Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ'

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / САМОРАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перков А. А.

В статье дается анализ понятия «потенциал» как актуального для современной психологии; рассматривается система потенциала с позиций профессора В.И. Чернинилова; устанавливается связь между формированием потенциала сотрудника Госавтоинспекции и развивающей средой, создаваемой в ВУЗе; рассмотрена связь потенциала сотрудника и качества осуществляемой им виктимологической профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPING THE PSYCHOLOGICAL POTENTIAL OF TRAFFIC POLICE OFFICERS AND THEIR ROLE IN THE IMPLEMENTATION OF VICTIMOLOGICAL PREVENTION

The article analyzes the concept of “potential” as relevant for modern psychology; examines the system of potential from the perspective of Professor V.I. Cherninilov; establishes a link between the formation of the potential of a traffic police officer and the developing environment created at the university; considers the relationship between the potentialof an employee and the quality ofvictimological prevention carried out by him.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»

Научная статья

УДК 159.9:331.101.3

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Перков А.А.,

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, г. Орел, Российская Федерация, e-mail: artperk@mail.ru

Аннотация. В статье дается анализ понятия «потенциал» как актуального для современной психологии; рассматривается система потенциала с позиций профессора В.И. Чернинилова; устанавливается связь между формированием потенциала сотрудника Госавтоинспекции и развивающей средой, создаваемой в ВУЗе; рассмотрена связь потенциала сотрудника и качества осуществляемой им виктимологической профилактики.

Ключевые слова: потенциал, саморазвитие, формирование потенциала, развивающая среда, профессионализм.

Scientific article

METHODS OF DEVELOPING THE PSYCHOLOGICAL POTENTIAL OF TRAFFIC POLICE OFFICERS AND THEIR ROLE IN THE IMPLEMENTATION OF VICTIMOLOGICAL PREVENTION

A.A. Perkov,

Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after. V.V. Lukyanov, Orel, Russian Federation, e-mail: artperk@mail.ru

Abstract. The article analyzes the concept of "potential" as relevant for modern psychology; examines the system of potential from the perspective of Professor V.I. Cherninilov; establishes a link between the formation of the potential of a traffic police officer and the developing environment created at the university; considers the relationship between the potential of an employee and the quality ofvictimological prevention carried out by him.

Keywords: potential, self-development, capacity building, developing environment, professionalism.

Введение

В последние годы растет интерес к теме личного совершенствования. «Саморазвитие», «самоактуализация», «самосовершен-

ствование» - термины, которые можно услышать повсеместно, а количество публикаций по данному направлению растет с каждым днем. Учеными данная сфера пси-

хологической науки также не оставлена без внимания: растет количество исследований, разрабатываются и проводятся тренинги, направленные на достижение человеком максимум своих возможностей. Меняется мировоззрение целого поколения. Среди современной молодежи все больше сторонников идеи постоянного развития и совершенствования своей личности, которое в общем итоге должно привести к гармонизации и достижению поставленных целей.

Постановка проблемы

Осуществление виктимологической профилактики как деятельности по выявлению условий и факторов, влияющих на формирование виктимного поведения и обусловливающих совершение преступлений и правонарушений, требует наличия у специалиста различных качеств [7]. В частности, сотрудник должен иметь развитую коммуникативную компетентность, обладать высоким уровнем профессиональной наблюдательности, иметь навыки прогнозирования и другие. То есть сотрудник должен обладать потенциалом. Именно он в большинстве случаев обусловливает то, насколько эффективной будет виктимологическая профилактика.

Интерес к данной тематике придал импульс для развития понятия «потенциал» как ресурса, который имеется у каждого человека, но развит в той или иной степени. Потенциал («potential») с латинского переводится как «сила», «мощь», «возможность». Существующий плюрализм мнений и подходов не дает возможности сформулировать единственно верное определение потенциала. Анализ источников позволяет сделать вывод о том, что под «потенциалом» в большинстве своем понимаются возможности, ресурсы человека / коллектива, позволяющие решать задачи, достигать высоких результатов, развиваться и «строить» лучшую версию себя [3, с. 164]. Представители гуманистической и экзистенциальной психологии понимают под потенциалом стремление к познанию смысла жизни, своих возможностей в этом мире и способов реа-

лизации себя как субъекта. Таким образом, наличие потенциала - необходимое условие развития личности [3, с. 164].

