Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДУТАРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШТРИХОВ НА МЕТРО-РИТМ'

ВЛИЯНИЕ ДУТАРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШТРИХОВ НА МЕТРО-РИТМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМ / МЕТР / ШТРИХ / АКЦЕНТНОСТЬ / СИНХРОННОСТЬ / ПЕРЕМЕННОСТЬ / ЗАРБ / ТЕСКАРИ ЗАРБ / ПИРРАНГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хикматуллаева М.Р.

в процессе анализа мелодий было выясненно что формирование ритмического рисунка в дутарной музыке непосредственно связано с исполнительским штрихом. Иногда наблюдалось, что штрих приводит к переменности и сдвигу метра. В вокальной музыке исследовательские работы, посвященные вопросу метро-ритма, существуют более чем в инструментальной музыке, а также вопросы и научные работы по изучению своеобразных сторон и метод анализа метро-ритмической стороны инструментальной музыки до сих пор не существует. В данной статье изложены основные дутарные исполнительские штрихи и их особенность. А также рассматривается связь между метром и инструментальными штрихами дутара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DUTAR PERFORMANCE STROKES ON METRO-RHYTHM

in the process of analyzing the melodies, it was found out that the formation of a rhythmic pattern in dutar music is directly related to the performing stroke. Sometimes it was observed that the stroke leads to variability and shift of the meter. In vocal music, research works devoted to the issue of metro-rhythm exist more than in instrumental music, as well as questions and scientific works on the study of the peculiar sides and the method of analyzing the metro-rhythmic side of instrumental music still does not exist. This article sets out the main dutar performing touches, and their peculiarity. It also examines the connection between the meter and the instrumental strokes of the dutar.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДУТАРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШТРИХОВ НА МЕТРО-РИТМ»

I часть

• 1-период 24г.= ||:бт.+бг:|| (21 секунд):

• 2-.пернод 10т.= ||:3т:||+4г (8.3 секунд);

II часть

• 3- период 12г.= 3х.+3г.+3т.+3т.(+2т. связка)

• 4- период 7т.= 4Т-+ЗТ-

(29.3 секунд)

(35.2 секунд)

При анализе мелодии "Дилхирож" было выяснено, что для сохранения пропорции частей, эти периоды построены таким образом.

Из приведенных выше примеров видно, что продолжительность мелодий этой второй группы проявляется по-разному.

В заключение можно сказать, что метро-ритм имеет большое значение для формирования внутреннего равновесия в дутарной музыке. В частности, метро-ритм может проявляться через внутридинамическое строение периода, а также суммирование в уровне периода или формы.

Список литературы /References

1. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М., 1980.

2. Назаров А. Форобий ва ибн Сино мусщий ритмика хусусида. Диссиртация. Т., 1995. 35-36 стр.

ВЛИЯНИЕ ДУТАРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШТРИХОВ НА

МЕТРО-РИТМ Хикматуллаева М.Р. Email: Khikmatullaeva17166@scientifictext.ru

Хикматуллаева Муминахон Равшан кизи - преподаватель, Республиканский специализированный академический лицей музыки Национальной гвардии

Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе анализа мелодий было выясненно что формирование ритмического рисунка в дутарной музыке непосредственно связано с исполнительским штрихом. Иногда наблюдалось, что штрих приводит к переменности и сдвигу метра.

В вокальной музыке исследовательские работы, посвященные вопросу метро-ритма, существуют более чем в инструментальной музыке, а также вопросы и научные работы по изучению своеобразных сторон и метод анализа метро-ритмической стороны инструментальной музыки до сих пор не существует.

В данной статье изложены основные дутарные исполнительские штрихи и их особенность. А также рассматривается связь между метром и инструментальными штрихами дутара.

Ключевые слова: ритм, метр, штрих, акцентность, синхронность, переменность, зарб, тескари зарб, пирранг.

INFLUENCE OF DUTAR PERFORMANCE STROKES ON METRO-

RHYTHM Khikmatullaeva M.R.

Khikmatullaeva Muminakhon Ravshan kizi - Teacher, REPUBLICAN SPECIALIZED ACADEMIC LYCEUM OF MUSIC OF THE NATIONAL GUARD OF

THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the process of analyzing the melodies, it was found out that the formation of a rhythmic pattern in dutar music is directly related to the performing stroke. Sometimes it was observed that the stroke leads to variability and shift of the meter. In vocal music, research works devoted to the issue of metro-rhythm exist more than in instrumental music, as well as questions and scientific works on the study of the peculiar sides and the method of analyzing the metro-rhythmic side of instrumental music still does not exist.

This article sets out the main dutar performing touches, and their peculiarity. It also examines the connection between the meter and the instrumental strokes of the dutar. Keywords: rhythm, meter, stroke, accent, synchronicity, variability, zarb, teskari zarb, pyrrang.

УДК 078

В дутарной музыке понятия метр, ритм и штрих взаимосвязаны между собой. В частности, штрих в большой степени влияет на формирование метра и ритма. Так как чередования сильных и слабых долей в штрихе является основой для определения этих двух факторов (метра и ритма).

