Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
б) специальные средства измерений, подлежащие ведомственному контролю и надзору;
в) методы измерений и контроля, регламентируемые государственными стандартами и стандартами отрасли, приведенные в эксплуатационной документации на средства РТОС и изложенные в разработанных промышленностью или предприятиями гражданской авиации методиках выполнения измерений, аттестованных в соответствии с ГОСТ Р 8.563.
По специальному техническому регламенту «Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях» можно выделить следующие требования для улучшения безопасности полета:
• При разработке авиационной техники должны быть выявлены возможные виды опасностей, угрожающих человеку, имуществу физических или юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, которые могут возникнуть на всех стадиях ее жизненного цикла. Должно быть задано и обеспечено подтверждение их допустимых уровней, а также должны быть предусмотрены меры по однозначной идентификации объектов технического регулирования.
• При подготовке ремонтного производства должно быть обеспечено выполнение всех требований, установленных (типовой) конструкцией, эксплуатационной и ремонтной (конструкторской и тех-
нологической) документацией к процессам ремонта. Должны быть выявлены возможные несоответствия, ошибки и отклонения, препятствующие выполнению указанных требований в полном объеме, и разработаны меры по устранению или снижению уровня их влияния на безопасность.
• Метрологическое обеспечение работ должно осуществляться с соблюдением действующих стандартов [2]. Средства ремонта, контроля и испытаний должны соответствовать нормам, установленным в технической и технологической документации, быть аттестованы и подвергаться периодическим поверкам, калибровке, обслуживанию, ремонту и хранению согласно утвержденным правилам.
Библиографические ссылки
1. Смуров М. Ю. Обеспечение безопасности полётов воздушных судов на этапах взлета и посадки в условиях неопределенности информации о внешних возмущениях: диссертация, 2004.
2. Метрологическое обеспечение технической эксплуатации наземных систем и средств УВД, навигации, посадки и связи // Федеральная авиационная служба России, М., 1999.
© Семенова Н. В., Шнайдер М. А., 2013
УДК 656.7.072/.073
Д. Е. Строков, В. В. Киселев Научный руководитель - А. В. Кацура Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОЛЯРНЫХ ВОЗДУШНЫХ ТРАСС
Показаны преимущества использования трансполярных маршрутов и особенности их выполнения.
Идея использования воздушного пространства России для выполнения спрямленных полетов из Азии в Северную Америку в последние годы широко обсуждается в отечественной и мировой печати. Она получила одобрение авиакомпаний и таких международных организаций, как 1САО и 1АТА и российско-американской группы по организации воздушного движения КЛСвАТ. Отечественные авиационные власти также поддержали эту идею, увидев в ней реальный источник средств для модернизации устаревшей системы УВД страны.
Авторами данной работы были проанализированы технические и экономические особенности трансполярных воздушных путей, их преимущества и недостатки. Преимущества использования трансполярных маршрутов заключаются в следующем:
• сокращение протяжённости маршрута и времени полёта;
• уход от встречных ветров (в приполярных районах ветров практически нет или они слабы);
• уход с перегруженных до предела ныне используемых трасс.
Трансполярные перелеты [1] имеют некоторые особенности, касающиеся технической эксплуатации летательных аппаратов (ЛА):
1. Летная и техническая эксплуатация ЛА в условиях низких температур имеют ряд особенностей. В этих условиях возникают специфические неисправности и отказы, вызывающие дополнительный простой ЛА, нарушающие регулярность полетов и создающие предпосылки к авиационным проишествиям. Причинами многих отказов и неисправностей является попадание снега и образование льда в узлах крепления, воздухозаборниках и других системах и агрегатах, обледенение летательных аппаратов.
2. На субавроральных радиолиниях [2; 3] наблюдаются нарушения радиосвязи в виду вхождения радиолиний в область главного ионосферного провала, где ионизация мала для обеспечения отражения радиоволн КВ-диапозона.
3. Невидимость ГСО для спутниковой связи.
Что дает России открытие трансполярных воздушных трасс?
Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »
1. Развитие бизнеса, привлечение инвестиций, расширение торговли, туризма, развитие инфраструктуры сибирских регионов.
