Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ'

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / неблагополучная семья / социально-педагогическая поддержка / социализация ребенка / teenager / dysfunctional family / socio-pedagogical support / child socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиева Белла Дадияновна

В данной статье рассматриваются методы социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей. Актуальность темы определяется тем, что семья помогает самоутверждению ребенка, способствует формированию его общественной и креативной инициативности. Иначе говоря, в кругу семьи реализовывается первоначальная подготовка к жизни ребенка. Практической значимостью исследования является анализ деятельности общественного института семьи, которая должна осуществлять несколько функций и обладать обусловленным общественным статусом. Характерные черты общественного статуса определенной семьи устанавливают ее воспитательные потенциалы и сущность отношений между детьми и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хубиева Белла Дадияновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the methods of socio-pedagogical support for adolescents from disadvantaged families. The relevance of the topic is determined by the fact that the family helps the self-affirmation of the child, contributes to the formation of his social and creative initiative. In other words, the initial preparation for the child's life is realized in the family circle. The practical significance of the study is the analysis of the activities of the public institution of the family, which should perform several functions and have a conditioned social status. The characteristic features of the social status of a certain family establish its educational potentials and the essence of the relationship between children and parents.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ»

констатирующий этап контрольный этап

Диаграмма 3. Сравнительная диаграмма уровня активности познавательной деятельности младших школьников в начале и конце эксперимента

Выводы. Опытно-экспериментальная работа показала, что в начальной школе недостаточно внимания уделяется игровым технологиям, о чем свидетельствует данные констатирующего эксперимента. На формирующем эксперименте во время урока учащиеся проявили себя любознательными, внимательными и активными. С нетерпением ждали следующего урока, и с радостью отгадывали новые темы, стали более сплочёнными во время уроков, так как ребята в основном работали в группах.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования показали, что использование игровых технологий на уроке способствуют повышению активности познавательной деятельности у 2 «Г» класса. Полученный результат формирующего эксперимента доказал, что систематическое применения игровых технологий на уроках эффективно влияют на освоение универсальных учебных действий (УУД).

Литература:

1. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - ООО «Питер Пресс», 2008. - С. 196-199

2. Запорожченко, Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности / Л.И. Запорожченко // Социально-экономические явления и процессы. - № 8 (030), 2011. - С. 241-245

3. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение. 2007 - 133 с.

4. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение. 2007 - 160 с.

Педагогика

УДК 382.2

старший преподаватель кафедры «Математика» Хубиева Белла Дадияновна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

СЕМЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей. Актуальность темы определяется тем, что семья помогает самоутверждению ребенка, способствует формированию его общественной и креативной инициативности. Иначе говоря, в кругу семьи реализовывается первоначальная подготовка к жизни ребенка. Практической значимостью исследования является анализ деятельности общественного института семьи, которая должна осуществлять несколько функций и обладать обусловленным общественным статусом. Характерные черты общественного статуса определенной семьи устанавливают ее воспитательные потенциалы и сущность отношений между детьми и родителями.

Ключевые слова: подросток, неблагополучная семья, социально-педагогическая поддержка, социализация ребенка.

Annotation. This article discusses the methods of socio-pedagogical support for adolescents from disadvantaged families. The relevance of the topic is determined by the fact that the family helps the self-affirmation of the child, contributes to the formation of his social and creative initiative. In other words, the initial preparation for the child's life is realized in the family circle. The practical significance of the study is the analysis of the activities of the public institution of the family, which should perform several functions and have a conditioned social status. The characteristic features of the social status of a certain family establish its educational potentials and the essence of the relationship between children and parents.

Key words: teenager, dysfunctional family, socio-pedagogical support, child socialization.

Введение. В данной статье рассматриваются некоторые теоретические проблемы работы с детьми из неблагополучных семей и подходы различных ученых к их решению. Ученые испытывают определенные разногласия в решении данной проблемы. При формировании социума следить за воспитанием детей становится труднее. Это зависит от ряда факторов. Основным из них является сложность бытия. Семье требуется помощь учителей и социума [1].

