Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА СО СТУДЕНТОМ-ВОКАЛИСТОМ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА СО СТУДЕНТОМ-ВОКАЛИСТОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИАНИСТ-КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / ТВОРЧЕСТВО / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ / МЕДИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карякина Л.М.

повседневная работа пианиста-концертмейстера - это постоянный поиск, творческое развитие, совершенствование мастерства. Путь от занятия в классе к концертной сцене включает в себя множество целей и задач, постановка и решение которых осуществляются пианистом-концертмейстером на основе исполнительской практики. В статье акцентируются функциональные параметры творческой практики пианиста-концертмейстера и выявление их особенностей. На основе многолетней профессиональной деятельности со студентами-вокалистами в консерватории автор статьи обобщает свой опыт в научном измерении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL FEATURES OF THE CREATIVE ACTIVITY OF A PIANIST-ACCOMPANIST WITH A STUDENT-VOCALIST

the daily work of a pianist-accompanist is a constant search, creative development, improvement of skills. The path from classroom to concert stage includes many goals and objectives, the setting and solution of which is carried out by the pianist-accompanist on the basis of performing practice. The article focuses on the functional parameters of the creative practice of the pianist-accompanist and the identification of their features. On the basis of many years of professional activity with vocal students at the conservatory, the author of the article summarizes his experience in the scientific dimension.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА СО СТУДЕНТОМ-ВОКАЛИСТОМ»

определяет метр и ритм. В том числе эти три основные факторы метр, ритм и штрих в процессе взаимосвязи проявляют в дутарной музыке своеобразную вариантную импровизацию. Также из вышеприведенных примеров выяснилось, что штрих не всегда совпадает с законами метро-ритма. Можно сказать одна из причин фиксации данных мелодий в пределе определенного метра, используется для удобного чтения нот исполнителем.

Список литературы /References

1. Расултоев. Ж. Узбек дутор ижрочилиги. Т., 1997.

2. Эргашев М. Кунгил гулдастаси. Т., 2005.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА СО СТУДЕНТОМ-ВОКАЛИСТОМ Карякина Л.М. Email: Karyakina17166@scientifictext.ru

Карякина Лилия Михайловна - преподаватель, кафедра концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: повседневная работа пианиста-концертмейстера - это постоянный поиск, творческое развитие, совершенствование мастерства. Путь от занятия в классе к концертной сцене включает в себя множество целей и задач, постановка и решение которых осуществляются пианистом-концертмейстером на основе исполнительской практики.

В статье акцентируются функциональные параметры творческой практики пианиста-концертмейстера и выявление их особенностей. На основе многолетней профессиональной деятельности со студентами-вокалистами в консерватории автор статьи обобщает свой опыт в научном измерении.

Ключевые слова: пианист-концертмейстер, творчество, когнитивное развитие, коммуникативный процесс, взаимодействие, когнитивно-образовательной функцией, медиация.

FUNCTIONAL FEATURES OF THE CREATIVE ACTIVITY OF A PIANIST-ACCOMPANIST WITH A STUDENT-VOCALIST Karyakina L-М.

Karyakina Lilia Mikhailovna - Teacher, DEPARTMENT CONCERTMASTER SKILL, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the daily work of a pianist-accompanist is a constant search, creative development, improvement of skills. The path from classroom to concert stage includes many goals and objectives, the setting and solution of which is carried out by the pianist-accompanist on the basis of performing practice.

The article focuses on the functional parameters of the creative practice of the pianist-accompanist and the identification of their features. On the basis of many years of professional activity with vocal students at the conservatory, the author of the article summarizes his experience in the scientific dimension.

Keywords: pianist-accompanist, creativity, cognitive development, communicative process, interaction, cognitive and educational function, mediation.

УДК 078

Пианист-концертмейстер является ключевой фигурой в музыкальном исполнительском искусстве. Его функции исключительно разнообразны в коммуникативном плане. Специфика творческой деятельности пианиста-концертмейстера требует глубоких знаний в области вокального и инструментального, ансамблевого, оркестрового, хорового искусств. Сферы творческой деятельности пианиста-концертмейстера охватывает учебно-воспитательную и концертно-исполнительскую практики. Отсюда и значимость коммуникативной функции пианиста-концертмейстера как медиации. Важнейшими функциями творческой деятельности пианиста-концертмейстера являются, на наш взгляд, следующие:

- когнитивно-образовательная;

- концертно-исполнительская.

Рассмотрим особенности этих функций на примере личной концертной практики в классе академического пения в консерватории. Работа пианиста-концертмейстера с вокалистами предполагает процесс медиации как с педагогом, так и со студентом. Медиативная функция деятельности пианиста-концертмейстера заключается в том, что ему надлежит осуществить концептуальные намерения педагога в профессиональном развитие студента. Являясь надежным помощником педагога, концертмейстер реализует на практике образные принципы, привнося в них собственные исполнительские аспекты. Тем самым происходит взаимодействие педагоги и исполнительства как неразрывно взаимосвязанных параметров музыкального искусства. Таким образом, достигается в коммуникативном процессе поставленные цели и задачи вокалистом-педагогом. Пианист-концертмейстер в работе над звуковым воплощением музыкальных произведений во взаимодействии со студентом, обучаемым искусству пения, создаёт убедительную художественную концепцию, которую затем выносит на концертную сцену.

Детальное изучение музыкального произведения выразительных средств, формы, стиля является когнитивно-образовательной функцией пианиста-концертмейстера. «Знание специальных певческих проблем и задач должно органично войти в сознание каждого концертмейстера, работающего с вокалистами. Стать хорошим вокальным концертмейстером может лишь тот, кто понимает всю сложность и многообразие труда концертмейстера и по-настоящему любит замечательное искусство пения» [1, 83].

