Научная статья УДК 78.071.1
https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.31
Мастерство концертмейстера и аккомпаниатора как феномен современного музыкального искусства
Мария Александровна Виноградова
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0008-1678-1354
Аннотация. Мастерство концертмейстера и аккомпаниатора в настоящее время является одним из важнейших критериев современного музыкального искусства. Концертмейстер стремится к реализации художественного замысла сочинения и становится полноправным участником любого музыкального коллектива, реализуя образное содержание исполняемого произведения. Несмотря на всю многогранность данной фигуры, в современной музыкально-исполнительской практике в настоящее время количество исследований, посвященных изучению концертмейстерской исполнительской деятельности, незначительно. Однако есть основания утверждать, что ученым необходимо скрупулезно исследовать данный феномен современного музыкального искусства для еще большего понимания и актуализации деятельности пианиста-концертмейстера-аккомпаниатора в исполнительской практике. По этим причинам настоящая работа отличается бесспорной научной новизной и актуальностью. Автор отмечает, что концертмейстер объединяет в себе множество функций, и в первую очередь он ориентирован на создание гармоничной интерпретации исполняемого музыкального произведения совместно с пианистом или вокалистом. Универсальность фигуры концертмейстера обеспечивает его востребованность как специалиста в музыкальной среде, а значит, эта профессия должна быть востребована и у студентов.
Ключевые слова: фортепианное исполнительское искусство, пианист-концертмейстер, творческая деятельность
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Виноградова М.А. Мастерство концертмейстера и аккомпаниатора как феномен современного музыкального искусства // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. С. 211-216. https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.31.
Original article
Mastery of the Concertmaster and Accompanist as a Phenomenon of Modern Musical Art
Maria A. Vinogradova
Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0008-1678-1354
Abstract. Nowadays, the mastery of the concertmaster and accompanist is one of the most important criteria of modern musical art. The concertmaster strives to realize the artistic intent of the composition and becomes a full participant of any musical ensemble, realizing the figurative content of the performed composition. Despite all the versatility of this figure, the number of studies examining the concertmaster's performing activity in contemporary music-performing practice is currently insignificant. Nevertheless, there is reason to argue that scholars need to scrupulously investigate this phenomenon of contemporary musical art in order to further understand and actualize the activity of the pianist-concertmaster-accompanist in performing practice. For these reasons, the present work is of indisputable scientific novelty and relevance. The author stresses that a concertmaster combines many functions, and is primarily focused on creating a harmonious interpretation of the musical work being performed in conjunction with the pianist or vocalist. The versatility of the concertmaster figure ensures his demand as a specialist in the musical environment, and hence, this profession should be in demand among students as well.
Keywords: piano performing art, concert pianist, creative activity
Funding: Independent work.
For citation: Vinogradova, M.A. (2023) Mastery of the Concertmaster and Accompanist as a Phenomenon of Modern Musical Art. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 211-216. Available from: doi:10.24158/fik.2023.8.31 (In Russian).
На протяжении всего периода становления и развития фортепианного исполнительского искусства мастерство концертмейстера, аккомпаниатора являлось одним из важнейших критериев проявления профессионализма музыканта и многогранности его таланта.
© Виноградова М.А., 2023
Исходя из истории, отметим, что в переводе с французского языка слово «accompagnement» обозначает «сопровождение»1, что ярким образом демонстрирует сущность данного вида искусства. Концертмейстерское исполнительство в отечественном музыкальном искусстве насчитывает около трех веков своего формирования, которое фактически можно разделить на три периода:
1. Первый этап (XVIlI - начало XIX вв.) заключается в первоначальных импульсах и попытках музыкантов сформировать инновационное для того времени отечественное концертмейстерское искусство. Изначально таким специалистом являлся пианист-репетитор, принимавший активное участие в различных оперных постановках. Впоследствии концертмейстерами стали и исполнители, реализующие так называемое репетиторство. Более того, искусством аккомпанемента начали заниматься не только профессионалы, но и любители музыкального искусства.
