Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессор / пианист / концертмейстер / вокал / лирика / вокальный цикл / романс / духовность / выразительные средства / professor / pianist / accompanist / vocals / lyrics / vocal cycle / romance / spirituality / expressive means

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карякина Лилия Михайловна

статье акцентировано внимание на аспектах духовно-нравственного воспитания пианиста-концертмейстера на кафедре концертмейстерского мастерства в консерватории. Обращение автора к вокальной лирике заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора, композитора Р. Абдуллаева обусловлено значимостью и востребованностью его творчества в духовном становлении и развитии молодого поколения. Воспитание пианиста-концертмейстера в классе концертмейстерского мастерства консерватории ставит перед педагогом сложные цели и многоплановые задачи, связанные не только с освоением фортепианной игры но и с формированием гармонично развитой личности музыканта-исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF THE STUDY OF VOCAL LYRICS RUSTAM ABDULLAYEV IN THE CLASS OF ACCOMPANIST

the article focuses on the aspects of the spiritual and moral education of the pianist-accompanist at the Department of Accompaniment Mastery at the Conservatory. The author's appeal to the vocal lyrics of the honored art worker of Uzbekistan, professor, composer R. Abdullaev is due to the importance and relevance of his work in the spiritual formation and development of the younger generation. The upbringing of a pianist-accompanist in the class of accompanist mastery of the conservatory sets before the teacher complex goals and multifaceted tasks related not only to mastering the piano playing but also the formation of a harmoniously developed personality of the musician-performer.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Ни один инструмент, не обладает такими выразительными возможностями, как фортепиано. Это многоголосный инструмент с широким диапазоном и мощным звучанием. Уникальность фортепиано в том, что на нём можно исполнить любую музыку. Поэтому владение фортепиано имеет огромную познавательную ценность, помогает «объять необъятное» - мир музыки.

Список литературы / References

1. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА Карякина Л.М. Email: Karyakina17157@scientifictext.ru

Карякина Лилия Михайловна - преподаватель, кафедра концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статье акцентировано внимание на аспектах духовно-нравственного воспитания пианиста-концертмейстера на кафедре концертмейстерского мастерства в консерватории. Обращение автора к вокальной лирике заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора, композитора Р. Абдуллаева обусловлено значимостью и востребованностью его творчества в духовном становлении и развитии молодого поколения.

Воспитание пианиста-концертмейстера в классе концертмейстерского мастерства консерватории ставит перед педагогом сложные цели и многоплановые задачи, связанные не только с освоением фортепианной игры но и с формированием гармонично развитой личности музыканта-исполнителя.

Ключевые слова: профессор, пианист, концертмейстер, вокал, лирика, вокальный цикл, романс, духовность, выразительные средства.

SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF THE STUDY OF VOCAL LYRICS RUSTAM ABDULLAYEV IN THE CLASS OF ACCOMPANIST

Karyakina L^.

Karyakina Liliya Mikhailovna - Teacher, DEPARTMENT CONCERTMASTER SKILL, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article focuses on the aspects of the spiritual and moral education of the pianist-accompanist at the Department of Accompaniment Mastery at the Conservatory. The author's appeal to the vocal lyrics of the honored art worker of Uzbekistan, professor, composer R. Abdullaev is due to the importance and relevance of his work in the spiritual formation and development of the younger generation. The upbringing of a pianist-accompanist in the class of accompanist mastery of the conservatory sets before the teacher complex goals and multifaceted tasks related not only to mastering the piano playing but also the formation of a harmoniously developed personality of the musician-performer. Keywords: professor, pianist, accompanist, vocals, lyrics, vocal cycle, romance, spirituality, expressive means.

УДК 078

Данные сферы музыкального обучения и воспитания должны быть взаимосвязанными и взаимообусловлены. Исходя из этого педагогического принципа современного образовательного процесса, на первый план в обучении специалиста выдвигаются духовно-нравственные аспекты, морально-этические нормы ценностные гуманистические основы человеческой личности.

Современный уровень высшего музыкального образования требует особого внимания к личностным качествам специалиста его духовности. В этом отношении необходимо акцентировать внимание на камерно-вокальное творчество композитора Рустама Абдуллаева, музыка которого характеризуется высокой художественной ценностью, наполненная глубоким

гуманистическим смыслом. Очень полезны в духовно - нравственном воспитании пианиста-концертмейстера вокальные циклы Р. Абдуллаева, которые различны по содержанию, но объединённые идеей философского осмысления. Таков, в частности, его потрясающей по силе эмоциональности воздействия вокальный цикл «Хиросима фареди» («Плач Хиросимы») для голоса и фортепиано на тексты японских поэтов. Фортепианная партия этого сочинения поистине симфонична, это побудило композитора создать оркестровую версию данного цикла. Работа над данными сочинениями формирует духовность, гуманистическое отношение человека к жизни.

Эта линия творчества Р. Абдуллаева получает развитие в камерно-вокальном цикле на тексты великих мыслителей Востока Абу Абдуллоха Рудаки, Хафиза Ширази, ознакомление пианиста-концертмейстера с которыми, обогащает его духовный мир, развивает музыкальную культуру. Вокальные циклы Р. Абдуллаева подобно восточным поэтическим миниатюрам, предельно лаконичны и сконцентрированы по форме изложения музыкальных мыслей и чувств. Это позволяет педагогу более глубоко вникнуть в художественное содержание циклов и дать обучающимся целостное представление о произведениях.

