Научная статья на тему 'МЕТРО-РИТМ В ДУТАРНОЙ МУЗЫКЕ'

МЕТРО-РИТМ В ДУТАРНОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМ / МЕТР / ИЙКО / ПЕРИОД / ФОРМА / СУММИРОВАНИЕ / ДРОБЛЕНИЕ / КАДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хикматуллаева М.Р.

в данной статье изложенно определение метро-ритма в дутарной музыке. Для изучения анализируемые несколько мелодий условно разделили на группы. Изучена организация формы дутарной музыки, то есть степень суммирования в периоде или в форме. В данной статье рассматривается продолжительность мелодии в реальном времени, в том числе сравниваются показатели продолжительности в реальном времени в пределах одного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METRO RHYTHM IN DUTAR MUSIC

this article sets out the definition of the metro rhythm in dutar music. To study the analyzed, several melodies were conditionally divided into groups. The organization of the form of dutar music, that is, the degree of summation in the period or in the form, has been studied. This article examines the duration of a melody in real time, including comparing the duration indicators in real time in the limit of one piece.

Текст научной работы на тему «МЕТРО-РИТМ В ДУТАРНОЙ МУЗЫКЕ»

Ритм это соотношение звука во врнемени, то есть ритмический рисунок. Метр это измеритель этих отношений, и является систематизирующим и организирующим средством музыки [1, 5]. Главное, в каждом элементе музыки важно присутствие первичных организационных законов.

В восточной музыке изучение метро-ритма связано с наукой "ийкоъ".

Из данных характеристик к определению "ийкоъ" выясняется что этот термин объединяет в себе два смысла. Первое как измеритель времени, или по определению Авиценны "измеритель ограниченного времени". Это совокупность самых малых ограниченных единиц времени, то есть ограниченное количество времени. Также второй смысл «ийкоъ» это качественная сторона метра и соотношений между измерений. А. Назаров [2, 35-36] в своих научных заключениях приводит, что в Западной теории музыки первое определение «ийкоъ» означает понятие «метра», а второе означает «ритма».

В нотных примерах дутарной музыки почти во всех мелодиях обозначена и определена продолжительность периода во времени.

Рассматривая данную проблему в зафиксированных нотных мелодиях дутара, можно разделить условно на 2 группы.

1. Протяженность начального периода в реальном времени сохраняется в формообразовании всей дутарной мелодии.

2. Протяженность начального периода в реальном времени изменяется в формообразовании всей дутарной мелодии.

Для первой группы рассмотрим мелодию "Самои Дугох" исполненной О.Косимовым. В данной мелоди начальный период состоит из 4 тактов, которые в реальном времени звучит 7,4 секунды.

Vivace J=132

О- —

я '«

1 в i

4 4 4 4 4 4

tf ** л ~9 ■ ЩЯ Т1 .л .л "Ш ~9 1 ~9 ~9 ~9 1 ~9 1 « I" 1 0 "0

Рис. 1. Пример. Самои Дугох

Этот период определяет продолжительность последующих периодов во времени всего произведения, и состоит из 4 маленьких мотивов. Но, последующие периоды которые состоят из 4-х тактах, создают условия для осмысления его (начальные 4 такта) как целого периода.

Широко известная узбекская народная мелодия "Фаргонача" так же имеет 4 -тактовое вступление. Эти 4 такта воспринимаются как целый период, хотя внутри разделяется на 2 маленьких предложения. Потому что звучающяя мелодия излагает определенно завершенный смысл именно в 4-х тактах. Звучание этого периода в реальном времени состоит из 7,7 секунды.

Vivace J=126

/Ь — — _ r* P— ШЩ.

/ ttA 0 4 0

iKir -4 4 -0 -Ф -4 4 -G -Ф -0 1 -F,

~0

Рис. 2. Пример. Фаргонача 61

В процессе исполнения всего произведения наблюдается вариантные виды этого периода.

Рис. 3. Пример. Фаргонача

В данном примере нужно отметить что начальный период внутри разделяется на 2 предложения (№2), его следущий вариант напротив слитный (№3).

Ещё одна мелодия "Сарбозча" в исполнении О. Касимова. Начальный период этой

ли

мелодии состоит из 4-х тактов, в которой имеется ритмическая каденция ••). Именно это каденция даёт основание считать эти 4 такта как единый период. Во всей мелодии сохраняется его продолжительность и наблюдаются его некоторые изменённые периоды. Реальное время этих 4-х тактов состоит из 8,4 секунды.