Понятие «потенциал» в контексте деятельности сотрудников органов внутренних дел трактуется как «интегративное состояние актуализированных и остающихся невостребованными психологических качеств личности, которые могут быть реально задействованы в профессиональной деятельности» [2, с. 112]. Профессор В.И. Чернени-лов выделяет две подсистемы потенциала сотрудника правоохранительных органов. На первой, психотехнологической подсистеме, находятся ресурсы личности сотрудника, позволяющие ему эффективно выполнять профессиональные обязанности. Вторая, общечеловеческая подсистема, содержит смысловые установки личности специалиста.

Подготовка специалиста для Госавтоинспекции должна включать формирование потенциала сотрудника как ключевого компонента профессионализма сотрудника [3, с. 165]. Совершенствование сотрудников своих профессиональных и личных качеств

- главное условие эффективности решения им оперативно-служебных задач.

Стоит отметить, что потенциал необходимо формировать на всех уровнях. Технологическая подсистема предполагает формирование у курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России интеллектуальной, профессиональной подготовленности; мотива-ционно-целевых установок; необходимого для выполнения служебных обязанностей психического состояния. Духовно-нравственные компоненты, жизненная позиция, смысловые установки, система убеждений

- это подсистема общечеловеческая, которая формируется в процессе не только педагогической деятельности в ВУЗе, но и при воспитательном воздействии на будущего сотрудника Госавтоинспекции.

В.И. Черненилов считает необходимым условием подготовки высококвалифицированного специалиста для органов внутрен-

них дел соблюдение двух требований - развитие и оптимальное использование технологической составляющей психологического потенциала; создание условий для развития базовых личностных компонентов потенциала личности [2, с. 118]. Эти принципы обучения соответствуют требованиям компетентностного подхода в подготовке сотрудников Госавтоинспекции.

Развитие потенциала сотрудника Госавтоинспекции в условиях реализации компе-тентностного подхода возможно при соблюдении ряда условий, которые вместе образуют развивающую среду ключевой компонент подготовки профессионала [5]. Среди таких условий можно выделить: партнерское взаимодействие, проблемность содержания учебной деятельности, рефлексивное поведение студентов и преподавателей, интеллектуально-эмоциональное напряжение и расслабление, разделение ответственности участниками образовательной деятельности [3, с. 166].

Развивающая среда это среда, где люди имеют возможность стремиться к интересующим их целям и в процессе этого развивать свой потенциал [1, с. 266]. Важным условием формирования этой среды является коммуникация с единомышленниками, со старшими товарищами, с преподавателями. Важно также наличие цели у обучающегося, что обусловливает формирование потенциала в условиях развивающей среды. Это ключевой аспект его подготовки. Дж. Равен писал по этому поводу: «...тренировать и развивать наиболее важные составляющие компетентности (склонность анализировать явления и ситуации, учитывать прошлый опыт, предвидеть будущие препятствия, проявлять инициативу, способность вести и быть ведомым) можно только в процессе стремления к значимым целям» [1, с. 266], то есть процесс обучения должен способствовать достижению глобальных жизненных целей обучающегося.

Важность цели у обучающегося обосновывается еще и тем, что это важный компонент общечеловеческой подсистемы потен-

циала. Формировать важные составляющие компетентности специалиста (склонность анализировать явления и ситуации, учитывать прошлый опыт, предвидеть будущие препятствия, проявлять инициативу, способность вести и быть ведомым) можно только в процессе стремления его к значимым целям, то есть процесс обучения должен способствовать достижению глобальных жизненных целей обучающегося. Свою роль в формировании этих целей должны внести педагоги и воспитатели образовательных организаций МВД России.