2. Возможность выхода российских авиакомпаний в любую точку мира.
3. Привлечение дополнительного потока воздушных судов иностранных авиакомпаний к использованию российского воздушного пространства и, соответственно, увеличение объёма сборов за аэронавигационные услуги, предоставляемые системой ОВД России.
4. Увеличение возможностей для расширений географии полетов российских авиакомпаний при заключении соответствующих соглашений.
5. Российские авиакомпании, имеющие более низкие ставки аэронавигационных сборов, чем иностранные авиакомпания, находятся по сравнению с ними в более выгодных условиях при перелете через воздушное пространство Российской Федерации.
6. Интенсификация развития системы организации воздушного движения в северных регионах России с привлечением дополнительных источников финансирования на модернизацию и техническое оснащение центров УВД.
Для развития трансполярных трасс необходимо решить три проблемы:
- для непрерывного наблюдения и управления воздушным движением в высоких широтах, включая Северный полюс обеспечить ЛА постоянной радиосвязью в периоды магнитных и ионосферных возмущений так, как используемые спутниковые системы связи не решают эти задачи;
- для обеспечения безопасности самолетовождения в высоких широтах необходимо на ЛА и аэродромах в акватории Северного ледовитого океана установить высокоточные системы навигации и посадки, которые не подвержены влиянию ионосферных, тропосферных неоднородностей и неоднородностей подстилающей поверхности;
- для поиска и спасения ЛА терпящих бедствие в акватории Северного ледовитого океана необходимо в высоких широтах иметь эскадрилью ЛА оборудованных современными радиотехническими системами способными оперативно осуществлять поиски ЛА терпящих бедствие.
Библиографические ссылки
1. Борсоев В. А., Гребенников А. В., Коротков А. Г. и др. Результаты испытаний навигационной аппаратуры и средств радиосвязи на трансполярных трассах // САКС-2001 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; САА. Красноярск, 2001. Ч. 1. С. 9.
2. Смирнов В. Ф., Борсоев В. А., Новиков В. С. и др. К проблеме надежности связи в высоких широтах // САКС-2001 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; САА. Красноярск, 2001. Ч. 4. С. 47-57.
3. Бондаренко В. Г. Особенности технического обслуживания воздушных судов в условиях низких температур // САКС-2001 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; САА. Красноярск, 2001. Ч. 4. С. 72-76.
© Строков Д. Е., Киселев В. В., 2013
УДК 656
Н. В. Тушина Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МИКРОМАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕСКОЛЛЕКТОРНЫХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
Электрическая машина - основной преобразователь механической энергии в электрическую и электрической в механическую.
Электрические машины могут преобразовывать механическую энергию в электрическую (генераторы), электрическую - в механическую (двигатели), электрическую энергию - в электрическую другого рода тока, частоты или напряжения (преобразователи), а также электрическую энергию переменного тока одного напряжения - в другое (трансформаторы). Кроме того, существуют электрические машины, которые усиливают передаваемые электрические сигналы малой мощности до весьма значительных мощностей, что позволяет малыми сигналами на входе производить регулирование больших мощностей на выходе (электромашинные и магнитные усилители). Имеются электрические машины, которые преобразуют электрический сигнал в заданное механическое вращение или поворот вала (исполнительные двигатели автоматиче-
ских устройств), механическое вращение в электрический сигнал (тахогенераторы), механический угол поворота вала в электрический сигнал (поворотные трансформаторы), а также служат для одновременного поворота или вращения двух или нескольких механически не связанных между собой осей (сельсины).
По роду тока электрические машины разделяются на машины постоянного и переменного тока.
Машины постоянного тока используются как двигатели, электромашинные усилители, тахогенераторы, генераторы и преобразователи напряжения постоянного тока. Двигатели постоянного тока обычно предназначаются для приводов, требующих широкого диапазона регулирования скорости вращения. Двигатели постоянного тока малой мощности часто применяются в системах автоматического регулирования в качестве исполнительных двигателей.
К машинам переменного тока относятся синхронные и асинхронные машины, трансформаторы и кол-