Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
• Создание эталонов единиц величин и внедрение средств измерений специальных средств измерений, применяемых для контроля параметров АТ и СНО в процессе эксплуатации и ремонта.
• Осуществление метрологического контроля путем поверки и калибровки средств измерений, проверки своевременности представления их на поверку (калибровку).
• Осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для поверки (калибровки) средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
• Разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологического обеспечения производственной деятельности ГА [2].
• Испытания и сертификация специальных средств измерений, определение вида их метрологического обслуживания (поверка или калибровка), ведение ведомственного реестра [3].
Все эти мероприятия обеспечивают контроль над средствами измерения у наземных служб, а также контроль в воздухе, что гарантирует безопасность воздушных перевозок.
Как и любая наука, метрология имеет ряд особенностей:
• Непосредственная связь с обеспечением безопасности полетов.
• Обслуживание, кроме средств измерений общего назначения, широкого спектра специальных отраслевых средств.
Весь контроль за, метрологическими измерениями в РФ осуществляется по следующей структуре:
• Подразделение главного метролога ГА
• Головные и базовые организации метрологической службы
• Ответственные за метрологическое обеспечение в Региональных управлениях воздушного транспорта.
• Центры авиационной метрологии.
• Метрологические службы юридических лиц.
Мероприятия осуществляют контроль над всеми
метрологическими службами Гражданской Авиации по всей территории РФ. Однако хотелось бы сказать, что в современной метрологии наметилась тенденция к усложнению контроля качества приборов [4]. Это усложняет настройку, и контроль за средствами измерения, так как некоторые метрологические приборы РФ закупает у других стран, что затрудняет их эксплуатацию, вследствие того, что ремонт и обслуживание происходит в странах - изготовителях.
В конце хотелось бы сказать, что большинство авиакатастроф происходит по вине человеческого фактора (около 75 %), также катастрофы случаются по причине отказа технических средств (около 20 %). Дальнейшее повышение безопасности полетов может быть достигнуто совершенствованием работы метрологических служб.
Библиографические ссылки
1. Крылова Т. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. М. : Изд. об. ЮНИТИ, 1998.
2. Чинючин Ю. М. Методология и современные научные проблемы технической эксплуатации ЛА : учеб. пособие. М. : МГТК ГА, 1999.
3. Елисов Л. Н., Баранов В. В. Управление и сертификация в авиационной транспортной системе. М. : Воздушный транспорт, 1999.
4. Baikina L. V., Polezhaev S. V. Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshet-nev, Russia, Krasnoyarsk.
© Байкина Л. В., Полежаев С. В., 2013
УДК 656.7:338; 656.7:658
Б. А. Борисов, Н. В. Иванов Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОГО
ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЯ
За несколько десятилетий почти полностью обновился парк эксплуатируемых самолетов, заменяя их оборудованием 100, ил-76мд-90а, ПАК ФА, и др.). Новые требования, предъявляемые к самолету, заставляют пересматривать характеристики всего электротехнического оборудования, в том числе и электрических машин. Снижаются их масса и габариты, возрастают окружающие температуры и механические воздействия, их облик становится совершенно другим. Самые главные требования к идеальной электромашине это низкая масса, меньшие габариты и, конечно же, мощность.
1. Техническое задание на разработку авиационных электрических машин.
Разработка АЭМ (авиационные электрические машины) ведется по техническим заданиям (ТЗ), ко-
торый выдаются заказчиком. Все технические данные машины и другие требования должны соответствовать государственным и отраслевым стандартам.
1. Назначение и область использования.
Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »
2. Состав и взаимодействующие изделия. Для многомашинных агрегатов перечисляются все входящие в них машины и устройства. Для генераторов указывается, например, тип регулятора напряжения и сопряженного блока трансформаторов тока дифференциальной защиты (для генераторов переменного тока).
3. Основные технически данные (номинальная мощность, род тока и номинальное напряжение, частота вращения, номинальная частота, число фаз и коэффициент мощности)
4. Сухая масса машины.
5. Габаритные и присоединительные размеры. Указываются максимальные габаритные размеры машины, тип или размеры присоединительного фланца, способ стыковки вала с приводом или с исполнительным механизмом. Задается тип электрических выводов (коробка контактных зажимов, электрический соединитель или жгут проводов) и др.