Различные виды семей встречаются учителям в работе. Главная задача преподавателей оказывать помощь проблемным семьям в воспитании детей.

Для этого требуются хорошие профессионалы. При всем том общественному преподавателю и педагогу принадлежит главная роль потому, что именно он может помочь и учащимся, и родителям [2].

Цель исследования: проанализировать вопрос семейного неблагополучия и методы общественно-педагогической помощи детям из проблемных семей.

Задачи исследования: рассмотреть важнейшие типы проблемных семей по виду и по степени общественного приспособления, раскрыть главные направления и виды деятельности мастеров (учителей, психологов и общественных педагогов) с проблемными семьями [3].

Изложение основного содержания статьи. Особенность неблагополучных семей заключается во душевной неустойчивости, не понимание потенциалов получения своих надобностей в семье, недостаток общих целей. Ребята не могут благополучно пересилить стрессовые обстановки. Вследствие этого весь педагогический состав должен протянуть руку помощи им, чтобы не поддаться отрицательному влиянию социальной среды, победить подобное обстоятельствам [4].

Из-за характерных черт присущих своим годам дети особенно чувствительны к отрицательным социальным влияниям. Заявляя о методах поддержки подобных детей, прежде всего надо поменять обстановку в доме. Ведь семья является основной базой формирования ребёнка. Как раз дома дают воспитание ребенку, малолетнему человечку. Без помощи родителей попытки профессионалов по поправке портящихся манер, по привыканию к внешней среде потерпят крах [5].

Семейное формирование обладает множеством плюсов. Это подходящая экспансивная обстановка, обстановка симпатии, опеки и помощи, доброта родительского влияния, внутренняя согласованность и постоянство, непрерывный образец старших, моральное развитие личности посредством изучения системы семейных обычаев, манеры вести себя и поддержания беседы и т.д.

При всем том имеются неблагополучные семьи, где, обычно, разрушается личностное формирование ребенка [6].

В такой семье с деформированным строением, теряются и пренебрегаются важнейшие фамильные традиции, очевидны открытые или утаенные недостатки формирования. В итоге возникают «трудные» дети.

Ученые разработали несколько моделей работы с такими семьями [7].

Педагогическая модель. Она применяется при работе с психологически невежественными родителями. При этом учитель сосредоточивается на общих методах формирования ребенка.

Социальная модель. Она употребляется в том случае, когда ведоме содержится много негативных жизненных обстоятельств.

Психологическая модель. Она нужна доя воспитания необщительного ребенка. Здесь надо изучить обстановку в доме. Обязательно нужен совет психолога, чтобы устранить основания замкнутости [8].

Медицинская модель. Она требуется для раскрытия основания для скандалов в доме. Это могут быть психологические заболевания. В этом случае требуется лечение всех членов семьи.

Образовательное направление. Оно нацелено на развитие дидактической культуры отца и матери.

Посреднический метод. Он состоит из: содействия, согласованности и объяснения. В содействие входит создание семейных развлечений досуга (торжеств, собеседований, игр и т.д.) [9].

Согласованность направлена на определение взаимоотношений семьи со всевозможными организациями.

Помощь в информировании заключается в разъяснении семье постановлений общественной защиты. Этот метод базируется на применении врачебной модели.

Есть еще два метода работы с неблагополучными семьями: непродолжительный и продолжительный. Непродолжительный включает кризисно-интервентный метод взаимодействия [10].

Кризисно-интервентный метод нужен для содействия в кризисных обстановках.

Проблемно-ориентированный метод предполагает сообща находить решения для ситуации.

Долгосрочные виды работы включают общественно-педагогическую помощь и поддержку [11].

Существенное значение имеет создание обстановок для обучения к самопомощи. Профессионал организовывает обстановку и помощь для перехода от принципа «У меня не получается» к принципу «У меня все получится» [12].

Существенным отличием сопровождения является также инициативность самой личности. Таким образом, обязанность за выполнение решения зависит больше от родителей, а не профессионалов.

Таким образом, общественная, дидактическая, психологическая помощь - это:

- один из типов общественного сопровождения;

- интегративная технология;

- особый вид связей между преподавателем и учеником из проблемной семьи.