В этом плане педагогу целесообразно обратиться к изучению вокального цикла Р.Абдуллава «Шесть романсов на слова Хафиза Ширази», характеризующегося глубоким духовно-нравственным содержанием. Как отмечала Саида Юлдашева: «Цикл проникнут глубоким чувством самопогружения в тайники человеческой души, озарен самопознанием человеческой натуры» [1, 33]. Вокальный цикл предоставляет пианисту-концертмейстеру возможности совершенствования исполнительского мастерства. Фортепианная партия изобилует современным приемом изложения музыкальных мыслей богатой темброво-обертоновой насыщенностью, изобретательным использованием выразительных возможностей низкого регистра инструмента.

Работа над данным циклом требует глубокого анализа вокальной и фортепианной партий, направленного на достижение их единства в процессе творческого взаимодействия. Этому может способствовать анализ поэтического текста Хафиза Ширази его возращения духовных ценностей, имеющих огромное значение в воспитании подрастающего поколения.

Столь же огромное воспитательное значение для молодежи имеют вокальные циклы Р.Абдуллаева на стихи народных поэтов Узбекистана Хамида Алимджана и Зульфии Исраиловой. Необходимо отметить, что поэзия Зульфии занимает особое место в творчестве Р.Абдуллавеа, вдохновляя его на создание оригинальных опусов.

Наряду с вокальными циклами важное значение в формирование гуманистических принципов жизненной позиции, высоких нравственных критериев имеет изучение романсов Р. Абдуллаева на стихи поэта Узбекистана Абдуллы Орипова. Вдохновляюсь поэтическими строками А. Орипова, Р. Абдуллав создал совершенные по мастерству музыкального воплощения художественные образы, наполненные духовной силой, этическим смыслом, глубоким художественно содержательным смыслом, проникновенным лирическим чувством, философской значимостью. Такие замечательные образцы вокальной лирики, как «Ватан» («Родина»), «Омонат» («Приходящие в мир»), «Дипзо» («Мироздание»), «Qadr» («Ценность»), «Paydo bo'lganida» («Зарождение мира»), «^икиг» («Благословление»), являются идеальными эталонами высоких гуманистичных ценностей, раскрывающими молодым музыкантам смысл жизни, красоту и таинственность вселенной, величие космического пространства и ощущение человеком своего предназначения, значимости в мире.

Глубокие по художественно содержанию и богатству музыкально-поэтических образов романсы Р. Абдуллаева на стихи А. Орипова предоставляют педагогу класса концертмейстерского мастерства благодатные возможности духовно-нравственного воспитание будущего пианиста-концертмейстера, формирование гуманистического мировоззрения привития гуманитарной культуры. Обучая студента концертмейстерскому мастерству, педагог должен помимо выработки навыков и умений игры фортепианной партии уделять большое внимание вокальной партии, особенностям поэтического текста, логике организации музыкальных фраз, и в итоге взаимодействию пианиста и вокалиста в раскрытии художественного образа произведения. Очень полезна в этом отношении работа над романсом «^иЫщ» («Звезда»). Данный романс предназначен для среднего голоса. Характеризуя его, профессор Мукаддас Ризизаева отмечает: «Он представляет собой диалог героя с далёкой звездой, ярко сияющей на ночном небосводе. Лирико-философский по содержанию романс проникнут глубокими раздумьями о мироздании Космоса и Человека, о звезде, символизирующей судьбу человека» [2.8].

Ознакомив обучающегося с художественным содержанием поэтического текста А. Орипова, педагог анализирует вокальную партию, концентрирует внимание на деталях нотного текста Р. Абдуллаева и выявляет трудности его интонирования, обусловленное сменой размера, наличием форшлагов, подчёркивающих национальный колорит пения.

Романс «Yulduz» («Звезда») интересен для пианиста своей богатой темброво-насыщенной фортепианной фактурой, выразительными возможностями которой композитор владеет в совершенстве. Концертмейстеру необходимо ознакомить вокалиста с особенностями фортепианной партии, обратить внимание на фортепианные вступление, густое остинатное тремоло в партии левой руки и постепенно восходящие мелодические движении из низкого регистра в верхний в партии правой руки. Фортепианное вступление хорошо подготавливает вокалиста к началу пения. Вслушиваясь в музыку вступления, вокалист постигает её духовный смысл и вдохновляясь исполняет свою партию более осмысленно и содержательно.

Лирико-философский романс «Analash» («Познание») открывает исполнителям духовно-нравственные ценности, которые помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, преодолевая которые, он настойчиво устремляется в будущее. Спокойная, неспешно развивающаяся музыка романса передаёт рефлексивное состояние героя, его размышления. Этот художественный образ, созданный композитором удивительно вдохновенно, пианист и вокалист должны наполнить глубоким духовно-нравственным смыслом.

Концентрация внимание пианиста-концертмейстера на художественное содержание поэтического текста вокального произведения способствует воспитанию духовно-нравственных, гуманистических принципов, формирует самосознание обучающегося. В созвучии вокальной и фортепианных партий создается художественный образ, оказывающий эмоциональное воздействие как на самих исполнителей, так и на слушателей.

Изучение вокальной лирики Р. Абдуллаева открывает пианисту-концертмейстеру перспективы многопланового совершенствования и ощущения своего профессионального предназначения и долга всегда быть рядом с вокалистом, помогать ему в освоении своей партии, поддерживать на концертной сцене, вдохновлять своей выразительной игрой в процессе своего творческого взаимодействия.

Учитывая, что роль пианиста-концертмейстера в работе с вокалистом многоплановая, включающая в себя педагогическую и образовательную функции, обязывающие его постепенно совершенствовать мастерство, духовно-нравственные аспекты творческой деятельности пианиста-концертмейстера всегда являются актуальными.

Список литературы / References

1. Юлдашева С.Б. Вокальные циклы Р. Абдуллаева. Ташкент, 2017.

2. Ризаева М.Н. Вокальная лирика Р. Абдуллаева. Ташкент, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.