В этом сложном процессе пианисту-концертмейстеру необходима постоянная работа над собой, как этого требовал театральный режиссер, постановщик и актер К.С. Станиславский [2].

Изучение пианистом-концертмейстером научных трудов К.С. Станиславского открывает множество интересных новаций, перспектив в трактовки художественного содержания музыкальных произведений, а также позволяет актуализировать артистическую функцию концертмейстера практика. Пианист-концертмейстер может продуктивно способствовать развитию артистических способностей вокалиста ориентируя его на создание художественно образа. Вокальная музыка неотделима от поэтического текста и зачастую вокалист-педагог, увлекаясь техническими проблемами, не уделяет должного внимания художественному содержанию поэтического текста. Работая над проблемами дыхания, дикции, культурой вокальной

речи, не концентрируя внимания на главном - для чего все это делается? В таком контексте обучения роль пианиста-концертмейстера имеет когнитивно-образовательные значения, ключевые творческие функции становятся важными и необходимыми в работе с вокалистом.

Необходимо отметить, что данная функция связана с артистической функцией, где культура произношения в сочетании с кинесикой, позволяет обрести магнетизм и манкость (термин К.С. Станиславского), ту завораживающую зрителя и слушателя магическую притягательность, которой обладают великие артисты.

Необходимо также затронуть и психологическую функцию творческой деятельности пианиста-концертмейстера, которая приобретает острую значимость в совместно-концертном выступлении вокалиста и пианиста-концертмейстера. Здесь роль пианиста-концертмейстера исключительно важна в эмоционально -психологической поддержке студентов, преимущественно начальных курсов, которые зачастую волнуются и даже могут забыть текст.

Если пианист-концертмейстер своей доброжелательной улыбкой, ласковым взглядом поддерживает его выходя с ним на концертную сцену, выступление будет значительно успешнее. «Добрые мысли, сопряженные с глубоким чувством, принесут здоровье, счастье, гармонию, мир, силу, способности и характер» [3, 42].

В работе пианиста-концертмейстера с вокалистом преобладает функция аккомпаниатора, что имеет свои особенности, на которые необходимо обратить внимание. Аккомпаниаторская функция связана с осознанием пианиста-концертмейстера сопровождающей роли фортепиано, а потому и способности быть на втором плане, не довлеть над солистом. Зато во фортепианном вступлении (если оно имеется в произведении), отыгрышах и заключениях (если оно опять-таки есть в произведении), пианисту-концертмейстеру представляется возможность блеснуть своим мастерством имитации оркестровых тембров, если это оперная ария, или фортепианными красками, если это романс. При этом фортепианное звучание желательно одухотворить, наполнить вокальными качествами, что будет созвучно современным тенденциям фортепианно-вокального исполнительного искусства «Стремление к душевной щедрости исполнения, - подчеркивает А. Алексеев, всё чаще замечается и у инструменталистов».

Концертные выступления - это итог определенного этапа работы пианиста-концертмейстера, осмысление которого выдвигает аналитическую функцию работы пианиста-концертмейстера, осмысление которого выдвигает аналитическую функцию творческой работы музыканта-исполнителя как ансамблиста. Запись выступления в аудио- и видеоформате дает возможность совместного со студентом анализа выступления и должна быть сохранена в архиве для анализа динамики развития обучающегося и работы пианиста-концертмейстера.

Обобщая рассмотрение особенности работы пианиста-концертмейстера со студентом-вокалистом, следует отметить, что данные функции концертмейстерской практики имеют свою значимость и в деятельности пианиста с хоровыми коллективами, музыкантами-инструменталистами, естественно в проекции на специфику различных видов музыкального исполнительства.

Творческая деятельность пианиста-концертмейстера всегда мобильно, креативна и чутко улавливает направления и тенденции развития музыкального искусства, обращенного на слушателя, их духовным эстетическим запросом и потребностям восприятия музыкальной культуры.

Список литературы /References

1. Радина И. «О работе концертмейстера со студентом-вокалистом / О мастерстве

вокалиста. Ленинград, 1986.

2. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. Санкт-Петербург, 2012.

3. Ларсон К. Наука развития сознания и мозга. Москва, 2013.

4. Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя. Москва, 1991.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Елисеева Ф.Р. Email: Eliseeva17166@scientifictext.ru

Елисеева Флюза Ригатовна - учитель технологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 27, г. Абакан

Аннотация: важнейшим компонентом трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является профориентация. Изучая особенности развития обучающихся с ОВЗ, было выявлено, что существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. В решении данной проблемы значительную роль может сыграть система организационных, методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучащихся, которая направлена не только на предоставление информации о мире профессий, но и способствует личностному развитию учеников, формированию у них умения соотносить свои возможности с требованиями профессии.

Ключевые слова: профориентация, обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальное нарушение, трудовое обучение.

CAREER GUIDANCE WORK OF A LABOR EDUCATION TEACHER WITH STUDENTS WITH INTELLECTUAL

DISABILITIES Eliseeva F.R.

Eliseeva Fluza Rigatovna - Technology Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION COMPREHENSIVE SCHOOL № 27, ABAKAN

Abstract: the most important component of the labor training of students with mental retardation (intellectual disabilities) is vocational guidance. Studying the peculiarities of the development of students with disabilities, it was revealed that there are a number of serious problems, the unresolvedness of which prevents the professional integration ofpersons with intellectual disabilities into society. In solving this problem, a significant role can be played by the system of organizational, methodological and practical measures for vocational guidance, professional self-determination of students, which is aimed not only at providing information about the world of professions, but also contributes to the personal development of students, the formation of their ability to correlate their capabilities with the requirements of the profession.

Keywords: vocational guidance, students with disabilities, intellectual impairment, labor training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.