Научная статья на тему 'Актуальность использования кроссполярных воздушных трасс'

Актуальность использования кроссполярных воздушных трасс Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
239
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЬ / PATH / СИСТЕМА / SYSTEM / КРОССПОЛЯРНЫЕ / МАРШРУТ / ROUTE / CROSS-POLAR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Строков Д. Е., Киселев В. В., Кацура А. В.

Идея использования воздушного пространства России для выполнения спрямленных полетов из Азии в Северную Америку в последние годы широко обсуждается в отечественной и мировой печати. Она получила одобрение авиакомпаний и таких международных организаций, как IСАО и IАТА и российско-американской группы по организации воздушного движения RACGAT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND RELEVANCE OF CROSS-POLAR AIR ROUTES USE

The idea of using Russian airspace to carry straightened flights from Asia to North America in recent years has been widely discussed in the national and international press. Airlines and international organizations such as IATA and ISAO and the Russian-American group of air traffic RACGAT approved it.

Текст научной работы на тему «Актуальность использования кроссполярных воздушных трасс»

Решетневскуе чтения. 2013

Практическая разработка больших программ контроля сложных систем выдвинула на передний край ряд важных проблем, в первую очередь необходимость разработки программ контроля систем по частям с последующим объединением частных разработок. В отличие от стандартного применения метода диакоптики для расчета сложных систем, например, бортового комплекса оборудования, здесь диакоптика применяется для разработки по частям программ контроля систем [1].

Рассмотрим применение метода диакоптики при построении программы контроля системы, призванной рассчитывать изменения (давать прогноз) в заданной предметной области.

1. Прежде всего необходимо выявить, список запросов и ответов, на которые должна давать ответ будущая программа контроля системы.

2. Второй этап - это выявление списков условий, воздействий и реакций, которые нужно принять во внимание при построении каждого номера из списка 1. Практически такой список выявляется путем опроса выходов из заданной предметной области. На полученном наборе условий в системе могут появляться и другие реакции, которые первоначально не были предусмотрены.

3. Проверка на общность словаря. Одинаково ли понимаются все термины в двух списках. Если есть термины в одном списке, которых нет в другом, то проверяется, нужны ли они. Есть ли синонимы, и если есть, то выбирается какой-нибудь один для дальнейшего использования.

Если запросы, в системе определены неоднозначно, то таковы же будут и прогнозы. Поэтому неоднозначное толкование терминов обычного человеческого языка специалисту ставит проблему: как языки различных предметных областей превращать в словари, с которыми можно будет работать? Один из способов - уточнение словарей. Необходимо выписать из списка оценки реакций, значения которых в реакциях могут быть описаны булевой переменной, т. е. «да» или «нет».

Далее следует выписать реакции, которые могут быть описаны вектором, 2-матрицей, 3-матрицей и т. д.

Для одинакового понимания реакций, которые выражаются булевыми переменными, скалярами, векторами, «-матрицами, необходимо также задать единицы измерения этих величин и процедуры измерения.

Ш&истемё t

О —г

Метод диакоптики для системы 1 - данные; 2 - процедуры; 3 - процедуры сети пересечений

4. Определение списка процедур по преобразованию данных, исходя из целей, стоящих перед разрабатываемой системой.

На основании списка процедур строится система, так как процедуры, очевидно, имеют взаимосвязи.

5. Построенная система разделяется на ряд подсистем и сеть пересечений в зависимости от числа кадров программы контроля системы. На рисунке показано разделение методом диакоптики исходной системы на четыре подсистемы и сеть пересечений [2].

Библиографические ссылки

1. Крон Г. Тензорный анализ сетей. М. : Сов. радио, 1978.

2. Хэпп Х. Диакоптика и электрические цепи. М. : Мир, 1974.

References

1. Cron G. Tenzornyj analiz setej (Tensor analysis of networks). M. : Sov. radio, 1978.

2. Hepp H. Diakoptika I elektricheskie cepi (Diakop-tika and electrical circuits). M. : Мк, 1974

© Саханов К. Ж., Ергалиев Д. С., 2013

УДК 621.396.98

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРОССПОЛЯРНЫХ ВОЗДУШНЫХ ТРАСС

Д. Е. Строков, В. В. Киселев, А. В. Кацура

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: [email protected]

Идея использования воздушного пространства России для выполнения спрямленных полетов из Азии в Северную Америку в последние годы широко обсуждается в отечественной и мировой печати. Она получила одобрение авиакомпаний и таких международных организаций, как 1САО и 1АТА и российско-американской группы по организации воздушного движения RACGAT.

