«ТАНАВОРЫ» МАСТЕРОВ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ Шахназарова Б.А. Email: [email protected]
Шахназарова Барнохон Абдурахимжоновна - старший преподаватель, кафедра академического хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: этимологически слово «танавор» исходит из лексики кожевников. Оно означает наиболее крепкую и основополагающую часть бычьей шкуры, которая обычно используется как основа, подошва в изготовлении обувных изделий. Как понятие «Танавор» - одно из знаковых явлений музыки Ферганы. Это название не одного конкретного лада или мелодии, а целого жанрового направления вокальных и инструментальных произведений, которые существуют во многих образцах и в их бесчисленных вариантах.
По внутреннему содержанию, можно сказать, что «Танаворы» это лирическая исповедь, «печаль о несбывшейся мечте», душевная боль возлюбленного или возлюбленной (в суфийских воззрениях они собирательные понятия безотносительно к полу), некая «песнь песней». По музыкальному языку их обычно выделяют в некую отдельную группу «не систематических ладов» под общим названием «Танавор», в отличие от «макомных мелодий» и «катта ашула» Ферганского региона. Ключевые слова: музыка, ашула, песня, практика, традиция, стиль, образование, лад, творчество, композиция.
"TANAVOR" OF MASTERS OF UZBEK MUSIC Shakhnazarova B.A.
Shakhnazarova Barnokhon Abdurahimjonovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT ACADEMIC CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: еtymologically, the word "tanavor" comes from the vocabulary of tanners. It means the strongest and most fundamental part of the bull skin, which is usually used as the basis, the sole in the manufacture offootwear. As the concept of "Tanavor" is one of the iconic phenomena of Ferghana's music. This name is not one particular fret or melody, but the whole genre direction of vocal and instrumental works, which exists in many samples and in their countless versions.
According to the internal content, it is possible to say that "Tanavors" are a lyrical confession, "sadness about an unfulfilled dream", the emotional pain of a beloved or beloved (in the Sufi views they are collective concepts irrespective of gender), a kind of "song song". In terms of musical language, they are usually distinguished into a certain separate group of "not systematic frets" under the general name "Tanavor", in contrast to the "poppy songs" and "katta ashula" of the Ferghana region.
Keywords: music, ashula, song, practice, tradition, style, education, fret, creativity, composition.
УДК 078
В независимом Узбекистане в связи с ростом самосознания нации все более возрастает интерес народа к своему историческому прошлому, когда все более усиливаются тенденции возрождения многовековых традиций, сопровождаемые одновременно процессами переоценки ценностей, духовная значимость макомов весьма высока: древнее искусство макомов продолжает свою полнокровную жизнь, составляя основу репертуара многих профессиональных коллективов,
инструменталистов и певцов-хафизов. Более того, неувядаемая сила макомов вдохновляет наших современников - бастакоров, композиторов, эстрадно-профессиональные и самодеятельные коллективы на новые творческие искания [1, 6].
Музыкальных и танцевальных танаворы существуют во множестве вариантов. Первоиснову их установить практически не возможно. Их исторические корни не сохранились, они растворились в памяти поколений. Общих моментов более всего в ладовых сопряжениях.
Оригинальность творческого почерка Махмуда Таджибаева несколько иная. Он последователь Ферганского стиля Джурахана Султанова. Но это не прямой подражатель, а скорее продолжатель его традиций в современных условиях. Он не повторяет лирические песни, катта ашула или Фергано-Ташкентские макомные мелодии, а поновому трактует их и даже пытается сочинять в том же духе. В этом и оригинальность его творческого стиля.
Некоторые черты стиля можно наглядно проследить в его исполнениях на дутаре соло и наложением дутар-сато известной Ферганской мелодии «Танавор», которую музыканты прозвали «Тургун Танавор» («Танавор Тургуна»). Для наглядности рассмотрим «Танаворов», в исполнении самого Тургуна Алиматова.
Таким образом, «Танаворы» являются моделью, «проформой» прочно устоявшейся в сознании ладомелодических образований. Она общая для множества вокальных и инструментальных мелодических вариантов. Известные мастера создавали свои Танаворы. Даже композиторы и музыканты из другой культуры обращались к этой яркой модели и пытались создавать свои версии или обработок.
Так, еще замечательный русский композитор А.Ф. Козловский, репатриированный в Узбекистан в 1936 году, был очарован этой прекрасной мелодией и в 1937 году сделал обработку «Танавор» для голоса и симфонического оркестра. Она была вынесена на суд широкой публики. И даже узбекский слушатель, непривычный звучанию такого оркестра, с восторгом воспринял знакомую мелодию. В 1954 году тот же А.Ф. Козловский написал Симфоническую поэму «Танавор», а в1971 году создал балет под тем же названием, которые вошли в «золотой фонд» музыки своего времени. Обсуждение истоков и художественных особенностей «Танавор» - тема специального исследования.