2. Второй этап датируется концом 20-х гг. XIX - началом XX вв. В данный период музыкально-исполнительской деятельности искусство концертмейстера перерастает в профессиональный вид творчества. Стоит отметить, что произведения, датируемые этим периодом, оказываются значительно сложнее в техническом и музыкальном-исполнительском смыслах. Партия фортепиано перестает быть исключительно фоновой, аккомпанирующей. В частности, в романсах М.П. Мусоргского она содержит в своей основе многочисленные тембровые, динамические и штриховые краски. Музыкальная ткань романсов включает в себя разнообразное количество штрихов и приемов игры, для качественного и профессионального воспроизведения которых музыканту следует максимально грамотно выстраивать весь алгоритм занятий.
В романсах П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова партия фортепиано также перестает быть исключительно аккомпанирующей. Пианист своей игрой начинает воплощать композиторские идеи полифонизма музыкального диалога фортепиано и вокалиста. Наибольшее развитие данные приемы получили в романсах С.И. Танеева и Н.К. Метнера. Фактически вокально-инструментальный дуэт начинает представлять собой равнозначный и равноценный диалог двух инструментов - участников ансамбля.
3. Третий этап свое начало берет с XX в. и продолжается по сей день. В настоящее время искусство аккомпанемента активным образом объединяет в себе различные тембровые, акустические и колористические эксперименты композиторов, их яркие творческие решения, инновационные индивидуальные музыкальные системы. Данный виток развития искусства концертмейстера оправданно реализуется благодаря заинтересованности композиторами «новой» поэзией, устоявшимися философскими воззрениями, поиском уникальных средств выразительности и, как следствие, реализацией инновационных уникальных приемов игры. Таким образом, обновления касаются и фортепианной партии, что заключается в расширении звуковой палитры инструмента, усложнении ритмической и штриховой составляющих. В результате всех вышеперечисленных критериев обогащается и само ансамблевое исполнительство. Музыкантам все больше приходится выстраивать вертикали ансамбля, чутко реагировать на различные образные и художественные воплощения в партии коллеги, создавать единую концепцию сочинения. Фактически можно утверждать, что концертмейстерское искусство начинает представлять собой синтез фортепианного, оперного, инструментального и вокального искусств.
Исходя из того, что активное его развитие началось на рубеже XIX-XX вв., неудивительным оказывается факт внедрения данной дисциплины в программы средних и высших учебных музыкальных заведений. В частности, концертмейстерская подготовка прочно вошла в учебный план множества образовательных организаций только в 30-е годы XX в. Так, в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского данную дисциплину начинали вести выдающиеся преподаватели В.Н. Чачава, М.А. Смирнов и Е.М. Шендерович. Именно благодаря деятельности вышеназванных музыкантов и развитию концертмейстерского исполнительского искусства в настоящее время студенты и состоявшиеся музыканты воплощают в своем творчестве основные цели и задачи искусства концертмейстера/аккомпаниатора. Более того, благодаря музыкантам в детских школах искусств по сей день применяются все тенденции концертмейстерского искусства, заложенные еще в XX в.
Рассуждая об истории возникновения и развития такого актуального в современной музыкальной исполнительской практике вида искусства, как концертмейстерское, стоит обратить внимание и на определенные качества, которыми, по мнению В.Н. Чачава, и должен обладать музыкант. Как утверждает исследователь, «... концертмейстер-пианист - это и солист, и равноправный партнер, и аккомпаниатор, сопровождающий вокалиста. Это триединство и составляет суть концертмейстерского искусства.» (Чачава, 2003: 25). В.Н. Чачава уделяет также внимание и такому навыку современных пианистов-концертмейстеров, как певческое дыхание (Чачава, 2003).
1 Что такое аккомпанемент? Происхождение и значение слова «аккомпанемент» [Электронный ресурс] // 1п8с1юо1ег 11Р1_: https://www.inschooler.ru/likbez/etimologiya/chto-takoe-akkompanement-proisxozhdenie-i-znachenie-slova-akkompanement.html (дата обращения: 02.08.2023).