6. Условия эксплуатации. Указывается максимальная высота, температуры окружающей и охлаждающей сред, механические нагрузки, климатические воздействия и режим работы.
7. Требования к надежности. Указывается минимальное значение расчетной вероятности безотказной работы машины для определенной длительности нагрузочного цикла(полета). При этом обычно принимается, что имеющимися средствами контроля подтверждается исправность машины к началу каждого нагрузочного цикла. Сущность решения проблемы обеспечения надежности машин заключается в изучении физических причин появления и развития отказов, создании инженерных методов проектирования высоконадежных изделий, разработке производственно-технологических процессов изготовления материалов, деталей и узлов с заданными физико-механическими и прочностными свойствами, применении эффективных методов и средств эксплуатационного контроля и технического обслуживания изделий, разработке научных методов анализа и прогнозирования ожидаемых нагрузок и внешних воздействий в реальных условиях эксплуатации.
Наряду с этим в ТЗ указываются конструктивные требования, условия хранения, ресурс и требования норм летной годности самолета.
2. Электромашиностроение: состояние и стратегия развития.
На сегодняшний день в электротехнической промышленности совместно с федеральными органами крайне необходимо определить единую техническую политику, координацию в разработке новой продукции, согласование технических требований, проведение совместных испытаний и решить многие другие вопросы. И наконец, нужно сокращать импорт электродвигателей из Китая при помощи введения таможенных пошлин, потому что ни система сертификации, ни различные налоги не обеспечивают преград проникновению некачественной электротехнической продукции на российский рынок. Сегодня основным поставщиком авиационного электрооборудования в России является ОАО «Электромашиностроительный
завод «ЛЕПСЕ». Ни один серийный летательный аппарат не обходится без изделий завода.
Стратегия развития ОАО «ЛЕПСЕ» - внедрение новейших технологий и оборудования, прогрессивных материалов и элементной базы. Используются все современные технологические процессы:
- все виды механической обработки;
- электромонтажные и сборочные работы;
- литьё металла, пластмасс и резины;
- термическая обработка, технологические процессы с применением лазеров;
- гальванические и лакокрасочные работы;
- все типы и виды испытаний (на климатические и механические воздействия внешних факторов).
Предприятие осуществляет полный цикл создания продукции - разработку, изготовление, испытания и сервисное обслуживание. Сегодня «ЛЕПСЕ» выпускает более 600 типов авиационных электроагрегатов, которые применяются на всех типах самолетов, вертолетов и на ракетно-космических объектах:
- генераторы переменного и постоянного тока;
- электродвигатели различного типа и назначения;
- электромеханизмы поступательного, вращательного, качательного действия;
- коммутационная аппаратура, реле, контакторы, микровыключатели;
- аппаратура запуска авиадвигателей, регулирования и преобразования энергии;
- редукторы, домкраты;
- оборудование для атомной промышленности.
Продукция завода эксплуатируется на летательных
аппаратах, разработанных конструкторскими бюро Антонова (Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148 и др.), Бе-риева (Бе-103, Бе-200), Ильюшина (Ил-76, Ил-114, Ил-96-300), Камова (Ка-32, Ка-50, Ка-52, Ка-62, Ка-226), Миля (Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ми-28Н, Ми-35, Ми-38), Микояна (МиГ-29, МиГ-29К/КУБ, МиГ-31, МиГ-35 и др.), Сухого (Су-25, Су-30, Су-35 и др.), Туполева (Ту-204, Ту-214, Ту-334 и др.), Яковлева (Як-130). Завод работает в кооперации со всеми авиационными предприятиями России и ближнего зарубежья.
ОАО «ЛЕПСЕ» постоянно осваивает новые изделия. Для этого на предприятии организовано собственное опытно-конструкторское бюро, которое занимается научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по изделиям авиационного назначения. Высокий интеллектуальный потенциал специалистов предприятия и современная производственно-технологическая база позволили коллективу успешно разработать, освоить и реализовать новые виды продукции, в том числе товары народного потребления.
Библиографические ссылки
1. Поспелов Л. И. 1982. Конструкции авиационных электрических машин.
2. URL: http://www.eprussia.ru/epr/179/13227.htm.
© Борисов Б. А., Иванов Н. В., 2013