Нас же в этом музыкальном феномене интересует, его потенциальная энергия как некой первоосновы, дающей простор для мелодической интерпретации. В свое время в эту могущественную традицию вписывается еще один замечательный музыкант Тургун Алиматов, который смог создать свои версии, получившее в музыкальной среде название «Тургун Танавор» («Танавор Тургуна»). Название это говорит само по себе и не требует особых комментариев. Рассмотрим с начало одну, дутарную версию «Танавора» Тургуна Алиматова.
По форме «Дутарный Танавор» Т.Алиматова - это двухчастный цикл, с признаками жанровых вариаций. При сохранении ладовой основы, происходит смена размера, ритмического рисунка мелодии.
С точки зрения музыкального языка, это уникальный и в некотором смысле показательный пример обособления «Танавор» в отдельную ладовую группу. С одной стороны, это не фольклорный наигрыш, а образец развитой лирики. Как лада образование, оно так же состоит из сцепления нескольких первичных ячеек в диапазоне полутора октав. Это не типичные для макомного круга ладов с соединениями тетра-пентахордных первичных образований, с кварто-квинтовыми соотношениями устоев, а сцепления простейших двух и трех звучных мативов-ячеек с ограниченными видами мелодических движений: повторов и опеваний.
Соответственно и композиционная схема «Дутарного Танавора» Т.Алиматова очень простая: мерное чередование двух звучных повторов-рефренов и трех звучных эпизодов-обновлений. Только один суммирующий эпизод (цифра 4) охватывает диапазон септимы. Все остальные первичные ячейки двух (повторы-рефрены) и трех
(эпизоды-обновления) звучные. В инструментальных частях макомов эти относительно законченные разделы формы называются хона (периоды, обновления) и бозгуй (куплеты, повторы). В данном случае функции повтора и обновления выполняют маленькие построения и поэтому они обозначаются как эпизод и рефрен.
Во всем этом ладо образовании «Дутарного Тановара» важна и примечательна мелодическая стороны, то есть лад в движении [2, 142]. Все повторы-рефрены - не заполненные тетрахорды и пентахорды, а эпизоды-обновления представляют постепенное движение без двух опорных ладовых остовов. Таким образам, отсутствие активных скачков внутри мелодического построения с последующим заполнением и широкого развернутого движения от одной опоры - к другой. Словом, весьма простая ладовая структура. Вся внутренняя динамика развития базируется на метроритмических акцентуациях, фигурациях и комбинациях.
Вторая версия для дутара и сато самим автором названа «Фаргонача Танавор» («Ферганский Танавор»). По существу это неслыханная инновация в рамках узбекской традиционной музыки. Один и тот же музыкант исполняет одну и ту же мелодию «Танавор» на дутаре и сато, путем наложения. В этом произведении раскрывается новая грань мастерства и таланта Тургуна Алиматова.
С точки зрения музыкальной логики, мастер создает новую версию «Танавор» ансамблевого звучания, исходя из природы дутара и сато. Сохраняя устоявшиеся интонации и мотивы, принцип сосредоточенного размышления, он выстраивает другую композиционную схему постоянного и последовательного повтора и обновления.
Необходимо отметить, что Т.Алиматов всю жизнь выступал по радио. Даже в последние годы, когда он начел выходить на сцену, в его исполнении господствовало невидимое внутреннее движение души, что давала полноту ощущения сосредоточенности на определенном состоянии. Он стремился вовлечь слушателей в круг медитации.
«Танавор» Шавката Мирзаева в исполнении Мунаджат Юлчиевой ориентировано на открытое концертное выступление с соответствующими театрально-зрелищными атрибутами. Они выходят на сцену в ярких национальных костюмах. Солистка на переднем плане, в красивых украшениях, на голове национальный женский убор. Все это создает образ красавицы из восточных миниатюр. Соответствующее действие этой картине придает музыка, голос, жесты и поведение певицы. Единое драматургическое действо всему этому придает музыкальная основа, выстроенная музыкантом-бастакором Шавкатом Мирзаевым. В контексте рассматриваемого «Танавора», интересны некоторые детали становления его как музыканта-бастакора.
Список литературы /References
1. Ибрагимов Окилхон. Фергано-Ташкентские макомы. Ташкент, 2006.
2. Матякубов Отаназар. Додекаграмма. Ташкент, 2005.