Пианистам приходится знакомиться со множеством литературы по данной тематике, в результате чего они начинают понимать суть и специфику стихотворной строки. Данные навыки являются основными для концертмейстеров, которые работают в классе академических вокалистов. Пианист должен понять, каким образом они произносят текст. При этом необходимо осознавать, что вокальные критерии исполнения стихотворной формы сильно отличаются от художественного прочтения того же произведения. Все данные особенности и необходимо учитывать не только в процессе занятий, но и последующего концертного выступления.
Е.М. Шендерович разграничивает сольное фортепианное исполнительское искусство и искусство концертмейстера, руководствуясь, на наш взгляд, вполне объективными и справедливыми суждениями: «Специфика сольной и аккомпаниаторской деятельности столь различна, что нетрудно назвать многих солистов-пианистов, весьма крупных концертантов, почти не владеющих искусством аккомпанемента, и, наоборот, пианистов, прославившихся именно высоким мастерством и художественным уровнем аккомпанемента, однако абсолютно не проявивших себя в амплуа солиста» (Шендерович, 1972: 4).
Особенно ценно для нашего исследования высказывание К. Виноградова, который убежден, что концертмейстер должен быть разносторонне образованным и высококвалифицированным специалистом, наивно полагая, что «для полноценной концертмейстерской деятельности пианисту достаточно владеть фортепианной техникой и прилично играть с листа» (Виноградов, 1974: 111).
Безусловно, высококвалифицированный концертмейстер должен вести регулярную скрупулезную работу над различными техническими и штриховыми трудностями, встречающимися не только в музыкальной ткани исполняемых сочинений, но и в других наиболее сложных фортепианных партиях различных ансамблевых произведений. Интеллектуальная подготовка позволит пианисту как нельзя лучше, грамотнее и качественнее воплотить художественное содержание произведения, его образную составляющую.
Следующим не менее важным критерием качественного и профессионального владения искусством концертмейстера является разнообразный подход пианиста к вопросу изучения своей партии. Различие заключается в том, что зачастую он, в силу своей деятельности, исполняет как романсы, так и всевозможные арии из русских и зарубежных опер. В этом случае концертмейстеру необходимо максимально соответствовать своей игрой оркестровой партии, находить различные тембровые и колористические оттенки, приближаться по тембру и звучанию к оркестровым инструментам. Фактически пианисту следует всю свою игру свести к обеспечению этого соответствия. Только в этом случае музыкально-исполнительский тандем будет отличаться многогранностью и приближенностью к оригинальному тексту.
Еще одним важным качеством современного пианиста-концертмейстера является его разграниченное внимание. Одновременно с качественным и профессиональным исполнением своей партии, ему необходимо распределять слуховое и зрительное внимание между различными объектами. В процессе аккомпанирования пианисту приходится устанавливать психологический и профессиональный контакт с солистами, ансамблистами, ориентироваться на их дыхание, жесты, взгляды, руки. По этой причине множество современных концертмейстеров сами пытаются выступить в качестве вокалистов или сыграть на рояле солирующую партию. Данный прием используется с той целью, чтобы максимально прочувствовать партнера, исполнить все приемы и штрихи в той же художественной и образной составляющей, что и соансамблист.
Не менее важным качеством современного профессионального концертмейстера является грамотное воспроизведение - редакция нотного текста. Этот критерий представляет собой основу всех основ работы пианиста. Фактически, исходя из данного тезиса, ее можно условно разделить на три этапа:
1) первый - создание общего представления всех участников ансамбля/коллектива, солиста и концертмейстера/аккомпаниатора о художественном образе произведения, его содержании, выстраивании кульминационного плана;
2) второй - техническое владение инструментом, распознавание всех сложных в том отношении разделов, фраз, приемов и штрихов и совместном их изучении;
3) третий - заключительный, он строится на реализации устоявшегося музыкального образа сочинения, художественной сетки произведения.
