Научная статья на тему 'Метод проектов в обучении русскому языку как фактор формирования способностей обучающихся к самовыражению и самореализации'

Метод проектов в обучении русскому языку как фактор формирования способностей обучающихся к самовыражению и самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / WEB-СТРАНИЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киличева Феруза Бешимовна

Метод проектов может быть эффективно использован на различных этапах обучения. Он дополняет любые другие методы в условиях вариативности обучения русскому языку и позволяет оптимизировать процесс обучения в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в обучении русскому языку как фактор формирования способностей обучающихся к самовыражению и самореализации»

4. Волков Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 15.10.2000 / Волков Н.Т. Ярославль, 2000. 180 с.

5. Калинин В.Н. Теоретические основы системных исследований: учебник / В.Н. Калинин. Спб., ВКА им. А.Ф. Можайского, 2016. 293 с.

6. Кунтуров А.Л.Методика проведения и оценивания результативности войсковой стажировки курсантов выпускных вузов КВ с прогнозируемым уровнем успешности их адаптации к профессиональной деятельности на первичных офицерских должностях: дис... канд. воен. наук:/ А.Л. Контуров - ВКА им. А.Ф.Можайского, 2008. инв. 330193.

7. Матюшин В.А. Методика оценивания подготовленности офицеров к решению задач управления подразделениями КВ на основе функционально-структурного подхода: дис. канд. воен. наук: / В.А. Матюшин. ВКА им. А.Ф.Можайского, 2003. инв. № 326511.

8. Мещеряков Д.В. Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе: Дис. ... канд. пед. наук. / Д.В. Мещеряков. Воронеж, 2014. 180 с.

9. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности / В.Я. Назмутдинов, И.Ф. Ярулин. Казань: ТРИ «Школа», 2013. 360 с.

10. Новиков Д.А. Методология управления / Д.А. Новиков. М.: Либроком, 2011. 128 с.

11. Основы теории систем и управления: учебник / под ред. К.Г. Колесникова. Спб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2016. 495 с.

12. Психология и педагогика высшей военной школы: Учебное пособие / под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. 366 с.

13. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие / А.А. Урбанович. Мн.: Харвест, 2002. 640 с.

14. Шабайкин А.Ю. Социально-философский анализ организационно-управленческой деятельности и ее оптимизации в современных условиях: дис. ... канд. фил. наук: / Шабайкин А.Ю. М., 2014. 179 с.

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОВЫРАЖЕНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ Киличева Ф.Б.

Киличева Феруза Бешимовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Языки», факультет экономики и менеджмент, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: метод проектов может быть эффективно использован на различных этапах обучения. Он дополняет любые другие методы в условиях вариативности обучения русскому языку и позволяет оптимизировать процесс обучения в неязыковом вузе. Ключевые слова: метод проектов, компетенции, м>еЬ-страница.

Основная цель обучения русскому языку в неязыковом вузе - формирование коммуникативной компетенции с учетом будущей специальности, что предусматривает не только практическое овладение русским языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности студентов, которая бы облегчила, ускорила и активизировала процесс овладения студентами

неязыковых вузов русским языком, научила их приемам самостоятельной работы, способствовала формированию информационной и коммуникативной компетенций. Метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода. По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность студента, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения студентов в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении русскому языку позволяет студентам использовать неродной язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание студентов с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами неродного языка [1].

В методике преподавания языков накоплен интересный опыт использования компьютерных учебных курсов и программ. Например, на занятиях по русскому языку студентам было предложено следующее задание: создать мультимедийный web-сайт на русском языке. Во время изучения лексической темы «Кино в нашей жизни» студенты создали web-страницы на тему «Фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». В процессе этой учебной работы студент учится: находить нужную информацию в русскоязычном пространстве Интернета (web-страницы с текстами, изображениями: фотографии, мультипликация, звуковыми фрагментами: речь, песни, музыка), извлекать основную информацию, резюмировать ее и, если нужно, переводить текст на родной язык. Завершением работы может стать создание студентами своей web-страницы на основе найденных и обработанных мультимедийных элементов.

Первый шаг в создании мультимедийной web-страницы: студенты нашли официальный сайт указанного фильма, используя поисковую систему (адрес страницы http://google.com/). Второй шаг: из афиши фильма с официального сайта студенты скопировали часть с названием фильма и создали страницу с визуальными ссылками на биографии режиссера и главных актеров. На исходном сайте эта информация разбросана по разным страницам. На создаваемой студентами странице информация должна быть сжатой и отредактированной. Третий шаг: web-страница демонстрируется под звуковой аккомпанемент. Это музыка из фильма, скопированная студентами из другой части исходного сайта. Затем студенты выполняют собственно лингвистическую задачу. Например, меняют оригинальный текст биографий режиссера и актеров сокращенным текстом на русском языке или узбекским переводом.

Во всемирной информационной сети можно найти огромное количество звуковых материалов, которые могут стать огромным подспорьем в процессе обучения (http://rulyrics.ru/). Такие материалы позволяют студентам отрабатывать навыки понимания аутентичного текста на слух и одновременно получать ценную лингвострановедческую информацию о самых актуальных процессах. Подобным образом можно организовать знакомство студентов с русскими художественными произведениями естественными в звуковом исполнении: песнями, стихами. На сайте http://www.starhit.ru и др. размещены фонограммы и тексты песен многих популярных исполнителей, по ссылкам можно пройти на страницы, где содержится информативный и иллюстративный материал об этих певцах.

Таким образом, метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности студентов, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно -познавательной деятельности.

Список литературы

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. М., 2000. 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.