В развивающей среде для курсантов и слушателей открывается ряд возможностей, которые делают процесс формирования потенциала эффективным:

- возможность обсуждать свои ценности и разрешать ценностные конфликты в атмосфере уважительности, открытости, честности и поддержки;

- апробирование различных способов поведения с правом на ошибку;

- поиск поощрений при развитии новых способов поведения в процессе достижения привлекательных и значимых для них целей;

- получение в готовом виде (или формулирование) новых понятий, помогающих обдумывать свое поведение, способы мировосприятия и возможное влияние альтернативных воззрений на свою жизнь.

Создание развивающей среды достигается различными способами, среди них: формулирование новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, которые бросают вызов устоявшимся предубеждениям и стереотипам; предоставление широких возможностей для участия в новой деятельности (лидерской, инновационной, исследовательской и др.); акцентирование внимания на необходимости достижения высоких стандартов при подготовке к занятиям.

Важно, чтобы обучающиеся могли выявить свои системы ценностей, попробовать себя в профессиональной роли и развивать значимые виды компетентности в ходе этих исследований [1, с. 298]. При этом следует учитывать те факторы, которые могут пре-

пятствовать процессу развития потенциала будущего специалиста [1, с. 299-300]:

- образовательный процесс до сих пор понимается как научение, то есть объяснение, а не содействие развитию. Преподаватели считают, что должны показывать, как необходимо делать правильно, в отличие от необходимости создания условий для совершения действий, чего требует компетент-нотстный подход;

- роль педагога в современном образовании еще воспринимается в ключе знани-евого подхода, не до конца осознана важность развивающей среды, соответственно, имеются административные трудности для ее формирования;

- отсутствие четких критериев оценки результатов воздействия педагога на обучающегося на каждом этапе обучения, и потому трудности с планированием деятельности;

- негативное отношение многих преподавателей к компетентностному подходу как таковому, восприятие его как чуждого и не обеспеченного ни методически, ни нормативно. Отсюда отсутствие осознания необходимости переориентации на работу с ценностями и формирования среды.

Развивающая среда должна быть сформирована не только в ВУЗе, но и на рабочем месте, так как процесс становления профессионала протяжен во времени и формирование его потенциала происходит постепенно. Для создания развивающей среды в процессе служебной деятельности руководитель может [1, с. 268]:

- пользоваться разработками, позволяющими выявить ценностные установки сотрудника и формировать такие, которые будут отвечать требования службы;

- выявлять общие ценностные установки сотрудников, определить роль управления, акцентируя внимание на важности совместной деятельности;

- формировать благоприятный психологический климат в коллективе, что будет способствовать повышению качества выполняемой работы.

Формирование психологического потен-

циала сотрудников Госавтоинспекции при наличии развивающей среды будет происходить более эффективно. Соблюдение всех требований и условий наличия такой среды способствует усвоению смыслов, ключевых компонентов стремления к развитию, самосовершенствованию, повышению профессионального уровня и встраивание их в ценностную систему сотрудника.

Формирование компетентного специалиста невозможно без развития мыслительной деятельности, абстрактного и системного мышления, творческих навыков, умения самостоятельно оценивать, добывать и обновлять свою базу знаний [4]. Развитие перечисленных навыков невозможно без создания методов, благодаря которым знания, получаемые в процессе освоения образовательной программы, будут интерио-ризированы в систему конструктов [4]. Конструкт это оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. От качества конструктов зависит восприятие действительности человеком, исходя из этого, конструкты делятся на виды - ограничивающие и продвигающие [4]. В процессе обучения именно они ложатся в основу построения процесса мышления.

Обращая внимание на психологические особенности формирования компетентности сотрудника Госавтоинспекции, необходимо отметить, что в основе учебной деятельности положены базовые способности, которые следует развивать, в первую очередь среди них [5]:

- способность строить коммуникацию;

- способность проектировать свою деятельность;

- использовать навыки поиска и использования информации;

- способность оценивать результаты обучения.

