ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА Рахимова К.Н.
Рахимова Камила Напасовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются достоинства мультимедийных презентаций, особенности программы MS PowerPoint, требования к разработке и использованию презентаций на занятиях узбекского языка.
Ключевые слова: мультимедийная презентация, PowerPoint, узбекский язык.
Мультимедийная презентация (МП) имеет потенциал в сфере образования и может эффективно задействоваться на занятиях узбекского языка, чтобы облегчить и ускорить процесс усвоения речи. МП отличаются следующими достоинствами:
• Комбинирование разного текстового, видео- и аудиоматериалов, что позволяет разнообразить виды деятельности на занятии;
• Обеспечение визуального представления материала по лексике, фонетике и грамматике, что способствует лучшей систематизации знаний;
• Применение распечатанных слайдов презентации в виде схем, таблиц, диаграмм, графиков, как раздаточного материала, опорного конспекта.
• Повышение внимания группы;
• Активное задействование зрительной памяти при восприятии учебного материала;
• Облегчение контроля знаний;
• Возможность применения МП не только на занятиях, но и при самоподготовке студентов;
• Эффективное использование учебного времени;
• Развитие креативного мышления и улучшение мультимедийного образования студентов и преподавателя во время организации и проведения занятий по изучению узбекского языка с использованием МП [1].
МП, как правило, выполняются средствами MS PowerPoint. Следует отметить, что программа PowerPoint имеет свойства, отличные от бумажных наглядных средств. Среди них:
1. Мультимедийность - одновременное или последовательное применение ряда форматов для презентации информации (видео, анимация, графика, звуковой и текстовый материал) - слайды управляются в разных режимах (автоматически, вручную, линейно или по алгоритму);
2. Интерактивность - гибкость и быстрая реакция на манипуляции преподавателя или студента, следовательно, возможность рассчитать объем и порядок предоставляемого материала, при необходимости сделать изменения внутри одной презентации;
3. Доступные технические средства - как правило, сегодня все студенты и преподаватели имеют стандартные навыки обращения с ПК, особенно, в сфере использования программных средств MS Office;
4. Совместимость программ - можно применять составляющие других программ, в частности, приложений MS Office, графических и видео редакторов;
5. Дискретность - каждый слайд содержит отдельную законченную смысловую единицу.
Таким образом, различные информационные данные, вроде текстов, грамматического и лексического материала, изобразительной наглядности, можно оптимально представить благодаря разным возможностям настройки процесса показа слайдов.
Есть определенные требования к разработке МП, соблюдение которых облегчает восприятие учебного материала:
• дизайн страниц должен отличаться простотой;
• слайд имеет неброскую цветовую палитру;
• на одном слайде можно использовать максимум 5 элементов;
• ограниченное применение звуковых эффектов и анимации, отвлекающих от содержания и замедляющих выкладку информационных блоков;
• фотографии должны иметь максимальный размер в 500 байт;
• минимальный размер шрифта, который могут прочитать студенты в аудитории, -24 пт.
Также, в процессе презентации слайдов МП в PowerPoint на занятиях узбекского языка, лучше отдать предпочтение ручному управлению слайдами (клавиатурой или мышкой), а не автоматическому. Во время демонстрации возможно применение функции рисования на слайде [2].
Таким образом, МП в PowerPoint дает возможность готовить качественные учебные материалы к занятиям, разнообразить виды деятельности и повысить эффективность усвоения учебного материала.
Список литературы
1. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования //
Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.
2. Курбанова Ю.И. Методы применения мультимедийных технологий на занятиях
узбекского языка // Научный журнал, 2018. № 3 (26). С. 92-93.