Рис. 4. Пример. Сарбозча

Можно отметить из анализа мелодий первой группы, что общей чертой является реальное звучание во времени их периодов.То есть во всей мелодии их продолжительность сохраняется, и значительно не меняется. Так же можно привести несколько другие примеры: "Тарона II" из "Ажам тароналари", "Мугулчаи муножот", "Мискин II", "Кари наво".

Вторая группа. В процессе формообразовании дутарной мелодии продолжительность начального периода во времени проявляется по разному.

Их можно рассмотреть в нижеприведённом анализе

В мелодии "Тановар I", исполненной О. Касимовым, существует изменение метра, в котором чередование в продолжительности времени наблюдается сокращение и расширение периодов.

Рис. 5. Пример. Тановар I

В данном примере, 4/4 звучит 2 такта, следующие 8 тактов звучат 2/4, это повторяется один раз. Но в третий раз в место ожидаемого 8 тактов в 2/4, приходит разширенный период (12 тактов). В четвертый раз этот период опять приводится ввиде 8 тактов 2/4. Пятый раз данная продолжительность сохраняется. В следующим проведением 12 тактов(2/4). Седьмой раз продолжительность того периода достигает 24 такта.

Allegretto J=104

— — — — Г"1 — ■™

@)4 ? 1

Рис. 6. Пример. Тановар I

Данное расширение формируется из объединения динамической части периода. Его основная задача является выделить кульминацию произведения (2/4= 12т.+12т.). Следующим изложением период 12 тактовый (2/4). Его последнее проведение в пьесе состоит 14 тактов. В этой мелодии 4/4 всегда сохраняет свою продолжительность. Если его условно считать стабильной частью периода в который заключает в себе функцию вступления, то вторая изменяющая часть периода (2/4) является мобильной стороной всего произведения. В его формировании можно предположить что была взята основа организации принципа "хона и бозгой". 2 такта в 4/4 в реальном времени звучат 4,7 секунды, 8 тактов 2/4 звучит 9,4 секунды.

К этой группе приведём пример узбекскую народную мелодию "Дилхирож". Начало пьесы состоит из 12 тактов и его повторений, но следующие проведение изложено в 10 тактах. 3 период 12 тактов(+2такта связка) и 4 период 7 тактов. Также из-за того что 3 и 4 периоды повторяются вместе, их можно считать как единый период. То есть суммирование 1 и 2 периода отражается в объединении этих периодов(3,4 периоды). Надо отметить что суммирование в этой пьсе организовывается уровне формы.

Что бы более точно объяснить приведём следующую схему.

I часть

• 1-период 24г.= ||:бт.+бг:|| (21 секунд):

• 2-.пернод 10т.= ||:3т:||+4г (8.3 секунд);

II часть

• 3- период 12г.= 3х.+3г.+3т.+3т.(+2т. связка)

• 4- период 7т.= 4Т-+ЗТ-

(29.3 секунд)

(35.2 секунд)

При анализе мелодии "Дилхирож" было выяснено, что для сохранения пропорции частей, эти периоды построены таким образом.

Из приведенных выше примеров видно, что продолжительность мелодий этой второй группы проявляется по-разному.

В заключение можно сказать, что метро-ритм имеет большое значение для формирования внутреннего равновесия в дутарной музыке. В частности, метро-ритм может проявляться через внутридинамическое строение периода, а также суммирование в уровне периода или формы.

Список литературы /References

1. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М., 1980.

2. Назаров А. Форобий ва ибн Сино мусщий ритмика хусусида. Диссиртация. Т., 1995. 35-36 стр.

ВЛИЯНИЕ ДУТАРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШТРИХОВ НА

МЕТРО-РИТМ Хикматуллаева М.Р. Email: Khikmatullaeva17166@scientifictext.ru

Хикматуллаева Муминахон Равшан кизи - преподаватель, Республиканский специализированный академический лицей музыки Национальной гвардии

Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе анализа мелодий было выясненно что формирование ритмического рисунка в дутарной музыке непосредственно связано с исполнительским штрихом. Иногда наблюдалось, что штрих приводит к переменности и сдвигу метра.

В вокальной музыке исследовательские работы, посвященные вопросу метро-ритма, существуют более чем в инструментальной музыке, а также вопросы и научные работы по изучению своеобразных сторон и метод анализа метро-ритмической стороны инструментальной музыки до сих пор не существует.

В данной статье изложены основные дутарные исполнительские штрихи и их особенность. А также рассматривается связь между метром и инструментальными штрихами дутара.

Ключевые слова: ритм, метр, штрих, акцентность, синхронность, переменность, зарб, тескари зарб, пирранг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.