Научная статья на тему 'Информационные компьютерные технологии при обучении русскому языку'

Информационные компьютерные технологии при обучении русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киличева Феруза Бешимовна

В статье говорится, что внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные компьютерные технологии при обучении русскому языку»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Киличева Ф.Б.

Киличева Феруза Бешимовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра языков, факультет экономики и менеджмента, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится, что внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции студентов.

Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, мультимедийная презентация, информационная компетенция.

Студенты неязыковых вузов при обучении русскому языку должны овладеть четырьмя видами деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом. Цель практического курса «Русский язык» - приобретение студентами языковых знаний, выработка и совершенствование речевых навыков и умений на русском языке в учебной, профессиональной и культурной сферах. Студент должен владеть русским языком как средством коммуникации (в устной и письменной форме) и обладать умениями в реальных ситуациях общения.

Информационные компьютерные технологии открывают для преподавателя новые возможности в преподавании русского языка, в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания, активизировать познавательную деятельность студентов; дают возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции студентов.

Информационные компьютерные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.

Понятие мультимедиа, с одной стороны, тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств информатизации, существенно влияющих на эффективность образования. В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя [1].

Особый интерес вызывают мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация — это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. С помощью мультимедийных презентаций можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают студентов на хорошие результаты.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Использование возможностей мультимедиа позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности, а значит обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала. Презентация позволяет студентам читать с экрана и просматривать иллюстрации. Скорость выведения информации на экран зависит от готовности самой аудитории к восприятию. Более того, мультимедийные презентации могут использоваться на всех этапах процесса

обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков студентов.

На практических занятиях по русскому языку можно применять обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности, по аспектам речи и по видам опор. Презентации Power Point можно использовать при изучении таких лексических тем, как: «Узбекистан - независимое государство», «Личность и общество», «Моя будущая специальность». Данные лексические темы включают в себя объемный материал, который необходимо разбирать в течение нескольких практических занятий. Например, лексическая тема «Узбекистан - независимое государство» включает в себя следующие темы: «Ташкент - столица Узбекистана», «Древние города Узбекистана», «Творцы духовного наследия». Студенты самостоятельно изучают эти темы, представляя полученные знания в разработанной ими самими презентации Power Point. Затем студенты выступают с проектами по выбранной теме перед аудиторией, презентации сопровождаются устным докладом по выбранной теме. После презентации следуют контрольные вопросы, которые используются для проверки и закрепления учебного материала аудиторией.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций на практических занятиях способствует повышению мотивации студентов, развитию интеллектуальных, творческих способностей, умений самостоятельно приобретать новые знания, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную компетенцию студентов.

Список литературы

1. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования / Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Арипова М.Л.

Арипова Матлуба Лутфуллаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье с учетом зарубежных и отечественных исследователей рассматриваются особенности развития творческой одаренности будущих учителей.

Ключевые слова: одаренность, параметры одаренности, модели одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.