В процессе развития дутара формировалась своеобразная исполнительская техника, и до сих пор широко используется. В частности, при анализе нескольких произведений было выявлено, что исполнительский метод влияет на изменение метра. Поэтому с начало было решено рассмотреть исполнительские штрихи и в последующем дать пояснение к ним. В данном инструменте, так же как и в танбурообразных инструментах, звук, извлеченный правой рукой, приводит к одновременному звучанию двух струн [1, 62]. В том числе это звучание обязательно отражается с помощью исполнительского штриха, и условно можно их причислить к нижеследующим:

К

п

б

V

Одций(простой) зарб

к б бк

п nyv

к б бк

п п VV

К бк кбк кб

Тескаризарб П VVnVVnV

или

к б

V Л

Рез

Терма

При анализе нескольких нотных примеров выяснилось, что из вышеперечисленных исполнительских штрихов "тескари зарб" приводит к проблеме несинхронности сильных доль метра и зарба. В дутаре ударность проявляется сильным движением кисти вниз. Именно в этом штрихе было выявлено не совпадения

метра и зарба. Например, проанализируем 4 такта из узбекской народной мелодии "Х,айронинг булай", написанной в размере 2/4.

Рис. 1. Пример. Хайронинг булай

В данной мелодии в 3-й шестнадцатой 1-такта движение кисти вниз приводит к

ударности, из-за этого закономерность 2/4 не совпадает с действительностью ( > > >

гтпгтп.

также в 2,3,4-м тактах). Это в свою очередь приводит к несинхронности, потому что в 2/4 только первая доля считается сильной. Но, дутарный штрих "тескари зарб" меняет количество ударности намеченной метром. Причиной фиксации данного штриха в 2/4 можно использовать для удобства чтения нот исполнителем. В частности, приведем несколькие виды фиксации метра и ритма, которые совпадают с ударностью штриха "тескари зарб" и музыкально -теоретическими законами.

Рис. 2. Пример. Штрих тескари зарб

Ещё одна несинхронность связана с штрихом "Пирранг". Фиксация этого штриха в 2/4 не совпадает с метром звучащей музыки. Приведём пример, который отражает совпадение между ударностью штриха и метра.

Рис. 3. Пример. Штрих пирранг

Как видно из вышеизложенного примера, данный штрих со своими ударностями не совпадает с законом двухдольности. То есть, вторая сильная доля штриха попадает в слабою долю такта.

Дутарные мелодии исполняемые в выше перечисленных штрихах бывают двух видов, то есть в первом сохраняется ударности штриха (тескари зарб, пирранг), во втором появляется полиметрия. Приведём пример для первого вида узбекскую народную мелодию "Дилноз". 1)

2)

Рис. 4. Пример. Дилноз

В этой мелодии используются штрихи "тескари зарб" и "пирранг", их ударность между собой одинаковы. Тескари зарб:

Пирранг:

Рассмотрим организации полиметрии в мелодии М. Эргашева "Кунгил гулдастаси" [2, 16-18].

Рис. 5. Пример. Кунгил гулдастаси

В данной мелодии начальные два такта исполняются штрихом "тескари зарб", а последующие третьи и четвертые простым штрихом. В 5,6 и 7-тактах также используются "тескари зарб", 8-такте возвращаемся к простому штриху. В результате происходит колебание метра, то есть сначала метр излагается в виде 3/16+3/16+2/16, а потом 2/4. 1-вариант:

К этому можно перечислить мелодии Г.Кучкарова "Севинч" и "Дилрабо".

В заключение можно отметить, в формировании в дутарной музыки метро-ритма главным фактором является исполнительский штрих. Потому что его звучание

определяет метр и ритм. В том числе эти три основные факторы метр, ритм и штрих в процессе взаимосвязи проявляют в дутарной музыке своеобразную вариантную импровизацию. Также из вышеприведенных примеров выяснилось, что штрих не всегда совпадает с законами метро-ритма. Можно сказать одна из причин фиксации данных мелодий в пределе определенного метра, используется для удобного чтения нот исполнителем.

Список литературы /References

1. Расултоев. Ж. Узбек дутор ижрочилиги. Т., 1997.

2. Эргашев М. Кунгил гулдастаси. Т., 2005.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА СО СТУДЕНТОМ-ВОКАЛИСТОМ Карякина Л.М. Email: Karyakina17166@scientifictext.ru

Карякина Лилия Михайловна - преподаватель, кафедра концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: повседневная работа пианиста-концертмейстера - это постоянный поиск, творческое развитие, совершенствование мастерства. Путь от занятия в классе к концертной сцене включает в себя множество целей и задач, постановка и решение которых осуществляются пианистом-концертмейстером на основе исполнительской практики.

В статье акцентируются функциональные параметры творческой практики пианиста-концертмейстера и выявление их особенностей. На основе многолетней профессиональной деятельности со студентами-вокалистами в консерватории автор статьи обобщает свой опыт в научном измерении.

Ключевые слова: пианист-концертмейстер, творчество, когнитивное развитие, коммуникативный процесс, взаимодействие, когнитивно-образовательной функцией, медиация.

FUNCTIONAL FEATURES OF THE CREATIVE ACTIVITY OF A PIANIST-ACCOMPANIST WITH A STUDENT-VOCALIST Karyakina L-М.

Karyakina Lilia Mikhailovna - Teacher, DEPARTMENT CONCERTMASTER SKILL, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the daily work of a pianist-accompanist is a constant search, creative development, improvement of skills. The path from classroom to concert stage includes many goals and objectives, the setting and solution of which is carried out by the pianist-accompanist on the basis of performing practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.