для повышения надежности приемопередающее устройство резервируется, а в антенном тракте устанавливается волноводный переключатель, подключающий рабочий комплект [3]. Для обеспечения сканирования антенны в заданной плоскости от инерциальной опорной системы поступают данные об углах крена и тангажа. Для контроля работы аппаратуры используется тестовая информация, которая в цифровой форме в стандарте ЛИШС-453 поступает на МНР и преобразуется в растровый видеоформат. Полученный видеосигнал отображается на электронном навигационном
устройстве ЭНУ. Таким образом, проверка системы производится в режиме TEST, при которой на ЭНУ отображается тестовый шаблон.
Сложность технической диагностики надежности метеонавигационного радиолокатора «Буран-85» обусловлена его аппаратурной сложностью и большим количеством рабочих режимов и подрежимов, в которых должна выполняться проверка. В случае отказа одного из комплектов приемопередатчика его техническая диагностика и ремонт производятся в специализированных лабораториях.
Библиографические ссылки
1. Сосновский А. А. Авиационная радионавигация. М. : Транспорт, 1990.
2. Воробьев В. Г., Константинов В. Д. Надежность и техническая диагностика авиационного оборудования. М. : МГТУГА, 2010.
3. Тюпкин М. В. Бортовые навигационные системы и аппаратура связи воздушного судна BOEING-767.
© Сазыкин И. В., Гейман В. Н., 2013
УДК 669.713.7
Н. В. Семенова, М. А. Шнайдер Научный руководитель - Л. Г. Феофанов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТРОЛОГИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА ВС
Авиационная метрология - раздел прикладной и законодательной метрологии, занимающийся обеспечением единства измерений в авиации и метрологическим надзором, направленным на повышение качества предоставляемых работ и услуг, обеспечение безопасности полетов. Повышение безопасности полётов в гражданской авиации (ГА) является важнейшей проблемой разработчиков воздушных судов, эксплуатантов воздушного транспорта и системы организации воздушного движения.
Безопасность всего полета зависит не только от действий экипажа самолета, но и в значительной степени от разработчиков и специалистов ремонтно-технической службы.
Задачи авиационной метрологии
1. Обеспечение единства и требуемой точности измерений при создании, эксплуатации и ремонте авиационной техники (АТ) и средств наземного обслуживания (СНО);
2. Определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, испытаний, эксплуатации и ремонта АТ и СНО;
3. Создание эталонов единиц величин и внедрение средств измерений и специальных средств измерений, применяемых для контроля параметров АТ и СНО в процессе эксплуатации и ремонта;
4. Осуществление метрологического контроля путем поверки и калибровки средств измерений, проверки своевременности представления их на поверку (калибровку);
5. Осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для поверки (калибровки) средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Особенности метрологии в авиации
1. Непосредственная связь с обеспечением безопасности полетов.
2. Обслуживание, кроме средств измерений общего назначения, широкого спектра специальных отраслевых средств.
Средства и методы измерений, применяемые при технической эксплуатации наземных систем и средств УВД, навигации, посадки и связи [1]. При технической эксплуатации наземных систем и средств УВД, навигации, посадки и связи применяются:
а) средства измерений, изготовленные промышленностью или поставленные по импорту и подлежащие государственной аттестации, метрологическому контролю и надзору;