Научная статья на тему 'Значение метрологии в гражданской авиации'

Значение метрологии в гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
3207
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Байкина Л. В., Полежаев С. В., Феофанов Л. Г.

Показано развитие метрологической службы на авиапредприятиях Гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение метрологии в гражданской авиации»

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »

измерений. В интересах всех стран, измерения, где бы они не выполнялись, должны быть согласованы, чтобы результаты измерений одинаковых величин, полученные в разных местах и с помощью различных измерительных средств, были бы воспроизводимы на уровне требуемой точности. Эти требования способна обеспечить стандартизация на международном, региональном и национальном уровнях.

Технический контроль - неотъемлемый вид метрологической практики. Такой контроль осуществляется по количественным и качественным показателям. Однако при любых обстоятельствах контроль нельзя рассматривать вне связи с измерением.

Для полноценного функционирования любого предприятия требуется соответствующее его профилю деятельности метрологическое обеспечение.

Метрологическое обеспечение (МО) - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Взаимозаменяемость деталей и элементов конструкций, имеющая огромное значение в промышленном производстве, возможна только при условии

широкого применения систем измерений и обеспечения единства измерений при необходимой их точности.

Измерения проводят при учете материальных ценностей, энергетических ресурсов, для охраны окружающей среды и обеспечении безопасности труда.

Сертификация продукции, работ и услуг заключается в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям и напрямую связана с качеством. Некачественная продукция не может быть сертифицирована.

Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности продукции, работы и услуги. И поэтому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля - государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией.

Библиографическая ссылка

1. Курзенков Г. А. Основы метрологии в авиаприборостроении. М. : Изд-во МАИ, 1990. 312 с.

© Анисимова А. А. Пашков Р. С., 2013

УДК 629.73.08; 629.7.004.67

Л. В. Байкина, С. В. Полежаев Научный руководитель - Л. Г. Феофанов. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЗНАЧЕНИЕ МЕТРОЛОГИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Показано развитие метрологической службы на авиапредприятиях Гражданской авиации.

Безопасность воздушного движения напрямую связана с уровнем эксплуатационного состояния летательных аппаратов и технических средств обеспечения воздушных сообщений, требования к которым регламентируются комплексом государственных и отраслевых стандартов, метрологических правил и норм. Измерительные средства имеют огромное значение в безопасной эксплуатации летательных аппаратов, так как они дают непосредственное представление о характеристиках полета. Из этого следует, что более безопасным будет полет на воздушном судне, которое прошло все необходимые метрологические измерения и их корректировки.

На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции. И только достоверность и соответствующая точность результатов измерений обеспечивает правильность принимаемых решений на всех уровнях управления. Получение недостоверной информации приводит к неверным решениям и возможным авариям.

Дальнейшее развитие метрологии привело к тому, что в СССР в 1978 году была образована единая структура метрологической службы Гражданской Авиации [1]. Однако лаборатории измерительной

техники на предприятиях ГА существовали и ранее. С 1978 года организовываются базовые поверочно-ремонтные лаборатории во всех территориальных управлениях (при наиболее крупных предприятиях этих управлении). К середине 80-х годов XX века удалось охватить метрологическим обслуживанием практически все предприятия и организации гражданской авиации в полном объеме. С началом рыночных реформ и развалом единой системы гражданской авиации положение с авиационной метрологией начало ухудшаться. В1995году было введено «Положение о метрологической службе гражданской авиации Российской Федерации», однако, при отсутствии финансирования, существенных улучшений не произошло. В настоящее время некоторые малые авиапредприятия и отдельные объекты Росаэронавигации в отдаленных районах страны не охвачены метрологическим обслуживанием полностью или частично.

Метрология ГА решает следующие задачи:

• Обеспечение единства и требуемой точности измерений при создании, эксплуатации, ремонте АТ и СНО.

• Определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, испытаний, эксплуатации, ремонта АТ и СНО.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

• Создание эталонов единиц величин и внедрение средств измерений специальных средств измерений, применяемых для контроля параметров АТ и СНО в процессе эксплуатации и ремонта.

• Осуществление метрологического контроля путем поверки и калибровки средств измерений, проверки своевременности представления их на поверку (калибровку).

• Осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для поверки (калибровки) средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

• Разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологического обеспечения производственной деятельности ГА [2].

• Испытания и сертификация специальных средств измерений, определение вида их метрологического обслуживания (поверка или калибровка), ведение ведомственного реестра [3].

Все эти мероприятия обеспечивают контроль над средствами измерения у наземных служб, а также контроль в воздухе, что гарантирует безопасность воздушных перевозок.

Как и любая наука, метрология имеет ряд особенностей:

• Непосредственная связь с обеспечением безопасности полетов.

• Обслуживание, кроме средств измерений общего назначения, широкого спектра специальных отраслевых средств.

Весь контроль за, метрологическими измерениями в РФ осуществляется по следующей структуре:

• Подразделение главного метролога ГА

• Головные и базовые организации метрологической службы

• Ответственные за метрологическое обеспечение в Региональных управлениях воздушного транспорта.

• Центры авиационной метрологии.

• Метрологические службы юридических лиц.

Мероприятия осуществляют контроль над всеми

метрологическими службами Гражданской Авиации по всей территории РФ. Однако хотелось бы сказать, что в современной метрологии наметилась тенденция к усложнению контроля качества приборов [4]. Это усложняет настройку, и контроль за средствами измерения, так как некоторые метрологические приборы РФ закупает у других стран, что затрудняет их эксплуатацию, вследствие того, что ремонт и обслуживание происходит в странах - изготовителях.

В конце хотелось бы сказать, что большинство авиакатастроф происходит по вине человеческого фактора (около 75 %), также катастрофы случаются по причине отказа технических средств (около 20 %). Дальнейшее повышение безопасности полетов может быть достигнуто совершенствованием работы метрологических служб.

Библиографические ссылки

1. Крылова Т. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. М. : Изд. об. ЮНИТИ, 1998.

2. Чинючин Ю. М. Методология и современные научные проблемы технической эксплуатации ЛА : учеб. пособие. М. : МГТК ГА, 1999.

3. Елисов Л. Н., Баранов В. В. Управление и сертификация в авиационной транспортной системе. М. : Воздушный транспорт, 1999.

4. Baikina L. V., Polezhaev S. V. Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshet-nev, Russia, Krasnoyarsk.

© Байкина Л. В., Полежаев С. В., 2013

УДК 656.7:338; 656.7:658

Б. А. Борисов, Н. В. Иванов Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОГО

ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЯ

За несколько десятилетий почти полностью обновился парк эксплуатируемых самолетов, заменяя их оборудованием 100, ил-76мд-90а, ПАК ФА, и др.). Новые требования, предъявляемые к самолету, заставляют пересматривать характеристики всего электротехнического оборудования, в том числе и электрических машин. Снижаются их масса и габариты, возрастают окружающие температуры и механические воздействия, их облик становится совершенно другим. Самые главные требования к идеальной электромашине это низкая масса, меньшие габариты и, конечно же, мощность.

1. Техническое задание на разработку авиационных электрических машин.

Разработка АЭМ (авиационные электрические машины) ведется по техническим заданиям (ТЗ), ко-

торый выдаются заказчиком. Все технические данные машины и другие требования должны соответствовать государственным и отраслевым стандартам.

1. Назначение и область использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.