Стоит отметить, что коллективу необходимо совместным образом осмыслить основные закономерности музыкального языка исполняемого произведения, выявить определенные средства его выразительности, посредством которых и создается искомый образ, утвердить качество и характер исполняемых штрихов, проанализировать главенствующие принципы интерпретации в соответствии со стилистическими веяниями эпохи, времени композитора и жанровыми особенностями. Безусловно, как концертмейстеру, так и солисту необходимо познакомиться с творче-
ством композитора исполняемого произведения, прослушать разнообразные записи ведущих музыкантов, проанализировать другие сочинения конкретного композитора, выяснить функции каждой партии/солиста или концертмейстера.
Один из актуальных и справедливых вопросов зачастую задают современные музыканты: какими же навыками должен обладать современный пианист для того, чтобы он мог уверенно выступать на сцене в качестве концертмейстера? В данном случае стоит, на наш взгляд, привести слова Н.А. Крючкова, который заверил, что одним из важнейших навыков современного пианиста является скорое и осмысленное прочтение нового музыкального материала1.
Для того чтобы пианист грамотно, быстро и качественно смог прочитать новый музыкальный текст, он должен обладать развитым предваряющим слуховым представлением об исполняемом материале. Данный критерий позволит музыкантам создать более полную и точную передачу музыкального смысла сочинения. Однако прием касается лишь грамотного прочтения фортепианной фактуры. Безусловно, пианист должен знать и партию солиста, из чего вытекает и следующий критерий профессионального искусства концертмейстера: он должен умело воспроизводить всю музыкальную партитуру исполняемого произведения, уделяя особенное внимание мелодической линии и гармоническому сопровождению. Обладая всеми этими навыками, пианист будет основой любого ансамбля.
Не менее сложным и одновременно важным навыком современного пианиста-концертмейстера является исполнение произведений в другой тональности, что, как правило, реализуется в вокальном репертуаре. Таким образом, пианисту необходимы регулярные занятия по транспонированию. Изначально музыкант может систематизировать свои знания, умения и навыки в тональности, близкой к оригинальной, либо на незначительный интервал (секунда или терция). В дальнейшем, конечно же, данный навык следует укрепить и развить до исполнения в другой тональности сочинения уже на кварту, квинту и другие интервалы, тональности. Данный прием не только развивает скорость мышления пианиста, его реакцию, но и усиливает внимание музыканта при прочтении нового нотного текста в соответствии с редакторскими и композиторскими указаниями. Безусловно, этот процесс особенно трудоемкий, он требует от пианиста регулярной, систематической и упорной концентрации.
Что касается различий между искусством аккомпаниатора и искусством концертмейстера, то стоит отметить, что в критерии профессионализма последнего также входит отслеживание интонации солиста. Именно по этой причине пианисту необходимо развивать внутренний слух, который у концертмейстера должен быть намного выше и острее, нежели у аккомпаниатора, сопровождающего выступления солиста на различных концертах без педагогической функции.
Гораздо более сложные задачи ставятся перед концертмейстером, который выступает с вокальным и инструментальным ансамблем. В данном случае пианисту следует не только максимально слушать своих соансамблистов, но и выстраивать с ними единую форму сочинения, общую фразировку, драматургию музыкального текста. В этом случае ансамбль становится единым организмом, реализующим общие художественные намерения и одновременно разнообразные творческие воплощения и видения.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что функции концертмейстера и аккомпаниатора в исполнительской практике как сходны, так и различны в своей сути. Деятельность пианиста-концертмейстера и пианиста-аккомпаниатора многогранна и полифункциональна, требует от музыканта постоянного эстетического, интеллектуального, художественного и технического развития. Именно совместно пианист-концертмейстер и его ансамбль создают уникальную трактовку сочинения, воплощают композиторский замысел, реализовывают собственную художественную интерпретацию и выбирают соответствующие для реализации ее краски, тембры. Фактически пианист-концертмейстер выступает как в роли преподавателя, актера, так и режиссера коллектива.
Как мы отмечали ранее, функции концертмейстера и аккомпаниатора в настоящее время тесно переплетаются друг с другом. По этой причине пианистов, которые мастерски владеют искусством аккомпанемента и при этом педагогическим мастерством в процессе работы над вокальными и инструментальными произведениями, принято называть концертмейстерами - специалистами, готовыми к скрупулезному и кропотливому труду для достижения музыкальных и художественных целей.