Сопровождение состоит из трех главных контентов:

- контроль, являющийся базой для дефиниции намерений;

- нахождение и использование учебных материалов;

- рассмотрение итогов, позволяющих поправлять действие [13].

В деятельности преподавателей, психологов обусловливаются некоторые периоды труда с семьей:

1. Знакомство.

2. Исследование семьи.

3. Просветительский.

4. Коррекционный [14].

О проблемной семье надо быть в курсе:

1) материально-жилищных ситуаций;

2) эмоционально-моральной обстановки;

3) распорядке дня;

4) приемах влияния старших на младших;

5) степени дидактической грамотности родителей [15].

Выводы. В исследовательской работе были рассмотрены различные подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме работы с детьми из неблагополучных семей.

Правильное воспитание детей, правильная работа с неблагополучными семьями, в которых воспитываются проблемные дети - одна из важнейших проблем, с которыми сталкиваются социальные педагоги. Эта проблема требует дальнейшего анализа и изучения, так как существующие работы не дают полного описания всех средств, содействующих правильному формированию ребенка в такой семье.

Существует множество типов семей. Поведение родителей в семье отражается на адаптации детей, на степени усвоения ими учебного материала [16].

В статье показаны неправильное поведение, неисполнение родительского долга, насилие. Главные мерила оценки степени упадка семьи, которым следуют педагоги в своей деятельности, обозначили ненадежность, незащищенность, которые разрушают, но не разрешают проблему семьи [17].

Проанализированы важнейшие виды проблемных семей. Описаны типичные симптомы семей со алкогольной зависимостью [18].

Разобраны методы содействия неблагополучной семье и главные цели работы профессионалов, занимающихся с подобными семьями; методы общественно-дидактического содействия, общественно-исправительные способы работы психолога [19].

Таким образом, структура научных трудов отечественных и зарубежных ученых доказывает, что, даже при наличии самых лучших учебных материалов по данной проблеме, существует потребность в действиях, которые направляют поведение учащихся таким образом, чтобы способствовать формированию навыков, имеющих отношение к желаемому мысленному представлению. Выявление общих принципов, которые предсказывают, когда и как всевозможные методы работы с неблагополучными семьями и их детьми способствуют коррекции в их воспитании, является достойной целью будущих исследований.

Литература:

1. Абайханова, Д.С. Проблема мотивации студентов в обучении английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова

- Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 24. - С. 4-5

2. Бутримова, О.И. Коррекционно-развивающая работа с детьми из неблагополучных семей / О.И. Бутримова, К.С. Шалагинова // Справочник педагога-психолога. - Школа. - №12. - 2012.

3. Буянов, М.П. Ребенок из неблагополучной семьи / М.П. Буянов - Москва: Просвещение, 1991.

4. Божович, М.П. Изучение мотивации поведения детей и подростков / М.И. Божович. - Москва: Политиздат, 2001.-243 с.

5. Каракотова, С.А. Цели и основные задачи модернизации образования / С.А. Каракотова, А.М. Алиева // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2017. - С. 106-110

6. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, P.C. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - СПб.: НГУ имени П.Ф. Лесгафта, 2021. - № 12. - С. 500-503

7. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова,. С.Я. Карасова - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1,- С. 198-200.

8. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

9. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

10. Лепшокова, Е.А. Сопоставительные методологии обучения иностранным языкам / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2022. - С. 166-170

11. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2017. - С. 135-139

12. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020.

- С. 72-75

13. Лепшокова, Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

14. Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики : учеб. пособие / Ю.С. Степанов. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 2001. - С. 43-47

15. Социальные технологии выявления и коррекции причин семейного неблагополучия / Методическое пособие для специалистовУСЗН. - Челябинск: изд. ЧОЦСЗ «Семья», 2012.

16. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 231-234

17. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2022. - С. 217-220

18. Целуйко, В.М. Понятие и типы неблагополучных семей / В.М. Целуйко // Психология неблагополучной семьи. -Москва: Владос-Пресс, 2003.

19. Шульга, В.В. Программа профилактики семейного неблагополучия / В.В. Шульга. - Губкин: 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.