ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Киличева Ф.Б.
Киличева Феруза Бешимовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра языков, факультет экономики и менеджмента, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится, что внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции студентов.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, мультимедийная презентация, информационная компетенция.
Студенты неязыковых вузов при обучении русскому языку должны овладеть четырьмя видами деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом. Цель практического курса «Русский язык» - приобретение студентами языковых знаний, выработка и совершенствование речевых навыков и умений на русском языке в учебной, профессиональной и культурной сферах. Студент должен владеть русским языком как средством коммуникации (в устной и письменной форме) и обладать умениями в реальных ситуациях общения.
Информационные компьютерные технологии открывают для преподавателя новые возможности в преподавании русского языка, в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания, активизировать познавательную деятельность студентов; дают возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции студентов.
Информационные компьютерные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.
Понятие мультимедиа, с одной стороны, тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств информатизации, существенно влияющих на эффективность образования. В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя [1].
Особый интерес вызывают мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация — это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. С помощью мультимедийных презентаций можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают студентов на хорошие результаты.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Использование возможностей мультимедиа позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности, а значит обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала. Презентация позволяет студентам читать с экрана и просматривать иллюстрации. Скорость выведения информации на экран зависит от готовности самой аудитории к восприятию. Более того, мультимедийные презентации могут использоваться на всех этапах процесса
обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков студентов.
На практических занятиях по русскому языку можно применять обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности, по аспектам речи и по видам опор. Презентации Power Point можно использовать при изучении таких лексических тем, как: «Узбекистан - независимое государство», «Личность и общество», «Моя будущая специальность». Данные лексические темы включают в себя объемный материал, который необходимо разбирать в течение нескольких практических занятий. Например, лексическая тема «Узбекистан - независимое государство» включает в себя следующие темы: «Ташкент - столица Узбекистана», «Древние города Узбекистана», «Творцы духовного наследия». Студенты самостоятельно изучают эти темы, представляя полученные знания в разработанной ими самими презентации Power Point. Затем студенты выступают с проектами по выбранной теме перед аудиторией, презентации сопровождаются устным докладом по выбранной теме. После презентации следуют контрольные вопросы, которые используются для проверки и закрепления учебного материала аудиторией.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций на практических занятиях способствует повышению мотивации студентов, развитию интеллектуальных, творческих способностей, умений самостоятельно приобретать новые знания, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную компетенцию студентов.
Список литературы
1. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования / Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.
КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Арипова М.Л.
Арипова Матлуба Лутфуллаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье с учетом зарубежных и отечественных исследователей рассматриваются особенности развития творческой одаренности будущих учителей.
Ключевые слова: одаренность, параметры одаренности, модели одаренности.