Необходимо отметить важность мониторинга личностных качеств курсантов и слушателей, которые могут препятствовать им в реализации полномочий сотрудника Госавтоинспекции, являться противопоказанием

к замещению этой должности. Выявление таких психологических особенностей в процессе обучения поможет построить актуальную программу самосовершенствования сотрудника и корректировки его поведения.

Обсуждение результатов

Выделяют следующие противопоказания к деятельности сотрудника Госавтоинспекции [6, с. 75-76]:

1. Мотивационно-ценностные особенности: недисциплинированность, корыстная мотивация к службе, безответственность в работе, недобросовестность, безынициативность, пассивность, ориентация на избегание неудач.

2. Познавательные качества: интеллектуальная тугоподвижность, слабая память, сниженный уровень интеллекта, узкий кругозор, слабая познавательная активность, невнимательно сть.

3. Коммуникативные качества: низкая культура речи, непридание значения выводам оппонента, склонность к доминированию.

4. Эмоционально-волевые качества: повышенная конфликтность, вспыльчивость, низкая психологическая устойчивость, равнодушие, властолюбие, чрезмерная агрессивность, повышенная тревожность, обидчивость.

5. Психомоторные и физические состояния: преобладание тормозных процессов в нервной системе, недостаточные физические данные.

Формирование и развитие компетентности является эффективным, если обучающиеся осваивают основные образовательные программы в учебной среде, обеспечивающей качественное обучение. Для этого необходимо учитывать условия эффективности деятельности в развивающей среде:

- высокий уровень подготовки профессорско-преподавательского состава;

- индивидуализация образовательного подхода;

- внедрение инновационных технологий в образовательную среду, соответствие их уровню развития научной и технологической мысли;

- создание организационных условий для образовательной деятельности, в том числе повышение качества нормативного правового регулирования образовательной деятельности;

- современная материальная база, достаточное финансирование;

- создание развивающей среды не только в контексте образовательного учреждения, но и в масштабе общества;

- формулирование высоких требований к деятельности обучающихся.

Критериями сформированности компетенций и готовности сотрудника к практической деятельности являются [5]:

1. Когнитивный:

- осознание своих индивидуальных качеств, особенностей;

- степень ознакомления с содержанием профессиональной деятельности;

- наличие и ориентация в деятельности на модель специалиста по данному направлению деятельности, для чего необходимо наличие модели компетенций сотрудника того или иного подразделения.

2. Мотивационно-ценностный:

- высокая мотивированность и активность;

- осознание значимости выбранной профессии, понимание важности осуществляемых служебных полномочий;

- связь интересов обучающегося с его ценностными установками;

- интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий и внимания.

3. Деятельностно-практический:

- способность соотносить собственный уровень развития и подготовки с требуемым для данной профессиональной деятельности;

- владение основными навыками работы.

Выпускник должен иметь четкое осознание того, что ему предстоит делать в своей профессиональной деятельности, какие качества для этого необходимы. Он должен быть способен разрабатывать план самосовершенствования и четко следовать ему, развивая свой профессионализм.

Все это должно способствовать станов-

лению профессионала сотрудника Госавтоинспекции. Основными показателями высокого уровня подготовленности сотрудника Госавтоинспекции являются [5]:

1. Владение навыками и умениями осуществлять отдельные коммуникативные действия: способность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан, владение психотехниками вербального и невербального общения, способность вырабатывать у партнера по общению необходимых для сотрудника установок и мотивов.

2. Владение психотехниками социальной перцепции.

3. Умение разрешать возникающие конфликтные ситуации, возникающие в ходе деятельности.

4. Владение навыками саморегуляции и самоконтроля, оптимизации эмоционального состояния, профессиональной наблюдательностью, бдительностью, решимостью.

5. Умение эффективно взаимодействовать с участниками дорожного движения, в том числе при осуществлении профессиональных обязанностей.

