Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
Для резонансной длины волны при постоянстве внутреннего диаметра кольца:
Р = ^/н^ё",
где ё - ширина кольца; цн - магнитная проницаемость феррита; е" - минимальная часть диэлектрической проницаемости, связана со справочной величиной эффективной проводимости ст.
Марка феррита выбирается с учетом значения частоты радиосигнала. Так, например, для частот до 200 МГц необходимо применять феррит марки 30ВЧ2 со справочными значениями цн = 25...35 и ст = 1,5 106 м А-1, а для рабочих частот до 350 МГц - феррит марки 5ВЧ1 со справочными значениями цн =
= 4,7...6,5 и р = 107 Ом м.
Для повышения добротности следует применять два, три, четыре ферритовых кольца, одетых на кабель одно за другим и расположенных на расстоянии (3...4)ё друг от друга. Увеличение количества колец свыше четырех может привести к снижению добротности колебательной системы и потерям мощности полезного сигнала.
\
\ \
Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика фильтра нижних частот
Расстояние от кольца до концов кабеля особого значения не имеет. Важно, чтобы кабель имел как можно меньше изгибов, и кольца располагались на прямолинейном участке. Это связано с тем, что изгибы кабеля характеризуются внесением реактивностей -индуктивностей и емкостей, что повлияет на резонансную частоту контура, образованного кольцами и кабелем.
Размеры ферритовых колец и место их установки с целью обеспечения наилучших фильтрующих свойств следует подбирать с небольшим разбросом вокруг значений ё индивидуально для каждого варианта размещения изделий на борту воздушного судна. Кроме того, система из двух ферритовых колец, одетых на кабель, может представлять собой фильтр нижних частот, если одно кольцо имеет индуктивный характер, а второе - емкостный или активный. При этом если ширина ё первого кольца рассчитывается по изложенной выше методике, то ширина второго кольца подбирается опытным путем в пределах (4...5) ё с тем, чтобы частота среза образовавшегося фильтра была достаточно близка к частоте сигнала (рис. 3). При этом мешающие сигналы с частотами выше частоты полезного сигнала будут отфильтровываться.
Библиографические ссылки
1. Хаймович И. А., Иванов П. А., Устроев Ю. Е. и др. Бортовые радиоустройства посадки самолетов. М. : Машиностроение, 1980. 382 с.
2. Кондрашов В. И., Федоренко В. Н. Бортовые радиотехнические средства ближней навигации и инструментальной посадки летательных аппаратов // Технология и конструирование в электронной аппаратуре. 2002. № 1. С. 3-9.
3. Кондрашов В. И., Федоренко В. Н. Анализ влияния частотно-модулированных помех, создаваемых УКВ радиовещательными станциями на функционирование бортовой навигационно-посадочной аппаратуры // Науч. Вестн. МГТУ ГА. 2003. Сер «Радиофизика и радиотехника». № 62. С. 20-25.
© Алтухов И. В., Гейман В. Н., 2013
УДК 629.73.08; 629.7.004.67
А. А. Анисимова Р. С. Пашков Научный руководитель - Л. Г. Феофанов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МЕТРОЛОГИИ
Рассмотрены современные требования метрологии в технической эксплуатации авиационной техники.
Метрология - это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности [1].
Ускорение научно-технического прогресса, темпов роста производительности труда, повышение качества продукции неразрывно связаны с увеличением объема экспериментальных работ, и, соответственно, с объёмом получаемой и перерабатываемой информации.
Для повышения качества получаемой продукции, ужесточаются и требования к экспериментам. Они должны проходить в более короткие сроки, быть точнее, и повышать результаты научно-исследовательских работ. Измерение количественно характеризует окружающий материальный мир. Оно может осуществляться при наличии соответствующих технических средств и отработанной техники проведения
Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »
измерений. В интересах всех стран, измерения, где бы они не выполнялись, должны быть согласованы, чтобы результаты измерений одинаковых величин, полученные в разных местах и с помощью различных измерительных средств, были бы воспроизводимы на уровне требуемой точности. Эти требования способна обеспечить стандартизация на международном, региональном и национальном уровнях.
Технический контроль - неотъемлемый вид метрологической практики. Такой контроль осуществляется по количественным и качественным показателям. Однако при любых обстоятельствах контроль нельзя рассматривать вне связи с измерением.
Для полноценного функционирования любого предприятия требуется соответствующее его профилю деятельности метрологическое обеспечение.
Метрологическое обеспечение (МО) - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Взаимозаменяемость деталей и элементов конструкций, имеющая огромное значение в промышленном производстве, возможна только при условии
широкого применения систем измерений и обеспечения единства измерений при необходимой их точности.
Измерения проводят при учете материальных ценностей, энергетических ресурсов, для охраны окружающей среды и обеспечении безопасности труда.
Сертификация продукции, работ и услуг заключается в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям и напрямую связана с качеством. Некачественная продукция не может быть сертифицирована.
Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности продукции, работы и услуги. И поэтому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля - государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией.
Библиографическая ссылка
1. Курзенков Г. А. Основы метрологии в авиаприборостроении. М. : Изд-во МАИ, 1990. 312 с.
© Анисимова А. А. Пашков Р. С., 2013
УДК 629.73.08; 629.7.004.67
Л. В. Байкина, С. В. Полежаев Научный руководитель - Л. Г. Феофанов. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЗНАЧЕНИЕ МЕТРОЛОГИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Показано развитие метрологической службы на авиапредприятиях Гражданской авиации.
Безопасность воздушного движения напрямую связана с уровнем эксплуатационного состояния летательных аппаратов и технических средств обеспечения воздушных сообщений, требования к которым регламентируются комплексом государственных и отраслевых стандартов, метрологических правил и норм. Измерительные средства имеют огромное значение в безопасной эксплуатации летательных аппаратов, так как они дают непосредственное представление о характеристиках полета. Из этого следует, что более безопасным будет полет на воздушном судне, которое прошло все необходимые метрологические измерения и их корректировки.
На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции. И только достоверность и соответствующая точность результатов измерений обеспечивает правильность принимаемых решений на всех уровнях управления. Получение недостоверной информации приводит к неверным решениям и возможным авариям.
Дальнейшее развитие метрологии привело к тому, что в СССР в 1978 году была образована единая структура метрологической службы Гражданской Авиации [1]. Однако лаборатории измерительной
техники на предприятиях ГА существовали и ранее. С 1978 года организовываются базовые поверочно-ремонтные лаборатории во всех территориальных управлениях (при наиболее крупных предприятиях этих управлении). К середине 80-х годов XX века удалось охватить метрологическим обслуживанием практически все предприятия и организации гражданской авиации в полном объеме. С началом рыночных реформ и развалом единой системы гражданской авиации положение с авиационной метрологией начало ухудшаться. В1995году было введено «Положение о метрологической службе гражданской авиации Российской Федерации», однако, при отсутствии финансирования, существенных улучшений не произошло. В настоящее время некоторые малые авиапредприятия и отдельные объекты Росаэронавигации в отдаленных районах страны не охвачены метрологическим обслуживанием полностью или частично.
Метрология ГА решает следующие задачи:
• Обеспечение единства и требуемой точности измерений при создании, эксплуатации, ремонте АТ и СНО.
• Определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, испытаний, эксплуатации, ремонта АТ и СНО.