Искусство концертмейстера и аккомпаниатора является основой профессиональной культуры пианиста. Среди основных особенностей и критериев, которые всячески должен развивать в своей деятельности современный концертмейстер, стоит выделить следующие: развитие исполнительского слуха, воспитание творческого отношения к исполнению партии сопровождения,
1 Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения : учебное пособие. СПб., 2017. 112 с.
- 214 -
развитие навыка и умения качественного аккомпанирования, формирование психологической основы и определенной установки, которая, с одной стороны, заключается в проявлении неимоверной воли и усердии, выстраивании алгоритма занятий, реализации педагогической основы репетиций, а с другой - проявляется в своеобразном подчинении художественной воли солиста.
Искусство концертмейстера также несет в себе значительную культурологическую направленность. В частности, одной из отличительных особенностей деятельности концертмейстера является многозадачность, которая проявляется в решении не только музыкальных целей. Концертмейстер должен обладать навыками исполнения, грамотного прочтения, реализации сочинений различных эпох, времени, композиторов. Для этого ему следует быть грамотным специалистом, эрудированной личностью, знающей особенности искусства и культуры в целом, разбирающейся в особенностях и произношении различных языков. Наряду с созданием музыкального образа, концертмейстер совместно с солистом создает и художественную трактовку исполняемого сочинения. Как правило, грамотная реализация данной трактовки не строится исключительно на музыкальном начале.
Концертмейстерское исполнительство совершенствует каждого индивида, способствует его раскрытию как творческой личности, источника духовных и нематериальных ценностей. Концертмейстер, реализующий в своей деятельности данные навыки, иначе воспринимает окружающий его мир, активизирует как свою, так и со-ансамблиста творческую фантазию, создает необходимую для исполнения художественную среду.
Для студентов музыкальных вузов весьма полезным и актуальным оказывается овладение искусством концертмейстера, так как реализация данных навыков несет в себе уяснение системы знаний по теории и практике концертмейстерского мастерства, изучение специфической терминологии, знакомство с многочисленными вокальными, хоровыми и инструментальными сочинениями различных композиторов, стилей, эпох и жанров, формирование навыков концертмейстерской работы, транспонирования, а также чтения с листа.
В настоящее время искусство концертмейстера начинает все больше цениться и актуализироваться в музыкально-исполнительской культуре благодаря проведению всевозможных фестивалей, конкурсов, концертных выступлений. Не случайно во множестве музыкальных конкурсов одной из номинаций является «Лучший концертмейстер» - такой специалист зачастую ценится не меньше, чем преподаватель, подготовивший того или иного лауреата. По вышеназванным причинам актуальность настоящей работы не вызывает сомнений. На наш взгляд, необходимо изучать тенденции становления и развития искусства концертмейстера и аккомпаниатора, так как именно эта фигура в музыкальном исполнительстве является одной из ключевых.
Список источников:
Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе концертмейстера. М., 1974. С. 111-135.
Чачава В.Н. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров // Фортепиано. 2003. № 2. С. 24-27.
Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: советы аккомпаниатора. М., 1972. 48 с.
References:
Chachava, V. N. (2003) Nekotorye voprosy obucheniya kontsertmeisterov [Some issues of training accompanists]. Fortepiano. (2), 24-27. (In Russian).
Shenderovich, E. M. (1972) O preodolenii pianisticheskikh trudnostei v klavirakh: sovety akkompaniatora [On overcoming pianistic difficulties in claviers: advice from an accompanist]. Moscow. 48 р. (In Russian).
Vinogradov, K. M. (1974) O rabote opernogo kontsertmeistera [About the work of an opera concertmaster]. In: O rabote kontsertmeistera. Moscow, рр. 111-135. (In Russian).
Информация об авторе
М.А. Виноградова - доцент, профессор Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=711759 Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author
M.A. Vinogradova - Associate Professor, Professor of the Maimonides Academy Institute of the Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=711759
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.08.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.