Научная статья на тему 'Методы реализации педагогических технологий при обучении студентов русскому языку как неродному'

Методы реализации педагогических технологий при обучении студентов русскому языку как неродному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киличева Феруза Бешимовна

В статье говорится, что использование в учебном процессе методов обучения повышает эффективность развития познавательных способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы реализации педагогических технологий при обучении студентов русскому языку как неродному»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

НЕРОДНОМУ Киличева Ф.Б.

Киличева Феруза Бешимовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится, что использование в учебном процессе методов обучения повышает эффективность развития познавательных способностей студентов.

Ключевые слова: метод, методы обучения, приёмы обучения.

Метод от греческого слова «шеШо^Б» означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому и запланированному результату Методы, используемые в обучении, оказывают большое влияние на учебный процесс и учебное занятие, а также на работу преподавателя и студентов, и на результат обучения. В педагогике под методом понимается упорядоченный способ деятельности по достижению учебных и воспитательных целей. Способы и приемы учебной деятельности преподавателя и способы учебной деятельности студентов связаны между собой и всегда находятся во взаимодействии.

Методы обучения определяются тремя признаками: цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы обучения отражают способы обучающей работы преподавателя и способы учебной работы студентов в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению различных целей обучения. Таким образом, методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение определенных задач обучения [1].

Согласно И.П. Подласому, метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей.

Методика преподавания языков состоит в повышении эффективности развития познавательных способностей у студентов путем применения интерактивных методов в учебном процессе.

Методы обучения состоят из приемов. В настоящее время среди активных методов и приемов в обучении русскому языку студентов неязыковых вузов можно выделить следующие инновации:

1. Коллективный способ обучения, предполагающий изучение учебных текстов в парах студентов переменного состава.

2. Комплексное построение учебных занятий по тематическому признаку.

3. Модульная технология обучения неродному языку (изложение дидактической единицы + тест). Примером может служить конспектирование, приемы запоминания цифр и слов, умение цитировать, тестировать и т. д.

4. Микрообучение. Учебный материал разделяется на отрезки с последующим многократным воспроизведением. Преподаватели русского языка, являющиеся сторонниками «микрообучения«, предлагают многократное введение элементов занятия: организационный момент, фонетическая зарядка, новая буква, грамматическое правило.

5. Организация программированного обучения.

45

6. Проблемный метод обучения (по линии: выяснение объема недостающих знаний - анализ проблем - выявление межпредметных связей - подготовка самостоятельного решения).

7. Ситуационный анализ для решения ряда проблем: «ситуация-иллюстрация», «ситуация-оценка», «ситуация-проблема», «ситуация-упражнение».

8. Деловая игра путем применения игротехнических приемов: «мозговой штурм», «круглый стол», «лабиринт», «поле проблем» и др.

9. Педагогический тренинг, практикум по скорочтению и скорописи, мнемотехника, графология, аутогенная тренировка, освоение приемов мимики и пантомимики.

10. Оценивание достижений студентов рейтинговым методом.

11. Внедрение информационных технологий в процесс обучения русскому языку студентов-узбеков.

12. Организация аудиовизуальных курсов по всем темам занятия.

13. Педагогическая квалиметрия и другие. [2]

С помощью методов обучения можно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Таким образом, повышение методической компетентности преподавателей на сегодняшний день является актуальной задачей.

Список литературы

1. Киличева Ф.Б. Метод проектов в обучении русскому языку как фактор формирования способностей обучающихся к самовыражению и самореализации // Наука и образование сегодня. М. № 12 (23), 2017. С.85-86.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. 209 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Алленова И.В.

Алленова Ирина Владимировна - старший преподаватель, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается содержание комплекса электронных учебных материалов. Описываются условия эффективного применения информационных компьютерных технологий в изучении русского языка как неродного. Ключевые слова: электронные учебные материалы, информационные компьютерные технологии, методы обучения, русский язык.

Известно, что применение информационных компьютерных технологий в процессе изучения русского языка как неродного дает эффективный результат при соблюдении определённых условий. Используемые электронные учебные материалы (ЭУМ) должны быть комплексными и разрабатываться в соответствии с профессиональной спецификой обучаемых и их компетенциями в сфере ИКТ. В таком комплексе необходимо присутствие следующих типов ресурсов: 1. учебных и справочных программных средств;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.