6. Формирование у граждан позитивного имиджа сотрудника Госавтоинспекции и поддержание его.

7. Осуществление виктимологической про филактики.

Психологические особенности компетентно стного подхода в подготовке сотрудников Госавтоинспекции разнообразны и требуют учета и анализа. Реформирование системы отечественного образования - процесс, который только находится в начальной стадии, поэтому большинство изменений еще предстоит внедрить. Это касается в том числе и формата обучения. Достижение планируемых результатов обучения - компетентности специалиста невозможно без специальных методов обучения, которые должны соответствовать всем требованиям и условиям компетентностного подхода.

Заключение

Развитие психологического потенциала сотрудника Госавтоинспекции осуществляется на протяжении всего срока обучения. Важным является не только развитие базы для последующего эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей, но и обретение смысловых установок. Реализация задачи формирования потенциала возможна только при условии создания развивающей среды, где возможно ставить и разрешать проблемные ситуации последующей деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва: Когнито-Центр, 2002. 396 с.

2. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИ-ТИДАНА. 2003. 607 с.

3. Костина, Л.Н., Перков, А.А. Психолого-педагогические методы развития психологического потенциала курсантов // В сборнике: Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Научно-практическое издание. Старотеряево, 2016. С. 164-166.

4. Мальцева, О.А., Щеголева, Т.В. Теоретико-методологический анализ понятия моти-вационно-ценностных ориентаций и их роль в регулировании служебного поведения сотрудников ОВД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. № 2 (79). С. 119-122.

5. Мальцева, О.А. Компетентностный подход в организации и проведении занятий по психологической подготовке сотрудников подразделений Госавтоинспекции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 4 (77). С. 149-152.

6. Гайнуллина, А.А., Смирнов, В.Н. Психология конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения: Учеб.-метод. пособие, 2 изд., перераб. и доп. М.: ДгСК МВД России, 2013. 216 с.

7. Майоров, А.В. О концепции виктимологического противодействия преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4(34). С. 50-57.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Raven, Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Moskva: Kognito-Centr, 2002. 396 s.

2. Enciklopediya yuridicheskoj psihologii / Pod obshch. red. A.M. Stolyarenko. M.: YUNITIDANA. 2003. 607 s.

3. Kostina, L.N., Perkov, A.A. Psihologo-pedagogicheskie metody razvitiya psihologicheskogo potenciala kursantov // V sbornike: Vestnik Moskovskogo oblastnogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya nauchno-prakticheskoe izdanie. Staroteryaevo, 2016. S. 164-166.

4. Mal'ceva, O.A., SHCHegoleva, T.V. Teoretiko-metodologicheskij analiz ponyatiya motivacionno-cennostnyh orientacij i ih rol' v regulirovanii sluzhebnogo povedeniya sotrudnikov OVD // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2019. № 2 (79). S. 119-122.

5. Mal'ceva, O.A. Kompetentnostnyj podhod v organizacii i provedenii zanyatij po psihologicheskoj podgotovke sotrudnikov podrazdelenij Gosavtoinspekcii // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2018. № 4 (77). S. 149-152.

6. Gajnullina, A.A., Smirnov V.N. Psihologiya konstruktivnogo vzaimodejstviya sotrudnikov DPS GIBDD s uchastnikami dorozhnogo dvizheniya: Ucheb.-metod. posobie. 2 izd., pererab. i dop. M.: DGSK MVD Rossii, 2013. 216 s.

7. Majorov, A.V. O koncepcii viktimologicheskogo protivodejstviya prestupnosti // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2015. № 4(34). S. 50-57.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Перков Артем Александрович, преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии, ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова», г. Орел, Россия.

E-mail: artperk@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Artem A. Perkov, teacher of the chair of Criminal Law, Criminology and Psychology, of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov. Lukyanov, Orel, Russia.

E-mail: artperk@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 21.10.2021

Принята к публикации / Accepted: 06.12. 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.