Ключевые слова: путь, система, кроссполярные, маршрут.

Эксплуатация и надежность авиационной техники

FEATURES AND RELEVANCE OF CROSS-POLAR AIR ROUTES USE

D. E. Strokov, V. V. Kiselev, A. V. Katsura

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]

The idea of using Russian airspace to carry straightened flights from Asia to North America in recent years has been widely discussed in the national and international press. Airlines and international organizations such as IATA and ISAO and the Russian-American group of air traffic RACGAT approved it.

Keywords: path, system, cross-polar, route.

Отечественные авиационные власти поддержали идею создания таких трасс, увидев в ней реальный источник средств для модернизации устаревшей системы УВД страны.

В данной работе проанализированы технические и экономические особенности кроссполярных воздушных путей и их преимущества.

Преимущества использования кроссполярных маршрутов заключаются в следующем [1]:

- сокращение протяжённости маршрута и времени полета;

- уход от встречных ветров (в приполярных районах ветров практически нет или они слабы);

- уход с перегруженных до предела ныне используемых трасс.

Кроссполярные перелеты имеют некоторые особенности, касающиеся технической эксплуатации ЛА [2; 3]:

1. Летная и техническая эксплуатация ВС в условиях низких температур имеет ряд особенностей. В этих условиях возникают специфические неисправности и отказы, вызывающие дополнительный простой ВС, нарушающие регулярность полетов и создающие предпосылки к АП. Причинами многих отказов и неисправностей являются попадание снега и образование льда в узлах крепления, воздухозаборниках и других системах и агрегатах, обледенение воздушных судов.

2. На субавроральных радиолиниях наблюдаются нарушения радиосвязи ввиду вхождения радиолиний в область главного ионосферного провала, где ионизация мала для обеспечения отражения радиоволн КВ-диапазона.

3. Невидимость ГСО для спутниковой связи.

4. Необходимость понижения эшелона для ухода от кристаллизации топлива из-за низкой температуры наружного воздуха.

В заключение необходимо отметить, что дает России использование кроссполярных воздушных трасс:

1. Развитие бизнеса, привлечение инвестиций, расширение торговли, туризма, развитие инфраструктуры сибирских регионов.

2. Возможность выхода российских авиакомпаний в любую точку мира.

3. Привлечение дополнительного потока воздушных судов иностранных авиакомпаний к использованию российского воздушного пространства и, соот-

ветственно, увеличение объёма сборов за аэронавигационные услуги, предоставляемые системой ОВД России.

4. Увеличение возможностей для расширения географии полетов российских авиакомпаний при заключении соответствующих соглашений.

5. Российские авиакомпании, имеющие более низкие ставки аэронавигационных сборов, чем иностранные авиакомпании, находятся по сравнению с ними в более выгодных условиях при перелете через воздушное пространство Российской Федерации.

6. Интенсификация развития системы организации воздушного движения в северных регионах России с привлечением дополнительных источников финансирования на модернизацию и техническое оснащение центров УВД.

Библиографические ссылки

1. Аверьянов Ю. И., Борсоев В. А., Михайлов Б. В. Открытие и развитие системы кроссполярных воздушных трасс // САКС-2002 : сб. материалов конф. Красноярск, 2002. С. 5-14.

2. Бондаренко В. Г. Особенности технического обслуживания воздушных судов в условиях низких температур // САКС-2002 : сб. материалов конф. Красноярск, 2002. С. 72-76.

3. Борсоев В. А., Гребенников А. В. и др. Результаты испытаний навигационной аппаратуры и средств радиосвязи на трансполярных трассах // САКС-2001 : сб. материалов конф. Красноярск, 2002. С. 9.

References

1. Aver'janov Ju. I., Borsoev V. A., Mihajlov B. V. Otkrytie i razvitie sistemy krosspoljarnyh vozdushnyh trass // SAKS-2002 : sb. materialov konf. S. 5-14.

2. Bondarenko V. G. Osobennosti tehnicheskogo obsluzhivanija vozdushnyh sudov v uslovijah nizkih temperatur // SAKS-2002 : sb. materialov konf. S. 72-76.

3. Borsoev V. A., Grebennikov A. V. i dr. Rezul'taty ispytanij navigacionnoj apparatury i sredstv radiosvjazi na transpoljarnyh trassa // SAKS-2001 : sb. materialov konf. S. 9.

© Строков Д. Е., Киселев В. В., Кацура А. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.